Статья " Приобщение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к истории родного кр
статья по теме

Вагнер Елена Владимировна

Статья была написана для участия в III Всероссийских аксеологических чтениях, которые проводились в декабре 2010 года в Омске на базе педагогического университета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_3_akseologicheskie_chteniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Вагнер Е.В.

                          МОУ ДО «Детский сад комбинированного вида № 312» г. Омска

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

 плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наши слезы, это наша вина перед

 другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Приобщение детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи к истории родного края

как средство нравственно-патриотического воспитания

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, телевидение, интернет – все это способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания ребенка.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Практика показывает, что самым слабым местом в воспитании духовно-нравственной личности является семья. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

Цель нашей работы: приобщение детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к истории родного края.

Задачи:

  1. Формировать у детей знания о родном городе-труженике.

  2. Знакомить детей с историей развития и становления Омской области, знаменитыми омскими поэтами, писателями, художниками, героями.

  3. Учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц, в предметах быта).

  4. Воспитывать у ребенка чувство гордости, любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

  5. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через интеграцию разных образовательных областей: познание, социализацию, коммуникацию, художественное творчество, чтение художественной литературы, труд и т.д.

Так, например, социализация: сюжетно-ролевые игры «Дом», «Детский сад», «Профессия моих родителей», «Построим Омскую крепость».

Коммуникация: речевые игры «Мой день», «Собери красивый букет слов о городе». «Опиши свой дом», «Самый внимательный горожанин», «Если бы ты был мэром города, чтобы ты изменил», «Город – это хорошо или плохо», «Путешествие по городу», составление рассказов на тему «С кем я живу», «Моя улица», сочинение стихотворений «О маме», «О друге», составление рассказов по картине «Что мы делаем в саду», сочинение историй «Город, в котором живут дети», рассказ из личного опыта «Как мы играем зимой на участке».

Познание: наблюдение, целевые прогулки по родному микрорайону, экскурсии в библиотеку, по памятным местам города, в театр «Арлекин» и т.д.

Интересной формой работы является, на наш взгляд, выполнение творческих проектов: «Моя семья, моя родословная», «Мой город», «Я и мой дом», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Моя улица», «Мой детский сад». Оформление фотовыставок «Природа нашего края», «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы». Сейчас объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фотографии омских достопримечательностей и комментарии к ним).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, близким людям. В рамках совместной работы с родителями нами были организованы следующие мероприятия: проведен КВН к 295-летию Омска с использованием информационных коммуникативных технологий, вечер юных историков «Путешествие в историю возникновения города Омска». Весной проводится акция «Цветущий детский сад», в которой родителям и детям предлагается принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада, посадке деревьев, цветов.

Для полноценного всестороннего формирования нравственно-патриотических представлений в группе создан уголок патриотического воспитания, содержащий символику страны, области, города, куклы в народных костюмах, наборы открыток, альбомы, фотографии, видеоматериалы, дидактические игры и т.д.

Таким образом, работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна носить комплексный характер и включать: тесное сотрудничество с родителями, интеграцию образовательных областей, заинтересованность самого педагога к изучению истории, традиций малой Родины. Воспитание маленького патриота начинается с самого детства, поэтому приобщение детей к истории родного края будет эффективным при соблюдении данных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»

Участники:        Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».

Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....

Логоритмическое занятие "Прогулка в лес" для детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

Основополагающий принцип проведения данного занятия  - взаимосвязь речи, музыки и движения. На занятии решаются следующие задачи: - развитие общей и мелкой моторики, - согласование речи ...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (с общим недоразвитием речи)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (с общим недоразвитием речи)...