Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника
статья по психологии

Иванюк Таисия Сергеевна

 

 

Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника

Актуальность проблемы

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений работы с дошкольниками. В современном мире, уделяя большое внимание физическому и познавательному развитию детей, взрослые часто забывают о значимости эмоционально-личностного становления ребенка, которое напрямую влияет на его психологическое и социальное благополучие.

Основные методы развития эмоциональной сферы

Сюжетно-ролевые игры помогают развивать эмоциональную отзывчивость детей к сверстникам и учат решать проблемные ситуации в игровой форме.

Театрализованная деятельность позволяет детям:

  • Передавать различные эмоции

  • Раскрывать характер героев

  • Осваивать способы выражения отношения между персонажами

Художественное слово открывает безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы. Потешки, сказки и стихотворения:

  • Вызывают эмоциональный отклик

  • Учат сопереживанию

  • Развивают способность выражать собственные чувства

Музыкальное воспитание помогает:

  • Формировать представления о настроении музыки

  • Развивать навыки передачи чувств музыкальными средствами

  • Обогащать эмоциональный опыт ребенка

Изобразительная деятельность позволяет:

  • Использовать цветовую гамму для выражения настроения

  • Создавать образы, отражающие внутренние переживания

  • Развивать креативное самовыражение

Практические техники развития

Метод наглядности включает:

  • Демонстрацию эмоциональных проявлений взрослым

  • Использование игр с зеркалом

  • Наблюдение за выражением чувств других людей

Моделирование эмоций реализуется через:

  • Пиктограммы

  • Графические изображения лиц

  • Силуэты людей с различными эмоциональными состояниями

  • Подвижные аппликации

Организация развивающей среды

Эмоционально-развивающая среда должна включать:

  • Дидактические игры по изучению эмоций

  • Кубики-пиктограммы

  • Картотеку портретов с различной мимикой

  • Плакат “Азбука эмоций”

Уголок общения с природой помогает:

  • Снижать мышечное напряжение

  • Преодолевать эмоциональную зажатость

  • Работать с агрессией через природные образы

Практические активности

Двигательные практики включают:

  • Подвижные игры с высокой эмоциональной насыщенностью

  • Режиссерские игры

  • Игры с песком (лепка, закапывание, создание образов)

  • Игры с глиной (лепка эмоций, трансформация образов)

  • Игры с водой (эксперименты, соревнования)

Заключение

Развитие эмоциональной сферы дошкольника требует комплексного подхода и использования разнообразных психолого-педагогических методов. Правильно организованная работа в данном направлении способствует гармоничному развитию личности ребенка, формированию его социальной компетентности и эмоционального интеллекта. Важно помнить, что эмоциональная сфера является фундаментом для дальнейшего развития всех психических процессов ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника

Актуальность проблемы

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений работы с дошкольниками. В современном мире, уделяя большое внимание физическому и познавательному развитию детей, взрослые часто забывают о значимости эмоционально-личностного становления ребенка, которое напрямую влияет на его психологическое и социальное благополучие.

Основные методы развития эмоциональной сферы

Сюжетно-ролевые игры помогают развивать эмоциональную отзывчивость детей к сверстникам и учат решать проблемные ситуации в игровой форме.

Театрализованная деятельность позволяет детям:

  • Передавать различные эмоции
  • Раскрывать характер героев
  • Осваивать способы выражения отношения между персонажами

Художественное слово открывает безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы. Потешки, сказки и стихотворения:

  • Вызывают эмоциональный отклик
  • Учат сопереживанию
  • Развивают способность выражать собственные чувства

Музыкальное воспитание помогает:

  • Формировать представления о настроении музыки
  • Развивать навыки передачи чувств музыкальными средствами
  • Обогащать эмоциональный опыт ребенка

Изобразительная деятельность позволяет:

  • Использовать цветовую гамму для выражения настроения
  • Создавать образы, отражающие внутренние переживания
  • Развивать креативное самовыражение

Практические техники развития

Метод наглядности включает:

  • Демонстрацию эмоциональных проявлений взрослым
  • Использование игр с зеркалом
  • Наблюдение за выражением чувств других людей

Моделирование эмоций реализуется через:

  • Пиктограммы
  • Графические изображения лиц
  • Силуэты людей с различными эмоциональными состояниями
  • Подвижные аппликации

Организация развивающей среды

Эмоционально-развивающая среда должна включать:

  • Дидактические игры по изучению эмоций
  • Кубики-пиктограммы
  • Картотеку портретов с различной мимикой
  • Плакат “Азбука эмоций”

Уголок общения с природой помогает:

  • Снижать мышечное напряжение
  • Преодолевать эмоциональную зажатость
  • Работать с агрессией через природные образы

Практические активности

Двигательные практики включают:

  • Подвижные игры с высокой эмоциональной насыщенностью
  • Режиссерские игры
  • Игры с песком (лепка, закапывание, создание образов)
  • Игры с глиной (лепка эмоций, трансформация образов)
  • Игры с водой (эксперименты, соревнования)

Заключение

Развитие эмоциональной сферы дошкольника требует комплексного подхода и использования разнообразных психолого-педагогических методов. Правильно организованная работа в данном направлении способствует гармоничному развитию личности ребенка, формированию его социальной компетентности и эмоционального интеллекта. Важно помнить, что эмоциональная сфера является фундаментом для дальнейшего развития всех психических процессов ребенка.

Про


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психолого-педагогические методы развития эмоциональной сферы дошкольников"

Презентация к семинару для педагогов и психологов " Эмоциональное развитие дошкольников"...

Программа по психологической коррекции «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с синдромом Дауна методом психогимнастики» (опыт работы)

Реализация данной программы возможна с детьми с чрезмерной утомляемостью, низкой работоспособностью, гиперактивными или замкнутыми, с неврозами, задержкой психического развития, психическим недоразвит...

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы умственно – отсталых дошкольников

Развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание  в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал Л.С. Выгодский, только согласованн...

Мастер-класс «Мульттерапия как современная техника в работе по развитию эмоциональной сферы дошкольников»

Дошкольники 6-7 лет сталкиваются с различными психологическими рисками и на сегодняшний момент у данного контингента обучающихся выявлен низкий уровень развития эмоциональной сферы, что выражается в...

Использование методов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников

Консультация для педагогов-психологов ДОУ по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»...