Проект "Тропинка в школу"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Проект предназначен для решения проблемы подготовки детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tropinka_v_shkolu.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Тропинка в школу»

Секция

«Образование детей с особыми образовательными потребностями и возможностями»

                                                                                          Автор: Елена Алексеевна Топоева

                                                                                                 Место работы: ДОУ № 15 «Ромашка»

                                                                                    Должность: педагог-психолог

Современная ситуация в системе образования,  в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка побуждает к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, общении, поведении.  

Данные обследования проведенного педагогом-психологом, учителем – логопедом в апреле 2006 года, в ДОУ № 15 «Ромашка» свидетельствовали о том, что 32% детей 5-6-летнего возраста можно отнести к «группе риска». Это дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Данная группа детей подразделяется на две категории:

  1. Несложный вариант общего недоразвития  речи. Наблюдаются лишь признаки ОНР без нарушений нервно-психической деятельности – 27 % данной категории;
  2. Осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально – органического генеза. ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов – 73 % данной категории.

В начале учебного года детей данной категории можно охарактеризовать как детей с нереализованными потенциальными возможностями психического развития, общей психической незрелостью. У 27 % детей уровень психического развития приближен к норме, у 73 % уровень психического развития ниже нормы. У них беден запас знаний об окружающих явлениях и предметах. На групповом занятии эти дети не умеют работать: не запоминают, нередко не решают даже простейших задач, всячески избегают интеллектуального напряжения.

Своеобразна речь детей. Ребенок не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, а строит  лишь отдельные и нередко аграмматичные фразы. Значительно отстает в развитии лексическая, фонетическая стороны речи. Существенно страдает развитие внутренней речи, что не может не служить огромным препятствием к формированию планирования, саморегуляции в деятельности.

Результаты медицинского обследования свидетельствует о том, что 80 % детей физически ослаблены,  27 % частоболеющих.

Отклонения в здоровье нервной системы детей, естественно сказываются на их поведении. Части детей присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, и как следствие, большая отвлекаемость внимания, нарушение работоспособности. Другие обнаруживают признак чрезмерной тормозимости, что является причиной трудностей в познавательной сфере.

У дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость и ограниченные способности его распределения. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом без специального обучения, отстают в развитии словесно-логического мышления. Страдает эмоционально-волевая сфера.

После проведенного обследования специалистами и педагогами ДОУ, было принято решение направить 10 детей для углубленного обследования специалистами ПМПК.

Проведя анкетирование родителей и педагогов направленное на  выявление знаний их о проблеме развития речи и готовности помочь детям с ОНР, мы пришли к выводу о том, что как родители, так и педагоги мало знакомы с особенностями этой группы детей и при взаимодействии с ребенком не всегда учитывают их. Со стороны медицинского персонала недостаточно уделялось внимания лечебно-профилактическим мероприятиям.

Проведя анализ сложившейся ситуации и подводя итог вышесказанному можно выделить следующие проблемы:

  1. Большое количество детей 5-6-летнего возраста имеют тяжелые нарушения речи, отсутствуют логопедические группы;
  1. Отсутствует четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на разных этапах сопровождения;
  2. Отсутствует сочетание образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
  3. Недостаточная психолого-педагогическая компетентность педагогов и родителей.

Учитывая эти проблемы перед администрацией ДОУ и ПМПк возникла необходимость максимально оптимизировать деятельность по сопровождению детей с проблемами в развитии и разработать  план - действий, учитывая данные проблемы и  вид ДОУ.

Для нас было важно выстроить и раскрыть систему работы в единстве диагностики и коррекции. Основой данного подхода является комплексность, направленность на положительную позицию по отношению к ребенку.

Процесс сопровождения должен осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, медицинских работников, логопеда, педагога-психолога, в тесном взаимодействии с родителями. Работая в идеологии «команды» каждый ее участник выполняет определенные цели и задачи в области предметной деятельности.

Мы предполагаем, что совместными усилиями специалистов ДОУ, родителей, направленными на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка, можно добиться существенных положительных результатов в коррекционной работе с ребенком, максимально подготовить его к школе.

Для этой цели педагогом – психологом ДОУ был создан проект. Он предназначен для сопровождения детей старшей группы с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

Срок реализации проекта 2 года

Руководитель проекта: педагог- психолог ДОУ - Топоева Е.А.

Участники проекта:  учитель - логопед, воспитатели и дети старшей группы.

Цель проекта: Всестороннее развитие ребенка и коррекция отклонений развития с учетом его актуальных и потенциальных возможностей для формирования предпосылок готовности к обучению в школе.

Задачи:

  1. Повышать научно-методический уровень родителей по проблеме сопровождения детей с ОНР, привлечь их к тесному сотрудничеству с педагогами и специалистами ДОУ;
  2. Повышать уровень развития психических процессов и уровень вербального развития у детей с тяжелыми нарушениями речи;
  3. Осуществлять мониторинг развития в результате проводимой коррекционной работы;
  4. Усилить взаимодействие между специалистами учреждения на всех этапах сопровождения;
  5. Формировать уровень знаний, умений, навыков у детей с ОНР в соответствии с программой «Обучения и воспитания» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  6. Осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

Данный проект реализуется в несколько этапов.

Констатирующий этап. (Данные которого приведены в таблицах Приложение 1).

Формирующий этап.  Включает в себя формы и приемы работы с детьми, воспитателями ДОУ и родителями.

После подтверждения диагноза консилиума и заключения специалистов психолого-медико-педагогической комиссии,  используя их рекомендации нами были определены проблемы и цели проекта, определена гипотеза, выстроена система работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи. На фоне общеразвивающей, направленной работы со всей группой, после большой теоретической работы по осмыслению проблем ребенка, диагностики его развития, коллегиального обсуждения возможных причин, проблем  путей их коррекции, так же были составлены программы индивидуального сопровождения с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого ребенка. На основании поставленного диагноза была разработана программа индивидуальной коррекционной работы. Она включает в себя следующие направления:

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности,  развитие мелкой моторики рук;
  2. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, восприятия. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата;
  3. Постановку, автоматизацию и дифференциацию всех групп звуков, работу над слоговой структурой слога, лексико-грамматическим строем. Связной речью;
  4. Укрепление физического здоровья

 В проектную программу были включены мероприятия направленные на:

  1.  Повышение научно-методического уровня родителей и педагогов по проблеме развития детей с особыми образовательными потребностями, привлечение  их к тесному сотрудничеству с педагогами и специалистами ДОУ.

Содержанием работы данного направления являлось: повышение квалификации педагогов по теме: «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», семинары для педагогов по теме: «Основы конструктивного взаимодействия с детьми», «Организация обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»,  консультация по теме «Связь фонематического восприятия и письма», Круглый стол с родителями по теме «Как помочь своему ребенку?», «Мастер класс» тема: «Организация индивид. работы с ребенком в домашних условиях»  (достижения в области воспитания), семинар  «О готовности к обучению чтению детей 4-6 лет с нарушениями речи». Данные мероприятия организовывались учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, родителями в течение года. В течение года участники проекта постоянно обменивались результатами проводимой работы, своими успехами и неудачами. В соответствии с результатами коллегиально принимались решения ;

  1. Повышение уровня развития психических процессов знаний, умений, навыков в соответствии с задачами программы «Обучения и воспитания» под редакцией Васильевой, уровня вербального развития Данное направление представлено
  1. коррекционно-развивающими занятиями с педагогом-психологом (индивидуальные 2 раза в неделю и подгрупповые 1 раз в неделю), в зависимости от сложности дефекта и тренингами;
  2.  коррекционно-развивающими занятиями с учителем логопедом;
  3. фронтальными и индивидуальными занятиями  педагогов с детьми, сюжетно-ролевыми дидактическими и подвижными играми.
  4. Логоритмикой проводившейся  два раза в неделю, музыкальным руководителем;
  5. Кружковой деятельностью  (один раз в неделю дети посещали кружки – «Умелые ручки», где дети занимались биссироплетением, «Дельфиненок», где дети учились плавать).
  1. Сохранение и укрепление здоровья детей. Обязательным направлением здоровьесберегающей деятельности в саду является рациональная организация образовательного процесса. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз, часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым  сохраняется его телесная вертикаль. Педагоги и специалисты на занятиях активно используют релаксацию, позволяющую успокоить ребенка, снять мышечное напряжение. Все упражнения выполняются под спокойную, расслабляющую музыку. На музыкальных занятиях используется хоровое пение, которое является мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания. Применяются на занятиях пальчиковые игры и точечный массаж биологически активных зон, дыхательная гимнастика. Немаловажной для сохранения и укрепления здоровья детей является и танцевально-ритмическая гимнастика, которая проводится ежедневно по утрам. Она способствует оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формирует правильную осанку, развитию и функциональному совершенствованию сердечно – сосудистой и нервной систем организма. Систематически медицинским персоналом осуществляются лечебно – оздоровительные мероприятия: массаж (по назначению врача), фитотерапия, физиотерапия и т.д. Инструктором по физической культуре совместно с медицинской сестрой проводятся занятия с ЧБД.

Выстроенная система работы  поможет  родителям понять и оценить  свои воспитательные успехи и неудачи, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком, пополнить знания педагогов по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою систему работы, улучшить взаимоотношения с ребенком и оказать ему помощь. Медицинский персонал разработает схему медицинского сопровождения.

 В системном сопровождении в каждой из групп риска  реализуется личностно-ориентированный подход к ребенку, позволяющий добиться положительной динамики в развитии ребенка.  

Представленная система работы сочетается с Краевой Концепцией модернизации системы образования, которая предполагает качественное дошкольное образование, формирование здоровье сохраняющих условий, включенности каждого ребенка в учебную деятельность и участие родителей в жизни детского сада,  с задачами Ведомственной целевой программы развития общего образования города Шарыпово предусматривающие  создание условий для получения услуг специального коррекционного образования и оказание нуждающимся детям специализированной медико-психолого-педагогической помощи.

Работа по сопровождению детей с проблемами в развитии осуществлялась при тесном взаимодействии со специалистами учреждения на всех этапах сопровождения. Этому способствовала совместное выстраивание системы сопровождения, составление совместных индивидуальных маршрутов и индивидуальных коррекционных программ. Для осуществления мониторинга развития в результате проводимой работы каждым специалистом  были подобраны и адаптированы методики в соответствии со своим направлением, разработаны критерии оценки результативности проекта.

Критерии оценки результативности проекта

1. Оценка психолого-педагогической готовности детей  к обучению в школе

  Критерии

      гот.к  обуч. в                   школе

Ф.И. ребенка

Сформированность, мотивов учения

Принятие учебной задачи

Сформированность вводных навыков

Сформированность графических  навыков

Развитие предпосылок логического мышления

Развитие зрительного анализа (образное мышление)

Развитие механиеческой памяти

Сформированность произвольной регуляции действий

Общее количество баллов

Сформированность речевых знаний и умений

Сформированность математических знаний и представлений

Сформированность навыков учебной работы

Оценка результатов:

  1. Правильное, самостоятельное выполнение задания – 3 балла;
  2. Ошибается в выполнении задания, самостоятельно исправляет допущенные ошибки – 2 балла;
  3. С трудом находит правильные ответы, или не справляется с заданием совсем, нуждается в постоянной помощи взрослого 1 балл;

Критерии оценки готовности к обучению в школе

Высокий уровень - от 25 до 30 баллов;

Средний уровень – от 15 до 25 баллов;

Низкий уровень –  ниже 15 баллов.

              2. Мониторинг состояния здоровья детей

Показатели

  1. Общая заболеваемость в случаях
  1. Процент ЧБД
  1. Распределение по группам физического развития:
  2. Основная –
  3. Ослабленная -

             3. Результаты педагогической диагностики

Уровни развития

Математика

Развитие речи

Ознакомление с окруж.миром

Аппликация

Конструирование

Изодеятель

ность

Физическое

развитие

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Высокий

Средний

Низкий

(с- сентябрь, м- май)

Приложение 1

Результаты обследования детей

(сентябрь.)

Результаты  психологического обследования детей

Уровень психического развития

Сентябрь

Абсол. число

%

Уровень психического развития соответствует возрастной норме

0

0

Уровень психического развития приближен к возрастной норме

4

27

Уровень психического развития ниже возрастной нормы

11

73

Результаты  логопедического обследования

Логопедический диагноз

Сентябрь

Абсол.число

%

ОНР II- III

6

39,5

ОНР II

1

7

ОНР III

7

46,5

ФФН с диз. Комп.

1

7

ЛГНР

0

0

ФНР

0

0

ФФН

0

0

N

0

0

Результаты педагогической диагностики

Уровни развития

Математика

Развитие речи

Ознакомление с окруж.миром

Аппликация

Конструирование

Изодеятель

ность

Физическое

развитие

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Высокий

0

0

0

0

0

0

0

13

0

7

0

0

0

0

Средний

25

67

15

50

27

67

60

80

50

80

20

87

35

67

Низкий

75

33

85

50

73

33

40

7

50

13

80

13

65

33

Результаты медицинского обследования состояния здоровья детей

Уч. год, колич-во детей

Показатели

2005-2006

Общая заболеваемость в случаях

56

Процент ЧБД

27

Распределение по группам физического развития:

Основная –

Ослабленная -

20

80

Приложение 2

Система работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи

Содержание работы

Ответственный

Сроки выполнения

1

Повышать научно-методический уровень педагогов и родителей, привлечь их к тесному сотрудничеству;

- организация курсов повышения квалификации для педагогов по теме: «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»

- семинары для педагогов по теме: «Основы конструктивного взаимодействия с детьми»

- «Организация обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

- консультация

тема «Связь фонематического восприятия и письма»

Круглый стол с родителями по теме «Как помочь своему ребенку?»

«Мастер класс» тема: «Организация индивид. работы с ребенком в домашних условиях»  (достижения в области воспитания)

- семинар  «О готовности к обучению чтению детей 4-6 лет с нарушениями речи»

Зам. зав. по ВМР, педагог-психолог, логопед

педагог-психолог,

воспитатели

педагог-психолог,

воспитатели, старший воспитатель,

Зам. зав. по ВМР

логопед

В течение реализации проекта

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Сентябрь

Февраль

Март

(В течение реализации проекта года)

2

Повышать уровень развития психических процессов, уровень вербального развития;

Индивидуальные и подгрупповые  коррекционно-развивающие занятия

Логоритмика

Педагог-психолог,

Логопед, музыкальный руководитель

В течение реализации проекта года

3

Осуществлять мониторинг развития в результате проводимой коррекционной работы

Подбор методик, Разработать критерии результативности проекта: промежуточные, итоговые

Педагог-психолог,

Логопед, зам зав. по ВМР, педагоги

Сентябрь,

Январь, Апрель

(В течение реализации проекта года)

4

Усилить взаимодействие между специалистами учреждения на всех этапах сопровождения

Выстраивание системы сопровождения

Составление совместного индивидуального плана сопровождения, индивидуальных коррекционных программ

Все участники процесса сопровождения

В течение реализации проекта

5

Повышать уровень знаний, умений, навыков в соответствии с задачами программы «Обучения и воспитания» под редакцией Васильевой

Осуществлять через все виды деятельности

Воспитатели, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию

В течение реализации проекта

6

Осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья детей

Организация и систематическое проведение оздоровительных мероприятий

(фитотерапия, массаж, занятия в группе ЧБД, точечный массаж, дыхательная гимнастика и т.д)

Воспитатели, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, медики

В течение реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...