План работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
рабочая программа по психологии
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки данного плана психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ, который определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Солнышко» с. Займо – Обрыв, Азовского района
Принято на педагогическом совете Протокол № ____ от ______2022г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 6 «Солнышко» Н.Н. Мухонько____________ Приказ № ___ от ____._____2022г. |
План работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 6 «Солнышко»
с. Займо – Обрыв
2022 г.
Пояснительная записка
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки данного плана психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ, который определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.
Новые условия при адаптации, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
- знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
- очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
- жесткая регламентация условий выполнения задач;
- изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
- поощрение и порицание взрослым действий;
- ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
2. Условия, связанные с новой организацией среды:
- выход за пределы знакомого помещения;
- необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:
- встреча с детским коллективом;
- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
- наличие у сверстников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
- особенности обменных процессов;
- тип нервной системы и темперамента;
- тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
- психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и
длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка, могут быть:
1) длительное нахождение в большом количестве детей, среди которых могут быть
дети, неприятные ребенку;
2) строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых
следует наказание;
3) фрустрация каких – либо потребностей ребенка;
4) общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему
приятны.
Факторы, которые могут затруднять прохождение периода адаптации:
1) частые заболевания матери;
2) недостаток эмоционального общения ребенка с матерью в первый год жизни;
3) резкие, нарушенные отношения между родителями;
4) заболевания ребенка в первый год жизни, особенно с повышением температуры
тела;
5) отставание в нервно – психическом развитии.
При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к
психосоматическому заболеванию ребенка: разлука → страх → стресс → срыв адаптации → болезнь.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.
Отсюда,
Цель работы по адаптации детей к ДОУ:
Создание условий для естественного психологического и всестороннего развития ребенка. Снизить напряженность периода адаптации, помочь освоиться в
новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми, формировать
положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со
сверстниками и воспитателями.
Задачи:
1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности,
излишней двигательной активности, тревоги и агрессии.
2. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства
защищенности в группе.
3. Формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной
устойчивости.
4. Создание условий для оптимальной социализации, то есть взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением.
5. Создание условий для освоения детьми пространства своей группы как
предпосылки освоения пространства всего детского сада.
6. Развитие коммуникативных навыков, благоприятных условий для знакомства
детей друг с другом, предпосылок для групповой сплоченности.
7. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Основные принципы работы в рамках адаптации детей к ДОУ
Работа психолого – педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению построена с учётом методических разработок таких авторов, как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Аксарина Н.М., Новосёлова С.Л., Смирнова Е.О., Печора К.Л., Белкина В.Н., Васильева М.А., Морозова Е.И. и др. и соответствует ФГОС.
Психолого – педагогическое сопровождение состоит в том, что в нём расширено решение актуальных проблем:
- разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;
- создание единого благоприятного образовательно – воспитательного пространства ДОУ;
- повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребёнок целиком поглощён предметом и поэтому деятельность является предметной. Данная деятельность направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.
Показатели | Уровень сформированности |
Мышление | Наглядно-действенное |
Речь | Увеличение словарного запаса. Способность понимать обобщённое значение слов. Речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные |
Способ познания | Интенсивно идёт сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности (например: разбор предметов на части) |
Наличие конфликтов со взрослыми | «Я-сам» |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная игра «рядом» |
.
Содержание деятельности на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
Этапы работы по адаптации
План работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность администрации, воспитателей, педагога-психолога и других специалистов в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа осуществляется поэтапно.
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психолого- педагогическое просвещение родителей, сбор информации о детях (анкетирование).
Алгоритм вхождения ребёнка в группу
1-ая неделя:
Ребенок находится в детском саду 2 часа (8.00 – 10.00)
Цель:
1. Создать основу доверительного отношения к незнакомым детям и взрослым,
симпатии к воспитателю.
2. Способствовать эмоциональному восприятию сверстников.
3. Познакомить с расположением игрушек, предметов в группе.
2-ая неделя:
Ребенок находится в детском саду 3 - 4 часа (8.00-12.00)
Цель:
1. Установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком (ребенок сам
идет на руки, принимает ласку от воспитателя, обращается за помощью).
2. Закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам,
способствовать развитию игры «рядом».
3. Побуждать к самостоятельным действиям в группе, закреплять умение
ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования.
3-я неделя:
Ребенок по желанию (в зависимости от уровня адаптации) остается на дневной сон.
Цель:
1. Приучать ребенка к приему пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам).
2. Привлекать к совместным играм.
3. Учить слышать голос воспитателя, откликаться на его просьбу.
4. Формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению
гигиенических процедур с помощью взрослого.
4-ая неделя:
Дети посещают детский сад в течение всего дня.
Цель:
1. Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и
психический комфорт.
2. Развивать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, пробуждать
активность, самостоятельность, инициативу.
3. Развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших
детей.
4. Подготовить ребенка к расширению круга общения с другими сотрудниками
ДОУ, со старшими детьми.
5. Поощрять культурно – гигиенические навыки.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в группе.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.
Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей).
Используется метод игровой терапии.
Групповое сопровождение детей в период адаптации - осуществляется посредством игр (проводят воспитатели совместно с психологом).
Методическое обеспечение:
Источник: Е.А. Долженко, О.В. Богаткина «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями. Коммуникативные игры. Игры на освоение окружающей среды. Совместные игры».
Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи игровых сеансов:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Проводимые игры | Цели |
«Лёгкое пёрышко» | Развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния. |
«Осенние листочки» | Регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений. |
«Рисуем на песке» | Развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я». |
«Разговор с игрушкой» | Обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения. |
«Колючий ёжик» | Развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности. |
«Что нам подскажут пальчики» | Развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности. |
«Давайте познакомимся!» | Развитие коммуникативных навыков. |
«Раздувайся, пузырь!» | Развитие коммуникативных навыков. |
«Карусели» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений. Развитие мелкой моторики. |
«Мы на луг ходили…» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений. Развитие мелкой моторики. |
«Зайка беленький сидит…» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений Развитие мелкой моторики |
«Хоровод» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений. Развитие мелкой моторики. |
«Мы топаем ногами» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений. Развитие мелкой моторики. |
«Затейники» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений, умения копировать движения. Развитие мелкой моторики. |
«Лови – лови!» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений. Развитие мелкой моторики. |
«Чей голосок?» Пальчиковые игры | Формирование индивидуальности, развитие самовыражения. Развитие мелкой моторики. |
«Догонялки с куклой (мишкой)» Пальчиковые игры | Развитие коммуникативных навыков, координации движений. Развитие мелкой моторики. |
«Играем с мячом!» Пальчиковые игры | Развитие тактильных ощущений, коммуникативных навыков, самооценки. Развитие мелкой моторики. |
«Погладь ладошку» Пальчиковые игры | Развитие тактильных ощущений, коммуникативных навыков, самооценки. Развитие мелкой моторики. |
«По дорожке Аня шла…» Пальчиковые игры | Развитие тактильных ощущений, коммуникативных навыков, самооценки. Развитие мелкой моторики. |
III этап: заключительный
Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.
Дальнейшее сопровождение детей осуществляется воспитателями совместно с педагогом – психологом и специалистами ДОУ.
Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации в течение года
Занятия - игры
Основная форма реализации – цикл игровых занятий «Успешный малыш» с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации и сопровождения в течение года.
Все занятия игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка.
Основные направления работы в процессе занятий:
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие восприятия;
- развитие логического и творческого мышления;
- развитие речи;
- развитие воображения;
- развитие координации движения;
- пальчиковую гимнастику;
- развитие коммуникативных навыков;
- начальные навыки классификации, сравнения, закрепление знаний основных
цветов.
Цикл занятий – игр
№ | Тема | Цели и задачи |
1-2 | «Знакомство с кругом» | Цели:
Задачи:
|
3-4 | «Знакомство с квадратом» | |
5-6 | «Домашние животные» | |
7-8 | «Дикие животные» | |
9 | «Зайка» | |
10 | «Слоник» | |
11 | «Черепаха» | |
12 | «Жираф» | |
13 | «Мышка» | |
14-15 | «Дифференциация диких и домашних животных» | |
16-17 | «Птицы» | |
18-19 | «Домашние птицы» | |
20 | «Уточка» | |
21-22 | «Деревья» | |
23-24 | «Насекомые» | |
25-26 | «Цветы» | |
27-28 | «Насекомые и цветы» | |
29 | «Паучок» | |
30 | «Кузнечик» | |
31 | «Рыбка» | |
32 | «Улитка» | |
33 | «Лягушка» | |
34 | «Семья» |
Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.
1-ый этап. Первичная диагностика
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Метод: анкетирование родителей
Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.
2-ой этап. Текущая диагностика
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.
Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Групповые листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации.
Результат: в конце выделяются итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в совместную работу по адаптации.
3-й этап. Итоговая диагностика
Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.
Метод: наблюдение
Организация: за ребенком наблюдают в течение нескольких недель после начала посещения ДОУ.
Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.
Направления диагностической работы с детьми
Для наблюдения в первые месяцы адаптации используются:
- Адаптационная карта группы (заполняется воспитателями)
Цель: проследить адаптацию каждого ребёнка к ДОУ по следующим параметрам:
№ п/п | Параметры и критерии оценки |
1 | Настроение: бодрое, уравновешенное подавленное, неустойчивое, раздражительное, агрессивное |
2 | Длительность и характер засыпания: быстрое (до 10 мин.), спокойное, медленное, спокойное медленное, неспокойное |
3 | Длительность сна: соответствует возрасту, в зависимости от ситуации, не соответствует возрасту |
4 | Аппетит: хороший, избирательный, плохой |
5 | Отношение к высаживанию на горшок: положительное, индифферентное, отрицательное |
6 | Навыки опрятности: развиты достаточно, развиты недостаточно, отсутствуют |
7 | Поведение в целом (сумма баллов) |
- Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (Корепанова М.В., Харлампова Е.В.) (заполняется педагогом - психологом)
Время заполнения: первый день пребывания в ДОУ; две недели пребывания в ДОУ; месяц пребывания в ДОУ.
Цель: выявить уровень адаптации ребёнка по следующим критериям:
- Общий эмоциональный фон;
- Познавательная и игровая деятельность;
- Взаимоотношения со взрослыми;
- Взаимоотношения с детьми;
- Реакция на изменение привычной ситуации
Уровень | ФИ ребёнка | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | ||||||||||||||||
Общий эмоцио наль ный фон | Познава тельная и игровая активность | Взаимоот ношения со взрослыми | Взаимоот ношения с детьми | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||||||||||||
баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |||
положительный | неустойчивый | отрицательный | активен | активен при поддержке взрослого | пассивен/ реакция протеста | инициативен | принимает инициативу взрослого | уход от взаимоотношений | инициативен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен/ реакция протеста | принятие | тревожность | непринятие | ||||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
- С целью изучения личностных особенностей каждого ребёнка в течение года после адаптации используется:
Диагностика нервно – психического развития детей первых трёх лет жизни (Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора).
Работа с родителями
Цель работы: гармонизация детско-родительских отношений.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи в работе с родителями:
-формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
-осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности;
-обучить эффективным способам общения с ребёнком.
Мероприятия по работе с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих
укреплению резервных возможностей детского организма в период адаптации к
дошкольному учреждению.
2. Анкетирование родителей на готовность ребенка к поступлению в ДОУ.
3. Индивидуальное консультирование для родителей.
Просветительская работа с родителями в форме:
а) сообщения на родительских собраниях;
б) просветительские информационные буклеты, памятки.
Ожидаемые результаты:
1.Улучшение адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ.
2.Повышение эффективности взаимодействия ДОУ с родителями.
3. Оптимизация взаимодействия родителей и детей.
4. Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения.
Работа с педагогами
Цель работы: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с детьми раннего возраста.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи в работе с педагогами:
- формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности детей;
- развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
- повышать психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми;
- способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).
Мероприятия по работе с педагогами:
1. Консультации, семинары, семинары – тренинги с воспитателями:
- по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- особенности психического развития детей раннего возраста;
- формированию игровой культуры ребенка;
- снятие эмоционального напряжения.
2. Рекомендации воспитателям для работы с поступающими в ДОУ детьми.
Планируемые результаты работы
1. В первую очередь снижение частоты проявлений тяжелых
эмоциональных состояний (повышенной тревожности, тяжелой формы адаптации).
2. Программа рассчитана на длительный результат, который определяется
благоприятным вхождением детей в новую для них социальную ситуацию, умением справляться со стрессовой ситуацией.
Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у детей необходимо выполнение следующих условий:
понимание актуальности психолого - педагогической работы с детьми в период адаптации, поддержка со стороны администрации ДОУ;
включение в коррекционную, профилактическую работу педагогического коллектива ДОУ;
толерантная позиция родителей и активное участие родителей во взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ;
подбор диагностических методов, развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей данного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...
Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Актуальность моей темы в том, что детям разного возраста нелегко и тревожно в новом для них месте.Волнение и тревога не отпускает как ребенка так и родителя. - Как примет малыша его ...
Проект «Каждое утро с улыбкой» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)
Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению? Цель проекта: создание благоприятных условий социальной ад...

ПОДГОТОВКА И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПОДГОТОВКА И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВойтенко Людмила Григорьевнавоспитатель МБДОУдетский сад №40 «Росинка»г-к Анапа Краснодарского края«Детство...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...