Мастер класс. Прозрачные мольберты, как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
учебно-методический материал по психологии

Татьяна Алексеевна Передрий

Цель:

Ознакомление педагогов с разнообразием подходов  и возможностей при использовании в работе прозрачных мольбертов.

 

Задачи:

  • Представить формы и методы арт-терапевтической работы  использования прозрачных мольбертов для решения развивающих, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога со всеми участниками образовательного процесса;
  • Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность педагога-психолога.
  • Дать почувствовать позитивную творческую энергию, которая достигается в результате занятий с прозрачным мольбертом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прозрачные мольберты, как инновационная технология в работе с детьми  дошкольного возраста.

Цель:

Ознакомление педагогов с разнообразием подходов  и возможностей при использовании в работе прозрачных мольбертов.

Задачи:

  • Представить формы и методы арт-терапевтической работы  использования прозрачных мольбертов для решения развивающих, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога со всеми участниками образовательного процесса;
  • Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность педагога-психолога.
  • Дать почувствовать позитивную творческую энергию, которая достигается в результате занятий с прозрачным мольбертом.

В настоящее время формируется качественно новая система образования, одной из актуальных задач которой является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития.

«Прозрачный мольберт» - прекрасный многофункциональный дидактический материал, для рисования, развития пространственного мышления, логики, социально – коммуникативного развития. «Прозрачный мольберт» может применяться в работе разных специалистов, у каждого из которых будут свои цели и задачи.

«Прозрачный мольберт» используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе совместной работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества.

Стекло – уникальный материал, оно прозрачно, легко очищается прямо в процессе работы. Стекло не впитывает краску, что дает важный эффект – сиюминутность, временность, отсутствие постоянства. Это как тренировка – игра, как возможность изменений, как возможность исправления ошибок «здесь и сейчас», без переживаний и угрызений совести. Этого нет в реальной жизни, но есть возможность попробовать и извлечь необходимые, собственные уроки.

Изобразительная деятельность содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Процесс творчества также эмоционально насыщен, художник – ребенок, выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержанием создаваемого образа. 

Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

Нетрадиционные техники рисования, используемые на мольберте:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • рисование листьями;
  • рисование маркером;
  • рисование поролоном и штампами;
  • точечные рисунки;
  • монотипия;
  • рисование кремом;
  • рисование ватными палочками.

Примеры игр и упражнений.

Упражнение "Идет дождик". Ребенок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.

Аналогичные упражнения: "Светит солнышко", "Снегопад".

Упражнение "Листочки". Педагог рисует дерево, а ребенок рисует разноцветные осенние листочки.

Упражнение "Обведи свою ладошку".

Упражнение "Радужная путаница". Придумать и нарисовать свою радугу совместно с другим ребенком (работа в парах).

Упражнение "Визуализация". После прочтения стихотворения, предлагается нарисовать рисунок.

Дальнейшее углубление в изучение арт-терапевтических методов работы с детьми дошкольного возраста привело меня к ещё одному не менее значимому и интересному направлению – сказкотерапии. И перед тем, как мы с вами приступим к практической части нашего МК, я расскажу вам сказку о сказкотерапии.

В некотором царстве в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им.

Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях, делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях - и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы - телевизоры, смартфоны, планшеты, компьютеры …

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом всемогущий компьютер с различными «стрелялками». Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной. Так шли дни. Вдруг взрослые стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушать родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек - сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни…, и никто не знал каким помочь…

Мама одного мальчика Вовы однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребенку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства…Это моя детская сказка. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве в тридесятом государстве…), а затем «жили-были старик со старухой…». И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполняется радостью, светом, силой, доброй и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!

Итак, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

Практическая часть.

Коллеги, прежде чем я продолжу сказку, я предлагаю вам по парам сесть напротив друг друга к мольбертам. Как вы видите, мольберты поделены на 2 части, каждый из вас будет рисовать на своей «открытой» части. Я прошу вас нарисовать, по ходу прослушивания сказки, какой-то страх, возможно это будет первое, что приходит в голову, когда слышите «страх».

Продолжение про мальчика Вову.

Вова по настоящему полюбил сказку, настолько, что каждую свободную минутку своего времени просил почитать ему сказки, а если не получалось, то придумывал себе свои сказки и вот однажды ему приснился сон. Он оказался учеником школы волшебства и магии. Сидел за партой и внимательно слушал учителя.


— Боггарт — это привидение, которое меняет свой вид. Он превращается в то, чего человек больше всего боится.
- Замечательно, даже я не ответил бы точнее— похвалил отвечавшего ученика мудрый учитель, — Так вот, боггарт в гардеробе еще ни на что не похож. Он не знает, кого и чем станет пугать. Как он выглядит, неизвестно, но стоит его выпустить, он тут же станет тем, чего мы боимся больше всего на свете.
-А это значит, что у нас перед боггартом огромное преимущество. Можете сказать какое, обратился он к детям.?
Ну-у… нас здесь много. Ответил кто-то с задней парты.

-Правильно— сказал учитель— Поэтому с боггартом лучше сражаться вдвоем, втроем, вообще, чем вас больше, тем лучше. Он сразу теряется, не может выбрать, в кого ему превратиться. В огромного паука, в чёрную темноту или в приведение? Однажды боггарт на моих глазах хотел напугать сразу двоих и превратился в половинку слизняка. Вот смеху-то было! Заклинание против боггарта простое, нужно только одно: хорошенько сосредоточиться. Лучшее оружие против него — смех. Превратите его во что-нибудь смешное и рассмейтесь, он тут же исчезнет.

Вова проснулся очень счастливым, ведь он понял, как ему побороть свои страхи, ведь достаточно преобразовать их во что-то смешное.

Коллеги, сейчас предлагаю вам открыть вторые половины мольберта, чтобы увидеть, что за страхи получились у вашего напарника.

И сейчас, на примере героев сказки, предлагаю победить страх смехом. Каждый из вас постарается исправить страх напарника, дорисовав какие-то элементы, чтобы он стал смешным.

Коллеги, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»

Уважаемые педагоги!  Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...

Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"

В мастер  - классе  представлены   особенности организации образовательного события  в ДОУ....

Мастер-класс "Прозрачный мольберт"

Мастер-класс "Прозрачный мольберт"...

Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

—Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...

Мастер-класс "Прозрачный мольберт-как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста"

В работе с прозрачным мольбертом можно использовать широкий спектр нестандартных творческих техник и материалов....