Сюжетно-ролевые игры без зверушек
материал (младшая группа) по теме

Кужелева Наталья Александровна

Картотека игр с куклой. Для раннего возраста. Собрана из различных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_kukloy.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

СРИ –

стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических предметных игровых действий. Выделять для ребёнка называние себя именем игрового персонажа.

способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни. Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических предметных игровых действий.

Знакомство с куклой

Воспитатель приносит куклу, завёрнутую в простынку, и игрушечный стульчик для куклы. Ребятки, кто это? (Медленно раскрывает простынку и показывает куклу). Андрюша, кто это? Лена, кто это? Это Оля. Оля к нам пришла. Оля, посмотри на наших деток. Вот Серёжа, Света, Андрюша. А я тётя Наташа. Оля, садись с нами, вот сюда, на стульчик. Сядь, Оля, сядь. Скажем все вместе: «Сядь, сядь, Оля». Серёжа, скажи Оле: «Сядь, Оля, сядь». Воспитатель подвигает куклу к каждому ребёнку и  просит показать, где у Оли глаза, нос, руки, ноги.

Если ребёнок ничего не показывает или показывает неправильно, то воспитатель берёт его руку и указательным пальцем показывает, при этом обязательно произносит слова: «Вот у Оли нос. Вот у Оли глаза». Сережа, тебе куклу дать?  Скажи: дай, дай. Воспитатель даёт детям кукол для самостоятельной игры.

Кукла Оля поёт и пляшет

Кто же к нам сейчас придёт? К нам придёт Оля. Посмотрите, ребятки, кто в уголке стоит? Это Оля. Позовём её все вместе: Оля, Оля! (Каждый ребёнок по отдельности зовёт: Оля, Оля!)  Оля, ты слышала, как тебя дети звали? Они говорили: «Оля! Оля!» А теперь поздоровайся со всеми детками. (Кукла подаёт каждому ребёнку руку, здоровается, воспитатель побуждает детей отвечать на приветствие куклы словом или действием).

 Оля, а ты умеешь петь? Спой нам песенку. Воспитатель ставит куклу прямо и начинает петь: «Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля», слегка раскачивая её в такт мелодии. Мелодию надо напевать в медленном  темпе, протяжно и негромким голосом. Звукосочетание «ля-ля» повторяется несколько раз. Воспитатель приглашает каждого ребёнка петь. Молодцы, ребятки, хорошо пели. Оля тоже хорошо пела. Оля, а плясать ты умеешь? Посмотрите, Света,  Андрюша, как пляшет Оля. Трам-там-там. Трам-там-там. Воспитатель берёт за руки куклу, кукла в такт бодрой, быстрой, отрывистой мелодии топает ножками по столу, при этом энергично делает взмахи руками, затем поднимает их вверх и производит круговые движения. Давайте споём все вместе. Молодцы, ребятки, хорошо пели. Оля хорошо плясала. Устала Оля. Спасибо, Оля, ты хорошо пела и плясала. Приходи к нам ещё до свидания, Оля! Лена, Серёжа, помашите Оле ручкой и скажите: «До свидания, Оля!».

Хлопать куколка умеет

Хлопать куколка умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет.

Топать куколка умеет,

Своих ножек не жалеет,

Вот так, вот так,

Своих ножек не жалеет.

А теперь мы все пойдём,

С куклами плясать начнём.

Вот так, вот так,

С куклами плясать начнем.

Кукла Оля ходит

Воспитатель приносит куклу. Кукла здоровается со всеми детьми. Воспитатель побуждает каждого ребёнка сказать: «Здравствуй, Оля!» Оля, покажи, как ты ходишь. Иди, Оля, иди. Идёт Оля, идёт, топ-топ ножками, идёт, идёт … бах – упала. Упала Оля, бах! Ай-ай, плачет Оля. Ай-ай. Не плачь, Оля, не плачь. Гладит её по голове. Оля, ты хорошо иди, не падай. Лена не падает, когда ходит. Сережа не падает. Всё это можно говорить на одном занятии 4-5 раз, а то и более, пока у детей сохраняется интерес к показываемому.

Через 2-3 повторения данного занятия его усложняют: гладим куклу по головке и говорим: «Не плачь» или укладывает её спать, т.к. она устала и больше ходить не может.

Строим кукле комнату

Перед детьми – мебель для куклы.

Наша Оля купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, где что расставить в комнате. Воспитатель называет предметы мебели, дети повторяют. Расставляем.

Посмотреть на Олину мебель приходит собачка. Ребёнок рассказывает, какую мебель купила Оля. Воспитатель побуждает детей использовать в речи слово «мебель».

Собачка путает названия. Игра «Чего не стало?»

Игра с куклами

Наших кукол мы возьмём,

С куклами гулять пойдём.

Мы шагаем не спеша,

Раз и два, раз и два.

Мы за ручки кукол взяли,

С ними вместе поплясали.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Пляшет куколка моя.

Уложила куклу спать,

Стала песню напевать,

Баю-бай, баю-бай,

Глазки, кукла, закрывай.

Вот проснулась кукла-крошка,

Причешу её немножко.

Тихо-тихо, не шали,

Потихонечку сиди.

Кукла будет отдыхать,

А Надюшенька плясать.

Зима

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была!

Катя (кукла) по снегу бежала,

Поскользнулась и упала.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была!

Таня куколку взяла,

Вместе с куклой в пляс пошла.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была!

Кукла Оля показывает детям свой наряд

Сейчас к нам придёт кукла Оля и мы посмотрим, какие у неё платье, шапочка, бант, туфельки. Все вместе позовём Олю: Оля, иди к нам! Позови, Серёжа, Олю. Скажи: иди, иди к нам, Оля. Лена, как ты позовёшь Олю? (няня выносит куклу). Сядь, Оля, с нами, сядь, сядь. Усаживает куклу к себе на колени. Смотрите: вот у Оли платьице, а вот шапочка, а это бант, туфли. Подзывает к себе каждого из детей и просит показать, где у Оли туфли, платье, шапочка. После этого воспитатель снова называет всю одежду куклы и просит детей показать их одежду. Потом предлагает кукле встать, подойти к детям по очереди и посмотреть, какие у них платья, рубашки, туфли, побуждает детей повторять слова «иди», «Оля».

При последующих повторениях занятия кукла рассматривает вначале одежду детей. Каждый ребёнок показывает ей своё платье, рубашку, бант, колготки. Подобные занятия можно проводить с разными куклами.

Больше всех игрушек

Куколку Катюшу

Галя полюбила,

В платье нарядила.

Глазки у Катюши

Могут закрываться.

Косы золотые –

В ленты заплетаться.

Укладывание куклы Оли спать

Стоит кроватка с матрацем, подушкой, одеялом и маленький стульчик для куклы. Кто же будет спать в кроватке? Оля будет спать. Где же Оля. Приносит из другой комнаты куклу Олю и обращается к ней: Оля, где ты была? Гуляла? Гуляла. Ты долго гуляла, Оля? Долго, я устала. Ты спать хочешь? Да, я хочу спать. Ребятки, Оля хочет спать. Оля, надо снять туфли, шапочку, бант, платье и сложить всё на стульчик. (Стул ставит рядом с кроватью ). Лена, что это? Это туфли. Снимем туфли. Сережа, что это? Это шапка. Надо снять шапку. Что ещё надо снять, Света? Надо снять бант. Лена, что это? Это платье. Снимем платье. Кукла ложится, засыпает.

Спите, куклы, баю-баю,

Звёзды ясные сияют.

Смотрит в окна дуб мохнатый,

Все ли спать легли ребята.

Одевание куклы после сна

Сегодня к нам обещала прийти Оля, но её что-то нет. Нет Оли. Давайте вместе позовём Олю: Оля, Оля, иди к нам. Оля не отвечает. Воспитатель  приносит кроватку, в ней спит Оля. Кукла Оля спит, видит сказочные сны!

Тихо-тихо вы сидите,

Оленьку не разбудите.

Приносит стул, на котором лежит Олина одежда. Вставай, Оля, мы тебя оденем. Ну, вставай, вставай, Оля. Оленька, пора вставать, с детками играть. «С добрым утром!»

Лобик? Мыли.

Носик? Мыли.

Щёчки? Мыли.

А глазки? Забыли.

Сядь, Оля. Наташа, что это? Это штанишки. Штанишки наденем на Олю. Серёжа, что это? Это туфли. Туфли наденем на Олю и т.д.

Одевание двух кукол

На кроватках спят две куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали её? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня. Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти её одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю? Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите платье. Примеряем платье. Если маленькое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для куклы нижнее бельё по размеру, другие вещи. Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.

Одетая  с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят кукла за пляску.

Колыбельная Пупсику

Спи, мой Пупсик, спи, малыш.

Отчего же ты не спишь?

Наступила тишина,

Спят и звёзды, и луна.

Баю-баю, баю-бай.

Спи, мой Пупсик, засыпай.

Вот и заснул Пупсик.

Игра с куклой

Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюшка,

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Ну, довольно веселиться,

Надо Кате спать ложиться.

Катя, глазки закрывай,

Баю-баю-баю-бай!

Катя, мой лицо и шейку,

Мылься мылом хорошенько.

Воду ты не разливай,

Сухо ручки вытирай.

Причесалась и умылась,

Всем ребяткам поклонилась.

Захотелось ей опять

Веселиться и плясать.

Ну, ребята, выходите!

Вместе с Катей попляшите!

Кормление куклы

Скоро кукла Оля возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давайте приготовим ей кашу и компот.

Воспитатель готовит к игре стол, стул, тарелку, ложку; при этом беседует с детьми. «Серёжа, что это?» - «Это стол». – «Кукла Оля будет сидеть за столом. Лена, что это?» - «Это стул». – «На стуле Оля будет сидеть. Саша, что это?» - «Это тарелка.» «Зачем нужна тарелка?» …  – «Наташа, что это?» - «Это ложка».

Наливает из ведёрка воду в кастрюлю и ставит её на плиту. Дети моют фрукты и мелко нарезают их. Вода уже кипит. Высыпаем из тарелки фрукты в кастрюлю. Помешиваем. Теперь добавим сахар, будет вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрюлю крышкой, и пусть ещё варится.

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей

Мы наварим сладкой каши.

Отставляет в сторону кастрюлю с компотом и достаем коробочку с крупой. Эта крупа называется рис, рисовая каша очень вкусная, кукла Оля будет довольна. Пересыпаем крупу в тарелку. Моем. Насыпаем крупу в кипящую воду и варим кашу. Помешивая, приговариваем:

Да, да, да – каша будет хороша.

Варим кашу не спеша.

– «Серёжа, скажи: Оля, садись есть. Садись за стол. А где же у тебя салфетка? Вот Олина салфетка. Лена, скажи: Оля, ешь суп ложкой из тарелки». Оля съедает суп, говорит спасибо  (как вкусно поела кукла - результат) и уходит.     Кукла хорошая, играет с тобой, аккуратно ест:

Кукла Оля умница-разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да курица,

Кот да кошка,

Мой друг Ермошка

Да я немножко.

Вариант 1 – всё необходимое подготовил воспитатель,

Вариант 2 – всё необходимое подготовили дети,

Вариант 3 –  ложку заменяют палочкой,

Вариант 4 – ложка воображаемая,

Вариант 5 – тарелки нарисованы на клеёнке стола.

Кукла пришла к нам в гости, Угостим кукол чаем, Магазин (покупки для куклы)

Мы платочек постираем

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрём.

Вот так, вот так,

Крепко, крепко их потрём.

А потом, а потом

Мы платочки отожмём.

Вот так, вот так,

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки

На верёвку отнесём.

Вот так, вот так,

Мы платочки отнесём.

Пусть просохнут все платочки

А пока мы отдохнём.

Вот так, вот так,

А пока мы отдохнём.

А теперь платочки наши

Будем гладить утюгом.

Вот так, вот так,

Будем гладить утюгом.

А теперь мы все попляшем

И платочками помашем.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так!

Кукла делает зарядку

Утром встало солнышко, поднялось высоко-высоко. Петушок пришёл будить куклу Олю: «Ку-ка-ре-ку! Вставай, Оля, одевайся, зарядку пора делать!» Кукла услышала петушка, быстро встала и начала делать зарядку.

Топ-топ, влево! Топ-топ, вправо!

Раз, два, раз, два, иди смело, иди на носочках!

Встань! Ноги вместе, руки вниз (наклоны).

Выше руки, шире плечи.

Раз, два, три! Дыши ровней.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

Что сделала кукла после сна? Что нужно сделать после зарядки?  Заправляем постель, умываем куклу, вытираем её полотенцем, кормим.

Научим куклу раздеваться после прогулки зимой (Зворыгина стр 48), Устроим кукле комнату (Зворыгина стр 49)

В гости к кукле Кате

Вот избушка на опушке.

В ней чудесная игрушка.

Подойду, позову,

В гости к детям приведу! (Подходит к домику)

Загадаю вам, ребятки,

Про игрушку ту загадку.

Кто загадку отгадает,

Тот игрушку забирает.

Кто лежит у нас в коляске,

Закрывать умеет глазки? (Кукла)

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

Кукла песенку поёт,

Деток поплясать зовёт.

Наша куколка плясала,

Наша куколка устала.

Катя, глазки закрывай

И под песню засыпай.

Кукла спит и не играет,

Глазоньки не открывает.

Будем Катеньку будить,

Будем Кате говорить:

Катенька, проснись!

Катенька, проснись!

А теперь вставай,

Глазки открывай.

Вот вода-водичка,

Умой своё личико.

 Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

К нам лошадка идёт

И тележку везёт.

Ты, лошадка, подойди.

Куклу Катю прокати.

Купание младенца

Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка? У кого мыло? У кого колготки? Роль распределяется по карточкам.

 С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки худоба,

На густой лес, на большую воду,

На чистую колоду.

Игрушечные солдатики

Шёл по улице отряд

Смелых маленьких солдат.

Раз-два – не зевай!

Громко  песню запевай!

Грудь вперёд и твёрже шаг.

Берегись, коварный враг!

Раз-два – не зевай!

Громко  песню запевай!

Матрёшка

Громче хлопайте в ладошки –

В гости к нам идёт Матрёшка!

Вся румяная,

Очень ладная,

Щёчки красные, глазки ясные,

Бойко топают сапожки…

Здравствуй, милая, Матрёшка!

Рады тебе малыши,

Вместе с нами попляши!

Открываем:

Вот какие, вот какие маленькие крошки.

Вот какие, вот какие русские матрёшки.

И матрёшка постаралась

Нам сегодня угодить,

Только ей пора, ребята,

К сожаленью, уходить.

Перед игрой во врача беседа (Зворыгина стр 84)

Дочки-матери, Едем на машине, Шофёр, д/с, Парикмахерская

Строители

Цель. Ознакомление детей с трудом строителей. Обу чение детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Стpoительный материал, машины, куклы, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Рассматривание картин «Строим дом», «Дети играют в кубики». Чтение стихотворения «Плотник» из книги Е. Тихеевой «Игры и занятия малых детей». Чте ние произведения С. Баруздина «Кто построил этот дом». Рассматривание фотографий из серии «Малень кие строители». Конструирование гаража, домика, дорожки. Рисование на тему «Забор», «Дом».

Игровые роли. Шофер, строитель, новосел.

Ход игры. Игру можно начать с беседы о работе строителей, значении их труда для общества: строители сооружают новые дома, строят театры, школы, магазины, детские сады, чтобы детям и взрослым было где учиться, покупать продукты, и т.д. В группе с целью уточнения знаний о строителях воспи татель может организовать рассматривание альбомов, фото гpафий, иллюстраций из журналов на тему строительства.

Затем педагог может предложить детям рассмотреть картину «Дети играют в кубики».

Воспитатель предлагает вниманию детей картинку, рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Де вочка сделала большие красивые ворота». Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, уточняет, какие они: «Во рота желтые, а сверху красные».

Дети рассматривают красную башню, которую пост роил мальчик, мальчика в полосатой рубашке, кото рый привез на грузовике кубики.

В заключение дети слушают следующий рассказ. «Хорошо играть в кубики. Интересно! Мальчик в чер ных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершина острая, крас ная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Маль чик в полосатой рубашке – шофер. Бип-бип! - сигна лит он детям. - Я вам еще кубиков привез».

Закончив рассказ, воспитатель приглашает детей подойти к картине. Еще раз повторяет ее описание, при ветствуя попытки детей договаривать слова.

После этого педагог предлагает детям распределить роли и поиграть в игру «Стройка». Если дети затрудня ются, то он спрашивает: «Кто хочет быть строителем и построить для куклы Тани дом? А кто хочет быть шофе ром, чтобы привезти нужные материалы для постройки дома? и т. д.». Затем воспитатель дает возможность де тям играть самостоятельно.

При последующем проведении игры воспитатель мо жет предложить детям поиграть в игру «У Тани новосе лье», где дети сами должны придумать и избрать себе роли.

Ветер и листочки

Цель. Развитие у детей способности принять роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.

Материал. Листики.

Наблюдения за листьями и ветром.  Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

Роли. Листочки, ветер.

Воспитатель начинает игру на прогулке и задания посмотреть, как лист - лодочка плавает (в луже), поискать, что или кто прячется на ??? (листьями, украсить участок, группу, свой шкафчик; себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже).

После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотри те! Наши листики "кружатся-кружатся, полетели-поле тели и успокоились. Снова полетели-закружились и ... успокоились».

Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? - удивляется воспитатель.  Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продол жает; «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет - фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся».

После такого рассказа воспитатель предлагает поиг рать. «Будем играть в ветер и листочки? Я - веселый ветер, а вы - красивые листочки». Детям можно пред ложить взять в руку по листику, можно украсить листи ками одежду детей. «Какие красивые листочки!» - приговаривает воспитатель, украшая детей осенними лис тьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровож дает показом. Дети ориентируются на его слова и дей ствия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточ ках (дети и воспитатель сидят на корточках). Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет - фу-фу-фу! Листоч ки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает). Ветер улетел, листочки успокои лись (дети и воспитатель останавливаются)».

Самолёт

Цель. Развитие у детей способности принять роль предмета.

Подготовка к игре. Рассматривание картинок с изображением самолета. Чтение стихотворений и рассказов про самолёты.

Роли. Самолет, покупатели, продавец.

Ход игры. Игра начинается с того, что воспитатель рассказывает детям, что сегодня, идя в детский сад, он видел в небе серебристый самолет: «У него были боль шие крылья (вот такие ... ). Самолет наклонял крылья то в одну сторону (показывает), то в другую. Летал в небе то вверх, то вниз. Мотор гудел р-р-р, р-р-р. Самолет развернулся и поднялся высоко-высоко, стал совсем маленьким, прямо игрушечным. Это он казался маленьким, потому что слишком высоко улетел. Мне очень понравился самолет. Хочу тоже ле тать. Далее вocпитатель перевоплощается в самолет. «Я  самолет. Буду летать. Вот мои крылья. Сейчас включу мотор и полечу за мандаринами. Р-р-р-р, р-р-р-р  полетела! Вижу большую гору (стол в группе, горка на участке), облечу гору. Р-р-р-р. Все, прилетела. Сей час буду приземляться (приседает, руки в стороны). Выключаю мотор - р-р-р-р (затихающим голосом). Все, села. Теперь загружусь мандаринами (кладет в карманы шарики) и полечу назад. Мне одной не увез ти все мандарины, а тут еще и другие фрукты есть. Посмотрите, как много яблок, апельсинов, бананов, арбузов (показывает ящик, заполненный предметами -заместителями). Кто хочет тоже быть самолетом и пе ревозить фрукты?».

Далее воспитатель задает детям вoпpocы, которые касаются понятных и наиболее интересных для них осо бенностей предмета: «Самолет, где твои крылья? А мо тор твой включается? Самолеты, покажите, как вы уме ете летать. А как вы качаете крыльями? Летать самоле ты умеют, можно загружать их фруктами. Я буду загружать самолеты, подлетайте ко мне. По очереди, не спешите. А то заденете крыльями друг друга и будет авария».

Воспитатель кладет в карманы детям по два-три пред мета-заместителя, называя их арбузами, яблоками, ман даринами. Затем говорит: «Кто загрузился, включайте моторы и летите. А приземляться будете вон там, на ковре, это будет у нас аэродром. Туда приедет машина, и вы разгрузите в нее фрукты».

Далее воспитатель привозит на ковер большую грузовую машину и предлагает самолетам разгружаться. Го ворит, что повезет фрукты в магазин, будет их продавать. Подвозит машину к столу: «Здесь будет магазин (показывает на тарелочках и в коробках предметы и предлагает детям выбрать  себе кукол и придти в магазин).

Воспитатель  продолжает: «Магазин открыт, приходите покупать фрукты. Вот яблоки. А это  мандарины, арбузы. Что тебе слоненок, мандарины, арбузы?  Пожалуйста, берите арбуз. А ваша обезьянка любит бананы, видите, как она на них смотрит.  Воспитатель предлагает детям накормить кукол и уложить спать (кроватки дети могут сделать из стульев, коробки и др.).

Угощение

1й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Дашу… сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки – буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле. (Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями детского конструктора - полусферами). Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковёр, отдыхайте, а я буду готовить. (Воспитатель рассаживает детей так, чтобы ему были видны его действия). Возьму большой лист (крышка коробки). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюше (берёт из кастрюли одну детальку, делает круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладёт её на противень). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши. Вот и всё. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке. (Помещает противень в духовку и тут же его вынимает). Все булочки уже испеклись (ставит противень на стол, нюхает булочки). Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну. Вкусные, сладкие. Теперь я угощу вас. Понравились ли вам булочки? Жалко, что булочки получились сильно больщими и сразу всю не съесть. Кто наелся, положите оставшиеся кусочки на противень, чтобы доесть потом.

         

2й вариант. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком… Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребята, приготовит что-нибудь поесть? Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зелёный шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевёрнутая коробка). А кастрюльку сама найдёшь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто ещё будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод? Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить еду, показывает детям не более двух игровых действий по приготовлению еды.

У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села. Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно, я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Я ещё хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп. Остальные дети тоже кормят воспитателя.

Какие молодцы – меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?

Ой, что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня ещё покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?

Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Ещё половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу.

3й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Поездка

1й вариант. Игровые действия воспитателя направ лены на  детей.

Воспитатель  начинает игру: «Сейчас буду строить что -то интересное. Кто хочет мне помогать? Принесите, пожалуйста, большие кубы (модули). Молодцы, спасибо! А теперь принесите мне, пожалуйста, много стульчиков, они тоже пригодятся. Все готово, можно начинать строить. Знаете, что я хочу вам построить? Машину. Такую большую ... с колёсами, с кузовом. Построю машину и буду катать ребят. Хотите, чтобы я вас покатала на машине?». Воспитатель строит машину и комментирует свои действия: «Сначала построю кабину (берет стулья). Кабина готова. Теперь сделаю руль. Буду рулить. Машина повезет Сашу, Марину, Вадика ... Руль тоже уже готов, буду делать кузов. Поставлю стульчики вот так, чтобы  детям было удобно сидеть, кузов сделаю боль шой, чтобы  все уместились. Осталось только приста вить колёса. Все. Машина готова. Ну-ка, садитесь, мои дорогие, в машину, сейчас поедем. Это место для Кати. Это для Пети ... Все сели удобно? Можно заводить? Чик-чик, мотор включила. А знаете, куда я вас повезу? В магазин за игрушками. Би-бип! Чшш-ш-ш! Остановка. Приехали в магазин. Я открою дверь. Выходите. Вот магазин (показывает на шкаф с игрушками, которые заранее необычно расставлены и одеты: у кого-то при вязан бант, у кого воротничок, юбочка новая и т. п.). Много в магазине игрушек. Они вам нравятся? Давайте будем покупать игрушки. Зайчика куплю Ванюше. А тебе, Оленька, какую игрушку купить? Ну, вот, ка жется, всем купили игрушки. Хорошие игрушки я вам купила? Всем нравятся? Тогда садитесь в машину, по едем назад, в группу. Би-бип! Поехали ... ».

По дороге педагог делает остановку, покупает в мага зине «бутылку» лимонада, угощает детей, стаканчик предлагает сделать из кулачка. Показывает, как можно пить из такого стаканчика. «У кого есть такие же стакан чики? Подставляйте. Буду наливать вам лимонад. Кто еще хочет лимонада? (Тем, кто отказывается пить из ста канчика, дает игрушечную чашку). Все попили? Теперь давайте угостим лимонадом игрушки: Кто попил, может садиться в машину. Все сели? Би-бип. Поехали. Чшш-ш-ш. Приехали в группу. Можно идти играть. Покажите своим игрушкам, где им можно спать, варить обед, а я буду машину чинить. Захотите снова пока таться на машине, приходите ко мне. Я вас еще куда- нибудь повезу».

Если после предложения воспитателя у детей появит ся желание снова сесть в машину, игра продолжается.

При последующем проведении игры воспитатель вы ясняет вместе с детьми, куда еще можно возить детей и зачем. Выясняется, что детей можно возить: на море или речку, в лес, чтобы купаться, играть в воде, похо дить по мостику; в зоопарк, познакомиться с рыбками, китом, поискать что-нибудь интересное; в лес, чтобы собирать грибы, ягоды, цветы, познакомиться со зве рушками, покормить их, сходить в гости к ежику, по смотреть, как живут зверушки, построить им домики, приготовить им еду, покормить их, погулять с ними; в цирк, чтобы научить зверей разным цирковым трюкам: прыгать через палочку, через яму, с кубика на кубик, пролезать в обруч, ходить по доске, петь, скулить, гав кать, наряжать зверей, выступать; в магазин, чтобы ку пить новые игрушки; в гости к разным лесным зверуш кам, к куклам, к тете Гале (помощнику воспитателя) и т.д. Также педагог может выяснить вместе с детьми, на каком транспорте можно ехать: на самолете, на пароходе, на поезде, на лодке, на электричке, на машине, на автобусе на такси.

2-й вариант. Игровые действия направлены на воспи тателя.

Педагог включает детей в игру. «У меня есть рули (по казывает разные предметы, которые могут заменить рули). Кто хочет поехать на машине, получите по рулю. Вот тебе руль, Вадик. Куда ты поедешь? А что мне привезешь? Катюша, а ты куда поедешь? Тоже в мага зин? Хорошо. А что ты мне купишь в магазине? Конфе ты? А за конфетами уже Вадик поехал. Давай ты что- нибудь другое мне привезешь? Хлеб? Молодец, правиль но. А то у нас на обед хлеба нет». Если воспитатель видит, что ребенок затрудняется в выборе цели, нужно предложить ему свою: «Саша, привези мне, пожалуй ста, кирпичи. Я буду своей собачке строить будку. Ей негде жить. Видишь, она вон там, в уголке, сидит и горюет».

После этого воспитатель показывает детям, как из стульчика сделать машину.

Когда дети привезут педагогу продукты, вещи и т. д., он обязательно должен поблагодарить детей за доставку. «А теперь давайте все вместе поедем на машинах в цирк, посмотрим, как выступает мишка». Воспитатель показывает детям выступление игрушечного мишки. Затем дети на машинах «возвращаются» в группу.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.  

4-й вариант игры. Этот вариант можно использовать для приобщения детей к порядку.

Воспитатель приглашает детей в увлекательное путе шествие на поезде. Он ставит друг за другом 3-4 стуль чика-вагончика и предлагает занять места в поезде. Дети ставят 3-4 стульчика-вагончика. Дети бepyт дополнительные стульчики, пристраивают их к уже поставленным, и вот - длинный поезд готов к путеше ствию. В это время воспитатель подбирает с пола различные игрушки и произносит: «Мишка, что ты грус тишь? Ты хочешь на поезде прокатиться. И ты зайчик, матрешка, и кукла Даша. Дети готовы помочь своим маленьким друзьям-игрушкам. Они быстро разбирают их и бережно усаживают на свои колени. «Ребята, - продолжает воспитатель, - в пути мы увидим много интересного и забавного. Посмотрите внимательно, хо рошо ли будет видно вашим маленьким друзьям: белочке, зайчику, Маше. Поинтересуйтесь у них: если им ничего не видно, то посадите их поудобнее. Ну, а те перь - в путь!».

В «пути» воспитатель описывает детям 2-3 воображае мые картинки за окном: «Смотрите, смотрите! Вон маленьких козленка дерутся, бодаются. А может быть играют. Забавно. А сейчас мы переезжаем речку, едем по длинному мосту. А по речке лодочка плывет. Вы видите? А теперь мы въехали в густой лес. Что вы здесь видите? А я вижу белочку. Она скачет по ветвям, хочет наш поезд догнать. Но куда ей. Мы быстро едем. До свидания, белочка. (Дети и воспитатель машут вооб ражаемому персонажу рукой). Ну, а теперь мы возвра тимся домой. Приехали. Воспитатель предлагает детям  выйти из вагончиков. «Вот мы и дома. Но что это? - восклицает педагог. - Дети, пока мы с вами путешествовали, у нас в группе кто-то побывал, все разбросал, раскидал. Ну и беспорядок! Кто бы это мог быть? Вы не знаете? Дети осматриваются кругом. Я догадалась, кто это, - продолжает воспитатель, - хитрые шалунишки. Если они появляются где-то, это просто беда. Никакого житья от них не будет. Все всегда будет валяться, теряться, пачкаться. Вместе с ними жить невозможно! Надо скорее от них избав ляться! Вы со мной согласны? Что же нам тогда надо делать с ними, вы не знаете?». Дети дают советы. Вос питатель внимательно их выслушивает и вдруг радостно восклицает: «Вспомнила! Когда я была маленькой, моя бабушка рассказывала мне про хитрых шалунишек и про то, как от них избавиться. Шалунишки не любят поря док и чистоту. И если все быстро убрать по местам, они мгновенно исчезнут. Прогоним шалунишек? Ко нечно. Итак, начали!».

Дети разбегаются по групповой комнате и начитают наводить порядок. Воспитатель им помогает. Поддер живать интерес и темп уборки он может с помощью:

- рифмовок «Мы игрушки убираем, шалунишек про гоняем, шалунишки никогда не воротятся сюда» и т. п.;

- обращений к детям «Внимательнее ищите следы шалунишек. Где непорядок, значит, там поселились шалунишки». «Мне кажется, один из шалунишек пря чется среди книг, так они все разбросаны» и т. п.;

- поощрений «Ай-да, Миша! Ай-да, молодец! В таком порядке кубики укладывает. Теперь я уверена, что сюда ни один шалунишка и носа не покажет». «Таня, какая ты умница! Я бы никогда не догадалась под ку кольную кроватку заглянуть. А там оказались тарелки, ложки и даже платье кукольное? Ну, а теперь здесь пол ный порядок!».

После уборки игрушек воспитатель и дети удовлетво ренно оглядывают свою группу. Воспитатель подводит итог проделанной работы: «Вот теперь - совсем другое дело! Если бы не вы, то никогда нам от хитрых шалуни шек не избавиться. А теперь я уверена, что вы не пусти те их к нам. Я права?».

В последующем воспитатель может обращаться к об разу «шалунишек» (но уже как напоминанию о них): «А вам не кажется, что на кухне у кукол шалунишки резви лись? Кто хочет их прогнать оттуда? Кто уберет там?».

Поезд

Цель. Обучение детей реализации игрового замысла. Игровой материал. Строительный материал, игрушеч ный поезд, картинка с изображением поезда, руль, че моданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные, мат решки, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Наблюдение на прогулке за транс портом. Чтение стихотворений и рассказов о поезде. Изготовление из строительного ма териала поезда. Изготовление совместно с воспитате лем билетов, денег. Лепка пищи, которую ребята берут с собой в дорогу.

 Игровые роли. Машинист, пассажиры.

Ход игры. Подготовка к игре - обыгрывание с детьми игрушечного поезда. Воспитателю вместе с детьми надо построить рельсы (выложить их из строительного материала), мост, платформу. На платформе поезд бу дут ждать матрешки, которые потом поедут на нем ка таться или на дачу, и т. д. В результате обыгрывания игрушки дети должны понять, что и как можно с ее помощью изобразить, научиться играть с ней.

После этого педагог знакомит детей с изображением поезда на картинке, открытке. Необходимо внимательно рассмотреть с детьми картинку, сравнить ее с игруш кой. Обратить внимание детей на самое существенное в рисунке.

И, наконец, последний этап в этой подготовке  - обучение детей подвижной игре в «поезд». При этом должна быть использована картинка, которую надо соотнести с построением детей, изображающим поезд. Для того, чтобы дети поняли, что каждый из них изобража ет вагон, стоящий впереди - паровоз. Двигаясь, поезд должен гудеть, вращать колеса, то ускорять, то замедлять свой ход и т. д. И лишь после того, как эта п/и будет усвоена детьми, можно приступить к обучению их сюжетной игре на эту тему.

Педагогу нaдo приготовить руль для машиниста. По ставить один за другим стульчики. Объяснив детям, что это и есть поезд, надо рассадить ребят по местам, раздать им кукол, мишек, чемоданчики, сумочки; машинисту вручить руль, предварительно показав вcем детям, как управлять поездом. Затем воспитатeль прощается с детьми, они, в свою очередь, машyт руками, и поезд отправляется в путь.

Дальнейшее руководство этой игрой должно быть на правлено на ее усложнение. Так, пассажиры дoлжны бyдyт покупать билеты, у них появляется цель поездки (они едут или на дачу, или, наоборот, с дачи в город), которая оп ределяет собой их поступки (в зависимости от цели по ездки они или собирают в лесу грибы, ягоды, или загорают и кyпаются в реке, или идут на работу и т. д.). В игре появляются роли. Так, кассир продает билеты, контролер их проверяет, проводник рассаживает пассажиров по местам и следит за порядком в вагоне, дежурный по станции отправляет поезд, помощник ма шиниста смазывает поезд и следит за его исправностью и т.д.  Можно также привлечь детей к изготовлению игровых атрибутов: делать билеты, деньги, лепить пищу, которую берут с собой в дорогу, и т. д.

Воспитателю не следует объединять для совместных игр более трех детей. Однако в том случае, если у боль шого количества детей появляется желание играть вмес те, если игра от этого обогащается, нельзя этому пре пятствовать. Прежде всего, педагогу надо помочь детям договориться и совместно действовать.

Игра «У врача»

Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обу чение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал. Фотографии, иллюстрации, кар тины, куклы, игрушки-животные, строительные мате риалы, халат и шапочка врача, медицинские ин cтpyменты (набор).

Подготовка к игре. Игры-занятия «Кукла заболела», «Выздоровление куклы и встреча с детьми», «Лесная больница». Рассказ воспитателя о том, как в другом дет ском саду играют во «врача». Чтение отрывка из произве дений В. Маяковского «Кем быть?», К. Чуковского «Айболит», Я. Райниса «Кукла заболела». Просмотр мультфильма «Айболит». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Лепка не тему «Угощение заболевшей кукле», конструирование крова ти для куклы.

Игровые роли. Врач, медсестра, мама, папа.

Ход игры. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или мед сестру детского сада. Он осматривает «больную», ста вит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо поло жить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «боль ницу» (медицинский кабинет). Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и завтра ее выпишут. Можно предложить детям подготовить все, необходимое для встречи Светланы. Дети застилают чистую постель, приготавливают ночную сорочку, на тумбочке возле кро вати ставят чашку для воды. И вот Светлану «выписыва ют» из «больницы», медсестра еще несколько раз при ходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за выз доравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку.

При последующем проведении игры воспитатель спра шивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог надевает белый халатик, шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает помощь только при затруднении.

В следующий раз воспитатель может предложить де тям инсценировку рассказа «Звери - болеют». Воспита тель заранее бинтует у игрушечных зверушек лапы, шею, голову, хвост и т. п. Надевает белый халат и белый кол пак и объявляет, что будет лечить больных зверей. Ве дет диалог с игрушкой:

- Добрый день, тигренок. Что случилось?

- Я сунул лапу в дверь, и дверь мне лапу прижала.

- Лапа очень болит. О-о. Помогите, спасите!

- Помогу. У меня есть чудесная мазь.

Педагог смазывает лапу, при этом показывает и объяс няет детям, как это лучше сделать. Укладывает тигрен ка на коврик, чтобы он отдохнул.

Вскоре в числе больных окажутся не только игрушки, но и дети. Надо полечить и их! Затем педагог предлагает одному из детей побывать в роли доктора.

Играя с игрушками-животными, дети могут разви вать сюжеты «Лесная больница», «Айболит» и др.