Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по психологии (старшая группа)

Оксана Игоревна Редькина

чем коммуникация отличается от общения? на что направлено социально-коммуникативное развитие. как можно развивать социально-коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

социально-коммуникативное развитие направлено на:

  1. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  2. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
  4. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  5. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

И так что же входит в развитие коммуникативных навыков.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Коммуникация

(англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:

-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом.

-для достижения результата.

-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.

В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении  происходит в игре.

Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений:

- реализация комплекса коммуникативных игр, обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;

-рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);

- коллективный характер игр на основе добровольного участия детей.

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. 

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности и для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.

 Для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, как «Хвостдракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.

Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко».

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Статья освещаает значимость использования распевок на музыкальных занятиях  в ДОУ, рекомендует педагогические методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошко...

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....