Использование steam – оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети с ТНР)
консультация по психологии

Кадырова Валентина Николаевна

Семинар - практикум для педагогов "Использование steam - оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети с ТНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов-психологов

на методическом объединении специалистов города

Тема: «Использование steam – оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети  с ТНР) 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

  • Фотографии детей в разных эмоциональных состояниях.
  • Кубик «Эмоции».
  • Зеркальный куб
  • Набор «Радужные камешки»
  • Набор мозайка «Геометрические фигуры»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте, коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Использование steam – оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ». Работая с детьми с ТНР могу отметить, что в психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.

   Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной работоспособности и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений.

   Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и мышление у детей с ТНР также имеют свои особенности.

   Психологические исследования указывают, что у детей с ТНР имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и т.п.).

   Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.

   Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».); снижение активности восприятия (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-моторная координация.

Именно поэтому в своей работе я использую нестандартные методы и формы работы для того, чтобы заинтересовать детей.

Это:

  • Распознавание эмоций.
  • Понимание эмоций.
  • Управление эмоциями.
  • Использование эмоций для решения задач.

Это то, чему мы начинаем учить детей в дошкольном возрасте. Делаем это мы через использование различных инструментов в работе (наглядные пособия, демонстрационные материалы, дидактические игры, метафорические ассоциативные карты, рабочие тетради). 

 А сейчас мне хотелось бы перейти к практической части моего выступления и познакомить вас с некоторыми техниками, которые я использую в работе с детьми с ТНР по развитию эмоционального интеллекта.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Упражнение, которое я хочу вам показать называется «Эмоциональные лица». Играть в неё можно по – разному. Первый вариант игры: перед ребёнком раскладываются карточки с изображением людей с определенными эмоциями. Карточки кладутся лицевой стороной вниз. Затем ребёнку предлагается  открыть одну карточку. Видит карточку с эмоцией. После этого ребёнок создает лицо с эмоцией с помощью радужных камушек. Предлагаю попробовать. Кто хочет поиграть? (выходит один педагог и играет).

Для второго варианта игры нам понадобятся карточки с изображением членов семьи.  Мы предлагаем ребёнку выбрать членов своей семьи. После этого ребёнку предлагается среди карточек – эмоций выбрать эмоции и положить их рядом тем членом семьи, который по мнению ребёнка их испытывает.(другой вариант: кидаем кубик с эмоциями). Выкладываем эмоцию камушками. Далее с ребёнком проводится беседа. Его спрашивают: «Какие эмоции испытает мама, папа, ты и т.д.?», «Как ты думаешь какую эмоцию чаще всего испытывает мама, папа, ты и т.д.?», «В каких ситуациях это происходит?». С помощью этого упражнения ребёнок учится распознавать эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей. Также это упражнение может носить диагностический характер. Мы можем посмотреть какие чувства царят в семье и использовать это для дальнейшей работы с семьёй.

2. Вы, наверное заметили, что в зале стоит зеркальный куб (или угловое зеркало).

Зеркальный куб:

  • Развивает усидчивость и мелкую моторику
  • Учит детей выполнять задания по образцу от простых к сложным
  • Помогает в понимании основ геометрии и развитию логики
  • Развивает творческий потенциал и пространственное воображение
  • Подходят для долговременного использования
  • У детей развивается мелкая моторика рук, тренируется усидчивость и аккуратность, это актуально для детей 5-7 лет, а также развивается чувство ритма, гармонии, чувство порядка, математического мышления.
  • И, конечно же, при создании узоров у ребёнка происходит снятие агрессии и гиперактивности, логоневроза. В то же время это радостный способ улучшения эмоционального состояния, который способствует развитию творчества и художественного самовыражения детей.
  • Занятия с зеркальными мандалами помогают детям логопедической группы развивать навыки саморегуляции, снимать психоэмоциональное напряжение и  учат ориентироваться в пространстве.
  • Зеркало позволяет создать атмосферу волшебства в игре и умножает красоту материалов. Посредством экспериментов ребенок может усвоить концепции на уровне количеств, объемов, углов, симметрий, умножения….
    Ребенок исследует красоту своих творений, которые множатся, узнает, как простые фигуры могут умножаться, и создает более сложные фигуры, которые ему известны. Это волшебный сенсорный игровой процесс!

Всем большое спасибо за обратную связь. Я готова ответить на ваши вопросы, если они есть по теме семинара-практикума.

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...

Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры

Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...