Программа работы педагога-психолога ДОУ
методическая разработка по психологии
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога при работе с детьми дошкольного возраста, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.24 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Румянцевская СОШ» _______________ О.А. Зайцева «___»______________ 20___ год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 44 - 1 МОУ «РУМЯНЦЕВСКАЯ СОШ»
Составитель:
педагог-психолог Заикина О.В.
I квалификационная категория
2022 год
Оглавление
№ | Наименование разделов | Стр. |
1. | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 4 |
1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.4 | Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста | 7 |
1.5 | Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) | 10 |
2. | Содержательный раздел | |
2.1 | Основные направления деятельности педагога-психолога | 12 |
2.2 | Особенности взаимодействия педагога – психолога со специалистами ДОО | 15 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 17 |
3. | Организационный раздел | |
3.1. | Годовое планирование | 18 |
3.2. | Календарное планирование | 23 |
3.3. | Методическое и материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы | 37 |
3.4. | Циклограмма деятельности педагога — психолога | 39 |
Список литературы | 40 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности образовательного учреждения в работе с детьми дошкольного возраста от 1, 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога при работе с детьми дошкольного возраста, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой образовательного учреждения. Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях дошкольного отделения общеобразовательного учреждения позволяют своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
- Цель и задачи программы
Цель программы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармонического развития их личности в условиях дошкольного отделения образовательного учреждения.
Задачи программы:
- Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- Предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей;
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- Принципы и подходы к формированию программы
Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
-Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы, целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Содержание программы построено с учѐтом основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей.
В основу психолого-педагогической работы положены программы:
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.Экспресс-диагностика в детском саду;
- Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Составители: Лифатова Е. Г., Габитова И. В., Шамсиева Р. К.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина.
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду..
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений»
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций.
- Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет.
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников
- Шарохина В.Д. Коррекционно-развивающие занятия
- Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников
- Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич. Мастерская сказок для детей, уникальная методика развития.
- Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.
Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Физическое развитие:
Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.
Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
- Содержательный раздел
2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер. Психодиагностика проводится только с разрешения родителей (законных представителей) воспитанника.
Проводится:
- Наблюдение за адаптационным периодом детей группы раннего возраста;
- Диагностика познавательного развития детей младшей группы;
- Диагностика эмоционального состояния детей средней группы;
- Диагностика уровня развития интеллекта детей средней группы;
- Диагностика эмоционального и личностного развития детей старшей группы;
- Диагностика психологической готовности детей к школе;
- Диагностика воспитанников в рамках (ПМПК) ДОО;
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОО и личным наблюдениям педагог-психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, требованиям. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, социально-личностной сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской ПМПК. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций ГПМПК.
Проводится:
- Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми группы раннего возраста в период адаптации;
- Подгрупповые занятия с детьми старшей группы дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы;
- Подгрупповые занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию психологической готовности к школе.
Дополнительно:
- Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении.
- Индивидуальные занятия с детьми с ТНР
Психопрофилактика
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед педагогом-психологом стоит задача — содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОО.
- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
— повышение уровня психологических знаний;
— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОО, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
1. Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов.
Темы: (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)
- «Как помочь ребенку адаптироваться к дошкольному учреждению».
- «Кризис 3 лет или как вести себя, чтобы все вышли победителями».
- «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
- «Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке».
- «Неуправляемое поведение ребенка. Эффективные педагогические приемы».
- «Рекомендации для воспитателей. Работа с агрессивными детьми».
2. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
- «Адаптационный период в детском саду».
- «Кризис 3-х лет».
- «Гиперактивный ребенок».
- «Агрессивный ребенок».
- «Тревожный ребенок».
- «Как готовить ребенка к школе».
Дополнительно:
- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОО.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование в детском саду проводится по вопросам психического развития ребенка, особенностей его развития индивидуально с воспитателем и с родителями.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
- Особенности взаимодействия педагога – психолога
со специалистами ДОО
С руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ГПМПК.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ.
- Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
- Участвует в деятельности педагогического совета образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Представляет документацию установленного образца (календарный и годовой план работы, годовой аналитический отчет, статистический отчет, диагностические результаты).
- Проводит психологическое сопровождение конкурсов, соревнований (профессиональных, детских, конкурсов для родителей), организованных на базе ДОУ.
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, повышая их социально-психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С учителем-логопедом:
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
7. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
2.3. Особенности взаимодействия педагога – психолога
с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
- Организационный раздел
3.1. Перспективное планирование
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Наблюдение за детьми в период адаптации к детскому саду. | Вновь прибывшие дети ясельной группы | Сентябрь - Октябрь (по мере поступления новых детей) | Адаптационная карта. Отчёт по результатам адаптационного процесса. |
2 | Диагностика познавательного развития детей (Методика «Экспресс-диагностика в детском саду» по Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко ) | Дети младшей группы | Декабрь | Протокол на каждого ребёнка. Заключение по результатам диагностики на каждого ребёнка. |
3 | Диагностика психологической готовности детей к школе (Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Составители: Лифатова Е. Г., Габитова И. В., Шамсиева Р. К.) | Дети подготовительной группы | Октябрь – Ноябрь, Апрель - Май | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
4 | Диагностика эмоционального и личностного развития детей (Методика определения эмоциональной самооценки А. В. Захаров, Методика Н.Е. Веракса - коммуникативные способности, Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка, Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) | Дети старшей группы | Ноябрь - Декабрь | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
5 | Диагностика эмоционального состояния (Методика «Паровозик» Велиева С.В) Диагностика уровня развития интеллекта (Методика «Цветные прогрессивные матрицы» Д. Равен, Л. Пенроуз) | Дети средней группы | Январь | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
6 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп | В течение учебного года (по индивидуальным запросам) | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
7 | Анкетирование родителей вновь прибывших детей «Готов ли ребенок к детскому саду?» | Родители вновь прибывших детей | Сентябрь - Октябрь (по мере поступления новых детей) | Отчёт по результатам анкетирования |
8 | Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» | Родители детей подготовительной группы | Октябрь - Ноябрь | Отчёт по результатам анкетирования |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Дети всех возрастных групп | В течение учебного года (проводится по запросам и результатам диагностики) | Программа индивидуальных занятий с ребенком. |
2 | Индивидуальные занятия с детьми с ТНР | Дети с ТНР (по результатам ПМПК) | Январь - май | Программа индивидуальных занятий с ребенком с ТНР |
3 | Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации | Дети ясельной группы | Сентябрь - октябрь | Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации «Первые шаги ребенка в детском саду» |
4 | Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы | Дети старшей группы | Январь - апрель | Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста |
5 | Занятия с детьми по формированию психологической готовности к школе. | Дети подготовительной группы | Декабрь - март | Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе |
6 | Сказкотерапия с детьми в летний период | Дети средней и старшей группы | Июнь | Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич. Мастерская сказок для детей, уникальная методика развития. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Выступление на родительских собраниях | Родители всех возрастных групп | В течение учебного года | Конспект выступления. |
2 | Публикация рекомендаций на личном сайте педагога-психолога | Родители всех возрастных групп | В течение учебного года | |
3 | Консультации для педагогов | Педагоги | Раз в месяц | Конспект выступления. |
Стендовая информация в группах | ||||
1 | «Адаптационный период в детском саду» | Родители ясельных и младших групп | Сентябрь - Октябрь | Стендовая информация |
2 | «Кризис 3-х лет» | Родители младшей группы | Ноябрь | Стендовая информация |
3 | «Гиперактивный ребенок» | Родители средней группы | Февраль | Стендовая информация |
4 | «Агрессивный ребенок» | Родители старшей группы | Январь | Стендовая информация |
5 | «Тревожный ребенок» | Родители старшей группы | Март - апрель | Стендовая информация |
6 | «Как готовить ребенка к школе» | Родители подготовительной группы | Декабрь | Стендовая информация |
Памятки для родителей | ||||
1 | «Рекомендации в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению» | Родители ясельных и младших групп | Сентябрь - Октябрь | Памятка |
2 | «Кризис трех лет» | Родители младшей группы | Ноябрь | Памятка |
3 | «Гиперактивный ребенок» | Родители средней группы | Февраль | Памятка |
4 | «Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми с агрессивным поведением» | Родители старшей группы | Январь | Памятка |
5 | «Памятка для родителей тревожных детей» | Родители старшей группы | Март - апрель | |
Психологическая профилактика | ||||
Тренинг - занятия с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, снятию напряжения и сплочению коллектива. | Педагоги | Апрель | Конспект занятия. | |
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Проведение индивидуальных консультаций | Родители, педагоги, администрация | В течение учебного года (проводится по запросам) | Заполнение журнала консультирования. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Аналитический отчёт по результатам учебного года. | Педагог-психолог | Май | Аналитический отчёт |
2 | Заполнение журналов учёта работ педагога-психолога | Педагог-психолог | Ежедневно | Журналы учёта работ |
3 | Посещение семинаров, мастер-классов, тренингов | Педагог-психолог | В течение учебного года (по плану работы методического центра) | Программа мероприятия. |
4 | Подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, тренингами, семинарам, мастер-классам | Педагог-психолог | В течение учебного года | Конспекты мероприятий |
5 | Разработка рабочих программ, программ индивидуального сопровождения и т.д. | Педагог-психолог | В течение учебного года | Разработанные документы. |
6 | Оформление кабинета, пополнение предметно-развивающей среды | Педагог-психолог | В течение учебного года | |
7 | Изучение профессиональной литературы | Педагог-психолог | В течение учебного года | |
8 | Заполнение психологической карты развития ребёнка | Педагог-психолог | В течение учебного года | Карта психологического развития ребёнка. |
9 | Обработка результатов диагностик, заполнение протоколов, написание заключений, отчётов, подборка диагностического инструментария и т.д. | Педагог-психолог | В течение учебного года |
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Участие в заседании психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (ПМПК) | Педагог-психолог | По плану работы ПМПК | Протокол ПМПК. Представление на ребёнка. |
2 |
| Родители, педагоги | Май | Заключение по результатам анкетирования |
3.2. Календарное планирование
Сентябрь | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика адаптационного периода | Дети ясельной группы | 1. Посещение групп в разные режимные моменты 2. Наблюдение | В течение месяца |
2 | Анкетирование родителей вновь прибывших детей «Готов ли ребенок к детскому саду?» | Родители вновь прибывших детей | Анкетирование | В течение месяца |
3 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации | Дети ясельной группы | Подгрупповые занятия | Раз в неделю в течение месяца |
| ||||
1 | Консультация с педагогами «Как помочь ребенку адаптироваться к дошкольному учреждению» | Педагоги | Групповая консультация | 1-2 неделя |
2 | Наглядная стендовая информация «Адаптационный период в детском саду» | Родители ясельной группы | Стенд | В течение месяца |
3 | Памятка «Рекомендации в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению» | Родители ясельной группы | Буклет | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка и заполнение карт наблюдения за адаптационным периодом, их анализ | В течение месяца | ||
2 | Подготовка анкет для диагностики готовности к посещению детского сада, анализ результатов диагностики; | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
4 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
5 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
6 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
7 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Октябрь | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика адаптационного периода | Дети ясельной группы | 1. Посещение групп в разные режимные моменты 2. Наблюдение | В течение месяца |
2 | Анкетирование родителей вновь прибывших детей «Готов ли ребенок к детскому саду?» | Родители вновь прибывших детей | Анкетирование | В течение месяца |
3 | Диагностика психологической готовности детей к школе (первичная) | Дети подготовительной группы | Подгрупповая диагностика | В течение месяца |
4 | Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» | Родители подготовительной группы | Анкетирование | В течение месяца |
5 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации | Дети ясельной группы | Подгрупповые занятия | Раз в неделю в течение месяца |
2 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Наглядная стендовая информация «Адаптационный период в детском саду» | Родители ясельной группы | Стенд | В течение месяца |
2 | Памятка «Рекомендации в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению» | Родители ясельной группы | Буклет | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка и заполнение карт наблюдения за адаптационным периодом, их анализ | В течение месяца | ||
2 | Подготовка анкет для тестирования родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
4 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
5 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
6 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
7 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Ноябрь | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика эмоционального и личностного развития детей | Дети старшей группы | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
2 | Диагностика психологической готовности детей к школе (первичная) | Дети подготовительной группы | Подгрупповая диагностика | В течение месяца |
3 | Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» | Родители подготовительной группы | Анкетирование | В течение месяца |
4 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Консультация для педагогов «Кризис 3 лет или как вести себя, чтобы все вышли победителями» | Педагоги | Групповая консультация | 1-2 неделя |
2 | Наглядная стендовая информация «Кризис 3-х лет» | Родители младшей группы | Стенд | В течение месяца |
3 | Памятка ««Кризис трех лет»» | Родители младшей группы | Буклет | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка анкет для тестирования родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» | В течение месяца | ||
2 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
3 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
4 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
5 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
6 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Декабрь | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика эмоционального и личностного развития детей | Дети старшей группы | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
2 | Диагностика познавательного развития детей | Дети младшей группы | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
3 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
2 | Занятия с детьми по формированию психологической готовности к школе. | Дети подготовительной группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Консультация для педагогов «Психологическая готовность детей к школьному обучению» | Педагоги | Групповая консультация | 1-2 неделя |
2 | Наглядная стендовая информация «Как готовить ребенка к школе» | Родители подготовительной группы | Стенд | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
2 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
4 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
5 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Январь | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика эмоционального состояния и уровня развития интеллекта | Дети средней группы | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
2 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
2 | Занятия с детьми по формированию психологической готовности к школе. | Дети подготовительной группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
3 | Индивидуальные занятия с детьми с ТНР | Дети с ТНР (по результатам ПМПК) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
4 | Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы | Дети старшей группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Консультация для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке» | Педагоги | Групповая консультация | 1-2 неделя |
2 | Наглядная стендовая информация «Агрессивный ребенок» | Родители старшей группы | Стенд | В течение месяца |
3 | Памятка ««Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми с агрессивным поведением»» | Родители старшей группы | Буклет | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
2 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
4 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
5 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Февраль | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика детей с целью написания представления на ПМПК | Дети направленные на ПМПК | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
2 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
2 | Занятия с детьми по формированию психологической готовности к школе. | Дети подготовительной группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
3 | Индивидуальные занятия с детьми с ТНР | Дети с ТНР (по результатам ПМПК) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
4 | Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы | Дети старшей группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Консультация для педагогов «Неуправляемое поведение ребенка. Эффективные педагогические приемы» | Педагоги | Групповая консультация | 1-2 неделя |
2 | Наглядная стендовая информация «Гиперактивный ребенок» | Родители средней группы | Стенд | В течение месяца |
3 | Памятка «Гиперактивный ребенок» | Родители средней группы | Буклет | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
2 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
4 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
5 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Март | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика детей с целью написания представления на ПМПК | Дети направленные на ПМПК | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
2 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
2 | Занятия с детьми по формированию психологической готовности к школе. | Дети подготовительной группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
3 | Индивидуальные занятия с детьми с ТНР | Дети с ТНР (по результатам ПМПК) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
4 | Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы | Дети старшей группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Консультация для педагогов «Рекомендации для воспитателей. Работа с агрессивными детьми. | Педагоги | Групповая консультация | 1-2 неделя |
2 | Наглядная стендовая информация «Тревожный ребенок» | Родители старшей группы | Стенд | В течение месяца |
3 | Памятка «Памятка для родителей тревожных детей» | Родители старшей группы | Буклет | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
2 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
4 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
5 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Апрель | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика психологической готовности детей к школе (повторная) | Дети подготовительной группы | Подгрупповая диагностика | В течение месяца |
2 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
2 | Индивидуальные занятия с детьми с ТНР | Дети с ТНР (по результатам ПМПК) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
3 | Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы | Дети старшей группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Тренинг-занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания, снятию напряжения и сплочению коллектива. | Педагоги | Тренинг | |
2 | Наглядная стендовая информация «Тревожный ребенок» | Родители старшей группы | Стенд | В течение месяца |
3 | Памятка «Памятка для родителей тревожных детей» | Родители старшей группы | Буклет | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
2 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
4 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
5 | Заполнение текущей документации | В течение месяца | ||
Май | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Диагностика психологической готовности детей к школе (повторная) | Дети подготовительной группы | Подгрупповая диагностика | В течение месяца |
2 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
2 | Индивидуальные занятия с детьми с ТНР | Дети с ТНР (по результатам ПМПК) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Консультация с педагогами на тему «Мониторинг психологической готовности к школе. Результаты детей» | Педагоги | Групповая консультация | 3-4 неделя месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
2 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
4 | Подбор и оформление материалов для информационного стенда, разработка буклетов, рекомендаций, конспектов консультаций | В течение месяца | ||
5 | Заполнение текущей и отчетной документации, составление годового аналитического отчета. | В течение месяца | ||
Июнь | ||||
№ | Содержание деятельности | Участники | Форма проведения работы | Сроки |
| ||||
1 | Индивидуальная диагностика психических и эмоциональных особенностей детей | Дети всех групп (по индивидуальным запросам) | Индивидуальная диагностика | В течение месяца |
| ||||
1 | Коррекционно-развивающие занятия. Сказкотерапия. | Дети средней и старшей группы | Подгрупповые занятия | В течение месяца |
2 | Индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. | Все дети (по индивидуальному запросу) | Индивидуальные занятия | В течение месяца |
| ||||
1 | Индивидуальное консультирование | Педагоги и родители | Индивидуальная консультация | В течение месяца |
| ||||
1 | Подготовка материалов для диагностики, заполнение протоколов, анализ результатов | В течение месяца | ||
2 | Изучение и анализ методической литературы | В течение месяца | ||
3 | Подготовка материалов к занятиям, написание конспектов занятий | В течение месяца | ||
5 | Заполнение текущей и отчетной документации. | В течение месяца | ||
3.3. Методическое и материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Используемые психодиагностические комплекты
- А. Остроухова. Как измерить адаптацию.// Обруч, №3, 2000 г
- Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Генезис 2008г.
- Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Составители: Лифатова Е. Г., Габитова И. В., Шамсиева Р. К.
- Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич. Мастерская сказок для детей, уникальная методика развития.
- Катаева Л. И. Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004.
- Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего дошкольного возрастав период адаптации «Первые шаги ребенка в детском саду» (Приложение 1)
- Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2)
- Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе (Приложение 3)
- Программа индивидуальных занятий педагога-психолога с ребёнком ТНР (Приложение 4)
Используемые методики
- Методика «Цветные прогрессивные матрицы» Д. Равен, Л. Пенроуз - выявление уровня интеллектуального развития.
- «Паровозик» Велиева С.В - особенности эмоционального состояния ребёнка
- Методика определения эмоциональной самооценки А. В. Захаров
- Коммуникативные способности Веракса Н.Е. - определение уровня развития коммуникативных способностей
- Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка
- Методика "Капитан корабля" - социальный статус в группе
- Методика «10 слов» А.Р. Лурия - слухо-речевая память , скорость и длительность запоминания
- Запомни картинки – уровень развития зрительной памяти
- Найди такой же предмет - мыслительная операция – сравнивание
- Методика «Аналогии» - мышление: анализ, обобщение
- Методика «Четвертое лишнее» Е.Л.Агаева - образно-логическое мышление, классификации
- Методика «Раздели на группы» А.Я.Иванова, Е.В.Доценко - знание геометрических фигур, представления о форме цвете и величине
- Методика «Дорожки» по Л.А. Венгеру – уровень развития графических действий
При индивидуальной диагностике:
- Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой) – определение «внутренней» позиции школьника;
- Методика «Лесенка» – как ребенок оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе;
- Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен – исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми;
- Методика «Кактус» Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности;
- Рисунок семьи - изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений
Материально-техническое обеспечение
Кабинет педагога-психолога находиться на втором этаже. Родители имеют свободный доступ к кабинету. Кабинет небольшой, пропорциональный и хорошо освещенный. Цветовое сочетание и общий фон не яркие и не подавляющие. Использованы успокаивающие пастельные тона. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.
Оснащение:
- Рабочая зона педагога-психолога
- Библиотека специальной литературы и практических пособий
- Материалы консультаций, семинаров
- Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
- Головоломки, мозаики, настольно- печатные игры, развивающие игры
- Раздаточные и демонстративные материалы
Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников:
1. Игровое пространство включает полки с игрушками, стол и детские стульчики.
2. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено шкафом для рабочих папок книг и пособий.
3.4. Циклограмма деятельности педагога-психолога
Итого 18 часов:
Работа с участниками образовательного процесса – 9 часов
Методическая работа – 9 часов
Дни недели | Время | Содержание работы | Часы | |
Практич. | Методич. | |||
Понедельник | 09:30 - 10:00 | Организационно-методическая и аналитическая работа* |
| 0,5 |
10:00 - 12:00 | Психодиагностическая работа | 2 |
| |
13:36 - 15:06 | Организационно-методическая и аналитическая работа* |
| 1,5 | |
Вторник | 09:30 - 10:00 | Организационно-методическая и аналитическая работа* |
| 0,5 |
10:00 - 12:00 | Психокоррекционная работа с детьми | 2 |
| |
13:36 - 15:06 | Организационно-методическая и аналитическая работа* |
| 1,5 | |
Среда | 10:00 - 12:00 | Консультационная работа с педагогическими работниками и родителями детей | 2 |
|
13:36 - 15:06 | Обработка и анализ полученных результатов |
| 1,5 | |
Четверг | 09:30 - 10:00 | Организационно-методическая и аналитическая работа* |
| 0,5 |
10:00 - 12:00 | Психокоррекционная работа с детьми | 2 |
| |
13:36 - 15:06 | Организационно-методическая и аналитическая работа* |
| 1,5 | |
Пятница | 10:00 - 11:00 | Психодиагностическая работа | 1 |
|
12:36 - 14:06 | Организационно-методическая и аналитическая работа* |
| 1,5 | |
Итого: | 9 | 9 | ||
Список литературы
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.,2001.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет.- М. Мозайка-синтез, 2014.-144 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014
- Зинкевич-Евстигнеева Т., Зинкевич А. Мастерская сказок для детей, уникальная методика развития. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., ООО «Издательство АСТ», 2019
- Катаева Л. И. Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. - М. : Книголюб, 2004.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду.М.2008.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога – психолога в ДОУ. - М.: Айрис- пресс, 2005
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений» М.: АРКТИ, 2001.
- Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ. – М.: АРКТИ,2010
- Нижегородцева Н.В, Шадриков В.Д. Психологическая готовность к школе, Владос, 2002
- Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога.- 2-е изд.дораб.-М. «Просвещение», «Учебная литература», 1996.-312с.
- Павлова Н. Н., Руденко Л. Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.-М.: Генезис, 2016
- Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Семаго М. М. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие. / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Н. А. Ратинова, О. Д. Ситковская. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 128 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
- Шарохина В.Д. Коррекционно-развивающие занятия – М.: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы педагога - психолога с детьми старшей и подготовительной групп
Пояснительная записка.В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которы...

"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".
Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...

Программа работы педагога – психолога Федоровой Е.А. по развитию эмоциональной сферы у детей старшей группы ДОУ
Цель программы: развитие эмоциональной сферы у детей старшей группы ДОУ....

Программа работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в летний оздоровительный период
Программа «В гостях у песочной феи…»...
Программа работы педагога - психолога в адаптационной группе ДОУ.
Программа работы педагога - психолога в адаптационной группе....

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ (F 71.09)
Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения...

