Тренинг для родителей "Скоро в школу"
методическая разработка по психологии

Тренинг для родителей "Скоро в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл af1d0d7b15943945718d4ed3912f5c8c.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Скоро в школу»

Задачи:

1. Повышение компетентности родителей;

2. Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;

3. Развитие навыков рефлексии у родителей.

Ход:

Здравствуйте ув. Родители.  Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем. О школе, о подготовке к школе в вашей жизни наступает ответственный момент – скоро ваши дети станут школьниками. Это важное событие в их жизни. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общения с взрослыми. Сейчас им как никогда понадобиться ваша помощь.

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Вас волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. Практика показывает, что многим родителям не хватает знаний об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Мы, предлагаем вам маленькую помощь:

Для начала мы проведем небольшую разминку.

1. Упражнение «Снежный ком». 

(Мяч передается от участника к участнику)

Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком. Следующий называет свое имя и качество и т.д.

2. Игра-ассоциация « Идем в школу» 

(Мяч передается от участника к участнику)

Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д.

(Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

3. Игра «Инструкция»

Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций, т. к именно этот метод является неотъемлемой частью обучения детей в школе. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию.

"Инструкция".

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».

Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-разному они восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда, как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля. Родители задумались!

Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была инструкция?

Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все одинаковые. Это упражнение тоже вызвало интерес у родителей. А ведь похожие упражнения можно придумывать самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже придумать задание для мамы или папы.

4.  Игровое упражнение «100 способов похвалы»

Одним из залогов успешного обучения в школе является похвала, пусть даже за незначительные достижения ребенка!  Я предлагаю вам сейчас представить как вы будете хвалить своего ребенка . Для этого упражнения давайте разделимся на две команды. Проиграет та команда, которая не сможет придумать похвалу по счету один, два, три.

(родители делятся на две команды)

Фраза. Слово.

Молодец!

Правильно!

Хорошо!

Умница!

Замечательно!

. Это лучшее из того, что у тебя получалось!

Я знала, что ты сможешь сделать это!

Я верю в тебя!

Ты умный, находчивый, сообразительный!

Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!

Я горжусь тобой!

Супер!

Ты на правильном пути!

Браво!!!

Ты превзошел сам себя!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Я радуюсь твоим успехам!

Каждый может ошибаться! Попробуй еще!

Мои поздравления!

Хорошая работа!

Ты нас порадовал!

Отлично!

Это то, что надо!

Это намного лучше!

Удивительно!

Ты быстро учишься!

Так держать!

Прекрасно!

Это лучше всего!

Здорово! Продолжай работать в том же направлении.

Это первая ступенька на пути к успеху, но какая!

Я не смогла бы сделать лучше!

Еще немного времени, и у тебя получится!

У тебя огромный потенциал!

Ты постарался - и всё получилось!

Ты сделал это лучше всех!

Фантастика!

Поздравляю!

Ты взял ещё одну вершину!

Ты победил!

Ты смог преодолеть (робость, неуверенность...)!

С каждым днем у тебя получается всё лучше!

Невероятно!

Ты очень способный!

 Восхитительно!

Сенсация!

Первоклассная работа!

Твой мозг поработал на славу!

Мне нравится ход твоих мыслей!

Ура!!! Первая высота взята!

Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!

Твой успех сегодня - лучший подарок учителю!

 И ты говорил, что не сможешь? Оказывается, еще как получается!

Гениально!

Какое интересное решение!

Вот это класс!

Да ты просто ас в этом вопросе!5

5. Игра “ Мнение”

Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.

  1. Мой ребенок любит играть ...
  2. Любимая игрушка моего ребенка ...
  3. Дома мы играем ...
  4. Игры могут научить детей ...
  5. Мне кажется, что моему ребенку ...
  6. Я считаю, что игра ...
  7. Любимая игра моего ребенка ...
  8. Ребенку для игры нужно ...
  9. Мой ребенок боится ...
  10. Мой ребенок любит ...
  11. Я со своим ребенком занимаюсь ...
  12. Моему ребенку трудно ...
  13. Мой ребенок не умеет ...
  14. Мой ребенок мечтает о ...
  15. Мой ребенок в школе ...
  16. Я хочу, чтобы мой ребенок ...
  17. Меня волнует в моем ребенке ...
  18. Положительные черты характера моего ребенка – это ...
  19. Мой ребенок в детском саду ...
  20. Дома я своему ребенку читаю ...
  21. Я думаю мой ребенок в школе ...
  22. Я рассказываю своему ребенку о школе ...
  23. Любимая сказка моего ребенка ...
  24. Меня радует в моем ребенке ...
  25. В выходные дни я с ребенком ...
  26. Я запрещаю своему ребенку ...
  27. Мой ребенок умеет хорошо ...
  28. С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...
  29. Мой ребенок любит больше всего ...

6. Беседа «Скоро в школу»

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех. Но возможно это только тогда, когда ребенок не только физически, но и психологически  будет готов в школе, чувствовать, т.е. будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».

Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок  был психологически котов к  школе

7. Итог упражнения «Идеальный родитель»

На мишени отмечают свою позицию другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)

8. Обратная связь. 

Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии.

 Памятка для родителей

Памятка родителям будущих первоклассников

  • Поощряйте инициативу ребенка.
  • Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.
  • Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь.
  • Не забывайте хвалить.
  • Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
  • Необходима общая положительная оценка.
  • Подробно вместе разбирайте ошибки.
  • Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
  • Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись занимайся, балбес». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
  • Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.
  • Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.
  • Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.
  • Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами- специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
  • Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
  • Помните «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого психологического занятия-тренинга в подготовительной к школе группе.

Цель данного занятия-развитие коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников....

Игровой тренинг "Ура! Скоро в школу!"

Данный материал является частью комплексной программы "Скоро в школу", реализуемой в нашем детском саду, предназначен для повышение уровня психологической культуры родителей по оптимизации д...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...

Круглый стол для родителей с элементами тренинга «На пороге в школу»

Цель: Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование  психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.Задачи: &midd...

Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной к школе группе

Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной к школе группеЗадачи:1. Развитие коммуникативных умений родителей.2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком &md...

Тренинг детско-родительских взаимоотношений «Школа нашими глазами»

Тренинг детско-родительских взаимоотношений «Школа нашими глазами»...