Главные вкладки

    Музей в детском саду. Из опыта работы ГБОУ детский сад № 1951
    статья по теме

    Гордеева Н.М.

         Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Они учатся видеть красоту и понимать ее ценность. В Детском саду дети узнают много интересного о мастерах, художниках, скульптурах, создавших подлинные произведения искусства.

           Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную Среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить его – не столько информационно, сколько эмоционально – к восприятию произведения искусства.

        Художественные предметы народного творчества интересны и понятны ребенку. Познавая новое, необычное дети, как правило, вовлекают в сферу своих интересов окружающих близких, родителей. Так постепенно в детском саду начинали создаваться свои собственные коллекци, которые постепенно переросли в музейные коллекции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_muzey_v_ds.docx18.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музейная педагогика в детском саду

           (из опыта работы ГБОУ детский сад № 1951)

    Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающим красоту. Они учатся не только видеть красоту, но и понимать ее ценность. В Детском саду дети узнают много интересного о мастерах, художниках, скульптурах, создавших подлинные произведения искусства.

           Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную Среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить его – не столько информационно, сколько эмоционально – к восприятию произведения искусства.

           И мы решили эту задачу следующим образом: наладили связи с мастерами прикладного искусства и открыли  для детей двери музеев.

              В первую очередь отправились в город Киров, где еще с древнейших времен обосновалась на высоком берегу реки Вятка, известная на весь мир Дымковская слобода. Побывали на фабрике, где изготавливают эти дымковские игрушки, познакомились с мастерами, пригласили их  в гости, расспросили о «секретах» Дымки, а, вернувшись, привезли с собой первые дымковские игрушки.  Уже не один раз народные мастера  из горда Кирова, проводят в саду «мастер класс» как для детей так и для взрослых. Вместе с мастерами дети лепят и расписывают дымковскую игрушку, знакомятся с премудростями ее изготовления. Не так-то легко вылепить простую на первый взгляд игрушку, но руки у мастеров такие проворные и ловкие. Только что был кусок глины и вот, на глазах изумленных ребят появились задорные и смешные фигурки: уточка-крылаточка, коза-дереза, олень-круторожек и важный, напыщенный индюк.  

          Встречаются наши дети и с художниками из Городца, с мастерами из Архангельской области.

           Художественные предметы народного творчества интересны и понятны ребенку. Познавая новое, необычное дети, как правило, вовлекают в сферу своих интересов окружающих близких, родителей. Так постепенно в детском саду начинали создаваться свои собственные коллекции подлинных предметов деревенского быта, вещей из «бабушкиного сундука», изделий народно- художественных промыслов.

           На сегодняшний день в детском саду созданы экспозиции, иллюстрирующие особенности природы и этнографии разных уголков земного шара. Собираются коллекции «Игрушки наших бабушек» и «Русский костюм», действует передвижная картинная галерея.

           Большая заслуга нашего педагогического коллектива заключается в том, что нам удалось установить прочные и дружественные контакты с музеями города Москвы. Вначале это был Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, ходить в который начинают дети с младшего возраста. Художественные предметы народного творчества интересны и понятны ребенку. Так же, как народному мастеру, детям в природе и искусстве близки образы тепла, света, добра.          

          Через отдельный предмет, например прялку, свистульку и т. д., дети эмоционально легко входят в строй народной жизни. Приобретая личный опыт общения с предметом, они легко запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях.

            Живя в этой среде, накапливая личный опыт общения с предметами народного искусства через проигранные ситуации, дети постигают законы общежития, систему человеческих ценностей, устройство мира. По-новому понятным и интересным становится для них содержание многих народных сказок, былин, где предмет зачастую играет ключевую роль (ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и др.).

              Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников («Рубка капусты», «Масленица», «Свистопляска») и другие.       

              Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дети приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественный предмет, слово, ритм, музыка, напевность; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победа красоты и добра. Все это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребенка («Прощеный день» на Масленицу, встреча гостей с «Хлебом и солью» и т.п.).

           Опыт показывает, что наиболее удачными и интересными для детей становятся такие занятия, которые строятся как многовидовые, синтетические, включая в себя:

    1. рассказ музейного педагога;
    2. демонстрацию музейного предмета из вспомогательного фонда, слайдов, репродукций, фотографий, необходимых по ходу беседы;
    3. элементы игры, пластического движения, своеобразной театрализации;
    4. обыгрывание обрядов и традиционных праздников;
    5. прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки.

    Часто в процессе занятий рождается целое действо. Например, на занятиях, посвященных русским кузнецам, дети помогают кузнецу Вакуле ковать подкову, разглядывают замысловатые замки XIX века, зажигают лучинки, вставляют их в светцы, слушают песню «про молодую пряху». Труд сочетается с удовольствием и игрой.

            В   продуктивной   деятельности дети  закрепляют  усвоенный  материал (придумай и раскрась рисунок прялки, распиши силуэт каргопольской или дымковской игрушки и т. п.).

           Беседы     обязательно     оживляются    сменой  деятельности, пластическими движениями, игрой "Оживи картины или экспонаты".

           Итогом     завершения    темы,    как    правило,       становится посещение нового музея: по теме «игрушка» – «Музея уникальной куклы» или музея кукол театра им. С. Образцова; по теме «скульптура» – прогулка по Москве с родителями от памятника А. Пушкину на Тверской вниз к памятнику Н. Гоголя и др.    

           К концу дошкольного  детства дети, как правило, овладевают основами музейной культуры: они умеют слушать, бывают естественны и раскованны в диалогах, прекрасно общаются. Они становятся своими в музее декоративно-прикладного и народного искусства и готовы к посещению музея любого профиля. Способны воспринимать, сопереживать, изучать любой вид искусства. Через знакомство и постижение родной культуры становятся более подготовленными для того, чтобы войти в культуру общечеловеческую. И поэтому мы наладили связи с такими музеями как Московский Кремль, Палаты бояр Романовых в Зарядье.

           Посещение Палат в Зарядье, Оружейной палаты, Патриарших палат  дает возможность познакомить детей с архитектурным памятником древнего зодчества. Дети имеют возможность увидеть, как раньше строились дома, узнать кто жил в этих домах, чем занимался, рассмотреть убранство помещений, увидеть изразцовую печь и много нового, интересного, необычного.

           Посещение музея проводится  не реже одного раза в два месяца. Мы предварительно оговариваем с работниками музея тему посещения и ведем с детьми подготовительную работу. Здесь широко используется  проектный метод. В этом учебном году  посещение Оружейной палаты (зал вооружения) совпало с празднованием  Дня защитника отечества. Мы начали работу с детьми по циклу Защитники земли Русской приблизительно в 20-х числах января. Перед детьми была поставлена задача определить, кто такие защитники, чем они занимаются. В группе были размещены портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского,

            Дети получили задание узнать, почему через века люди помнят и чтут их.

            На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы начали знакомство с былиной «Три богатыря», была рассмотрена репродукция картины Васнецова. Дети узнали много нового о вооружении русских богатырей. Была создана настольная игра «Доспехи и оружие», «Одень богатыря», которые давали возможность детям закрепить в игровой форме полученные знания.  

           Совместно с родителями был проведен физкультурный досуг на тему «Богатыри земли Русской», тематический досуг, посвященный дню Защитников Отечества, а затем состоялась экскурсия в Оружейную палату. Дети с удовольствием рассматривали доспехи русого воина: шлем, кольчугу, наплечники, ….

               Большую помощь в работе с детьми нам оказывают родители. Они никогда не остаются сторонними наблюдателями. Они оказывают нам помощь и при проведении экскурсий, и при проведении праздников, приходя в детский сад на занятия, общаются с детьми, рассказывают им много нового и увлекательного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

    В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

    Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

    Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

    Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

    В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

    "Организация работы психолого -медико -педагогического консилиума в детском саду" (из опыта работы)

    Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для свое...

    Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы)

    В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая...

    Занятие в детском саду. Тема «Кто работает в детском саду».

    Данное занятие помогает формировать эмоционально-положительное отношение к работникам детского сада.Способствует обогащению первоначальных представлений детей о назначении, помещениях, деятельнос...

    "Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".

    Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отноше...