Результаты экспериментального исследования В рамках инновационного проекта: «Вовлечение родителей детей с ОВЗ в духовно-нравственные и коррекционно-развивающие занятия с детьми и повышение их педагогической компетенции».
тест по психологии

Надежда Александровна Агеева

Результаты экспериментального исследования
В рамках инновационного проекта: «Вовлечение родителей детей с ОВЗ в духовно-нравственные и коррекционно-развивающие занятия с детьми и повышение их педагогической компетенции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_eksperimentalnogo_issledovaniya.docx301.24 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты экспериментального исследования

В рамках инновационного проекта: «Вовлечение родителей детей с ОВЗ в духовно-нравственные и коррекционно-развивающие занятия с детьми и повышение их педагогической компетенции».

Подготовила: педагог-психолог Агеева Н.А.

Первое направление исследования исследование понимания родителями собственной роли в воспитании дошкольника, готовности родителей к партнерству с дошкольной образовательной организацией, их ожидания, роли детского сада в отношении воспитания детей.

В рамках первого направления исследования нами были использованы следующие методики.

Методика PARI (Авторы: Е. С. Шеффер, Р. К. Белл), направленная на для изучения отношения родителей к собственной роли в вопросах воспитания ребенка, активного участия в их жизни, позволила представить следующие результаты и сделать некоторые выводы.

При исследовании отношения родителей к семейной роли достаточно высокие результаты по следующим показателям:

-Неудовлетворенность ролью хозяйки,

-сверхавторитет родителей;

-несамостоятельность матери в выборе методов, приемов воспитания ребенка.

Несамостоятельность молодых мам в решении вопросов, связанных с воспитанием собственного ребенка, связана с влиянием сети интернет. Информация, черпаемая в социальных сетях, на различных форумах не всегда соответствует действительности и не всегда является необходимой для конкретного ребенка.

Высокие показатели по шкале сверхавторитет родителей может указывать на возможность снижения самостоятельности ребенка, его инфантилизации или появления тревожности, страхов.

Неудовлетворенность ролью хозяйки свидетельствует о том, что очень много мам устают от того, что практически все обязанности по дому кладутся на их плечи.

При исследовании оптимального эмоционального контакта недостаточный показатель по шкале «партнерские отношения», что может указывать на недостаточность взаимодействия в воспитании ребенка обоими родителями. Второе – это развитие активности ребенка, что является важнейшим компонентом самостоятельности ребенка.

Показатели по исследованию излишней эмоциональной дистанции относительно ровные, присутствует лишь излишняя строгость, которая приводит к подавлению детской инициативы, агрессивному сопротивлению со стороны ребенка. Не мене важным является и излишняя раздражительность по отношению к ребенку.

Очень важным показателем, способствующим снижению социализации ребенка, является исключение его из жизни ближайшего окружения, сосредоточение на микросоциуме, ограниченного семьей и детским садом. Вся беда в том, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья, таким образом, пытаются уберечь ребенка, снизить риски столкновения его с неприятностями, трудностями. Это приводит к обеднению контактов не только детей, но и самих родителей. Исключение внесемейных влияний обуславливают и высокий показатель по шкалам «чрезмерная забота», «опасение обидеть».

Сравнительные результаты исследования показывают, что, несмотря на достаточный эмоциональный контакт с ребенком и концентрацию внимания на его проблемах, родители все же соблюдают эмоциональную дистанцию с ребенком.

Методика диагностики родительского отношения (Авторы: А. Я. Варга, В. В. Столи, позволила оценить уровень отношения к собственным детям.

По шкале «Принятие-отвержение» средние результаты равны 10,4 баллов, что свидетельствует о том, что положительное отношение к ребенку снижено, взрослые испытывают к ребенку зачастую отрицательные чувства: раздражение, неудовлетворенность медленной коррекцией речи и ее восстановлением, снижением самостоятельности детей. У 25% родителей данный показатель равен 9 баллам.

Шкала «Кооперация» позволила увидеть, как родители оценивают возможности своего ребенка. 56,4% родителей высоко оценивают способности ребенка, поощряет их самостоятельность, у 43,6% родителей оценка несколько ниже, но она не является критической.

По шкале «Симбиоз» наблюдается невысокая, но психологическая дистанция между родителями и детьми. Лишь у 38% родителей данный показатель равен норме, 11% родителей имеют низкую норму, что свидетельствует значительной психологической дистанции

Результаты шкалы «Контроль» показывают, что средний показатель 5,4 балла является оптимальным для адекватного контроля за действиями ребенка, его достижениями, однако 27% родителей авторитарно относятся к собственным детям, что снижает их самостоятельность, инициативу, творчество

Исследование уровня инфантилизации позволила сделать вывод о том, что основная масса респондентов верит в своего ребенка и надеется, что у него все сложится хорошо, а неудачи в жизни ребенка являются случайными.

Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (Автор: М.

Марковская) позволила нам определить особенности взаимодействия родителей и детей

Анкеты направлены на исследование удовлетворенности родителей ДОУ, их мотивации к совместной деятельности, на выявление потребностей родителей в консультационных услугах специалистов и педагогов ДОУ

Результаты анкетирования

Анкета 1. Оценка деятельности педагога дошкольного

образовательного учреждения

  1. С каким настроением ребенок идет в образовательное учреждение?

  1. Как Ваш ребенок относится к воспитателям группы?

  1. С каким настроением воспитатель встречает детей утром?

  1. Внимателен ли воспитатель к детям и родителям?

  1. Доброжелателен ли воспитатель в общении с родителями воспитанников?

  1. Всегда ли воспитатель находит время для общения с родителями воспитанников?

  1. Соблюдает ли воспитатель в общении с родителями профессиональный такт?

  1. Старается ли воспитатель разобраться в проблемах семейного воспитания и помочь решить их?

  1. Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, спокойны ли Вы за него?

  1.  Устраивает ли вас работа воспитателя с детьми (организация образовательной деятельности, прогулок, досугов и прочего)?

  1.  Устраивает ли Вас работа воспитателя по взаимодействию с родителями (проведение консультаций, бесед, родительских собраний, совместных с детьми праздников и др. мероприятий)?

Степень значимости для родителей направлений деятельности в детском саду:

     

 О востребованности консультаций специалистов ДОУ

Из диаграммы видно, что наиболее значимым родители считают консультации учителя логопеда и воспитателя, это педагоги, с кем дети находятся большую часть времени. На втором месте учитель-дефектолог. В консультациях психолога родители нуждаются по большей части раз в месяц. Примечательно, что родители также считают немаловажным консультации физ.инструктора и музыкального руководителя .

Стиль поведения в ситуации конфликта по методу Томаса-Килманна

Из диаграммы видно, что большинство родителей в конфликтной ситуации выбирают компромисс. Он эффективен в ситуациях, требующих быстрого исхода. «Дележ» потребностей бывает необходим для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда возместить интересы сторон невозможно. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом конфликтного процесса. Любые варианты дележа — пополам, поровну, по-братски — психологически несправедливы. И это понятно: цель полностью не достигнута, некоторая часть брошена на алтарь позитивного исхода конфликта, но оценить жертву некому, так как оппонент так же пострадал, как и вы сами.

На втором месте Сотрудничество — это не столько стратегия поведения, сколько стратегия взаимодействия. Она незаменима в близких, продолжительных и ценных для обоих партнеров отношениях, при равенстве статусов и психологической власти. Она позволяет партнерам разрешить конфликт, не отказываясь от своих реальных целей. Всем хорошо сотрудничество, кроме одного. Это длинная история. Нужно время, чтобы проанализировать потребности, интересы и опасения обеих сторон, а затем тщательно обсудить их, найти наилучший вариант их совмещения, выработать план решения и пути его выполнения и т.д. Сотрудничество не терпит суеты и спешки, но позволяет решить конфликты полностью. Если времени нет, можно прибегнуть к компромиссу как к «заменителю» сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Овощи".

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Игрушки".

Предлагается конспект группового занятия для детей с общим недоразвитием речи, в котором представлены лексико-грамматические задания направленные на развитие и обогащение словарного запаса таких детей...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Интерактивные презентации для коррекционно-развивающих интегрированных занятий с детьми с ТНР. Интерактивные игры для индивидуально – подгрупповой работы с использованием интерактивного «Умного зеркала»

Материал содержит описание опыта работы по использованию интерактивных презентаций для интегрированных занятий и примеры интерактивных игр для "Умного зеркала Artik Me". Презентации к заняти...