Конспект семинара-практикума
план-конспект занятия по психологии

Яблонская Людмила Васильевна

Конспект семинара-практикума.Цель:Формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_puteshestvie_v_stranu_garmonii.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ                                                                                                                                       семинара-практикума с элементами тренинга

по профилактике синдрома профессионального «выгорания»                                                     «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГАРМОНИИ»

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

  • познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
  • обучить способам психической саморегуляции;
  • снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
  • содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
  • сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • улучшится психологический климат в коллективе;
  • снизится ситуативная и личностная тревожность педагогов;
  • сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • повысится самооценка и уверенность в себе

Структура:

  1. Диагностический блок:

- знакомство;

- лекция;

- групповая диагностика.

  1. Основной –тренинговый блок:

- тренингсаморегуляции

  1. Итоговый блок:

- рефлексия;

- рекомендации

Ведущий: «Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии, которое посвящено теме профессионального выгорания»

Упражнение «Имя – качество». (5 мин)

Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мягкую игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или отчестве. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все очень разные, нам предстоит совместная работа.

Выработка правил группы (5 мин)

  • Доверительный стиль общения (насмешки и злословия исключаются)
  • Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем ведётся работа)
  • Персонификация высказываний (вместо «мы», «нас» употребляются «я», «для меня»)
  • Искренность в общении (нет желания говорить правду – можно молчать)
  • Активность (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить)
  • Конфиденциальность
  • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек, а поступки: «Я не согласен с действиями…»)
  • Отказ давать советы, если о них не просят
  • Уважение к говорящему (у каждого должна быть возможность высказаться)
  • Ведущий всегда прав (может применять санкции при нарушении правил)

Мини-лекция «Что такое профессиональное выгорание»

с показом презентации  (Приложение 1) (5 мин)

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. (1 слайд)

На языке психологии данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к окружающему, потеря интереса к работе и к жизни. (2 слайд)

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса. (3 слайд)

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.(4 слайд)

Наше занятие по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов - важное и  необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и  ориентировано на оказание помощи в решении вопросов личностного благополучия,  на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних  ресурсов личности. Итак, начнём с себя!Я предлагаю вам отправиться в поход.

Упражнение-разогрев «Зарядка для солнышка»  (1,5 мин)(«Солнышко лучистое»муз. и сл. Макс.Задорнова)

Цель: снятие напряжения после статической нагрузки

Ведущий: Продолжаем наш поход

Диагностика (5 мин) отношения педагога к миру с помощью рисуночной методики «Домик для эльфа».(Приложение 2)

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту:

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

  • Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.
  • Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.
  • Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.
  • ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.
  • Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.
  • Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные  вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

Ведущий: Дальше мы отправляемся на воздушных шарах

Упражнение «Воздушный шар» (10 мин)

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость, обида.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники  отпускают шарик.Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с человеком, испытывающим отрицательные эмоции. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники  выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? Он выходит из него.И этим гневом можно управлять.

Ведущий:Мы в силах управлять своими эмоциями, контролировать их. Как вы думаете, выполнимо ли это? Чтобы это узнать мы отправимся на цветочную поляну.

Упражнение «Цветик-семицветик»(5 мин)

Инструкция:Возьмите цветок. Внутри напишите «мои ресурсы», лепестки – названия ресурсов. Обсуждение по кругу. Каждый участник высказывается.

Ведущий: Молодцы! А теперь покажите, на какой яркой цветочной поляне мы побывали, какими ресурсами мы обладаем. Вы можете взять эти цветы с собой и смотреть на них всякий раз, как только в этом появится необходимость. Кроме того вы можете «вырастить» и другие цветы также заполняя их новыми ресурсами.

А сейчас мы отправляемся на морское побережье

Релаксация «Отдых на море»(3 мин)

( В.А.Моцарт «Музыка ангелов»)

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Примите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться.Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.

Динамическое упражнение «Зарядка для солнышка»(1,5 мин)

(«Солнышко лучистое»муз. и сл. Макс.Задорнова)

Ведущий: А теперь давайте вспомним, что было на сегодняшнем занятии. Поделитесь с группой своими ощущениями. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали о себе? Какой полезный опыт получили на этом занятии?

Мы  приблизились к берегам Страны Гармонии. У каждого из нас своё представление об этой Стране. Я думаю, вы с удовольствием приложите все свои силы, чтобы жить в гармонии с миром и с самим собой. Большое вам спасибо за плодотворную работу.

Упражнение «Аплодисменты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей. <<играем ручками и пальчиками под фольклор>>

Конспект семинар – практикум для родителей«Играем  ручками и пальчиками под фольклор»...

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

конспект семинара - практикума для родителей "Расти здоровым"

Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни и это главная забота родителей и педагогов. Формировать готовность родителей  в ежедневном выполнении правил...

Конспект семинара- практикума "Домашние посиделки" для родителей совместно с детьми.

Семинар- практикум для родителей совместно с детьми. Его цель - показать и научить, чем можно заняться с детьми дома, а так же обьяснить родителям - насколько важна такая совместная деятельность для с...

конспект семинара практикума "прпедевтика спортивных игр"

конспект содержит упражнения по обучению игре в бадминтон детей старшего дошкольного возраста....

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

Конспект семинара-практикума для родителей на тему: "Осень в гости к нам пришла"

Данный конспект был составлен и использован для проведения семинара-практикума с родителями  в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....