Мастер-класс для педагогов: «Нейроподход в работе с детьми с дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии
Цель: Ознакомление с основными принципами нейропсихологического подхода и его применение в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_seminar_1.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов:
«Нейроподход в работе с детьми с дошкольного возраста»
Составил и подготовил
педагог-психолог Карякина И.С.
Цель: Ознакомление с основными принципами нейропсихологического подхода и его применение в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Предоставление информации о структуре и функциональных особенностях мозга.
2. Понимание важности создания благоприятной и стимулирующей среды для развития детей.
3. Обучение методикам нейропсихологического подхода в работе с детьми дошкольного возраста.
Ход семинара
I.Теоретическая часть:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Добро пожаловать на семинар-практикум «Нейроподход в работе с детьми дошкольного возраста.
Нейропсихология – относительно молодая научная дисциплина, изучающая особенности развития и функционирования головного мозга, а также то, как эти особенности влияют на поведение, личность и способности человека. За короткий период нейропсихология смогла занять важнейшее место среди наук изучающих ВПФ (высшие психические функции) человека.
- Многие события в жизни ребёнка – в настоящем и будущем, - зависят от того, насколько мы понимаем законы, по которым работает его мозг, и в какой степени сумеем наше понимание использовать во благо ребёнка. Базовая нейропсихологическая технология — это максимально результативный метод замещающего онтогенеза - открытие, позволяющее осуществить полноценное нейропсихологическое сопровождение детей. В связи с этим, необходимо внедрять такие технологии как профилактические и развивающие, а также с целью коррекции или компенсации проблем у детей.
Анализируя нарастающее неблагополучие процессов развития в современной детской популяции можно привести список наиболее распространённых проблем современных детей, которые можно обозначить как факторы риска для полноценного психического развития:
- Родовая травма, кесарево – сечение, преждевременные роды, общий наркоз, асфиксия, и т.п.
- Ребёнок по тем или иным причинам был ограничен в движении с первых дней жизни, не сосал грудь, мало ползал, ходил на ципочках, поздно начал говорить. Он быстро возбуждается или напротив излишне медлителен, плохо засыпает, с трудом усваивает бытовые навыки.
- Часто болеющие дети, ослабленные дети.
- Испытывает трудности, когда общается с чужими людьми, не может сосредоточиться, быстро отвлекается, не выполняет элементарных правил. Каверкает слова, плохо рисует, не удерживает ритм на занятиях физкультурой.
- Конечно это дети с ОВЗ/ дети-инвалиды.
Ключевым фактором психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста является проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации их обучения и воспитания. Ее решение предполагает использование научно-обоснованных подходов и инновационных технологий.
Одним из таких направлений является нейропсихологический подход, предполагающий коррекцию нарушенных психических процессов и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Основа и суть нейропсихологии – это теория Александра Романовича Лурии. Он считал, что именно двигательные методы активизируют, восстанавливают, выстраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности. Научные исследования современных учёных (А.В. Семенович, Е.А. Воробьёва) показывают, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния». Практический опыт специалистов подтверждают выводы ученых: применение нейропсихологических игр и упражнений улучшает память детей, повышает концентрацию внимания, у них происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.
Основная цель использования нейропсихологических игр и упражнений - коррекция психических процессов и эмоционально - волевой сферы. А самое главное, упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную области. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Особенно необходимо применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с проблемами в развитии и поведении.
2. Уникальность метода:
Вклад в развитие этой технологии внесла Анна Владимировна Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии Московского городского психолого – педагогического университета. Автор более 200 книг в области нейропсихологии. Универсальность метода в том, что заниматься по этой технологии в детском саду сможет не только специалист- психолог или логопед, но и воспитатель группы, а в семье такие занятия можно начинать гораздо раньше трёх лет.
В последние годы обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития детей. Это вегетососудистые и мышечные дистонии , возрастание случаев патологической леворукости ,повышенная возбудимость мозга, гиперактивность, дифицит внимания и снижение иммунных механизмов. А в целом – эмоционально-личностную и познавательную неготовность к обучению. При обследовании у детей выявляется несформированность широкого спектра психических функций: восприятия, пространственных представлений, памяти, мыслительных процессов. Из раннего возраста, неблагоприятные нюансы развития ребёнка (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекочёвывают в дошкольную и позже в школьную реальность.
Пока ребёнок находится в домашних условиях многие его «пробелы» маскируются ближайшим окружением, то мама подскажет, то бабушка поможет. Уже в детском саду ребёнок оказывается в новой обстановке, где существуют определённые правила и ориентация на общепринятые компетенции. И если произошёл сбой в психологическом развитии, трудности будут нарастать. Для преодоления таких проблем используют базовую нейропсихологическую технологию -метод замещающего онтогенеза. С помощью упражнений можно как бы «замещать» то есть конструировать заново те отрезки развития ребёнка, которые он не прошёл по тем или иным причинам. Нейропсихологические упражнения можно использовать и как абилитационные, то есть направленные на выявление и развитие разнообразных способностей ребёнка. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники – лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте. Недаром взрослые, занимающиеся с ребёнком по методу замещающего онтогенеза, всегда отмечают повышение собственной энергетики, улучшение настроения и даже омоложения мыслей, души и тела.
Дошкольный период детства – самое лучшее время для нейропсихологических занятий, так как результаты (при регулярных занятиях) не заставляют себя ждать. Чтобы обеспечить нормальное развитие ребёнка достаточно использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться в дошкольном учреждении и в повседневной жизни вообще. Они будут полезны всем членам семьи для поддержания хорошего психологического тонуса.
Для успеха нейропсихологического сопровождения детей необходимо соблюдать некоторые правила:
Во-первых, прежде чем начать заниматься с детьми надо сделать предложенные упражнения самому педагогу или родителям, первостепенно это относится к двигательным и дыхательным упражнениям. Только прочувствовав собственным телом каждое задание, взрослый будет уверен в том, что понимает ощущения ребёнка.
Во-вторых, не надо бояться количества упражнений: они не рассчитаны на мгновенное освоение. Осваивается одно- два упражнения в течении дня. Как только эта «зарядка» усвоена, прибавляем ещё два. Каждое упражнение делается 3-5 раз, поэтому занимает не много времени, а пользу приносит немалую.
Как же все таки работает нейропсихологическая коррекция? С помощью специального комплекса двигательных , дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко.
В ходе коррекционных занятий с использованием нейропсихологических упражнений, в мозге происходят следующие процессы:
во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка;
во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности;
в - третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.
Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль.
Основные показания к применению нейропсихологических игр:
- ребёнок имеет дисфункцию психомоторного развития;
- испытывает трудности с усвоением материала;
- имеет низкую работоспособность, повышенную утомляемость, рассеянность;
- снижение функции внимания, памяти, мыслительной деятельности, отсутствие или снижение познавательного интереса;
- несформированность пространственных представлений;
- при диагнозе СДВГ, ЗПР, ЗРР, РАС, ТНР;
- Проблемы в ЭВС;
Противопоказанием является эпилепсия и нервные тики.
- Хотелось бы остановиться на структуре и функциональных особенностях мозга у детей.
Мозг детей имеет свои структурные и функциональные особенности, которые отличаются от мозга взрослых. Вот некоторые из них:
- Развивающаяся структура: Мозг детей продолжает развиваться в течение длительного периода, особенно в раннем детстве. В этот период происходит формирование и укрепление нейронных связей, что позволяет детям учиться и адаптироваться к окружающей среде.
- Большая пластичность: Мозг детей обладает высокой степенью пластичности, что означает его способность изменять свою структуру и функции под влиянием опыта и обучения. Это позволяет детям быстро усваивать новую информацию и адаптироваться к новым ситуациям.
- Большая активность в некоторых областях: Некоторые области мозга, такие как префронтальная кора, отвечающая за планирование, принятие решений и контроль поведения, могут быть менее развиты у детей по сравнению с взрослыми. Это объясняет некоторые особенности поведения детей, такие как неспособность к долгосрочному планированию или импульсивность.
- Развитие эмоциональных и социальных функций: Мозг детей активно развивает области, связанные с эмоциями и социальными навыками. Это объясняет, почему дети могут проявлять более сильные эмоциональные реакции и иметь большую потребность во взаимодействии с другими людьми.
- Развитие когнитивных функций: Мозг детей также развивает области, отвечающие за когнитивные функции, такие как внимание, память, язык и решение проблем. В процессе развития эти функции становятся более сложными и усовершенствованными.
Важно отметить, что эти особенности могут различаться у разных детей в зависимости от их генетической предрасположенности, окружающей среды и опыта, которые они получают.
II. Практическая часть:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют особого внимания и поддержки в своем развитии. В работе с ними необходимо учитывать их индивидуальные особенности и применять специальные методы, которые помогут им преодолеть трудности и достичь своего потенциала. Один из таких методов, как мы уже и говорили -нейропсихологический подход, другими словами- активация мозга через разнообразные упражнения.
Мы предлагаем рассмотреть и попрактиковать несколько эффективных упражнений, способствующих развитию и коррекции учебных и поведенческих навыков у детей с ОВЗ.
Вот некоторые из них:
1. «Моторика рук»
Активность, направленная на развитие мелкой моторики рук и координации движений. Можно предложить детям выполнить различные задания, например, складывание пазлов, вязание, лепку из пластилина или рисование точками. Это помогает развивать мелкую моторику и улучшает психомоторные навыки у детей с ОВЗ. (провести упражнение)
2. «Память и внимание»
Упражнение, нацеленное на тренировку памяти и развитие концентрации внимания у детей с ОВЗ. Можно использовать игры с карточками или пазлы с изображениями, попросив детей запомнить порядок карт или собрать пазл в определенной последовательности. Это помогает улучшить память и развивает навык сосредоточенности. (провести упражнение)
3. «Упражнения для речи»
Специальные упражнения для развития речевых навыков у детей с ОВЗ. Можно использовать игры и задания, направленные на расширение словарного запаса, развитие артикуляции и улучшение понимания речи. Важно адаптировать упражнения к индивидуальным потребностям каждого ребенка с ОВЗ. (провести упражнение)
4. «Упражнения на координацию движения, согласованность рук и ног; межполушарное взаимодействие»
Межполушарные доски, рисуем двумя руками, упражнения с су-джок шариком и др. (провести упражнение)
5. «Нейро-гимнастика»
Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления, зрительное восприятие. Развивает крупную и мелкую моторику рук. Помогает снизить утомляемость, напряжение, повысить стрессоустойчивость. (провести упражнение)
6. «Кинезиологические упражнения»
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. (провести упражнение)
7. «Мозговой штурм»
Упражнение целью которого является развитие креативности и мышления у детей с ОВЗ.
Предлагается поставить перед детьми задачу или проблему и попросить их предложить максимальное количество решений или идей. Это упражнение не только способствует активизации мозга, но и развивает умение мыслить гибко и находить нестандартные решения.
Уважаемые коллеги, просим вас разделиться на две команды, каждая команда должна разработать по два-три нейроупражнения и представить их коллегам. Для их проведения можете взять из предложенного материала все, что вам необходимо.
Заключение:
Отметим преимущества использования нейропсихологического подхода в работе с детьми дошкольного возраста.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, учитывая на будущее свои ошибки. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.
В своей работе мы используем нейропсихологические упражнения (нейроигры) – это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при разных проблемах и видах нарушений, без использования медикаментов. Значительным преимуществом считаю отсутствие финансовых затрат для создания нейроигр и отсутствие сложностей при внедрении и использовании их в любом образовательном процессе.
Не стоит забывать, что наш мозг – это главный орган нашего организма, отвечающий за все наши действия и мысли. Поэтому необходимо уделять ему достаточно внимания и заботы. Нейроупражнения – это отличный способ заботы о своем мозге и его развитии. И помните, что никогда не поздно начать тренировать свой мозг - он всегда готов к новым вызовам и приключениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого просмотра Мастер-класс по теме: «Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»
Конспект открытого просмотраМастер-класс по теме:«Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»...
Мастер-класс "Развитие психических процессов в рамках НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мяча".
В материале пре6дставлены игры с мячом, способствующие разностороннему развитию детей от 3 до 4 лет....
Мастер – класс «Методика проведения занятия по игровому стретчингу с детьми старшего дошкольного возраста» "Прогулка по Африке"
Цель: Способствовать развитию активизации двигательной деятельности.Задачи:-Укреплять мышцы детей.-Повышать двигательную активность, выносливость;-Развивать гибкость мышц и суставов.-Формировать потре...
Мастер - класс Тема: «Изготовление объемных цветов из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями»
Использование приемов и способов бумажной пластики в создании цветов (тюльпанов). Совершенствование художественно-творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности...
мастер- класс по созданию объёмного коллажа "Опасная гроза" с детьми старшего дошкольного возраста
Как интересно, просто и в доступной форме познакомить детей с опасными ситуациями, котрые поджидают нас в природе, дома, во дворе или на улице? В этом нам помогут творческие виды деятельности, такие к...
Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы».
МАСТЕР-КЛАССТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми старшего до...