Умение слушать — ключ к дружбе
материал по психологии (старшая группа)

Развитие базовых навыков активного слушания у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 456.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Название: «Умение слушать — ключ к дружбе»

Цель: Развитие базовых навыков активного слушания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Познакомить детей с понятием «активное слушание» (смотреть на говорящего, не перебивать, стараться понять, о чем он говорит).

- Развивать слуховое внимание, вербальную и невербальную память, умение следовать инструкции.

- Способствовать развитию эмпатии через понимание эмоций собеседника.

- Воспитывать уважение к говорящему, культуру общения и терпение.

Оборудование и материалы: красивый старинный ключ (игрушечный или нарисованный),        ключ-пазл (9 деталей), запись с различными звуками (звуки природы, города, музыкальные инструменты) и устройство для ее воспроизведения, картинка-загадка «Что перепутал художник?». небольшие наклейки «Я отличный слушатель!».

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Посмотрите, что у меня есть! (Показывает красивый ключ). Это не простой ключ, а Волшебный Ключ Дружбы. Он может открывать самые важные двери в мире - двери к пониманию друг друга. Но есть одна проблема - этот ключ сломан! Чтобы он заработал, нужно собрать его волшебные частички. А найти их мы сможем, если отгадаем загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь?

(Слово)

- Правильно! Но чтобы слова стали по-настоящему волшебными, их нужно уметь не только говорить, но и слушать! Сегодня мы будем учиться быть внимательными слушателями. За каждое выполненное задание мы будем получать часть волшебного ключа!

- Как вы думаете, что значит «уметь слушать внимательно»? (Выслушивает ответы детей: не перебивать, смотреть на того, кто говорит, кивать, думать о том, что слышишь).

- Верно! Когда мы так слушаем, человек чувствует, что он нам интересен, и ему приятно с нами общаться. Это и называется АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.

Игра «Эхо»

- Давайте начнем с игры «Эхо». Я буду произносить слово, а вы, как эхо в горах, будете тихонько его повторять. Но будьте внимательны! Слушайте, какое слово я скажу и с какой интонацией – грустной, веселой, испуганной.

(Педагог по очереди говорит слова: «Солнышко!», «Дружба!», «Радость!», меняя интонацию. Дети хором повторяют за ним, стараясь скопировать и звук, и настроение).

- Молодцы! Вы прекрасное эхо! Вы не только слушали слова, но и слышали, как я их говорю. Вы заработали первую часть волшебного ключа!

(Педагог присоединяет первую деталь к ключу).

Упражнение: «Звуки вокруг нас»

- А теперь давайте проверим, насколько вы внимательные слушатели. Закройте глазки. Сейчас вы услышите разные звуки. Ваша задача – очень внимательно их послушать, а потом назвать, что же вы услышали.

(Педагог включает запись со звуками: пение птиц, шум дождя, звук работающего пылесоса, звонок телефона, скрип двери и т.д. После проигрывания дети по очереди называют услышанное).

- Вот это да! Вы услышали так много звуков! Это потому, что вы были очень сосредоточены и слушали активно. За вашу внимательность – еще одна часть ключа!

(Педагог присоединяет вторую деталь).

Упражнение: «Правила Волшебного Ключа»

- Наш ключ понемногу собирается! Но чтобы он стал по-настоящему волшебным, нам нужно знать правила активного слушания. Давайте вместе подумаем, что нам помогают делать наши глазки, ушки и ротик, когда мы кого-то слушаем?

(Педагог задает наводящие вопросы и вместе с детьми формулирует правила, присоединяя за каждое правило новую деталь ключа):

  • Глазки – смотреть на того, кто говорит.
  • Ушки – слушать внимательно, не отвлекаясь.
  • Ротик – молчать, пока говорит другой, не перебивать.
  • Головка – думать о том, что говорит собеседник.
  • Сердечко – стараться понять чувства говорящего.

- Отлично! Теперь у нашего Волшебного Ключа есть все правила! Он почти готов!

Упражнение: «Передай и расскажи»

- Давайте потренируемся использовать наши новые правила. Мы поиграем в игру с мячиком. Тот, у кого в руках мячик, может говорить. Остальные – его внимательно слушают, вспоминая все правила нашего Ключа. Я начну. «Мое любимое животное - кошка, потому что она такая мягкая и ласковая».

(Педагог передает мячик рядом сидящему ребенку и просит его продолжить: «А тебе какое животное нравится и почему?». Ребенок отвечает, остальные дети следят за соблюдением правил. Упражнение продолжается, пока все дети не выскажутся).

- Я видела, как вы старались! Вы смотрели на своих друзей, не перебивали их, и поэтому мы узнали так много интересного друг о друге! Вы заслужили еще одну часть ключа!

(Педагог присоединяет следующую деталь).

Упражнение: «Внимательный детектив»

- Следующее задание для самых внимательных детективов! Посмотрите на эту картинку. Художник рисовал ее и все перепутал. Вам нужно внимательно меня послушать и найти все его ошибки.

(Педагог показывает картинку-загадку и дает устное описание: «Я вижу картину. На ней нарисовано яркое солнце, синее небо, и на ветке дерева сидит... корова и мычит. А по небу летит... рыба и машет плавниками. Возле дерева растут грибы, и на одном из них сидит пчела, а под грибом прячется от дождя... бегемот». Дети должны найти несоответствия).

- Вы просто супер-детективы! Вы смогли найти все небылицы, потому что очень внимательно меня слушали! Вот и последняя часть Волшебного Ключа!

(Педагог присоединяет последнюю деталь). Ключ «собран».

Рефлексия

- Посмотрите! Наш Волшебный Ключ Дружбы собран! Теперь он может открывать любые двери к взаимопониманию! Это ваша заслуга! Вы подарили ему свое внимание, терпение и умение слушать. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, как частички одного волшебного ключа, и поделимся – что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

(Каждый ребенок по кругу говорит короткую фразу).

- Вы сегодня были просто замечательными! Вы узнали секрет Волшебного Ключа - умение внимательно слушать. Это очень пригодится вам в жизни. За ваши старания каждый из вас получает наклейку «Я отличный слушатель!».

(Педагог вручает детям наклейки и прощается с ними).

- Помните, что умение слушать - это настоящий волшебный ключ к дружбе и пониманию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Умение слушать и слышать"

Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать....

Презентация к тренингу "Умение слушать и слышать"

Что бы освоить навык эффективного слушания нам нужно немного теории. Которую мы освоим в данной презентации....

Консультация для родителей: «Воспитание у детей желания и умения слушаться взрослых!»

Одна из важнейших задач нравственного воспитания - это воспитание психически здорового и жизнерадостного ребенка с адекватными нормами поведения, воспитание у него желания у умения слушаться старших.С...

Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции.

В материале подобраны игровые приемы для работы воспитателей с детьми, имеющими недостаточно сформированные социальные навыки ("умение слушать", "умение доводить начатую работу до конца", "умение след...

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

«День дружбы» Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. - развивать навыки позитивного социального поведения - формировать у детей умение дружить и ценить дружбу. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Дружба – это теплый ветер. Дружба – это светлый мир. Дружба – солнце на рассвете, для души веселый пир.Дружба – это только счастье.Дружба у людей одна.С дружбой не страшны нена...