ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
план-конспект занятия по психологии

В современном мире все чаще в детский сад приходят дети с особенностями развития, с гиперактивностью, с задержкой психического развития, задержкой речевого развития, с недостаточно развитыми высшими психическими функциями, такими как память, внимание и мышление. У детей нарушена координация, плохо развита крупная и мелкая моторика, они плохо ориентируются в пространстве. Зачастую их развитие не соответствует возрастным нормам. Точная причина этой неблагоприятной статистики не известна, но выделяют несколько факторов: экологические, биологические и социальные. Одной из причин является малоподвижный образ жизни современных детей и замена реального мира на виртуальный. Из-за недостаточной физической активности у детей головной мозг плохо снабжается кислородом, что приводит к дисгармоничному развитию межполушарных связей. Для преодоления имеющихся нарушений и укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокорекционной работы. Одним из методов такой коррекции является нейрогимнастика или гимнастика для мозга. Учеными давно доказана связь специальных двигательных упражнений и развития мозга и организма в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_neyrogimnastiki_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация: в статье раскрыты проблемы роста количества детей с различными нарушениями речи и современные методы коррекционной работы с ними.

Ключевые слова: нейрогимнастика, гимнастика для мозга, нейропсихология, дети с ОВЗ.

В современном мире все чаще в детский сад приходят дети с особенностями развития, с гиперактивностью, с задержкой психического развития, задержкой речевого развития, с недостаточно развитыми высшими психическими функциями, такими как память, внимание и мышление. У детей нарушена координация, плохо развита крупная и мелкая моторика, они плохо ориентируются в пространстве. Зачастую их развитие не соответствует возрастным нормам. Точная причина этой неблагоприятной статистики не известна, но выделяют несколько факторов: экологические, биологические и социальные. Одной из причин является малоподвижный образ жизни современных детей и замена реального мира на виртуальный. Из-за недостаточной физической активности у детей головной мозг плохо снабжается кислородом, что приводит к дисгармоничному развитию межполушарных связей. Для преодоления имеющихся нарушений и укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокорекционной работы. Одним из методов такой коррекции является нейрогимнастика или гимнастика для мозга. Учеными давно доказана связь специальных двигательных упражнений и развития мозга и организма в целом.

Нейрогимнастика – это комплекс простых упражнений, которые повышают интеллектуальное развитие и умственную работоспособность детей. Данная гимнастика возбуждает определенные участки мозга и усиливает межполушарное взаимодействие. Занятия нейрогимнастикой часто назначаются детям с ОВЗ как в дошкольном, так и в школьном периоде обучения и воспитания. Польза этих упражнений неоспорима: стимулирует развитие памяти, мышления, улучшает мелкую и крупную моторику, повышает роботоспособность, помогает в обучении чтения и письма, формируется уверенность в себе. Регулярные занятия помогут улучшить не только ряд физических навыков, скоординированность движений и ловкость, но и усовершенствовать эмоциональное состояние, сделать ребенка менее подверженным стрессу и стать более общительным. Гимнастика в дошкольном возрасте учитывает пластичность мозга и позволяет полушариям работать активно и продуктивно. Активизируется работа самых уязвимых участков, которые раньше бездействовали. Примерные упражнения нейрогимнастики, которые можно использовать для дошкольников с ОВЗ.

1. «Колечки» выполняя это упражнение нужно каждому пальцу «поздороваться» с большим пальцем. Нажимать нужно сильно при этом пальцы должны оставаться прямыми. Со временем упражнение нужно ускорить.

2. «Кулак-ребро-ладонь» – сначала упражнение выполняется одной рукой и медленно, затем двумя и в ускоренном темпе.

3. «Ухо-нос» – беремся правой рукой за кончик носа, а левой за правое ухо, делаем хлопок и меняем руки.

4. «Моряк» – нужно показать одной рукой «козырек», а другой «класс», затем меняем руки и ускоряем темп.

5. «Кнопки мозга» – нужно найти на ключице ямочки нажать на них пальцами одной руки и пальцы второй руки положить на пупок, круговыми движениями нужно массировать эти кнопки.

6. «Рисование двумя руками» – есть масса интересных картинок в свободном доступе, которые можно распечатать чтобы рисовать на них двумя руками одновременно.

Список литературы

1. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина [и др.]. – М., 2001. – 272 с.

2. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в образовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М., 1996. – 64 с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2007. EDN UCIVNP.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...

«Развивающая ценность нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что гимнастика по утрам – это обязательное условие хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека в целом. Регулярное проведение гимнастических упражнений благопри...

Мастер класс "Нейрогимнастика в работе с детьми с ТНР"

В настоящее время в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Все чаще встречаются дети моторно-не...

Буклет по теме "Нейрогимнастика в работе с детьми с ТНР"

В буклете представлены упражнения по нейрогимнастике для детей с ТНР с описанием упражнений и рекомендациями по выполнению. Материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектолог...

Мастер-класс на тему: «Нейрогимнастика в работе с детьми дошкольного возраста»

Благодаря нейробике оптимизируются процессы интеллектуальной деятельности, улучшается способность к мышлению, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, ул...

Презентация "Нейрогимнастика в работе с детьми"

В настоящее время в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Для преодоления имеющихся у них нару...