Статья "Значение художественного конструирования в развитии инженерного мышления детей дошкольного возраста."
статья по психологии (подготовительная группа)
В данной статье представлен педагогический опыт по художественно-техническому конструированию как направление дополнительного дошкольного образования по развитию инженерного мышления у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение художественного конструирования в развитии инженерного мышления детей дошкольного возраста.
Грекова Анжелика Вячеславовна,
Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт по художественно-техническому конструированию как направление дополнительного дошкольного образования по развитию инженерного мышления у детей. Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие современного ребенка должно охватывать не только интеллектуальные характеристики, но и духовные. Веку мощного роста научно-технического прогресса и киборг-технологий человечество может противостоять только высоким уровнем своего духовного развития, чтоб не стать рабами собственных интеллектуальных продуктов. Представленный подход соответствует основным критериям инновационной педагогической деятельности и проявляется в методологической новизне, оптимальности проекта как дополнительного образования дошкольников по развитию творческого, конструктивного и инженерного мышления, а также развитию эмоциональной, личностной сферы детей. Новизна представленного опыта заключается в своеобразном синтезе методов работы способных развивать инженерное мышления в процессе художественного конструирования детей на фоне ярких эмоциональных переживаний. Практическая значимость заключается в том, что дети учатся получать конструкторско-технические знания, используя свой творческий потенциал, пространственное воображение, а также умение оперировать конкретными и абстрактными знаниями. Опираясь на свой жизненный опыт, ребенок учиться реализовывать свои проекты в жизнь, чувствуя себя творцом процесса.
Ключевые слова: Papercraft, инженерное мышление, STREAM-технология, художественно-техническое конструирование, дополнительное образование, дошкольрники.
Введение. Мир, в котором мы живем, стремительно меняется и с этим невозможно спорить. Происходят климатические изменения. Меняется политическая, экономическая система не только в нашей стране, во всем мире. Стремительно набирает обороты научно-технический прогресс. Сегодня компьютеры позволяют развивать сложнейшие геномные исследования, искусственные системы уже давно обыграли человека и научились с большей точностью распознавать изображения. Все эти изменения не могут обойти и систему образования, так как нам сегодня необходим совершенно новый человек труда, способный быстро приспособиться к изменениям, обладающий быстротой точностью мышления, технологически подкован. Экономика страны сегодня нуждается в высококвалифицированных кадрах для промышленности, в развитии инженерного образования, которое направлено на формирование инженерного мышления у подрастающего поколения. Для развития инженерного мышления [2,546] требуются особые качества ума: пространственное воображение, анализ, синтез, умение комбинировать и моделировать, наблюдательность, исследовательские навыки. Все это качества ума можно развивать у ребенка уже в дошкольном детстве.
С реформированием системы образования в последние годы стали формироваться новые концепции обучения, которые помогают отыскать современные пути к новым образовательным технологиям и личному росту подрастающего поколения.
Универсальным инструментом для достижения выше поставленных целей, с нашей точки зрения, является STREAМ-технология [5], которая позволят сочетать несколько предметных областей, использовать творческие способности ребенка и при этом решать поставленные задачи по развитию технологического мышления. STREAМ-технология - это образовательная технология, основанная на проектном и междисциплинарном подходах, которые подразумевают смешанную среду обучения, и показывают ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни, помогают познакомить детей с окружающим миром, научить видеть его как систему со всеми взаимосвязями. STREAM: S – science; T – technology; R - research; E – engineering; A – art; M – mathematics. Или: естественные науки, технология, исследования, моделирование, искусство, математика. При таком подходе каждый ребенок сможет попробовать себя в разных ролях, раскрыть свои способности, и в тоже время, развиваться личностно, развивать свои коммуникативные навыки, умение видеть решение поставленных задач в системе и многообразии связей процессов и явлений. И одним из шести направлений STREAМ-пространства, организованных в нашем дошкольном образовательном учреждении, стал кружок по дополнительному образованию «Бумажная инженерия».
Материал.
Организация работы кружка по художественному конструированию «Бумажная инженерия».
Основная цель данного кружка: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.
Техника, которая используется на занятиях - техника бумажного моделирования Papercraft [1,106]. Papercraft - это изготовление, создание из скрапбумаги различных поделок с живых объектов и невоодушевлённых предметов с интерактивными элементами, приводящими поделку в движение или предающими ей объем (в дословном переводе Paper – бумага, craft – ремесло). Скрапбумага - достаточно плотная бумага архивного качества, не содержащая вредных химических веществ, предназначена для рукоделия. Технику Papercraft можно отнести к художественно-техническому конструированию [3], под которым мы понимаем практическое конструирование предметов с учетом их структурных особенностей, воспроизведение его внешних и скрытых свойств и создание его художественного образа.
При помощи этой техники мы создаем объемные фигуры, которые приводятся в движение различными механизмами. В этой технике создаются объемные интерактивные книги, фотоальбомы, открытки или просто интересные арт странички.
На первоначальных этапах мы изучаем различные конструкции, как они изготавливаются, какие возможности имеют. Это этап технического освоения конструкции, здесь дети учатся работать с измерительными и чертежными инструментами, разъясняются некоторые математические понятия, некоторые физические законы. На этом этапе обязательно используются заготовленные выкройки, поэтапная схема сборки детали и обязательно образец изделия в собранном виде. На рисунке 1 представлен образец V-образного конструкции.
После того как техника освоена, дети ищут варианты как ее можно применить, обыграть, какие объекты живой или неживой природы можно изготовить, используя данную конструкцию. И дальше начинается творческий процесс: разрабатывается модель будущей странички, делается ее чертеж, выкройки деталей. Это очень эмоциональный и захватывающий процесс, каждый ребенок имеет возможность почувствовать себя творцом. Такого рода деятельность укрепляет самооценку детей, дает чувство удовлетворённости от полученного результата, дает переживания ситуации успеха. На рисунке 2 представлен тематический проект «Этот загадочный мезозой» в котором большинство элементов сделаны на основе V-образного конструкции в более упрощенном варианте, который соответствует второму этапу освоения.
И на заключительном этапе освоения конструкции мы обязательно делаем тематический арт проект. Каждое занятие по созданию арт проекта — это занятие-путешествие, которое погружает ребенка в мир географии, истории, биологии. Создание тематического арт проекта – это процесс коллективный, каждый ребенок выполняет свой элемент, учатся работать в команде, договариваться. После создания проектов дети очень любят играть с продуктом своего творчества. Они придумывают сюжет к своей игре разыгрывают роли, «проживают» весть сценарий занятия изнутри. На рисунке 3 представлен тематический арт проект «Самые известные пираты». В этом проекте центральный элемент выполнен также на основе V-образного элемента, но этот элемент уже сложный, во-первых, он многоярусный, во-вторых V-образный элемент используется как в прямом, так и в перевернутом виде.
Заключение. Занятия по художественно-техническому конструированию [4] прекрасно развивают объёмно-пространственное, творческое, инженерное, конструкторское мышление ребенка, стимулируя восприятие, воображение, технологические представления. Они учат детей анализировать обобщать, моделировать, комбинировать, а также организуют структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать ее процесс. Все эти качества являются базисом для дальнейшего развития у детей интереса к техническому творчеству, и как следствие формированию инженерного мышления.
Помимо этого, процесс конструирования из бумаги способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса: единства цветового решения и формы объекта, сочетания формы объекта и используемого материала, соответствия формы объекта его функциональному назначению, пропорциональное исполнение форм в соответствии с законами композиционного решения. Благодаря этому у детей развиваются дизайнерские способности, которые при необходимости могут эффективно применяться не только на реальном листе бумаги, но и в виртуальном мире Веб-дизайна.
Также, данная деятельность способствует развитию личности ребенка: формирует самооценку, развитие социально-коммуникативных навыков, познавательной активности, тем самым формирую конкурентоспособную личность на современном рынке труда.
Занятие Papercraft это не просто модное увлечение, это мощный инструмент развития ребенка, который в грамотно организованном образовательном процессе хорошо интегрируется с современными образовательными технологиями, и способен отвечать требованиям современного образования, распахивая ребенку двери в мир науки и творчества.
Список литературы.
- Гвоздь Ж. А. Развитие объемно-пространственного мышления через создание 3D фигурок в технике Papercraft \Ж.А.Гвоздь\\ Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной сферы. III Международный научно-практический семинар. Апрель-июнь 2020 г.- стр. 105-107.
- Миназова, Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста / Л. И. Миназова // Молодой ученый. – 2015 – № 17 – С. 545–548 – URL (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через создание действующей модели робота ...
"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....

Доклад на педагогическом форуме в мае 2021г. "Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста"
Наш детский сад, как и многие другие образовательные организации региона, принимает участие в выполнении комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», которая была ра...

Тико-конструирование в развитии логического мышления детей дошкольного возраста
laquo;ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО НПО «РАНТИС». Конструктор дает большие возможности для разв...

Инновационный проект: «CUBORO-конструирование как фактор развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Проект развития элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью конструктора CUBORO...
Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»
Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем - от замысла к воплощению"...