«Профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста»
статья по психологии

Сергеева Татьяна Васильевна

Глобальный мир несет серьезную угрозу личности ребенка, психологический комфорт которой целиком и полностью зависит от взрослого, личности, которая только учится принимать себя, правильно воспринимать ситуацию и адекватно на нее реагировать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_asotsialnogo_povedeniya.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста»

Сергеева Татьяна Васильевна – педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 1 г. Белгорода (МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 г. Белгорода)

Глобальный мир несет серьезную угрозу личности ребенка, психологический комфорт которой целиком и полностью зависит от взрослого, личности, которая только учится принимать себя, правильно воспринимать ситуацию и адекватно на нее реагировать.

Еще не так давно словосочетания «девиантное поведение», «асоциальное поведение» относилось к подросткам. В последнее же время стали чаще обращать внимание  на многие аспекты проявление асоциального поведении детей дошкольного возраста, т.к. именно детский сад является первым образовательным учреждением,  которое формирует личностное становление ребенка и его социализацию в обществе. И поэтому оно играет огромную роль в предупреждении и профилактике асоциального поведения  ребенка раннего возраста.

Асоциальное поведение можно определить как субъектно-деструктивную активность, направленную на удовлетворение потребностей человека путем социально-неприемлемых форм поведения, характеризующихся преднамеренным и осознанно-умышленным характером прямого воздействия на личность, противоречащих сложившейся системе социальных отношений общества, и проявляющихся в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных нарушений до тяжких преступлений. Под влиянием комплекса негативных отрицательных факторов социальной среды: негативного влияния внутрисемейных отношений (аморальное поведение взрослых, агрессивные компьютерные игры и бесконтрольный просмотр телевизионных передач, др.), несовпадение взглядов на воспитание ребенка, эмоциональная дистантность родителей,  педагогические ошибки, поведение и поступки становятся ребенка становятся асоциальными. В результате ребенок подвержен негативному воздействию и получается лишенным основ воспитательного процесса в семье и обществе. И уже в группах дошкольного учреждения можно наблюдать специфические проявления асоциального поведения ребенка:

1. Трудности, связанные с умственным развитием ребенка (познавательно-деятельностная неуспешность, нарушение развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления).

2. Проблемы в поведении (неуправляемость, грубость, отказ от выполнения и игнорирование групповых правил, норм и требований воспитателей, грубость, неуважение к старшему, прямая физическая и (или) вербальная агрессия, гнев, ложь, воровство, сквернословие, отказ от еды, угрозы).

3. Психологические проблемы (неадекватная самооценка, депрессивное настроение, безответственность ребенка за собственные поступки).

4. Эмоциональные и личностные проблемы (повышение возбудимости, чувство беспокойства, раздражительность, частая смена настроения, страхи, эмоциональное напряжение).

5. Проблемы общения (обидчивость, неумение слушать, неадекватные притязания на лидерство, и т.д.).

6. Неврологические проблемы (возбудимость, головные боли, энурез, навязчивые движения и невротические тики, задержка речевого развития, повышенная утомляемость, нарушение сна, и т.д.).

В раннем детском возрасте подобное поведение проявляется импульсивностью, внезапностью, нестойкостью и скоротечностью, быстрой угасаемостью имитационного поведения. Опасность асоциального поведения дошкольника заключается в том, что изначально можно наблюдать отдельные искажения в поведении ребенка, и если на них не обратить внимание, то асоциальное поведение закрепляется и в дальнейшем перерастет в устойчивые паттерны поведения уже взрослого человека.

Поведенческие проблемы этих людей заложены в раннем детстве. 
В той или иной степени для них свойственно: 

- агрессивное поведение, включая насилие;

- эмпатия;

- отсутствие чувства вины и неспособность делать выводы из жизненного опыта в целом, в том числе из наказания;

- перекладывание вины на окружающих или оправдание  своего игнорирования социальных норм и правил;

- пренебрежение обязанностям;

- объяснять социально осуждаемые поступки благовидными намерениями.

Причины возникновения асоциального поведения:

1. Медико-биологические причины: наследственные, врожденные, приобретенные.

2. Социальные причины: запреты, требования, стигматизация (придумывание кличек, навешивание ярлыков).

3. Педагогические причины: наказания в случае невыполнения требований взрослого.

4. Психологические причины: превосходство, самоутверждение, личностное первенство, привлечение внимания, удовольствие, подражание.

Зачастую именно в семье находится источник проблемы, и именно родители закладывают в ребенке отрицательную модель поведения, выстраивая процесс воспитания следующим образом:.

1. Вседозволенность и всепрощение:

Иногда и в детоцентрической семье вырастает ребенок с асоциальным поведением. В такой семье ребенку разрешено все, ограничений и запретов нет. Смысл родителей заключается в обеспечении ребенка удобствами и комфортом. Ему покупают все, что он не попросит. В такой семье у ребенка нет обязанностей и ответственности, за него все сделают, всем обеспечат. Ребёнок растет эгоистом, не умеет делиться, в результате у него нет друзей, и он становится изгоем среди ровесников. Взрослея, ребенок естественно рассчитывает от социума на такое же отношение, к которому он привык в семье. Однако реалии окружающего мира сильно отличаются от привычного. И в зависимости от типа нервной системы и характера ребенка развивается негативизм и (или) протест, что сильно затрудняет социальную адаптацию ребенка. Такой ребенок, если позволяют обстоятельства, будет пытаться подчинить себе других.

2. Жестокое отношению к ребёнку:

Родители, зачастую бываю неоправданно жестоки по отношению к ребенку. Наказание следует за малейшую провинность, порой даже не объясняя причины.  В качестве наказания используются любые методы: разного рода запреты, лишают удовольствия, оскорбляют и унижают, а опаснее всего  необдуманные и неконтролируемые физические наказания.  За хорошее поведение его не хвалят и не поощряют, вообще не обращают внимание. И тут два варианта: или из-за страха быть наказанным ребенок будет бояться вообще, что-либо делать, чтобы не привлекать к себе внимание родителей, или в целях удовлетворения базовой потребности во внимании будет совершать поступки, за которые будет наказан. Эмоциональные отношения в такой дисгармоничной семье с низким уровнем психологических и педагогический знаний холодные. В социуме ребенок, воспитанный в такой семье, может проявлять негатив и агрессию по отношению к слабому ребенку, вымещая на нем свою обиду. Взрослея он, как правило, начинает ненавидеть своих родителей. 
3.Равнодушие: 
В других семьях нет жестокости, но есть абсолютное равнодушие членов семьи друг к другу. В таких семьях отсутствуют традиции, не проводятся праздники, нет совместного времяпрепровождения, ребенок не знает историю своей семьи и своего рода. Такие семьи могут существовать долго, но в них отсутствуют положительные эмоции и сопереживание. В такой семье каждый живет своей жизнью, своими интересами и не считается с интересами других членов семьи. В такой семье ребенок лишен права выбора, за него все решили. И как следствие в такой семье вырастает ребенок не способный к проявлению эмпатии.

Модели родительского воспитания провоцируют  деструктивное, асоциальное поведения ребенка в той или иной степени, в зависимости от сложившейся ситуации и уровня ее проявления. Дефицит и формализация общения, в комплексе с завышенными требованиями приводит к развитию неуверенности ребенка, вербальной заторможенности, интеллектуальных нарушений,  создают у них серьезные смысловые трудности в понимании требований взрослых, что существенно усугубляет жизнь и детей и их родителей.

Характерными признаками асоциального поведения ребенка зачастую являются:

1. Психоневрологические расстройства, проявляющиеся в той или иной степень (особое внимание нужно обратить на ребенка с диагнозом гипердинамический синдром, СДВГ)

2. Невысокий уровень развития когнитивных способностей ребенка (познавательно-деятельностная неуспешность).

3. Плохая наследственность (девиантное поведение родителей, психиатрические заболевания в семье).

4. Гендерная идентичность (у мальчиков асоциальное поведение встречается чаще, чем у девочек). Как правило, проблема асоциальности ребенка происходит не стремительно, а формируется поэтапно и располагая определенной информацией (воспитание в семье) это формирование можно наблюдать в анамнезе ребенка.

Нарушения социального характера на ранних этапах онтогенеза, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер (воровство ребенка пяти лет может быть связано с отсутствием еды и вещей, неудовлетворенной базовой потребностью во внимании и любви, гиперактивностью). К примеру, аутоагрессия, защитно-агрессивное поведение ребенка проявляется как возможный способ преодоления страха, поэтому, перед тем как применять воспитательные меры,  необходимо в каждом конкретном случае понять истинные причины поступка ребенка.

Превентивным мерам проявления и развития асоциального поведения дошкольников в ДОУ уделяется большое внимание. Работа в данном направлении проводится отдельно с детьми и с родителями. Изначально в работе с детьми проводится диагностическая работа по адаптации ребенка пришедшего в ДОУ, в том числе и на проявление асоциального поведения ребенка в группе. Ведется активная работа с воспитателями всех групп: наблюдение за поведением ребенка в группе, умение организовать самостоятельную деятельность и взаимодействие ребенка в коллективе; своевременное обращение внимания на изменения в поведении ребенка и беседа с родителями; проведение игр направленных на формирование коммуникативных навыков и умений, установление и развитие доброжелательных отношений в детском коллективе, профилактику агрессивного поведения детей в группе; чтение психотерапевтический сказок и просмотр мультфильмов с дальнейшим их обсуждением.

Работа с родителями проводится в двух направлениях: индивидуальная и групповая. Во время групповой работы с родителями идет просмотр видеоролика с реальной ситуацией и затем проводится его обсуждение, в т.ч. и предположение каким человеком вырастет герой видеоролика, его восприятие окружающего мира и родителя. Бывает, что родители, после просмотра видеоролика начинают видеть и в поступках своего ребенка проявление аспектов асоциального поведения. Подобный формат встреч заставляет родителей подумать о том, что ребенок демонстрирует ту модель поведения, которую он видит дома.

В том случае, когда родитель ищет помощи у воспитателей и психолога в вопросах развития ребенка и коррекции его поведении, проводится индивидуальная работа. Т.к. семья является динамической микросистемой, находящаяся в постоянном развитии, то даже после беседы с одним из родителей пересматриваются взгляды на воспитание ребенка в семье, в результате чего меняется эмоциональное состояние ребенка и, как следствие, его поведение в социуме.

Во время индивидуальной работы с родителями проводится  диагностическая работа на определение типа семейного воспитания и его влияние на акцентуацию характера ребенка. С интересом родители выполняют проективные методики: метафорические карты, рисуночные тесты («Рисунок семьи», «Дом – дерево - человек»), и др.

Наиболее результативной работа по предупреждению, профилактике и коррекции асоциального поведения будет лишь при совместном взаимодействии родителей и педагогов дошкольного учреждении в воспитании ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...

Игрушка в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы определяется необходимостью изучения влияния современных игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста, так как на современном этапе развития нашего общества появила...

Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям  ДОО при организации работы с детьми....

Методическая разработка по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Разработка представляет собой программу. Программа направлена на профилактику агрессивности и проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) часов,...

Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".

В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...