Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей дошкольников
материал по психологии (старшая группа)

Сергиенко Светлана Викторовна

Цель: развивать познавательные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь; совершенствовать двигательную сферу; формировать произвольное поведение.

        Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг. Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

• высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);

• высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;

• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними. Предлагаемый нами комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий, направленных на  развитие интеллектуальных  способностей   дошкольников.

Цель: развивать познавательные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь; совершенствовать двигательную сферу; формировать произвольное поведение.

        Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг. Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

• высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);

• высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;

• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними. Предлагаемый нами комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.

        Занятия проводятся как индивидуально, так и в групповой работе. Занятия проводятся с группой из 5— 10 старших дошкольников. Длительность одного занятия —от 15 до 30 мин. Периодичность проведения занятий — 1—2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий. На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая. Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.                

      Общие рекомендации к предлагаемым занятиям:

 • Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.

• Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой — прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения.

• Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных.

Методическая разработка занятий 

Занятие № 1

Тема: «Путешествие в лето»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • Активизация знаний детей;
  • Развитие мышления, речи;
  • Развитие воображения, пластичности движений;
  • Развитие памяти;
  • Развитие творческого воображения, мелкой моторики, словотворчества.

Материалы: Картина о лете, аудио - кассета «Волшебство природы», магнитофон, цветные карандаши.

Ход занятия.

 1. Беседа с детьми о лете:

  • Кто где был летом?
  • Что делал?
  • Что видел?
  • Жаркое лето или прохладное? и т.д.

    Я предлагаю вам оправиться в путешествие в лето. Для этого нужно сказать волшебные слова:

Покружились, покружились

И на летней полянке очутились.

     (звучит музыка с пением птиц).

2. Разминка: «Что можно увидеть на летней полянке?»

                         (траву, цветы, бабочек, камень, солнце и т.д.).

3. Игра «Что может делать?...»

 - Что может делать цветок?  (расти, пить воду, расцветать, качаться от ветра,  иметь запах приятный и неприятный и т.д.).

 - Что может бабочка?   (летать, дышать, собирать пыльцу с цветов и т.д.).

 - Что может солнце?    (светить, греть, сушить).

 - Что может камень?    (лежать, пылиться, мешаться, нагреваться и т.п.).

    (вопросы в зависимости от ответов детей на вопрос Разминки).

4. Психогимнастика.

  - Давайте представим, что все вы разные цветы (растения) на полянке

Покружились, покружились

И в цветочки превратились.

    Светит ласковое солнышко. Как ваши головки поворачиваются за солнышком?

 А теперь подул ветерок. Как качаются ваши стебельки? Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажите. Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, показывается солнышко.  Стекают последние капли с ваших лепестков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу.

5. Игра «Слово за слово».

  - Давайте вспомним, какие цветы можно увидеть на летней полянке.

 Взрослый начинает игру и говорит:

  «На полянке растут цветы:...»

 Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок повторяет всю фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. В конце игры, когда дети назовут все знакомые им полевые цветы, вся фраза повторяется хором.

Это позволяет детям не знающим названий полевых цветов, запомнить наиболее распространенные.  

6. Творческое задание: Нарисовать рисунок на тему «Летняя поляна». Показать свои рисунки родителям и придумать рассказ на эту тему. Попросить родителей записать рассказ в тетради.

Занятие № 2

Тема: «Погодные явления»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • Развитие скорости мыслительных процессов;
  • Активизация знаний;
  • Развитие внимания, кратковременной зрительной памяти;
  • Развитие слуховой памяти, мелкой моторики;
  • Развитие воображения и речи.

Материалы: 4 карточки к игре «Внимание», тетради, карандаши.

Ход занятия

  - Наше сегодняшнее занятие мы начнем с разминки.

 1. Разминка: «Что может делать?...»  

                            -   туча, ветер, дерево, дождь, зонт?

   За каждый правильный ответ фишка. В конце занятия подсчитывается количество фишек у каждого ребенка и выявляется «чемпион» занятия.

 2.Пальчиковая гимнастика.

        Для выполнения следующего занятия нам необходимо размять наши пальчики.  Поэтому предлагаю сделать гимнастику для наших пальчиков:

«Гости»

    Стала Маша гостей созывать:                   Вращение кистей рук к себе

    И Иван приди, и Степан приди,                Поочередный массаж кончиков

    И Матвей приди, и Сергей приди,            пальцев правой руки.

    И Никитушка – ну, пожалуйста.

    Стала Маша гостей угощать:                    Вращение кистей рук от себя

    И Ивану блин, и Степану блин,                Поочередный массаж кончиков

    И Матвею блин, и Сергею блин,               пальцев левой руки.

    А Никитушки – мятный пряничек.

  3. «Продолжи узор» работы в тетрадях.

  - Необходимо продолжить узор начало, которого нарисовано в тетрадях.

 4. Игра «Внимание»

    Детям дается задание нарисовать фигуру, которую они только, что видели (3-4).

 5.  Ребята, а теперь я предлагаю вам пофантазировать.

   «Что было бы, если люди могли летать?»

 6. Творческое задание: «Нарисовать страну, в которой все люди умеют летать».

Занятие № 3

Тема: «В лесу живут…»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • Развитие мышления, образного воображения;
  • Развитие общей эрудиции;
  • Развитие памяти;
  • Развитие мелкой моторики, творческого воображения.

Материалы: картинки с изображением зайца, волка, медведя; текст сказки Д. Храмса «Храбрый еж»; тетради, карандаши.

Ход занятия

  1. «Отгадай загадку»

Прыг-скок, трусишка!         Хозяин лесной                           Серовато, зубовато,

Хвост – коротышка,             Просыпается весной,                 По полю рыщет,

Ушки – вдоль спинки,         А зимой под вьюжный вой,       Телят, ягнят ищет.

Глаза – с косинкой,              Спит в избушке снеговой.                                                                                   Одежда – в два цвета                                          (Медведь)                     (Волк)

 На зиму и лето.  

                              (Заяц)                                                                                    

  - Что общего между зайцем, волком и медведем?

    (живут в лесу, ходят по земле, тело покрыто шерстью).

   - Как их можно назвать, одним словом?

    (звери, лесные звери, дикие животные).

 2. Игра «Слово за слово»

      Ведущий начинает: «В лесу живут …». Дети по очереди  повторяют данную фразу и прибавляют название «лесного жителя».

 3. Игра «Пантомима»

       Детей просят изобразить жестами, мимикой, движениями различных зверей  (лису, зайца, волка, белку, медведя).

  4. Чтение сказки: Д. Хармса «Храбрый еж»

       Стоял на столе ящик.

       Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать.

       А ящик-то вдруг – раз, два, три – и открылся.

       А из ящика-то – раз, два, три – змея выскочила, испугались звери и разбежались.

        Один еж не испугался, кинулся на змею и раз, два, три – загрыз ее.

       А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!»

        - Нет не так! Еж закричал: «Ав-ав-ав!»

        - Нет, не так! Еж закричал: «Мяу-мяу-мяу!»

        - Нет, опять не так! Я и сам не знаю как!

  • Кто знает, как ежи кричат?
  • А у ежа есть родственники?

Закончите предложения, и вы узнаете, почему Елка, Енот, Клубок и Медведь – родственники Ежа.

    Елка – родственница ежа, потому что….

    Енот – родственник ежа, потому что….

    Клубок – родственник ежа, потому что…

   Медведь – родственник ежа, потому что…

  5.  А сейчас предлагаю вам нарисовать в своих тетрадях «Что приснилось Ежу в зимнюю ночь?»

  6.  Творческое задание: закончить рисунок и придумать рассказ «Зимний сон ежа».

Занятие №4

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • Развитие мышления и активизация знаний детей;
  • Развитие внимания и памяти;
  • Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие воображения и детского словотворчества;
  • Совершенствование коммуникативных умений и навыков.

  Материалы: тетради, карандаши.

Ход занятия.

   - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в осенний лес. Становитесь друг за другом. Ведь лесная тропинка очень узкая.

  1. Игра «Тропинка»

     Дети выстраиваются друг за другом и идут по группе змейкой по  воображаемой тропинке.

  1. Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестят, падают желтые листья. На тропинке впереди большие лужи. Одна, вторая, третья.
  2. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей, через него перекинут мост. Но он узкий, смотрите, не упадите. Держитесь за перила.
  3.  Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. 1, 2, 3, 4. Перешли через болото.
  4. Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, пришли!
  5. Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины, ноги так и прилипают к ней. Ели – ели отдираем от земли, идем с трудом.
  6. Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезем через него.
  7. Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик!
  8. Идем спокойно по тропинке, хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

     Вот мы и в лесу. Давайте сядем на бревнышки (стулья) и поиграем в игру. В лесу растет очень много различных деревьев. Сейчас мы с вами вспомним какие.

   2. Игра «Слово за слово»

     Ведущий говорит фразу: «В лесу растут деревья». Дети по очереди повторяют данную фразу и прибавляют название дерева. В конце игры все вместе повторяют фразу и все назван деревьев, которые вспомнили.  

  3. Графический диктант «дерево»

-А теперь я предлагаю нарисовать дерево.

6 клеток вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево,3 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 6 вниз, 2 влево.

 4. Физминутка

Ветер дерево качает

Вправо влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клен.

(дети раскачиваются, делают наклоны вправо, влево, поднимают руки вверх и трясут кистями).

5.Разучивание стихотворения

Облетели листья клена,

 Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

6. Придумай и расскажи рассказ.

   Детям дается задание придумать рассказ от имени листочка упавшего с дерева, на тему: «Что я видел в лесу?»  (1-2).

  7. Творческое задание:

    Нарисовать рисунки на тему «В осеннем лесу» и придумать рассказ на эту тему.

Занятие №5

Тема: «Сказочные герои»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • Развитие скорости мышления, активизация словаря (антонимы);
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Развитие детского словотворчества;
  • Совершенствование коммуникативных умений и навыков;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие конструктивного мышления.

 Материалы: лото «Для малышей», тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

   Сегодняшнее наше занятие мы начнем с разминки.

   1. Разминка «Рассуждалочки».

      - К каждому названному ведущим слову нужно подобрать антоним – слово с противоположным значением; например: черный – белый.

             Веселый - …….,                       Смелый - ………,

             Пустой - ……..,                        Чистый - ………,

             Умный - ……..,                         Светлый - ……..,

             Легкий - ……..,                         Покупать - …….,

             Говорить - ……,                       Помнить - ………,

             Вперед - ………,                       Бежать - ………..,

             Трудиться - …..,                        Высоко - ……….,              и др.

      За каждый правильный ответ фишка.

    2. Игра «Запомни картинку»

      Детям раздаются заранее карточки из лото с изображением 4-6 предметов и отдельно такие же картинки, но разрезанные. Детям дается 10 секунд на рассматривание больших карт, а потом они переворачиваются вниз изображениями и дети на столе должны разложить так карточки, как только что видели. (За правильно разложенные карточки дается фишка).

  3. Сочиним сказку вместе.

     Взяв одну из карточек «лото» детям предлагается придумать сказку с данными героями. (Взрослый начинает, а дети по «цепочке» дополняют).

  4. Физминутка.

      А теперь предлагаю вам немного отдохнуть и сделать зарядку вместе со сказочным героем Буратино:

             Буратино потянулся,

             Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

             Руки в стороны развел,

             Потянулся и пошел.

   5. Упражнение «Продолжи узор» - работа в тетрадях.

       - Необходимо продолжить узор, начало которого нарисовано в тетрадях.

   6. Упражнение «Что получится?»

        - Необходимо подумать и нарисовать, что получится, если к одной части

        изображения прибавить другое.

Занятие № 6

Тема: «Сказочники»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • развитие мышления, умение применять обобщающие слова;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительного внимания.

 Материалы: тетради, простые карандаши.

Ход занятия

 1. Разминка: «Назови, одним словом»:

сорока, воробей, дятел это…

курица, гусь, индюк это…

собака, кошка, свинья это…

лиса, волк, медведь это….

карась, щука, сазан это…

пчела, муха, бабочка это…

земляника, малина, черника это…

дуб, береза, ива это…

ель, сосна, кедр это…

тюльпан, роза, нарцисс это…

одуванчик, ромашка, подорожник это…

        яблоко, груша, слива это…

морковь, свекла, капуста это…

понедельник, вторник, пятница это…

один, пять, десять это…

А, Б, В, Д это…

осень, зима, весна это…

вечер, утро, ночь это…

самолет, вертолет, ракета это…

паровоз, электровоз, трамвай это…

пароход, лодка, корабль это…

автобус, легковая машина это…

КАМАЗ, ЗИЛ это…

 футбол, хоккей, баскетбол это…

диван, шкаф, кресло это…

 2. «Смешная история» Взрослый начинает, а ребята по очереди дополняют рассказ, чтобы получилось смешная история.

 «Жила была в деревне «столовой» на обеденном столе в конфетнице госпожа Шоколадная конфета. И вот однажды в конфетницу заглянул маленький озорной мальчишка Солнечный луч…»

3. Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте»

     Я здороваюсь везде

     В доме и на улице

     Даже «здрасте» говорю

     Я соседней курице.

   (По очереди соединяются подушечки большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем). 

  4. «Что получится?»  (работа в тетради).

     Нарисуйте, что получится, если к одной части изображения прибавить  

     другую. 

  5. Дорисуй узоры, не нарушая последовательность».

  6. Творческое задание.

        Нарисовать иллюстрацию к придуманной сказке.

Занятие № 7

Тема: «Сказочный остров»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • развитие скорости мышления, умение употреблять обобщающие слова;
  • развитие умений сравнивать предметы друг с другом;
  • развитие кратковременной зрительной памяти, внимания;
  • развитие мелкой моторики.

 Материалы: картинки с изображением шкафа и холодильника, магнитофонная запись песни «Чунга-чанга»; тетради, карандаши, набор карточек для игры «Внимание».

Ход занятия

 1. Разминка: «Назови лишнее слово»:

  • Кровать, стул, кастрюля, диван.
  • Сковородка, картошка, кастрюля, соусница
  • Тетрадь, кукла, карандаш, линейка
  • Самолет, вертолет, машина, ракета
  • Кукла, книга, мяч, юла.
  • Роза, арбуз, ромашка, тюльпан
  • Картошка, яблоко, капуста, свекла и т.д.
  • Корова, собака, свинья, медведь.
  • Лиса, синица, волк, белка
  • Холодильник, пылесос, шкаф, утюг

    (За правильный  ответ фишка).

  2. Игра «Найди сравнения»

        - Скажите, чем похожи (и чем отличаются) «шкаф» и «холодильник».

            (За правильный ответ фишка).

  3. – А теперь разомни наши пальчики.

        Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте» (см. занятие № 3)

  4. Игра «Внимание».

       - Нарисуйте фигуру, которую вы только что видели.

  5. «Дорисуй узор не нарушая последовательности».

6.  Игра «Зеваки» (Чистякова М.И.)      Под песню «Чунга-чанга».

       Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу (слово «чунга-чанга») дети останавливаются, хлопают 2 раза в ладони, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры и становится в круг.

 7.  Творческое задание: Нарисовать сказочный остров «Чунга-чанга» и придумать сказку на тему «Что я видел на острове. Родители должны записать.

Занятие №8

Тема: «Зимнее путешествие»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • активизация знаний детей о зиме;
  • развитие скорости мышления;
  • развитие воображения, умения перевоплощаться ;
  • развитие памяти; мелкой моторики руки.

Материалы: картинки с изображением сосульки, снежинки, снеговика; релаксационная музыка; магнитофон; пиктограммы к стихотворению; тетради, карандаши.

Ход занятия:

1. Беседа с детьми о зиме:

  • Какое сейчас время года?
  • Какие изменения произошли в природе?
  • Как называется 1-й зимний месяц и последний месяц года?
  • Сколько месяцев в году? Назовите.

2. Отгадай загадку.

Растет вниз головой,                   На  дворе горой,                          Летом бежит,

Не летом растет, а зимой.          А в избе водой.                           А зимой стоит.

Чуть солнце ее припечет                               ( снег)                                      (река)                                    

Заплачет она и умрет.(сосулька)

3. Игра «Что может делать?...»

- сосулька, снежинка, снеговик.

Сколько частей в слове «снеговик»? какой первый звук в словах «снежинка», «сосулька», «снеговик»?

4. Психогимнастика «Снежинки»

       Представьте себе, что вы все превратились в снежинки. Вы летите с облаков на землю. Ветерок кружит вас по воздуху и не даёт вам упасть. Вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то в сторону. Несколько снежинок сцепились вместе и закружились в хороводе.

     Снежинки все разные: весёлые, грустные, сердитые, мечтательные или удивлённые. Кто-то сердится на ветер, кто-то радуется тому, что наступила зима, кто-то из вас удивился, увидев людей, деревья, зверей, дома.

     Наконец ветер стихает, и вы все плавно спускаетесь на землю, деревья, крыши домов, где вас уже ждут ваши друзья...

5. Разучивание стихотворения. 

Приближаются Новогодние праздники, а какие праздники без Дедушки Мороза.                      

  Давайте Мы выучим для него стихотворение:

             Улицей гуляет         Ходит, бородою

             Дедушка Мороз        Белою трясёт,

             Иней рассыпает        Топает ногою,

             По ветвям берёз,        Только треск идёт.  ( С. Дрожжин.)        

Стихотворение разучивается с помощью пиктограмм.

6. Творческое задание.

    Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Занятие № 9.

Тема: «Один - много»

Задачи: 

  • Мотивация к познавательной активности и обучению
  • Развитие мышления и речи,
  • Развитие воображения,
  • Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки, умение ориентироваться на листе бумаги.

Материалы: тетради, карандаши.

Ход занятия.

1.Разминка. «Один – много».

   Ребята, я вам сейчас буду говорить слова, обозначающие один предмет, а вы должны сказать про много. Я скажу слово «стол» один, а «столы» много и т. д. Ряд слов: коза, глаз, стол, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей, стул, лист, кубик, человек, собака, елка.

2.Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем».

    Мы с вами долго не виделись и каждому из вас есть, о чем нам рассказать.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем» и узнаем, кто, чем занимался в эти выходные дни. Можно провести игру «Да и нет - не говорите ». Выбор игры зависит от активности детей.

3. Физкультминутка «Царь Горох».

 Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил- вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

4.Графический диктант.

Ребята отгадайте загадку:                                Заворчал живой замок,

Лежит – молчит,                                                Лег у двери поперек.

Подойдешь - заворчит.                                     Две медали на груди,

                                                                            Лучше в дверь не заходи.

Правильно собака.

Сейчас мы с вами нарисуем собаку по клеточкам. Для того, чтобы рисунок получился, нужно внимательно меня слушать. Проводим только те линии, которые я скажу. Поставили карандаши на красную точку.

 Провидите 2 клетки вправо,1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки вправо,1 клетка вверх,1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 6 клеток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх,3 клетки влево,

 2 клетки в низ,1 клетка влево, 4 клетки вверх,2 клетки влево , 2 клетки вверх.

Если вы все делали правильно, у вас должна получиться собачка. Разукрасьте ее или дорисуйте картинку, как вам нравится.

Занятие № 10

Интеллектуальная викторина «Умники и умницы».

Цель: Активизация знаний детей, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие всех познавательных психических процессов.

Материалы: 2 пирамидки с 6 цветными кольцами, веера цифр по кол-ву детей, 2 изображения торта с 4 розочками, картинка для задания «Чья тропинка длиннее», клубок ниток и ножницы, 2 набора крупных цифр от 1 до 10, 2 предметные картинки в конвертах, схемы простых предложений, магнитная доска с набором букв, 2 альбомных листа к заданию «Дорисуй фигуры, что бы получилась картина», 2 набора фломастеров, 2 картинки к заданию «Найди отличия», мольберт, медали для победителей, эмблемы для участников викторины.

Ход викторины

ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Добрый вечер, уважаемые гости! Совсем скоро наши подготовишки станут первоклассниками. А это волнующий и важный момент не только для детей, их родителей, но и для нас сотрудников детского сада.  Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей, чтобы выяснить, готовы ли они к обучению в школе. И сейчас я приглашаю в этот зал 2 команды детей подготовительных к школе групп. Давайте поприветствуем их. (Представление команд)

Для объективной оценки нам необходимо выбрать жюри.

(Выбор и представление членов жюри.)

Наша викторина состоит из    конкурсов. За каждый выигрыш в конкурсе команда получает «кольцо удачи» от «пирамидки достижений». Чья пирамидка будет выше, та команда и выиграла.

1. Разминка «Кто это? Что это?» Разминка состоит из 10 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды.

 Отвечать на вопрос можно хором. Итак, начнем: быстро сообразите КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?...

Вопросы для 1-й команды:

  1. Последний месяц в году? (декабрь)
  2. Корова в детстве? (теленок)
  3. Колобок, обросший иглами? (еж)
  4. Прибор для измерения времени? (часы)
  5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  6. Перечисли 7 дней недели?
  7. Какой день недели был вчера?
  8. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора?
  9. Что значит «прикусить язык»? (замолчать)
  10. Как называется наш город? (г. Новокубанск)

Вопросы для 2 команды.

  1. Последний день недели? (воскресенье)
  2. Сколько месяцев в году? (12) Перечисли.
  3. Курица в детстве? (цыпленок)
  4. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)
  5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  6. Из каких 7 цветов состоит радуга?
  7. Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
  8. Что нужно делать, если случился пожар?
  9. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  10. Название страны, где мы живем? (Россия)

- Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать.

2. Следующий конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Ребята в детском саду с воспитателями вы часто играли в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания. На столах у вас лежат наборы цифр. Я буду задавать вопросы, а вы должны выбрать цифру соответствующую правильному ответу и поднять ее. За каждый правильный ответ команда получает «+». Та команда, у которой будет больше правильных ответов – выигрывает и получает «кольцо удачи».

Вопросы:

  1. Утром 10 ребятишек

В группу садика пришли,

10 – вечером забрали,

Сколько в группе? Говори. (ноль)

  1. Раз к зайчонку на обед

 Прискакал дружок-сосед.

 На пенек зайчата сели

 И по две морковки съели.

 Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (четыре)

  1. Взял иголку Ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки.

Пять – для маленьких зайчат,

А четыре  - для волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного? (девять)

-  А сейчас для вас задания на смекалку и внимание. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку:

  • На сосне поспели груши,

Мы решили их откушать,

Было 8, стало 3,

Сколько съели, говори? (На сосне груши не растут)

  • В комнате стояло 10 стульев, на которых сидело десять мальчиков.

               Вошли 10 девочек, и всем им хватило по стулу.

               Как это могло случиться?

  • Буратино на день рождения друзья принесли торт. Помогите Буратино

разделить его двумя линиями на 4 равные части, чтобы на каждом кусочке было по розочке. (дается 2 варианта)

  • Красная шапочка и серый волк отправились к бабушке по разным тропинкам. Кто из них дойдет первым? (задание на измерение отрезков)

Раз, два, три, четыре, пять приглашаю поиграть: игра «Живые цифры»

Дети выстраиваются параллельно друг другу, двумя шеренгами. Ведущий посередине.

Каждому ребенку дается одна из цифр из набора от 1 до 10. Второй набор цифр у ведущего.

- Как только я подниму какую-нибудь цифру, ко мне должны выбежать соседи этой цифры по числовому ряду. (3-4 раза)

- Молодцы ребята ловко справились с математическими задачками. Прошу жюри назвать победителей по результатам 2-кокурсов. (разминка и математический)

         3.Следующий конкурс «ГРАМОТЕЕВ». Он состоит из нескольких заданий. Прошу подойти ко мне капитанов команды и выбрать конверт с первым заданием. (в конвертах карточки с изображением «корова» и «Яблоко»)

1-е задание: Вам нужно описать предмет нарисованный на картинке, не называя его. А команда противников, внимательно послушав должна отгадать, о чем идет речь.

2-е задание: Сколько частей в слове ...(отгадке)? Какой звук первый? Какой последний?

3-е задание: придумать предложение по схеме с заданными словами.

Проводится анализ придуманных предложений. (сколько слов в предложении, какое слово первое, какое второе...?)

4-е задание: придумать как можно больше слов из букв слова «Корова» и «Яблоко»

Музыкальная пауза.

Подведение итогов конкурса «Грамотей». Выдача «Кольца удачи»

4.Конкурс «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»

На этих листах нарисованы различные фигуры. Нужно дорисовать их так, чтобы получилась картина. (На столах лежат фломастеры, карандаши)

А пока наши художники заняты, мы проведем «КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ».

Вопросы для конкурса:

 1.От чего кошка бегает, а не летает? (крыльев нет)

2. Жгучая трава? (крапива)

3. Какого камня на морском дне не найдешь? (сухого)

4. Дом мышки? (нора)

5. Без чего хлеба не испечешь? (без корки)

6. Центр бублика? (дырка)

7. В какую землю капусту сеют? (сеют семена капусты, а не капусту)

8. Горький, а наоборот...(сладкий)

9.Зачем во рту язык? (за зубами)

10. Утренняя еда? (завтрак)

11.Какая женщина не смотрится в зеркало? (слепая)

 12. Как называется деревня Дяди Федора и кота Матроскина? (Простоквашино)

13. Назовите 5 дней не называя дней недели и чисел. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, после завтра).

14.Сколько на березе яблок, если 8 сучков на каждом сучке по 5 яблок? (на березе яблоки не растут)

15.Что мы видим, когда спим? (сон)

16.Не горит, а гасить приходится? (долг)

17. Если стол выше стула, то стул...(ниже стола).

18. Что нельзя возвратить назад?

19. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

20. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, говорить не умеет)

    Наши художники закончили свои рисунки, и мы можем их увидеть.

         Прошу жюри оценить их работа и выбрать победителя этого конкурса.

  1. А сейчас «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Вот проверим мы сейчас

У кого острее глаз.

Повнимательней смотрите,

Ни чего не пропустите.

Как скажу я слово «три»

отвернуться вы должны.

Раз. Два. Три.

(На мольберте 2 плаката. Задание: найти отличия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное пов...

Доклад "Игровые технологии, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей".

Выступление воспитателя Городничевой И.А. на Рождественских чтениях - 2017г....

Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/

Игра наиболее доступный  для детей вид деятельности. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элем...

Применение инновационных технологий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей

1          Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это станов...

Проект по связной речи «Дорожка к правильной речи» Выявление и развитие интеллектуальных способностей дошкольников компенсирующей направленности

ВведениеРазвитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обуч...

Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения....