Гончарный музей 22.09.25
учебно-методический материал по окружающему миру
Экскурсия в мини музей Гончарного искусства
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема экскурсии: «Мини – музей гончарного искусства. Гончарное ремесло».
Цель: познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.
Задачи:
закрепление знаний детей о народных промыслах;
формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству, закрепление правил поведения в музее;
уточнение и расширение знаний детей по теме: «Посуда»; формировать бережное отношение к посуде;
расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда», активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция, выставка; обогатить словарь детей словами: гончар, гончарство; совершенствовать умение отвечать на вопросы;
формировать культуру эстетического восприятия художественного образа при просмотре произведения;
продолжать развивать координацию речи и движений; зрительное восприятие
совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
Материалы и оборудование: предметы быта: глиняные горшки, чашка, кувшин; глина, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.
Предварительная работа:
Беседа «Путешествие в прошлое посуды».
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе».
Ход экскурсии
Приглашаю вас сегодня в мини-музей гончарного искусства
А что такое музей?
Музей – это место, где хранятся старинные, редкие вещи или предметы. Но прежде, чем мы пойдем в музей я хотела бы вспомнить правила поведения в музее. (Показываю знаки, запрещающие использовать напитки и еду, громко разговаривать, использовать ролики, бегать, трогать музейные экспонаты руками). В музее работает человек, который все знает о музее и предметах, которые в нем хранятся. Как называется эта профессия?
верно. Сегодня экскурсоводом буду я.
- Вы сегодня пришли в музей глиняной посуды. Предметы, которые выставлены в музее называются экспонаты.
С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали глиняную посуду. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.
- Эта посуда изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Мы до сих пор пользуемся этой посудой. Это супница, солонка, чашка, кувшин. (Рассматривание экспонатов мини-музея).
- Глиняную посуду изготавливает гончар. Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар. Он находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась. Ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдувал ветер. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие. Для своей работы мастера использовали специальный гончарный круг. Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи.
После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой. Гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.
Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку формовки на гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный обжиг глины. Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры.
Обжиг. Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются. Процесс обжига в печи – это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества.
Нанесение глазури. Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги.
Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня.
Свойства гончарных изделий:
Они экологичны. При изготовлении к глине не подмешиваются никакие искусственные добавки.
Прекрасно сохраняют температуру налитой в них жидкости.
Выдерживают высокие температуры, что позволяет готовить блюда в духовке.
Красивы. Использование техник позволяет производить очень разнообразные изделия
Недостатком является хрупкость керамических изделий.
Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетие.
Гончарное дело – это невероятно веселое и увлекательное занятие. Мы смогли сделать керамическое изделие, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку, весело провести время.
Игра «Скажи наоборот»
В. – Вставайте в круг. У меня есть волшебный клубочек, давайте поиграем и расскажем, какой стала посуда. Я буду называть слово и кидать вам клубочек, а вы называете слово наоборот.
Дети ловят мяч и рассказывают, какая стала посуда, употребляя антонимы. Раньше посуда была грязная, а теперь… (чистая); тусклая – яркая; разбитая – целая; старая – новая; кривая – ровная; пыльная – чистая; черная – белая.
В. – Молодцы, хорошо поиграли.
Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.
В. - А сейчас я предлагаю вам побыть мастерами гончарного дела. Гончарным кругом мы сегодня пользоваться не будем. А вот свои ручки к работе подготовим. Вначале смажем руки кремом. Теперь подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки, руки потираем.
Руки, руки согреваем и к работе приступаем»
1 катаем шар из глины
2 прилепляем к доске
3делаем углубление в шаре
4 во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие
5 этот способ называется «вытяжным». Этим способом можно изготовить и кувшин и чашку и горшок. Каждый из вас сделает, то, что захочет.
Проходите за столы мастера. Приступайте к работе. (Включаю музыкальное сопровождение. Во время работы напоминаю детям смачивать изделие водой, а лишнюю воду убираем губкой)
При выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится». (Готовые работы детей выставляю на поднос)
Вот какая красивая посуда у вас получилась. (Спрашиваю 2-3 детей о том, что у них получилось). Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим
Рефлексия.
В. - Если б не было посуды
Нам пришлось бы очень худо
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей.
Брали мясо бы руками
Разрывали бы зубами.
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
В. – Давай те вспомним, что мы сегодня с вами делали?
(Ответы детей)
В. – Что узнали нового?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"
конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...
Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.
В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса п...
Конспект интегрированного занятия "Знакомство с гончарным мастерством"
«ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ». Занятие для детей подготовительной группы. Реализация непосредственной образовательной деятельности «Познание» в интеграции с образовательными обл...

Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани
. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления посуды из глины....

Программа дополнительного образования "Гончарный круг"; Переспективный план работы кружка с детьми возрастной группы 5-6 и 6-7 лет.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных возможностей , поэтому так важна кружковая работа, программа которой составлена с учетом ранее полученны...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Мини-музей "Чудеса из глины." Гончарное ремесло"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ""Мини-музей "Чудеса из глины". Гончарное ремесло"....

СОД в подготовительной группе с детьми с ТНР :«Мини – музей “Гончарная мастерская”.
Познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа....
