Конспект коррекционно - развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: "Я и моя семья"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье. Воспитание любви и уважения к своей семье. Формирование интереса к истории и традициям родного народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Д/с «Родничок» с. Сары
Конспект
коррекционно - развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
на тему: "Я и моя семья"
Подготовила педагог психолог:
Каримова Е. А.
Цель:
- Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье.
- Воспитание любви и уважения к своей семье.
- Формирование интереса к истории, традициям родного народа.
Задачи:
Обучающие:
Закрепление представления детей о семье, о своем месте в жизни;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Семья»;
Обучение навыкам конструктивного управления собственным поведением, умению действовать по правилам;
Развитие воображения и творческих способностей детей;
Развитие вербального и невербального общения.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать гармонизации осознания ребёнком «своего Я», развитие самосознания;
Развитие умения проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; Развитие чувства эмпатии;
Развитие воображения и творческих способностей детей;
Развитие зрительного, слуховое внимания, мышления;
Развитие мелкой и обшей моторики.
Воспитательные:
Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;
Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.
Материалы: мячик для разминки, тканевое сердечко, картинки по теме, рисунок солнышка, мелкие фигурки членов семьи, набор Фребеля , круги Эйлера, песочница, шарики «суджок», платочки для бабушек, тросточки, расслабляющая музыка.
Ход занятия:
1 этап. Организационный.
Ритуал приветствия. «Цепочка».
Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника.
Дети стоят в кругу. Здороваясь, один берет другого за руку и не отпускает, пока все дети не поприветствуют друг друга. Круг замыкается. Дети крепко держатся за руки.
«Слева друг и справа друг.
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь».
Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть на ваших лицах сияющую улыбку. Улыбка напоминает маленькое солнышко, от которого на душе становится тепло и радостно. Давайте мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. И от этого - хорошее настроение будет с нами целый день!
2.этап. Мотивационный
1.Сообщение темы занятия. Загадка.
Наше занятие сегодня о самом важном в жизни каждого из нас.
Отгадайте загадку и вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить.
Мы друг друга очень любим,
Вместе мы родные люди.
Друг без друга нам нельзя
Потому, что мы... (Семья)
Правильно! Сегодня мы будем говорить о семье.
Семья для меня — это мама и папа.
Семья — это место, где все тебе рады,
Где смогут помочь и во всём поддержать,
Где будут ценить и всегда уважать.
У каждого в мире пусть будет семья.
Большая, поменьше, но только своя.
Чтоб были все счастливы — взрослые, дети.
Чтоб больше никто не грустил планете!
2.Игра «Семья».
Мы поиграем с вами в игру. Задание: назвать членов семьи. Будем передавать сердечко друг другу и называть по очереди членов семьи.
( папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя и т.д)
3.Разминка.
Ребята, внимательно слушайте и правильно выполняйте.
Кто похож на маму – поднимите правую руку вверх!
Кто похож на папу – поднимите левую руку вверх!
Кто похож сам на себя – поднимите обе руки вверх!
У кого есть сестренка – топните правой ногой!
У кого есть братишка – топните левой ногой!
У кого есть сестренки и братишки – подпрыгните!
У кого пока нет ни кого – хлопните в ладоши!
Кто любит свою семью и дорожит ей – поднимите руки вверх и помашите!
3. этап. Практический.
1.Беседа. Педагог-психолог: Мы с вами живем в одной большой семье, в одном большом доме. Называется он – планета Земля. На этой большой Земле есть большой общий дом – наша Родина, Россия. Но есть у нас и малая Родина, и ещё малый дом – семья, в которой мы с вами живем.
- А что такое семья? (дети отвечают). Правильно. Молодцы.
Семья – это родные друг другу люди, которые живут вместе. Семья, это те люди, которые нас любят, оберегают, помогают в трудные минуты. Могут нас выслушать, успокоить, Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – самое дорогое, что есть у человека.
- Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!
Развивающая игра с кольцами Эйлера.
Перед вами два круга. В красный круг поместите картинки с изображениями членов семьи, с кем вы проживаете в доме (мама, папа, сестра, брат. Бабушка и дедушка, если проживают вместе в вами).
В другой зеленый круг – для тех членов семьи, которые не живут с нами в одном доме, но являются нашими родными людьми и являются тоже членами большой семьи ( дяди, тети, двоюродные сестры и братья, бабушки и дедушки ( если проживают отдельно).
Молодцы ребята. Вы справились с заданием.
Каждый год 8 июля в нашей стране отмечается самый трогательный и светлый праздник – День Любви, Семьи и Верности.
Ребята, давайте подумаем и скажем:
-Каким должен быть мужчина? (мужественным, стойким, уметь держать слово, выдержанный. Преданный).
-Какой должна быть женщина? (скромная, любимая, нежная, добрая).
-Ребята, когда вы вырастете у вас тоже будут свои семьи. Подумайте, какими вы хотите быть.
-Как вы будете относиться к своим детям? Как вы их будете воспитывать? (будем ходить в музеи, на экскурсии, учить рисовать. Гулять, ездить на отдых)
-Я думаю, что у вас будут дружные, крепкие семьи.
Игра «Подходит, не подходит»
Ребята, сейчас я буду называть разные слова, а вы внимательно слушайте, и если считаете, что это слово подходит для семейной жизни, то громко хлопайте в ладоши, а если не подходит, то машите руками и говорит «нет, нет, нет».
(Дружба, уважение, ссоры, обиды, любовь, ласка, грубость, обман, веселье, радость, вредность, уют, взаимопонимание)
2. Рассказ детей о семье.
-Давайте с помощью волшебного мяча расскажем о своей семье. Психолог бросает мяч детям по очереди и задает вопросы о семье.
1. Сколько человек в вашей семье?
2. Как можно ласково назвать бабушку?
3. Как зовут маму, папу?
4.. Какие семейные праздники и традиции есть в вашей семье?
5. Как зовут мамину маму?
6. Как можно ласково назвать маму?
6. Как вы проводите свободное время?
7. Кто в семье самый главный?
8.Что любят делать члены твоей семьи?
3. Психогимнастика.
Задание на эмоции.
Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы:
- когда они радуются;
- когда они сердятся;
- когда вас ругают;
- когда жалеют;
-изобразите «дедушек» и «бабушек» с помощью выразительных движений (ходьба со сгорбленной спиной, голова наклонена вперед, шаги маленькие, лицо задумчивое, уставшее). Можно завязать платок «бабушке», дать палочку-тросточку «дедушке».
4. Игра «Подбери признаки»
Педагог-психолог : Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери признаки»
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Педагог-психолог: Какие вы молодцы! Сколько признаков вспомнили и назвали, давайте продолжать играть.
5.Пальчиковая гимнастика: «Кто это?» с применением шариков и пружинок «Суджок»
- Ребята, давайте разучим считалочку и разомнем наши пальчики.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
А теперь берем колечки - пружинки и массируем каждый пальчик, проговаривая стишок.
Этот пальчик – бабушка (проводим по мизинчику)
Этот пальчик дедушка (проводим по безымянному пальчику)
Этот пальчик - папа (проводим по среднему пальчику)
Этот пальчик – мама (проводим по указательному пальчику)
А этот пальчик – Я! (проводим по большому пальчику)
Это –Я, это - Я ( Показываем большой палец, направляя палец на себя)
Это – вся моя семья! (пошевелить всеми пальцами).
6. Задание «Дом для моей семьи» Занятие с песком, с набором Фебеля.
Мы разделимся с вами на две подгруппы. Одна подгруппа будет работать с песком и игрушками. Вторая подгруппа – с набором фигурок «Фебеля». Время на задание 5 минут. Мы поставим песочные часы. Следите за временем и постарайтесь уложится. Я буду информировать, сколько остается времени до конца задания.
Мы построим дом для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Он будет большой… высокий…Или маленький, тихий, аккуратный…? Какого цвета будет твой дом ? Кто в нем будет жить ?А что вокруг твоего дома ? Лес… или высокие горы, синее море...? Трава... Цветы...? Посмотри на свой дом со стороны: нравится ли он тебе…?
Под релаксационную музыку дети выполняют задание.
4этап. Рефлексивный.
1.Упражнение «Да»
Соединить полученные на занятии знания со своими понятиями о семье.
Педагог-психолог: Вытяните правую руку вперед ладонью вверх.
Мысленно положите на эту ладошку все знания, которые вы принесли на занятие.
Вытяните левую руку вперед ладонью вверх.
В левую ладошку мы положим все то, что узнали на занятии. И когда я скажу: «Готово, получилось!», соединим руки громким хлопком, сказав при этом «Да».
2. Итог занятия .
Педагог-психолог: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе, заботятся друг о друге и дарят подарки.
Спасибо вам, что сегодня так много нового, интересного рассказали о своей семье.
Ребята!
Любите и цените счастье, оно рождается в семье!
Какие пожелания вы скажете своей семье? (пожелания детей своей семье)
Источники:
https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/den-semi-lyubvi-vernosti/eshe/detskie/
https://pozdravok.com/scenarii/konkursy/zagadki-pro/semyu/
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР средне-старшего возраста. Образовательная область «Познавательное развитие».Тема: «Профессии наших мам».
Цели, задачи, ход занятия....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР старше-подготовительного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема: "Овощи".
Коррекционно-развивающее занятие на тему "Овощи"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР старше-подготовительного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема: "Птицы (перелетные, зимующие, домашние)".
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старше-подготовительного возраста....
Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет. Тема: «Состав числа пять из двух меньших чисел».
Цель: Развитие познавательной активности.Задачи: Образовательные:- знакомство с составом числа пять из двух меньших чисел;- закрепление представлений о времени (время года-ранняя весна, месяц - март)...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.
Тема: «Состав числа пять».Цель: Развитие познавательной активности.Задачи:Образовательные:- знакомство с составом числа пять ;- закрепление представлений о северном полюсе и ег...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Осеннее путешествие"
Тема: «Осеннее путешествие»Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Осень». Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить умение передавать ритмический рисунок слова...
