План работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
рабочая программа по психологии

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.  

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки данного плана психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ, который определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Солнышко» с. Займо – Обрыв, Азовского района

Принято

на педагогическом совете

Протокол № ____ от ______2022г.

        Утверждаю:

Заведующий МБДОУ № 6 «Солнышко»

        Н.Н. Мухонько____________

        Приказ № ___ от ____._____2022г.  

        

План работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 6 «Солнышко»

с. Займо – Обрыв

                                                                                 2022 г.

Пояснительная записка

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.  

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки данного плана психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ, который определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

Новые условия при адаптации, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:

1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:

- знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;

- очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;

- жесткая регламентация условий выполнения задач;

- изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;

- поощрение и порицание взрослым действий;

- ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.

2. Условия, связанные с новой организацией среды:

- выход за пределы знакомого помещения;

- необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.

3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:

- встреча с детским коллективом;

- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;

- наличие у сверстников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

- особенности обменных процессов;

- тип нервной системы и темперамента;

- тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

- психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.

Адаптивные возможности ребенка  раннего  и  младшего  дошкольного  возраста

ограничены, поэтому резкий  переход  малыша  в  новую  социальную  ситуацию  и

длительное  пребывание  в  стрессовом  состоянии  могут  привести  к  эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Причинами,  способствующими  возникновению  стрессовых  состояний  у  ребенка, могут быть:

1) длительное нахождение в большом количестве детей, среди которых могут быть

дети, неприятные ребенку;

2) строгие,  непривычные  дисциплинарные  правила,  за  невыполнение  которых

следует наказание;

3) фрустрация каких – либо потребностей ребенка;

4) общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему

приятны.

Факторы, которые могут затруднять прохождение периода адаптации:

1) частые заболевания матери;

2) недостаток эмоционального общения ребенка с матерью в первый год жизни;

3) резкие, нарушенные отношения между родителями;

4) заболевания ребенка в первый год жизни, особенно с повышением температуры

тела;

5) отставание в нервно – психическом развитии.

При  тяжелой  адаптации  возможен  срыв,  который  может  привести  к

психосоматическому заболеванию ребенка: разлука → страх → стресс → срыв адаптации → болезнь.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.

Отсюда,

Цель работы по адаптации детей к ДОУ:  

Создание условий для естественного психологического  и всестороннего развития ребенка. Снизить напряженность периода адаптации, помочь освоиться в

новой  обстановке,  привыкнуть  к  общению  с  незнакомыми  детьми, формировать

положительное  отношение  к  детскому  саду  и  навыки  общения,  прежде  всего  со

сверстниками и воспитателями.

Задачи:

1.  Снятие  эмоционального  и  мышечного  напряжения; снижение  импульсивности,

излишней двигательной активности, тревоги и агрессии.

2.  Создание  условий  для  обеспечения  эмоционального  комфорта,  чувства

защищенности в группе.

3.  Формирование положительной самооценки, уверенности в  себе, эмоциональной

устойчивости.

4.  Создание  условий  для  оптимальной  социализации,  то  есть  взаимоотношений  и взаимодействий с социально значимым окружением.

5.  Создание  условий  для  освоения  детьми  пространства  своей  группы  как

предпосылки освоения пространства всего детского сада.

6.  Развитие  коммуникативных  навыков,  благоприятных  условий  для  знакомства

детей друг с другом, предпосылок для групповой сплоченности.

7. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Основные принципы работы в рамках адаптации детей к ДОУ

Работа  психолого  –  педагогического  сопровождения  детей раннего  возраста  в   период  адаптации   к  дошкольному  учреждению построена  с  учётом  методических  разработок  таких авторов, как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Аксарина Н.М., Новосёлова С.Л., Смирнова Е.О., Печора К.Л., Белкина В.Н., Васильева М.А., Морозова Е.И. и др. и соответствует ФГОС.

Психолого  –  педагогическое  сопровождение состоит  в  том,  что  в нём расширено  решение актуальных  проблем:

- разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям  дошкольного  образовательного  учреждения;

- создание  единого  благоприятного образовательно  –  воспитательного  пространства  ДОУ;

- повышение информационной  культуры  родителей,  повышение  профессиональной  компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребёнок целиком поглощён предметом и поэтому деятельность является предметной. Данная деятельность направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Показатели

Уровень сформированности

Мышление

Наглядно-действенное

Речь

Увеличение словарного запаса. Способность понимать обобщённое значение слов. Речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения

Произвольность

познавательных

процессов

Внимание и память непроизвольные

Способ познания

Интенсивно идёт сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности (например: разбор предметов на части)

Наличие конфликтов со взрослыми

«Я-сам»

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная игра «рядом»

.

Содержание деятельности на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ

                                    Этапы работы по адаптации

План работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность администрации, воспитателей, педагога-психолога и других специалистов в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа осуществляется поэтапно.

I этап: подготовительный

Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.

Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психолого- педагогическое  просвещение родителей, сбор информации о детях (анкетирование).

Алгоритм вхождения ребёнка в группу

1-ая неделя:

Ребенок находится в детском саду 2 часа (8.00 – 10.00)

Цель:

1. Создать основу доверительного отношения к незнакомым детям и взрослым,

симпатии к воспитателю.

2. Способствовать эмоциональному восприятию сверстников.

3. Познакомить с расположением игрушек, предметов в группе.

2-ая неделя:

Ребенок находится в детском саду 3 - 4 часа  (8.00-12.00)

Цель:

1.  Установить  индивидуальный  эмоциональный  контакт  с  ребенком  (ребенок  сам

идет на руки, принимает ласку от воспитателя, обращается за помощью).

2.  Закладывать  основы  доброжелательного  отношения  к  сверстникам,

способствовать развитию игры «рядом».

3.  Побуждать  к  самостоятельным  действиям  в  группе,  закреплять  умение

ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования.

3-я неделя: 

Ребенок по желанию (в зависимости от уровня адаптации) остается на дневной сон.

Цель:

1.  Приучать  ребенка  к  приему  пищи  в  ДОУ  (привыкание  к  новому  ассортименту блюд, их вкусовым качествам).

2. Привлекать к совместным играм.

3. Учить слышать голос воспитателя, откликаться на его просьбу.

4.  Формировать  у  детей  навыки  самообслуживания,  побуждать  к  выполнению

гигиенических процедур с помощью взрослого.

4-ая неделя:

Дети посещают детский сад в течение всего дня.

Цель:

1. Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и

психический комфорт.

2.  Развивать  уверенность  ребенка  в  себе  и  своих  возможностях,  пробуждать

активность, самостоятельность, инициативу.

3. Развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших

детей.

4.  Подготовить  ребенка  к  расширению  круга  общения  с  другими  сотрудниками

ДОУ, со старшими детьми.

5. Поощрять культурно – гигиенические навыки.

II этап: основной

Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в группе.

Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

Технология психологической поддержки детей в адаптационный период

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.  

Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.

Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей).

Используется метод игровой терапии.

Групповое сопровождение детей в период адаптации - осуществляется посредством игр (проводят воспитатели совместно с психологом).

Методическое обеспечение: 

Источник: Е.А. Долженко, О.В. Богаткина «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями. Коммуникативные игры. Игры на освоение окружающей среды. Совместные игры».

Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи игровых сеансов:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;

- развитие навыков взаимодействия друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Проводимые игры

Цели

«Лёгкое пёрышко»

Развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

«Осенние листочки»

Регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

«Рисуем на песке»

Развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

«Разговор с игрушкой»

Обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

«Колючий ёжик»

Развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

«Что нам подскажут пальчики»

Развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

«Давайте познакомимся!»

Развитие коммуникативных навыков.

«Раздувайся, пузырь!»

Развитие коммуникативных навыков.

«Карусели»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений.

Развитие мелкой моторики.

«Мы на луг ходили…»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений.

Развитие мелкой моторики.

«Зайка беленький сидит…»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений

Развитие мелкой моторики

«Хоровод»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений.

Развитие мелкой моторики.

«Мы топаем ногами»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений.

Развитие мелкой моторики.

«Затейники»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений, умения копировать движения.

Развитие мелкой моторики.

«Лови – лови!»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений.

Развитие мелкой моторики.

«Чей голосок?»

Пальчиковые игры

Формирование индивидуальности, развитие самовыражения.

Развитие мелкой моторики.

«Догонялки с куклой (мишкой)»

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков, координации движений.

Развитие мелкой моторики.

«Играем с мячом!»

Пальчиковые игры

Развитие тактильных ощущений, коммуникативных навыков, самооценки.

Развитие мелкой моторики.

«Погладь ладошку»

Пальчиковые игры

Развитие тактильных ощущений, коммуникативных навыков, самооценки.

Развитие мелкой моторики.

«По дорожке Аня шла…»

Пальчиковые игры

Развитие тактильных ощущений, коммуникативных навыков, самооценки.

Развитие мелкой моторики.

III этап: заключительный

Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.

Дальнейшее сопровождение детей  осуществляется воспитателями совместно с педагогом – психологом и специалистами ДОУ.

Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации в течение года

Занятия -  игры

Основная  форма  реализации  –  цикл  игровых  занятий  «Успешный малыш» с детьми  раннего  и  младшего  дошкольного  возраста  в  период  адаптации и сопровождения в течение года.

Все  занятия игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка.

Основные направления работы в процессе занятий:

- развитие мелкой моторики;

- развитие внимания;

- развитие памяти;

- развитие восприятия;

- развитие логического и творческого мышления;

- развитие речи;

- развитие воображения;

- развитие координации движения;

- пальчиковую гимнастику;

- развитие коммуникативных навыков;

- начальные  навыки  классификации,  сравнения,  закрепление  знаний  основных

цветов.

Цикл занятий – игр

Тема

Цели и задачи

1-2

«Знакомство с кругом»

Цели:

  1. Формирование у ребёнка положительного настроя на игру и взаимодействие со взрослыми и детьми.
  2. Развитие умения слушать и концентрировать внимание на том, о чём говорят.
  3. Развитие разговорных навыков малышей от использования одиночных слов до употребления простых предложений.
  4. Формирование наглядно – действенного мышления.
  5. Формирование умения подбирать, сортировать, отбирать по определённому признаку.
  6. Развитие способности понимать и проявлять чувства.

Задачи:

  1. Тренировка мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.
  2. Обучение правильно держать карандаш, обводить по трафарету.
  3. Обучение соотносить по цвету, с помощью взрослого называть основные цвета.
  4. Развитие умения подбирать предметы по размеру.
  5. Обучение складыванию картинки из нескольких частей.
  6. Развитие тактильной чувствительности.
  7. Развитие умения переключать внимание.
  8. Развитие умения дифференцировать по форме.
  9. Развитие навыков конструирования методом наложения и по подражанию.
  10.  Развитие умения выполнять простейшие действия с сюжетно – ролевой игре.

3-4

«Знакомство с квадратом»

5-6

«Домашние животные»

7-8

«Дикие животные»

9

«Зайка»

10

«Слоник»

11

«Черепаха»

12

«Жираф»

13

«Мышка»

14-15

«Дифференциация диких и домашних животных»

16-17

«Птицы»

18-19

«Домашние птицы»

20

«Уточка»

21-22

«Деревья»

23-24

«Насекомые»

25-26

«Цветы»

27-28

«Насекомые и цветы»

29

«Паучок»

30

«Кузнечик»

31

«Рыбка»

32

«Улитка»

33

«Лягушка»

34

«Семья»

Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.

1-ый этап. Первичная диагностика

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Метод: анкетирование родителей

Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.

2-ой этап. Текущая диагностика

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Групповые листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации.

Результат: в конце  выделяются итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в совместную работу по адаптации.

3-й этап. Итоговая диагностика

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

Метод: наблюдение

Организация: за ребенком наблюдают в течение нескольких недель после начала посещения ДОУ.

Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Направления диагностической работы с детьми

Для наблюдения в первые месяцы адаптации используются:

  - Адаптационная карта группы (заполняется воспитателями)

Цель: проследить адаптацию каждого ребёнка к ДОУ по следующим параметрам:

п/п

Параметры и критерии оценки

1

Настроение:

бодрое, уравновешенное

подавленное,

неустойчивое,

раздражительное,

агрессивное

2

Длительность и характер засыпания:

быстрое (до 10 мин.),

спокойное,

медленное, спокойное

медленное, неспокойное

3

Длительность сна:

соответствует возрасту,

в зависимости от ситуации,

не соответствует возрасту

4

Аппетит:

хороший,

избирательный,

плохой

5

Отношение к высаживанию на горшок:

положительное,

индифферентное,

отрицательное

6

Навыки опрятности:

развиты достаточно,

развиты недостаточно,

отсутствуют

 7

Поведение в целом

(сумма баллов)

- Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (Корепанова М.В., Харлампова Е.В.) (заполняется педагогом - психологом)

Время заполнения: первый день пребывания в ДОУ; две недели пребывания в ДОУ; месяц пребывания в ДОУ.

Цель: выявить уровень адаптации ребёнка по следующим критериям:

- Общий эмоциональный фон;

- Познавательная и игровая деятельность;

- Взаимоотношения со взрослыми;

- Взаимоотношения с детьми;

- Реакция на изменение привычной ситуации

Уровень

ФИ

ребёнка

Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ

Общий эмоцио

наль

ный фон

Познава

тельная и игровая активность

Взаимоот

ношения со взрослыми

Взаимоот

ношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

положительный

неустойчивый

отрицательный

активен

активен при поддержке взрослого

пассивен/ реакция протеста

инициативен

принимает инициативу взрослого

уход от взаимоотношений

инициативен

вступает в контакт при поддержке взрослого

пассивен/ реакция протеста

принятие

тревожность

непринятие

1

2

 

 - С целью изучения личностных особенностей каждого ребёнка в течение года после адаптации используется:

Диагностика нервно – психического развития детей первых трёх лет жизни (Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора).

Работа с родителями

Цель работы: гармонизация детско-родительских отношений.

В соответствии с этой целью  ставятся следующие задачи в работе с родителями:

-формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;

-осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности;

-обучить эффективным способам общения с ребёнком.

 

Мероприятия по работе с родителями:

1.  Привлечение  родителей  к  созданию  условий  в  семье,  способствующих

укреплению  резервных  возможностей  детского  организма  в  период  адаптации  к

дошкольному учреждению.

2. Анкетирование родителей на готовность ребенка к поступлению в ДОУ.

3. Индивидуальное консультирование для родителей.

Просветительская работа с родителями в форме:

а) сообщения  на  родительских  собраниях;

б) просветительские информационные буклеты,  памятки.  

Ожидаемые результаты:

1.Улучшение адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ.

2.Повышение эффективности взаимодействия ДОУ с родителями.

3. Оптимизация взаимодействия родителей и детей.

4. Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения.

Работа с педагогами

Цель работы: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с детьми раннего возраста.

В соответствии с этой целью  ставятся следующие задачи в работе с педагогами:

- формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности  детей;

- развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;

- повышать психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми;

- способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).

Мероприятия по работе с педагогами:

1.  Консультации, семинары, семинары – тренинги с воспитателями:

- по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

- особенности психического развития детей раннего возраста;

- формированию игровой культуры ребенка;

- снятие  эмоционального  напряжения.  

2. Рекомендации воспитателям для работы с поступающими в ДОУ детьми.

Планируемые результаты работы

1.  В  первую  очередь   снижение частоты  проявлений  тяжелых

эмоциональных состояний (повышенной тревожности, тяжелой формы адаптации).

2.  Программа  рассчитана  на  длительный  результат,  который  определяется

благоприятным  вхождением  детей  в  новую  для  них  социальную  ситуацию,  умением справляться со стрессовой ситуацией.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у детей необходимо выполнение следующих условий:

понимание актуальности психолого - педагогической работы с  детьми в период адаптации, поддержка со стороны администрации ДОУ;

включение в коррекционную, профилактическую работу педагогического коллектива ДОУ;

толерантная позиция родителей и активное участие родителей во взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ;

подбор диагностических методов, развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей данного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...

Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия.  Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Актуальность моей темы  в том, что детям разного  возраста нелегко и тревожно в новом для них месте.Волнение и тревога не отпускает как ребенка так и родителя. - Как примет малыша его ...

Проект «Каждое утро с улыбкой» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)

Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к  дошкольному учреждению? Цель проекта: создание благоприятных условий социальной ад...

ПОДГОТОВКА И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПОДГОТОВКА И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВойтенко Людмила Григорьевнавоспитатель МБДОУдетский сад №40 «Росинка»г-к Анапа Краснодарского края«Детство...