Использование steam – оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети с ТНР)
консультация по психологии
Семинар - практикум для педагогов "Использование steam - оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети с ТНР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов-психологов
на методическом объединении специалистов города
Тема: «Использование steam – оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети с ТНР)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
- Фотографии детей в разных эмоциональных состояниях.
- Кубик «Эмоции».
- Зеркальный куб
- Набор «Радужные камешки»
- Набор мозайка «Геометрические фигуры»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Здравствуйте, коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Использование steam – оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ». Работая с детьми с ТНР могу отметить, что в психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной работоспособности и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и мышление у детей с ТНР также имеют свои особенности.
Психологические исследования указывают, что у детей с ТНР имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и т.п.).
Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.
Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».); снижение активности восприятия (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-моторная координация.
Именно поэтому в своей работе я использую нестандартные методы и формы работы для того, чтобы заинтересовать детей.
Это:
- Распознавание эмоций.
- Понимание эмоций.
- Управление эмоциями.
- Использование эмоций для решения задач.
Это то, чему мы начинаем учить детей в дошкольном возрасте. Делаем это мы через использование различных инструментов в работе (наглядные пособия, демонстрационные материалы, дидактические игры, метафорические ассоциативные карты, рабочие тетради).
А сейчас мне хотелось бы перейти к практической части моего выступления и познакомить вас с некоторыми техниками, которые я использую в работе с детьми с ТНР по развитию эмоционального интеллекта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Упражнение, которое я хочу вам показать называется «Эмоциональные лица». Играть в неё можно по – разному. Первый вариант игры: перед ребёнком раскладываются карточки с изображением людей с определенными эмоциями. Карточки кладутся лицевой стороной вниз. Затем ребёнку предлагается открыть одну карточку. Видит карточку с эмоцией. После этого ребёнок создает лицо с эмоцией с помощью радужных камушек. Предлагаю попробовать. Кто хочет поиграть? (выходит один педагог и играет).
Для второго варианта игры нам понадобятся карточки с изображением членов семьи. Мы предлагаем ребёнку выбрать членов своей семьи. После этого ребёнку предлагается среди карточек – эмоций выбрать эмоции и положить их рядом тем членом семьи, который по мнению ребёнка их испытывает.(другой вариант: кидаем кубик с эмоциями). Выкладываем эмоцию камушками. Далее с ребёнком проводится беседа. Его спрашивают: «Какие эмоции испытает мама, папа, ты и т.д.?», «Как ты думаешь какую эмоцию чаще всего испытывает мама, папа, ты и т.д.?», «В каких ситуациях это происходит?». С помощью этого упражнения ребёнок учится распознавать эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей. Также это упражнение может носить диагностический характер. Мы можем посмотреть какие чувства царят в семье и использовать это для дальнейшей работы с семьёй.
2. Вы, наверное заметили, что в зале стоит зеркальный куб (или угловое зеркало).
Зеркальный куб:
- Развивает усидчивость и мелкую моторику
- Учит детей выполнять задания по образцу от простых к сложным
- Помогает в понимании основ геометрии и развитию логики
- Развивает творческий потенциал и пространственное воображение
- Подходят для долговременного использования
- У детей развивается мелкая моторика рук, тренируется усидчивость и аккуратность, это актуально для детей 5-7 лет, а также развивается чувство ритма, гармонии, чувство порядка, математического мышления.
- И, конечно же, при создании узоров у ребёнка происходит снятие агрессии и гиперактивности, логоневроза. В то же время это радостный способ улучшения эмоционального состояния, который способствует развитию творчества и художественного самовыражения детей.
- Занятия с зеркальными мандалами помогают детям логопедической группы развивать навыки саморегуляции, снимать психоэмоциональное напряжение и учат ориентироваться в пространстве.
- Зеркало позволяет создать атмосферу волшебства в игре и умножает красоту материалов. Посредством экспериментов ребенок может усвоить концепции на уровне количеств, объемов, углов, симметрий, умножения….
Ребенок исследует красоту своих творений, которые множатся, узнает, как простые фигуры могут умножаться, и создает более сложные фигуры, которые ему известны. Это волшебный сенсорный игровой процесс!
Всем большое спасибо за обратную связь. Я готова ответить на ваши вопросы, если они есть по теме семинара-практикума.
Всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Использование метода "куклотерапия" для развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста
паример использования техники "куклотерапия". Лепка куклы из пластилина....

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...

Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры
Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...
