Родительская встреча: "Как современные родители понимают готовность к школе"
план-конспект занятия по психологии

Ибрагимова Гумай Гюласан кызы

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект72.46 КБ
Office presentation icon презентация1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»»

(1 слайд) Тема (играет музыка)

(2 слайд)

Поступление ребёнка в первый класс – ответственный момент как для него самого, так и для родителей. О том, какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе, взрослые начинают задумываться задолго до этого события. Однако понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам.

Переход дошкольника к новой ступеньке образования – поступление в первый класс – волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября ребёнок остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Так же для родителей бывает важно, чтобы ребёнок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения. Многие из них тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: требуют от младшего школьника успехов в учёбе, не считаясь с его возможностями. Причиной этого является их собственный страх.

(3 слайд)

Игра 1 «Цветовой тест»«Уважаемые родители! Предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами лежат разноцветные карточки. Выберите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка

(4 слайд)

Как вы видите карточка красного цвета – отражает проявление сильного беспокойства;

карточка жёлтого цвета – проявление периодического беспокойства;

карточка зелёного цвета – обозначает полное отсутствие беспокойства.

(5 слайд)

На первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах.

По этому вопрос ожиданий родителей от предстоящего процесса обучения в школе волнует и воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи.

 (6 слайд)

Мы решили выяснить, что включают современные родители в понятие «готовность ребёнка к школе», каким образом они готовят детей к этому этапу. В рамках эксперимента, было опрошено 9 родителей детей подготовительной к школе группы 4 корпуса Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида «Радуга»

В результате выяснилось, что 40% опрошенных в качестве критерия готовности ребёнка к школе называют навыки чтения, письма и счёта, 23% - сформированность психических познавательных процессов, 19% - положительное отношение к обучению, 10% - навыки общения со сверстниками, 8% родителей отметили, что у готового к школе ребёнка развиты психические познавательные процессы.

Таким образом готовность ребенка к обучению в школе большинством родителей сводится лишь к овладению навыками чтения, письма и счета

(7 слайд)

Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

  • интеллектуальная
  • мотивационная готовность
  • волевая
  • развитие мелкой моторики рук
  • и социальная

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления; (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

Существуют внешние мотивы и внутренние. Внешние : отметки, вынужденный долг, учеба ради престижа или материального вознаграждения, избегание наказания. Внутренние: познавательный интерес, мотивация достижения, саморазвитие.

 Если бы сейчас мы спросили у детей, почему они хотят идти в школу, как вы думаете, что бы они ответили? ( Психолог записывает все предположения на доске).

Как вы думаете, какие из этих желаний связаны с внешней и внутренней мотивацией к школе?

Как вы думаете, какие мотивы будут дольше способствовать учению ?

 Попробуйте выяснить у своего ребенка, что привлекает его в школе, почему он хочет учиться.

 Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Какие качества относятся к волевому компоненту.

  • целеустремленность
  • решительность
  • выдержка
  • терпеливость
  • смелость
  • энергичность
  • инициативность
  • настойчивость
  • принципиальность
  • организованность
  • дисциплинированность
  • самоконтроль

Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.

Социальная готовность представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Какие качества  относятся к социальному компоненту?

  • готовность к новым формам общения
  • потребность ребенка в общении
  • желание учиться
  • умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности

Игра 2 Обратите внимание, на столах лежат описания жизненных ситуаций (по 2 ситуации у каждой команды). Определите к какому из компонентов готовности относится ваша ситуация и разработайте общие рекомендации по формированию данного компонента. Время работы 10 минут. Можете начинать. (рекомендации оформляются командой на ½ листа ).

По окончанию обсуждения представитель команды отвечает на вопрос, зачитывает рекомендации по развитию одного из компонентов школьной готовности. Участники других команд могут дополнить. Ведущий делает вывод.

Отлично. Вы все справились. Я думаю мы более менее разобрались в теме нашей сегодняшней встречи.

(8 слайд)

И так, продолжим. Для уточнения полученных результатов с первого опроса, родителям было предложено аранжировать по разной степени значимости 8 критериев, характеризующих содержание понятия «Готовность к школе».

(9 слайд)

Так приоритет родители отдают развитию кругозора и речи детей, и владению чтением, письмом и счетом. Они оцениваются родителями примерно одинаково. Равными по значимости считают умение общаться со сверстниками и развитию психического и физического здоровья. Важно отметить что незаслуженно низкие места в рейтинге заняли две значимые позиции: здоровье и физическое развитие ребенка.

Успешность обучения в школе, готовность приспособиться к изменившемуся режиму и нагрузкам в первую очередь зависят от того, насколько развит ребёнок физически и здоров.

Изучение результатов опроса продемонстрировало, что родители имеют определённые теоретические знания о подготовке ребёнка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологического и физического развития детей.

(10 слайд)

В подобной ситуации скорее всего у дошкольника возникнут чувство страха и тревоги от ожидания встречи со школой при этом даже и речи нет, что учиться может быть интересно. Обучение из-за страха перед педагогом и родителями способно привести к неврозам и снижению самооценки дошкольника. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребёнка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков. Если соблюдать все озвученные сегодня советы, то ребенок будет лучше готов к школе! И беспокойства будет меньше…

(11 слайд)

У меня всё. Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.

Карточки с ситуациями

1. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой ребёнок». Воспитатели же отмечают, что девочка не знает многое из того, что знают её сверстники. После объяснения не может выполнить аналогичное задание.

Нужно ли активировать интерес ребёнка к окружающему миру?

2. Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.

Будет ли успешным обучение ребёнка в школе?

3. Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Но не смотря на то, что он пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.

Что послужило причиной неуспеха в школе?

4. Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но всё равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, что в школьном коллективе ей может быть не легко.

Права ли мама в волнениях?

5. Славик очень хочет научиться писать. Он берёт карандаш двумя пальцами, сильно их сжимает, лицо при этом напряжённо краснеет, он пыхтит, губа нижняя закушена. Слава пытается нарисовать маленькую машинку. Вижу, что трудно, до ужаса! А вот здоровенного кота он умеет рисовать хорошо, усы так и разлетаются в разные стороны. Но ведь буквы-то маленькие, как же он будет в школе?

Можно ли учить ребёнка писать письменным шрифтом до школы?

https://i.pinimg.com/originals/3f/a6/6f/3fa66f4289ae837955982f9543b28c32.jpghttps://i.pinimg.com/originals/3f/a6/6f/3fa66f4289ae837955982f9543b28c32.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как современные родители понимают «Готовность ребенка к школе» Подготовила: педагог-психолог Ибрагимова Г.Г. г. Югорск МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (4 корпус )

Слайд 2

Взрослые переживают: как он будет ощущать себя в школе; как сможет учиться. Надеются: ребенок станет настоящим первокласником.

Слайд 3

«Цветовой тест»

Слайд 4

– сильное беспокойство; – периодическое беспокойство; – полное отсутствие беспокойства.

Слайд 6

Что включают современные родители в понятие «готовность ребенка к школе».

Слайд 7

интеллектуальная мотивационная развитие мелкой моторики рук социальная волевая Показатели готовности ребёнка к школе

Слайд 8

Оцените по степени значимости каждый из предложенных критериев, характеризующих содержание понятия «Готовность к школе». __ широкий кругозор, хорошо развитая речь; __ умение общаться со сверстниками; __ хорошее физическое и психическое здоровье; __ стремление узнавать новое; __ умение читать, писать, владение навыками счета; __ произвольность поведения; __ высокий уровень физического развития; __ развитые психические познавательные процессы.

Слайд 9

Развитие кругозора и речи детей; владение чтением, письмом и счетом . Умение общаться со сверстниками; развитие психического и физического здоровья Здоровье и физическое развитие ребенка.

Слайд 10

Подготовка к школе должна быть грамотной, в этом залог успеха!

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...

Как современные родители понимают "готовность ребенка к школе"

Поступление ребенка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи....

Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школе и ее компоненты».

   Есть в истории каждой семьи несколько критических моментов, прерывающих привычное течение времени. Среди них - поступление ребенка в школу. В жизни ребенка начинается новый этап, к...

Родительское собрание для будущих первоклассников "Речевая готовность к школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Р...

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"...

Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."

Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогическихособенностях детей семилетнего возраста.Задачи:- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнеговозраста в кризисный...

" Что мы не понимаем? Готовность к школе"

laquo;Готовность к школе»- что  же мы понимаем под этим словосочетанием?...