Дистанционный лекторий для родителей "Дошкольник и компьютер"
консультация

Клецкова Светлана Николаевна

Современные дети крайне много общаются с телевидением, а также, видео и компьютером. Если  же, предыдущее поколение —  это, поколением книг, то современное получает всю информацию через видео ряд.

Сегодня, приходиться слышать следующие вопросы: А вдруг, компьютер опасен моему ребенку? Сколько времени желательно проводить за ним? Не помешает ли он развитию моих  детей?

Давайте, разберёмся, что несут компьютерные программы для  наших детей, в чем же их польза, и недостатки. Давайте, разберёмся, что несут компьютерные программы для  наших детей, в чем же их польза, и недостатки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 "Родничок"

ДИСТАНЦИОННЫЙ ЛЕКТОРИЙ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Дошкольник и компьютер"

Клецкова С.Н., педагог-психолог

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3397162/pub_5efcd5ac8f08042ea20e1448_5efcdf83e951010a582fd0b8/scale_1200

Современные дети крайне много общаются с телевидением, а также, видео и компьютером. Если  же, предыдущее поколение —  это, поколением книг, то современное получает всю информацию через видео ряд.

Сегодня, приходиться слышать следующие вопросы: А вдруг, компьютер опасен моему ребенку? Сколько времени желательно проводить за ним? Не помешает ли он развитию моих  детей?

Давайте, разберёмся, что несут компьютерные программы для  наших детей, в чем же их польза, и недостатки. Давайте, разберёмся, что несут компьютерные программы для  наших детей, в чем же их польза, и недостатки.

Лекция 1.

Функциональная готовность ребенка-дошкольника

к работе на компьютере

Современными детьми компьютер все чаще используется в качестве основного источника информации. К сожалению, это происходит в ущерб двигательной активности, общению с людьми, природой, чтению книг, что так необходимо для полноценного развития гармоничной личности. Вопрос о влиянии компьютерной техники на неокрепший детский организм является сегодня одним из наиболее актуальных. В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах раннего знакомства ребенка с компьютером, о функциональной готовности дошкольников к работе за компьютером, а также о том, как ребенка к этой работе правильно подготовить.

Аргументы «за»

Компьютер развивает мышление и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Этот аргумент имеет научное основание, его поддерживают многие педагоги. Дети дошкольного возраста, которые периодически проводят время за компьютером, могут похвастаться следующими улучшенными качествами: вниманием и произвольной памятью, познавательной мотивацией, моторной координацией, а также координацией совместной деятельности зрительного и моторного анализатора. Компьютерные игры  всё же имеют очень большое значение и не только для развития интеллекта ребёнка, но и для развития его моторики,  а точнее для формирования моторной координации а также, координации совместной деятельности и зрительного а также,  моторного анализаторов .

Многочисленные родители дошкольников жалуются на крайнюю неуклюжесть своих детей, на то, что они плохо повторяют какие-то сложные физкультурные упражнения. Многие дети даже к 6-ти годам плохо воспринимают такое понятие, как право и лево. Эти и другие  недостатки ни в коем случае  не свидетельствуют об умственной отсталости или же, задержке развития малыша, но и думать, что они придут сами собой тоже не стоит.

Почему же тогда,  именно компьютер  может легко и быстро помочь в преодолении таких сложных дефектов, для которых даже самым опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. Во всех играх, от самых простых к сложным, детям нужно учиться нажимать пальчиками на определенные клавиши,  а это развивает мелкую мускулатуру руки, и моторику детей.

Действия его рук нужно сочетать с видимым  им действием на экране. Таким образом, совершенно нормально, что без особых дополнительных специальных занятий, развивается  так необходимая малышу зрительно-моторная координация.

Практически все родители знают, как бывает трудно усадить ребёнка за занятия. На компьютере он занимается с удовольствием, и ни за что не будет возражать против ожидаемого предложения позаниматься на компьютере. Это  может быть связано с тем, что компьютер сам по себе очень  привлекателен для детей, как и  любая новая игрушка. Поэтому, и  игры на компьютере не воспринимаются ими в качестве занятий.

 Таким образом, интерес, вызываемый занятиями на компьютере, и является основой формирования таких важнейших структур , как познавательные мотивации, произвольная память а также, внимание. Развитие таких качеств крайне важно для 6-ти-летних детей, потому что, именно они во многом могут обеспечивать психологическую подготовку ребенка к школе.

Таким образом, компьютеризация развивает много интеллектуальных навыков. Но есть и одно «но». Нельзя забывать  и о золотой середине, то есть, о норме. Любое лекарство может стать ядом, если оно принято в не разумных дозах. Желательно понять, что компьютер — это вовсе не волшебная палочка, которая за 1 час игры сделают малыша сразу умным и развитым.

Аргументы «против»

В основном их выдвигают медики, говоря о том, что электромагнитное излучение, долговременное пребывание в сидячем положении негативно сказываются на здоровье ребенка, приводя к утомлению, эмоциональным стрессам, нервно-эмоциональному напряжению, ухудшению осанки и зрения. Медики приходят к выводу, что для психического и физического здоровья дошкольника компьютер скорее вреден, чем полезен.

Как и все занятия, компьютерные игры также требуют времени, и правильного применения,  а также, терпения и заботы со стороны взрослых. Есть определенные ограничения  в нем по времени. Так детям до 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном более 20-ти минут, а ребятам  с 6-7 лет можно увеличивать время ежедневной игры  аж до получаса.

Сейчас, к сожалению, нередко встречаться дети, которые сильно перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только лишь привести к ухудшению зрения вашего ребенка , но и отрицательно сказываться на его психическом здоровье . При всех преимуществах компьютерных игр они все таки воздают иллюзию общения, но, не приводят к формированию нормальных навыков настоящего общения с людьми.

Это особенно опасно для застенчивых крох. Реальное общение доставляет им настоящее психоэмоциональное напряжение,  и ставит их в ситуации стресса, и тогда на смену этому приходит псевдо-общение. Компьютер дает ему возможность перенестись в совершенно другой мир, в котором можно увидеть, с которым можно будет поиграть.

В это же время, ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему якобы грозят негативные оценки со стороны окружающих, и необходимость что-то менять в себе. Такой вот случай ухода в искусственную реальность может навсегда сформировать у малыша подобие психологической зависимости от вашего компьютера.

Нельзя однозначно сказать, что правы те или другие. Приносить здоровье ребенка на алтарь прогресса, конечно, нельзя, но и забывать о том, как важна компьютерная грамотность в современном стремительно развивающемся мире тоже не стоит. Так как же найти «золотую середину»?

И все же компьютер – это, конечно, наше будущее. Работа на нем обучает наших детей новому способу, более быстрому и простому, для получения и обработки информации. А при умении получить необходимый материал для работы и даже, быстро его обработать — ускоряет и оптимизирует сам процесс мышления , что помогает не только узнать побольше, но и  намного лучше, и точнее решать новые задачи. А с другой стороны — нельзя уповать только лишь на компьютер. В развитии навыков у ребёнка реального общения компьютерные навыки должны играть только лишь вспомогательную роль.

Рекомендации

  1. Наиболее жесткие требования должны быть предъявлены к монитору. Идеальный монитор на жидких кристаллах, и соответствует международным стандартам безопасности.
  2. Правильно подбирайте мебель для работы за компьютером. Она должна соответствовать росту и возрасту дошкольника, минимизировать физическую нагрузку на ребенка.
  3. Помещение, в котором расположен компьютер, должно хорошо проветриваться, в нем регулярно должна производиться влажная уборка.
  4. Комната, в которой ребенок работает за компьютером, должна быть равномерно освещена во избежание появления на экране монитора бликов.
  5. Помните о рекомендуемом времени пребывания дошкольника за компьютером. Для шестилетнего ребенка предел одноразовой работы – 15 минут, периодичность работы – 2 раза в неделю. К сожалению, многие родители забывают об этом, наоборот, они довольны тем, что ребенок может часами сидеть за компьютером и не отвлекать их.

 Требования к играм

  1.  Игра совместима с вашей моделью компьютера
  2.  Соответствует уровню знаний и возрасту ребенка
  3. Привлекательна по оформлению и содержанию
  4. Этическое содержание игры, ее положительные и отрицательные персонажи, их взаимодействие друг с другом – все отвечает вашим моральным принципам
  5. Обратите внимание на то, какие знания будет ребенок приобретать в процессе игры
  6. В игре должны присутствовать разные уровни сложности, она должна быть увлекательной, требовать сосредоточенности, умения анализировать ситуацию, умения комбинировать различные элементы
  7. Хорошо, если игра предполагает одновременное нахождение за компьютером 2 или 3 человек, тогда вы сможете присоединиться к ребенку
  8. В игре длительные задания должны чередоваться с краткосрочными задачами
  9. Обязательно проводите гимнастику для глаз в конце работы за компьютером!

  Готовность дошкольника к работе за компьютером

 Для ребенка общение с компьютером не является привычной и естественной деятельностью, оно требует концентрации сил и внимания. Некоторые дети, как бы странно это ни прозвучало, отказываются учиться работать на компьютере, другим эти навыки даются с большим трудом. Но и среди тех детей, которые охотно идут на контакт с компьютером, нередки случаи возникновения настороженного отношения к данному техническому устройству, что в дальнейшем порождает негатив или даже страх. Такое эмоциональное состояние отрицательно влияет на здоровье и развитие дошкольника. В чем же причина появления этого негатива?

 Дело в том, что в значительной мере возникающие при работе ребенка за компьютером трудности связаны с особенностями адаптации неокрепшего детского организма к новой деятельности. Для 5-6 летних детей характерна незавершенность как функционального, так и анатомического развития всех систем и органов, что обуславливает высокую чувствительность ребенка к воздействиям извне. Когда границы выносливости нарушаются, у ребенка могут возникать расстройства в функционировании организма и различные отклонения в состоянии здоровья. Это научно доказано исследованиями адаптации детей данной возрастной группы к школьному систематическому обучению. Нарушается поведение, изменяется эмоциональный настрой, появляется возбудимость, также характерны неадекватные реакции на замечания (плач или агрессия). В процессе адаптации организм привыкает, ребенок более спокойно реагирует на нагрузки и осваивает навыки учебной деятельности. То же самое происходит, когда ребенок учится работать за компьютером. Его организм точно так же приспосабливается к новым условиям. Чтобы адаптация была менее продолжительной и тяжелой, необходима «зрелость» определенных функций, обеспечивающих успешность овладения этими навыками.

 Функции, значимые для успешного общения ребенка с компьютером

 Сначала ребенок учится работать с клавиатурой, нажимать нужные клавиши точно и быстро, переводя при этом взгляд с монитора на клавиатуру и обратно. Порой приходится работать более быстро, и тогда дети могут испытывать затруднения и допускать ошибки. Следовательно, для работы с клавиатурой будет иметь значение подвижность нервных процессов, которая определяет скорость действия, степень сформированности двигательных функций.

Разумеется, для работы за компьютером важно развитие зрительной системы, испытывающей повышенные нагрузки.

Занятия на компьютере предполагают решение логических и пространственных задач, что требует умения сопоставлять, сравнивать анализировать, а также развитого абстрактного мышления.

Помимо этого, дошкольнику предстоит сталкиваться с различными компьютерными программами, запоминать разные комбинации клавиш и правила управления. Отсюда следует, что для успешных занятий понадобится достаточно развитая кратковременная память.

Вы можете помочь ребенку развить эти функции.

 Упражнения для развития кратковременной памяти

 Запомни словечко

 Играете вдвоем с ребенком. По очереди называйте одно новое слово и прибавляйте его к названному до него. Далее по очереди каждому играющему необходимо повторить все названные слова, прибавляя к ним новые.

 Слушай и запоминай

 Зачитайте 10 пар связанных по смыслу слов (например, зима-снег, зоопарк-жираф, краски-альбом и т.д.) Ребенок должен их запомнить. Затем произносите первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Вы подтверждаете правильность ответа и переходите к следующей паре слов.

 Эти упражнения рекомендуется проводить не реже 3 раз в неделю. Играть можно как дома, так и на прогулке.

 Упражнения на развитие координации и точности движений

 Кегли

 Понадобятся наборы кеглей и мячей. Кегли необходимо выстроить в ряд. Ребенок сидит на полу, ноги в стороны, держит в руках мяч. Прокатывая по полу мяч, он должен сбивать кегли. Упражнение повторяется 6-8 раз.

 Детский баскетбол

Понадобится деревянный куб 35х35 см с круглым отверстием на одной из граней (диаметр отверстия 14 см). Можно сделать такой куб из картонной коробки. Куб устанавливается отверстием вверх.

Ребенок стоит рядом с кубом, в руках у него мяч. Необходимо попасть в отверстие мячом. Выполнятся 5 бросков двумя руками, затем 5 бросков левой и 5 бросков правой рукой. Попадая в цель, ребенок делает от куба шаг в сторону, при неудаче остается на месте. Если играют несколько детей, то победителем будет считаться набравший больше очков при максимальном удалении.

 Детский футбол

 Соорудите «футбольные ворота» 35х35 см из любых предметов. Ребенок сидит на полу на расстоянии 5 метров от ворот, ноги в стороны. Задача ребенка – прокатить мяч по полу так, чтобы попасть в «ворота».

 Занимайтесь этими упражнениями с ребенком 2 раза в неделю по 10-15 минут. Если в семье один ребенок, то его «соперником» должен стать кто-то из взрослых, потому что дети любят соревноваться.

 Упражнения на развитие тонких движений кисти и пальцев рук

 Знакомство

 Ребенок должен поочередно прикоснуться к большому пальцу руки другими пальцами. Можно чередовать темп касаний, а также делать несколько касаний одним и тем же пальчиком подряд.

 Сон

 Ручка ребенка лежит ладонью вверх. Пальцы нужно укладывать на ладошку поочередно (пальчики «засыпают»). Когда они соберутся в кулачок, начинается «просыпание» — выпрямление пальчиков также по очереди. Упражнение выполняется для левой и правой ручки поочередно.

Вот и я!

 Каждому пальчику присваивается имя – можно использовать имя сказочного персонажа. Пальчики ребенок собирает в кулак. Затем взрослый называет одно из имен, ребенок должен выпрямить соответствующий пальчик. Два или даже три персонажа могут «появляться» одновременно.

 Опасный поворот

 Это упражнение особенно заинтересует мальчиков. Нарисуйте на листе бумаги три машинки и для каждой из них – дорогу с крутыми поворотами. Каждую машинку ребенок должен провести в гараж. Для этого он сначала проводит пальцем по линии дороги, затем повторяет упражнение мягким карандашом. Непременное условие: не отрывать карандаш от листа бумаги на протяжении всего пути и не «съезжать в кювет» (не задевать края дороги). Девочкам можно предложить путешествие в «сказочный замок принцессы».

 Упражнения из этой группы рекомендуется выполнять ежедневно.

Советы родителям

  1.  Не усаживайте ребенка за компьютер только потому, что дети ваших друзей, знакомых или родственников много времени проводят за монитором. Ребенок должен сам решить, чем ему приятнее заниматься. Возможно, выбор малыша окажется полезнее для его развития и здоровья. Словом, никакое насилие тут неприемлемо.
  2. Наблюдайте за поведением ребенка, когда он только-только начинает знакомиться с компьютером. Эти наблюдения позволят своевременно предупредить возможные проблемы.
  3. Начинайте упражнения по функциональной подготовке (см.материал выше) заблаговременно.
  4. Старайтесь, чтобы занятия на компьютере были для ребенка увлекательными, сами принимайте в них участие с удовольствием. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
  5. Выполняйте некоторые упражнения во время прогулок или поездок. Используйте любую возможность, чтобы укрепить память ребенка, развить точность, координацию его движений и другие качества, важные для работы за компьютером.
  6. Не начинайте заниматься всеми предложенными упражнениями сразу, вводите их постепенно. Упражнения не должны утомлять ребенка.
  7. Подбирайте свои варианты упражнений, игр, это поддержит интерес дошкольника, сделает занятия нескучными и разнообразными. Придумывайте новые игры вместе с ребенком.
  8. Помните, что не все упражнения будут получаться у ребенка с первого раза. Ни в коем случае не выражайте своего недовольства. Лучше обсудите с маленьким учеником причины неудачи и постарайтесь его подбодрить.
  9.  Заведите специальный блокнот, куда вы будете записывать результаты выполнения тех или иных упражнений, отмечать, что у ребенка получается, а что – пока нет. Чаще говорите с дошкольником о его успехах, о том, чему он уже научился и чего достиг.
  10. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми и не торопите его. Помните, что функциональная и психологическая готовность детского организма к новому виду деятельности вырабатывается у каждого в индивидуальном темпе. Понимайте и поддерживайте своего ребенка, ведь каждый малыш уникален.

Лекция 2.

Дети и компьютер: когда, сколько и как

Современные дети как было принято ранее, более не желают проводить время на улице со своими друзьями, не хотят подолгу допоздна гулять и просто играть во дворе. Все эти ранее популярные детские забавы сейчас с успехом смогли заменить компьютер, интернет и виртуальная реальность, которая открыта на протяжении 24 часов в сутки. Это, к сожалению или к радости, но данность. Именно по этой причине необходимо с раннего возраста беречь детей от компьютера и жестко градировать время его использования, особенно когда ребенок учиться в школе.

Компьютер как лотерея и никогда не знаешь, какие плоды он принесет для ребенка. Это либо будет хороший результат, либо наоборот ребенок полностью погрузиться в виртуальный мир. Начиная с 3 до 6 лет, ребенку не стоит вообще показывать на глаза компьютер, и только использовать его в редких случаях при развивающих играх.

С 7 лет и старше можно изредка провести время с малышом за компьютером, чтобы он уже начинал понимать пользу данного произведения, но, ни в коем случае не давать ему играть в игры. Как только ребенок набирается опыта лет с 9 можно предоставлять доступ в интернет, но исключительно совместно с родителями, иначе в дальнейшем ребенок может подхватить вредной не нужной информации.

Компьютер должен быть доступен школьнику, но исключительно ограниченное время, поскольку от этого полностью зависит его распорядок дня. В малом возрасте дети не всегда могут найти занятие, чтобы убить время, и важно сделать все, чтобы компьютер не стал ни в коем случае альтернативой.

По мере роста ребенка можно все больше давать времени на изучение компьютера как изнутри, так и снаружи. И только в возрасте 15-16 лет имеет смысл предоставить ребенку доступ в интернет без контроля родителей.

Иначе в противном случае возможны не только психические травмы, но и другие вещи которые сильно могут повлиять на ребенка и сформировать в нем плохие и даже отрицательные черты характера.

Так или иначе, компьютер полностью не изолировать от ребенка, и именно поэтому нужно с детства привить к малышу правильное отношение, которое так или иначе будет в полной мере создано только вами.

Лекция 3.

Как защитить ребенка от интернета.

16 правил интернет-безопасности для детей.

В Интернете немало угроз: негатив, агрессия, непристойности, буллинг, опасные незнакомцы… Как защитить ребёнка от всего этого? Расскажем об особенностях детской психики в каждом возрасте и дадим список рекомендаций. Об этом должен знать каждый родитель.

В настоящее время ребенок начинает осваивать компьютер уже практически с пеленок, чем подвергает себя высокому риску пострадать от мошенников и вредоносного контента. Поэтому родителям просто необходимо защитить своего ребенка от угроз, исходящих из виртуального мира.

Но, не все уж так плохо. С помощью установки специальной программы, которая отслеживает и контролирует все действия малыша за компьютером и в Интернете, можно защитить ребенка от вредного воздействия интернета. Вот когда ребёнок станет взрослым, он может сделать  видеосъемку на свадьбу и выложить свои фотоснимки в интернете.

Достаточно включить опцию «Родительский контроль», она уже встроена в операционную систему Windows7. Это позволит ограничить ребенка от нежелательных сайтов.

Есть и другие продукты Microsoft, они также содержат защитные функции, например, очень распространенные в детском мире приставки Xbox 360 и сети Windows Live и Xbox Live.

У Microsoft существует много способов защиты, но кроме всего этого родителям надо самим обговаривать с детьми правила работы за компьютером и как должен вести себя в интернете ребенок.

Без Интернета трудно представить современную жизнь. Посмотреть мультик, скачать фильм, прочитать статьи, поиграть в игры, найти ответ на любой вопрос – возможности «мировой паутины» безграничны. Но при таком обилии информации возникает вопрос: как обезопасить детей от нежелательного контента?

Почему «всемирная паутина» столь популярна и чем она опасна? Давайте разбираться.

Какие существуют виды интернет-угроз

Есть три основных вида опасности, подстерегающие юных пользователей:

•        нежелательное содержимое сайтов, пропагандирующих экстремизм, насилие и формы поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм;

•        прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи;

•        различные виды мошенничества.

Дома, в детском саду и в школе детей учат не открывать дверь незнакомцам, не садиться в машину к посторонним, не разговаривать с чужими людьми, проверяют знание ПДД, правил поведения в общественных местах и парках. При этом никто не рассказывает детям о том, как надо вести себя в Интернете и с какими опасностями они могут там столкнуться.

Чем опасна «дружба» с телевизором и Интернетом

1. В первую очередь, чрезмерное пользование гаджетами влияет на психику ребёнка. Телевидение быстро информирует о событиях в мире и даёт «вкусную» картинку, вызывая тем самым привыкание. Ребёнок «подсаживается», и ему хочется больше. А Интернет позволяет найти всё, что угодно, не прилагая каких-либо усилий. Легко, быстро и доступно.

2. Длительное нахождение в статичном положении перед голубым экраном может привести к состоянию перевозбуждения. В итоге после завершения просмотра передачи/видеоролика ребёнок не знает, куда направить свою энергию.

3. Дети до 6-7 лет активно формируют картину окружающего мира через призму родителей. Чтение близким человеком сказок, рассказов позволяет малышам применить на себя некую роль, «прожить» ситуацию и сделать выводы в тесном контакте с родителем. Телевизор или смартфон не могут этого себе позволить.

4. После просмотра телевизора ребёнок некоторое время не в состоянии сосредоточиться. А рекламные вставки из-за более активной подачи видеоряда, музыкального сопровождения могут вызвать чувство тревоги.

Кроме того, реклама навязывает стереотипы. Думаю, многие сталкивались с такой ситуацией, когда после какого-либо ролика ребёнок начинает просить рекламируемую вещь. Возможно, у него уже есть такая игрушка, или, скорей всего, она ему не нужна, но кроха убеждён в необходимости этой вещи.

5. Просмотр телевизора/видеороликов не развивает речь. Наоборот, у ребёнка появляется особый стиль разговора – телевизионный. Чтобы речь правильно формировалась, малышу нужно видеть, как работает речевой аппарат при произнесении слов. Гаджеты не предоставляют в полном объёме такую возможность.

Особенности детской психики 0+

Следующая фраза может показаться банальной, но всё действительно начинается с пелёнок. На самом деле мы, взрослые, очень часто сами знакомим детей с Интернетом. Сегодня малыши знакомятся с гаджетами до года. Порой родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором, дать смартфон и заняться своими делами. Но что мы имеем? Детская психика находится в стадии развития и обладает повышенной уязвимостью. И та информация, которая взрослому кажется обычной, на ребёнка может оказать негативное воздействие.

У малыша идёт пассивное восприятие окружающей действительности. Кроха развивается именно при тактильном общении с близкими людьми. Он не воспринимает видеоряд как речь, обращённую к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Однако выводов при этом малыш не делает, только копирует жесты и мимику.

У малыша до 6 лет высокий уровень познавательной активности, поэтому важно утолять его жажду знаний не через голубой экран, а через книги и общение с родными. Никакой развивающий мультик не заменит живой диалог.

Особенности детской психики 6+

Малыш готовится стать школьником. В этот период происходит формирование индивидуальности ребёнка, он учится отстаивать свои границы. Поэтому в ответ на испорченную вещь одноклассником может поругаться с ним, сказать, что так нельзя.

Но сегодня ребёнок всё чаще после школы (а иногда и на переменах) уходит в виртуальный мир, где ведёт борьбу с врагами, монстрами, зомби. Его убивают, он убивает. Ребёнок теряет границы времени и пространства. Яркие картинки прочно оседают в несозревшем сознании и могут всплывать в самые неподходящие моменты.

В 6-8 лет важно научить ребёнка реально решать свои проблемы, так как он находится в социуме, где у каждого есть своё мнение. Но из-за увлечения компьютерными играми в столь юном возрасте реальность малыша зачастую искажается. Порой, он пытается решить проблему так, будто находится в виртуальной игре, и у него 10 жизней. Ребёнок может внезапно проявить агрессию, броситься в драку на обидчика. В то же время психологи говорят, что не в самих играх дело, а в их неправильном использовании, психических качествах личности и атмосфере в семье.

Возраст от 6 до 12 лет – это самый чувствительный период для усвоения моральных, культурных норм, духовных ценностей. Ребёнок остро реагирует на конфликты внутри семьи и школы. Поэтому задача родителей – обучить младшего школьника навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, объяснить, что он – член общества и несёт ответственность за свои поступки.

Как обезопасить ребёнка

Что может сделать родитель, чтобы обезопасить ребёнка от влияния нежелательного контента?

16 правил Интернет-безопасности для детей

1. Ограничить время провождения в сети.

2. Использовать средства обеспечения безопасности (антивирусная программа, настройки безопасного поиска, безопасный режим в соцсетях, использовать контентные фильтры).

3. Подключить у провайдера услугу «Детский Интернет».

4. «Родительский контроль». С помощью этой функции в системе Windows можно регулировать использование компьютера детьми.

5. Установить бесплатную программу «Интернет Цензор». Она блокирует сайты, на которые вы не хотите, чтобы заходили с вашего компьютера.

6. Следить, чтобы ребёнок смотрел программы/фильмы с соответствующей маркировкой по возрасту (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

7. Объяснять детям, что не всё то, что пишут в Интернете – правда. Рассказать, в чём опасность «всемирной паутины».

8. Донести до ребёнка, что нельзя где-либо при регистрации указывать своё реальное имя и фамилию. Помогите юному пользователю подобрать надёжный логин.

9. Мониторить друзей и подписчиков ребёнка в соцсетях (нет ли среди них взрослых людей, незнакомых ребят с другой школы/города/района).

10. Объяснить, что онлайн-друзья могут отличаться при встрече. И пусть онлайн-дружба такой и остаётся (по крайней мере для младших школьников).

11. Быть внимательными к ребёнку. Убедитесь, что он не жертва интернет-буллинга. Если у ребёнка в подписках нет друзей, то, возможно, он удалил их именно потому, что подвергся издёвкам со стороны.

12. Слушать и поддерживать ребёнка в любой ситуации. Проводите больше совместного времени. Старайтесь вместе читать и рассуждать над прочитанным. Отдавайте предпочтение активным играм, чем нахождению в четырёх стенах.

13. Рассказать, что нельзя скачивать файлы, полученные от незнакомых пользователей.

14. Вводить компьютерные игры следует только после формирования игровой и творческой деятельностью, то есть после 6 лет. До этого времени малыш может вполне обойтись без виртуального мира.

15. Помните, что до 7 лет ребёнку не нужен Интернет. Младшим школьникам достаточно 30 минут в день, по мнению педиатров. В 10-12 лет ребёнок может проводить в Интернете не более 1 часа. Старше 12 – не более 1,5 часа.

15. Кроме того, родители тоже должны с осторожностью использовать свои социальные сети. Очень часто взрослые размещают в своём аккаунте фото и видео своих детей. У каждого для этого свои цели: кто-то хочет поделиться с онлайн друзьями фотографиями своих малышей, кто-то использует их для продвижения своего профиля (вспомним блогеров). В любом случае это большая информационная база для мошенников.

Да, избавить ребёнка полностью от гаджетов сегодня невозможно. Минимум, что может сделать родитель, это тщательно следить за контентом и уметь ставить чёткие рамки пользования Интернетом. При этом, нам, взрослым, самим стоит задуматься над фразой «счастье любит тишину» и как можно меньше «сидеть» на своих страницах и делиться личными фото.

Лекция 4.

Компьютерная зависимость у детей.

Основой для формирования патологического увлечения компьютером является нарушение психических механизмов восприятия окружающего мира. В группу риска попадают подростки возрастом от 10 до 18 лет. Способствует этому широкая распространенность домашних компьютеров и компьютеризация школьного обучения, доступность подключения к Интернету, множество компьютерных клубов. Чаще в зависимость от компьютера попадают мальчики, ведь от природы у них больше развиты соревновательные мотивы, конкурентность и стремление быть первым.

Возможно возникновение компьютерной зависимости и в более раннем возрасте. У детей младшего школьного возраста из-за возрастных особенностей еще нестабильна психика. В этот период происходит смена вида деятельности – учеба сменяет игру. Детская психика очень подвержена привыканию, если на нее систематически воздействуют.

Очень часто у детей младшего возраста под воздействием компьютерных игр формируется аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением изменяя свое психическое состояние уйти от реальности. При этом ребенок перестает решать важные для себя проблемы и тормозит свое личностное развитие. Увлечение компьютером приводит к снижению интереса ребенка к игре обычными игрушками, он стремится «нырнуть» в виртуальный мир. Самыми опасными, но при этом и самыми интересными для детей считаются ролевые компьютерные игры, часто они формируют устойчивую психологическую зависимость, приводят к дезадаптации.

Большая часть ролевых компьютерных игр написана представителями старшего поколения, которые не учитывают возрастные психологические особенности. В период усвоения социальных ролей и активной социализации у подростков подобные игры могут оказывать сильное влияние на формирование личности.  Ребенок смотрит на мир глазами компьютерного героя, а очень реалистичная компьютерная графика и звуки полностью заменяют ему реальность. Спустя время дети теряют связь с реальностью и переносятся в виртуальный мир, который дарит им яркие и острые впечатления. Прохождение игры становится практически смыслом жизни.

Виртуальный мир для ребенка.

Огромную роль в возникновении компьютерной зависимости у подростков играет игра в сети Интернет, там ребенок соревнуется с живыми людьми, но не идентифицирует их за образами героев игры. В глобальной сети игрок самостоятельно придумывает персонажа, то есть самого себя, и выдает партнерам по игре придуманного себя за реального себя. Игрок действует по самостоятельно придуманным правилам. Осознавая бесконечность сетевого пространства, наличие множества участников и безнаказанность, ребенок начинает создавать правила поведения и принимать решения, не имеющие ничего общего с реальной жизнью.

Зачастую повышенная склонность к компьютерной зависимости наблюдается у детей, которые имеют конфликтные отношения в семье или в школе, не имеют никаких серьезных увлечений. В виртуальном мире они находят отдушину и принимают успехи в игре или пребывание в сети за самоутверждение.

Виртуальный мир позволяет подростку абстрагироваться от проблем психологического характера, существующих в реальном мире. Правда, происходит это только во время пребывания в виртуальной реальности, а реальный мир становится неинтересным и полным опасностей. Как следствие – подросток стремится жить в виртуальном мире, где все дозволено, все возможно, где он устанавливает правила.

Чем ребенка привлекает виртуальный мир?

•        собственный мир, в который доступ есть только у него самого;

•        реалистичные процессы и абстрагирование от реальности;

•        отсутствие ответственности. В Интернете представленная информация о себе анонимна, ее нельзя проверить, также в виртуальном мире в своем образе можно соединить реальные, желаемые и вымышленные качества.

•        возможность исправления ошибки посредством многократных попыток;

•        возможность в рамках игры любые решения принимать самостоятельно, не завися от последствий.

Симптомы и последствия.

Симптомы компьютерной зависимости:

•        когда теряется контроль над проведенным за компьютером временем;

•        когда утрачен интерес к внешнему виду и социальной жизни;

•        когда оправдывается собственное поведение и пристрастие;

•        когда во время компьютерной игры возникает смешанное чувство вины и радости;

•        когда при уменьшении времени пребывания за компьютером поведение становится замкнутым, агрессивным или раздраженным.

•        когда возникают приступы страха и тревоги, появляются навязчивые состояния, ночные кошмары.

Последствия. Негативное влияние зависимости от компьютера больше всего проявляется в социальных качествах ребенка, таких как желание общаться, открытость, дружелюбие, чувство сострадания. Если компьютерная зависимость сильно выражена, то ребенок становится социально дезадаптированным, повышается агрессивность, поведение принимает асоциальный характер. Компьютерные игры показывают подросткам вседозволенность, безнаказанность и насилие. Когда теряется чувство реальности, сюжеты игр подростки переносят в реальную жизнь.

В подростковом возрасте у детей формируются ценностные ориентации – такие понятия как добро и зло, милосердие и жестокость, дружба и предательство, любовь и ненависть. Когда на реальность ребенка влияет компьютерная игра, эти ориентации полностью искажаются. Ребенок становится замкнутым, эмоционально холоден, не способен сопереживать, не способен контролировать свои поступки и брать на себя ответственность. Адекватная личность может сформироваться лишь в живом общении.

Для физического здоровья также существует ряд последствий компьютерной зависимости:

•        появляются нарушения функции глаз (синдром «сухого глаза», снижение зрения);

•        нарушения опорно-двигательного аппарата (неправильная осанка, искривление позвоночника);

•        нарушения в пищеварительной системе (неправильное питание, гастрит, геморрой, хронические запоры);

•        происходит общее истощение организма – дефицит отдыха и сна приводит к хронической усталости. Кроме того, возбужденность и эйфория, вызванные пребыванием в Интернете или играми часто маскируют усталость, и организм утомляется еще больше.

Профилактика и помощь.

Профилактика. В эпоху компьютерных технологий актуальной задачей является грамотная организация обращения детей с компьютером и минимизация его негативного влияния на психическое здоровье детей. Довольно часто компьютерная зависимость у окружающих вызывает осуждение, а это еще больше углубляет конфликт с ребенком, вследствие которого его желание провести время за компьютером только возрастает. Ребенку нужно донести, что компьютер – не альтернативный мир, а всего лишь часть нашей жизни.

Профилактикой компьютерной зависимости является вовлечение детей в процессы, которые не связанны с деятельностью за компьютером. Нужно показать ему, что помимо компьютера существует множество полезных и интересных занятий, это может быть творчество, спорт. Еще одним способом является использование увлечения ребенка компьютером с целью развить его и обучить. В таком случае это может быть созидательное творчество информационных технологий (курсы компьютерной графики, программирования).

Помощь ребенку со сформированной компьютерной зависимостью. Родители должны иметь представление о том, сколько ребенок проводит времени за компьютером, каково его эмоциональное и физическое состояние, чем он пренебрегает. Если вы выяснили, что у ребенка возникло чрезмерное увлечение компьютером, то необходимо совместно с ним обсудить границы. Для этого существует несколько вариантов, например, сначала установите предельно допустимое время пребывания за компьютером, затем можно предложить ребенку устанавливать таймер, напоминающий, что пора остановиться. Лучше всего обсуждать такие проблемы на семейном совете.

Если вы не в состоянии самостоятельно справится с проблемой, обратитесь к психологу. Обычно психотерапия с такими детьми состоит из следующих этапов:

•        индивидуально обучают контролировать желание погрузиться в виртуальную реальность,

•        корректируют семейные отношения;

•        создают индивидуальную программу, нормализующую учебу и восстанавливающую социальную связь со сверстниками.

В чём опасность детской компьютерной зависимости и как с ней бороться?

Компьютеры и другие электронные гаджеты заполонили всё пространство в последнее время. Без них уже не обходится немалая часть населения, включая детей. Вначале родители сами знакомят ребёнка с компьютером с целью чем-то занять его, а позже быстро освоившееся чадо уже не представляет свой день без того, чтобы не включить компьютер. В такой момент стоит задуматься о том, что же такое компьютерная зависимость у детей, как её не допустить и преодолеть, если она появилась.  

Понятие «компьютерная зависимость» вошло в обиход ещё в 90-х годах прошлого века, и означает оно пагубное болезненное пристрастие к компьютеру, по большей части к компьютерным играм. Учёные никак не могут определиться, является ли компьютерная зависимость болезнью или же всё-таки социальной проблемой. Сначала компьютерная зависимость обнаруживалась исключительно у взрослых. Однако с учётом интенсивного развития информационных технологий мы стали наблюдать факты компьютерной зависимости у детей.

В основном компьютерная зависимость может проявиться у детей 9-10-летнего возраста, хотя бывают случаи и в более раннем возрасте.

«Важно знать, что ребёнок не способен справиться с такого рода зависимостью самостоятельно, так как это серьёзное эмоциональное отклонение».

Как чрезмерное увлечение компьютером может повлиять на здоровье ребёнка?

1.        Нагрузка на зрение. Подбирая монитор, необходимо сразу позаботиться о его технических характеристиках. Приучите ребёнка делать перерывы при занятиях на компьютере для того, чтобы отдохнули глаза. Лучше всего обучить ребёнка упражнениям зрительной гимнастики. Не забывайте о регулярных посещениях окулиста.

2.        Осанка. Активные компьютерные пользователи должны сидеть за удобным столом и на хорошем специальном стуле, поддерживающем спину. Гимнастические упражнения и в этом случае не будут лишними.

3.        Психоэмоциональное состояние. Важно не допускать переутомления ребёнка, сидящего за компьютером. Нужно обращать внимание на его самочувствие, настроение, состояние нервной системы.

Как формируется зависимость?

Проблемы в семье, школе и в общении со сверстниками могут стать причинами компьютерной зависимости

 

Специалисты выделяют следующие основные параметры, согласно которым может формироваться компьютерная зависимость у детей:

Семья:

•        Неустойчивые психические состояния родителей или их психические патологии (депрессии, невротическая тревожность и пр.)

•        отсутствие адекватной воспитательной системы в семье

•        регулярные конфликты между членами семьи, стрессы, возникающие на их почве

•        несоответствие ценностей родителей с ценностями ребёнка.

Школа:

•        неуспеваемость

•        конфликты с учителями и одноклассниками

•        частая смена школы по причине возникновения конфликтных ситуаций

•        индивидуальная форма обучения (дистанционное, экстернат).

Межличностные отношения:

•        непринятие сверстниками

•        влияние определённых субкультур (в частности, субкультуры поклонников компьютерных игр и субкультуры онлайн общения)

•        чрезмерное увлечение какой-либо виртуальной группой с принятием её ценностей, символов, знаков.

Лёгкая увлечённость компьютером может перерасти в стойкую привязанность

 

Стадии формирования компьютерной зависимости:

1.        Лёгкая увлечённость.

2.        Увлечённость.

3.        Зависимость.

4.        Привязанность.

Причины и типы «компьютерной болезни».

Каковы причины компьютерной зависимости детей и подростков? В первую очередь это:

1.        Недостаток общения. У ребёнка, у которого по тем ли иным причинам ограничен круг общения, либо же он не чувствует родительского тепла, могут появляться разного рода отклонения поведения, в том числе и компьютерная зависимость. В семьях, где родители полноценно участвуют в жизни ребёнка, интересуясь его внутренним миром, такие проблемы случаются гораздо реже.

2.        Отсутствие любимых занятий, увлечений. Лучше, когда у ребёнка, подростка, есть хобби, не связанные с компьютером. А предложить такие занятия должны родители. Иначе весь круг его интересов может сузиться вокруг виртуального мира, что может стать весомой предпосылкой для появления компьютерной зависимости.

3.        Неразвитые коммуникативные способности. Бывает так, что ребёнок в силу своих индивидуальных черт характера (например, застенчивости, стеснительности или же наличие физических недостатков) не умеет налаживать отношения с окружающими. Эти предпосылки приводят к нежеланию, а значит, неумению, вступать в даже самые необходимые контакты с окружающими, заводить друзей. В таком случае виртуальный мир кажется ему зоной комфорта.

4.        Неудачливость. Бывает, что у ребёнка далеко не всё получается: и в школе учится не лучше всех, и в спорте не силён, и не душа компании, да и с родителями часто возникают сложности. Если ребёнок не доволен сложившимися обстоятельствами, то он будет искать себе ситуации, где он может стать главным героем, победителем. А мир компьютерных игр и виртуального пространства вполне подходит для такой цели. Игрок может создать себе образ, который будет противоположным реальному.

5.        Склонность молодого поколения к стремительному впитыванию новой информации, интересных современных тенденций.

6.        Стремление ребёнка не отставать от сверстников в их увлечениях виртуальным миром.

Детям не хочется отставать от сверстников в их увлечениях виртуальным миром

Существуют такие виды компьютерной зависимости:

1.        Игровая зависимость — это зависимость от компьютерных игр. Ребёнок слишком увлечённо играет в индивидуальные компьютерные игры и групповые (сетевые). Игра выходит на первый план в жизни: игрок бросает учёбу, не следит за питанием и распорядком дня, не обращает внимания на родителей и близких. Вся жизнь его перемещается в виртуальный мир.

2.        Зависимость от социальных сетей — это эмоциональная зависимость от общения в социальных сетях. Ребёнок не может обойтись без активности в соцтетях, форумах, чатах. Такой зависимости подвержены робкие и неуверенные в себе люди, которые пытаются поднять свою репутацию путём виртуального общения.

3.        Интернет-зависимость — это вид информационной зависимости, которая проявляется в бесконечном бесцельном брожении с сайта на сайт (интернет-сёрфинг). Есть мнение, что это один из самых опасных видов зависимости. Да, ребёнок не играет и не «торчит» всё время «Вконтакте», но зато от тратит уйму времени на то, чтобы, переходя со страницы на страницу, просматривать огромные пласты информации, которая ему не пригодится в жизни.

Диагностика, симптомы и последствия

Важно не допустить появления компьютерной зависимости у ребёнка

 

Распознать компьютерную зависимость у ребёнка можно по следующим симптомам:

•        Потеря интереса к другим занятиям.

•        Трата всего своего свободного времени на компьютер, планшет.

•        Сведения общения с другими детьми только посредством онлайн общения или только на тему компьютерных игр.

•        Утрата контакта с родителями.

•        Не особое стремление к общению с другими людьми, поверхностный характер общения.

•        Формальные ответы на вопросы, избегание разговоров по душам.

•        Появление лжи, чтобы заполучить желаемое.

•        Скрытие ребёнком, сколько он на самом деле времени провёл за компьютером или планшетом.

•        Нервная реакция на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или смартфоном: сильные переживания, обида, грубость, плач.

•        Потеря ребёнком контроля над временем, проведённым за экраном.

•        Приём пищи у компьютера.

•        Рвение к компьютеру, планшету с самого утра.

•        Сразу после прихода из школы ребёнок включает компьютер или берёт планшет.

«Совет. Заметили какие-то из этих признаков? Лучше не игнорировать их, а принять меры побыстрее. А лучше всего не ждать, пока они проявятся, а глубоко изучить тему детской компьютерной зависимости и не допустить появления её у вашего ребёнка».

Родителям нужно знать, какие последствия могут ожидать ребёнка, страдающего от компьютерной зависимости:

Влияние на формирование характера:

•        Негативные социальные качества: замкнутость, недружелюбность, неумение общаться и сострадать, агрессивность, асоциальное поведение, что в комплексе приводит к дезадаптации.

•        Потеря чувства реальности, ощущение безнаказанности, что может подтолкнуть к проявлениям насилия и вседозволенности в реальной жизни (трансляция сюжетов и действий игр в реальной жизни).

•        Изменение ценностных ориентаций: под влияем компьютерных игр у ребёнка могут сформироваться неправильные жизненные ценности. Он будет путать добро и зло, дружбу и предательство, милосердие и жестокость, любовь и ненависть.

•        Возникновение эмоциональной холодности, неспособности к сопереживанию, инфантильности (неумения брать на себя ответственность и контролировать свои поступки).

«Личность с правильными ценностными установками и адекватным поведением формируется исключительно в живом общении с другими людьми».

Влияние на здоровье:

•        ухудшение зрения, возникновение синдрома «сухого глаза»

•        нарушения осанки

•        проблемы пищеварительного тракта, связанные с нарушением питания (гастрит, запоры, геморрой)

•        истощение организма связанное с перевозбуждением и хронической усталостью.

«Совет. Важно воспитать здоровое адекватное отношение у ребёнка к компьютеру и электронным устройствам».

Важно воспитать здоровое адекватное отношение у ребёнка к компьютеру и электронным устройствам.

Советы психолога по профилактике развития компьютерной зависимости у детей и подростков

1.        Воспитывайте у ребёнка понимание, что компьютер — только часть нашей жизни, а вовсе не альтернативный мир.

2.        Предлагайте альтернативные способы проведения досуга: вокруг много всего интересного.

3.        Если ребёнок всерьёз увлекается компьютерами, можно направить его энергию на созидание, отдав на компьютерные курсы в сфере информационных технологий.

4.        Помните, что не все компьютерные игры вредят: многие из них носят обучающий, развивающий характер.

5.        Если ребёнок уже «втянулся» в компьютерный мир, то лучше не запрещать всё сразу резко, а делать это последовательно.

Компьютерная зависимость может подстерегать любого ребёнка. Однако шансы негативного влияния компьютера будут значительно меньше, если в семье царит дружелюбная доверительная атмосфера, ребёнок имеет разносторонние увлечения, он дружелюбен и оптимистичен.

Используемые интернет ресурсы:

https://paidagogos.com/opyit-primeneniya-kompyuternh-igr-v-raz.html#i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Лекторий для детей и родителей "Музыкальные инструменты"

С незапамятных времен люди любили веселиться. Даже древние люди сидя в пещерах пытались издавать звуки голосом  и помогали  себе ударами о камень или палкой о палку. Это были первые "музыкал...

Лекторий для родителей " Воспитание без наказания "

В данном лектории раскрываются интересные подхода к воспитанию детей дошкольного возраста без наказания. Предложены альтернативы наказанию....

лекторий для родителей "Ребёнок произносит бранные слова. Что делать ?

В данном лектории предлагаются варианты как вести себя если ваш малыш ругается. Раскрывается этиология бранных слов у детей дошкольного возраста. Содержится практический материал пл стабилизации эмоци...

Педагогический лекторий для воспитателей "Организация прогулки в ДОУ"

В связи с новыми федеральными государственными требованиями, которые предлагают интеграцию различных образовательных областей в ходе развития детей, и новыми требованиями СанПин методические рекоменда...

Консультация для родителейдошкольников. "Посеешь привычку-пожнешь характер"

   Консультация для родителей дошкольников«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Пос...