Главные вкладки

    Организация и планирование работы по этикету.
    календарно-тематическое планирование по теме

    План работы по группам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizaciya_i_planirovanie.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

        Организация и планирование работы по этикету.

    Задачи.

    1. Воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:
    1. Усвоение правил культуры еды.
    2. Усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатрах, магазинах, кино и т.п.).
    3. Усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях, преподнесения подарка и др.
    4. Формирование основ культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, разговор по телефону и другие формулы вежливого вербального общения).
    1. Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.).
    2. Теоретическое и практическое обучение сотрудников ДОУ правилам этикета; формирование потребности обучать детей хорошим манерам.
    3. Совместная работа с родителями по вопросам воспитания культуры поведения дошкольников.

       

    Работа педагогическим коллективом.

    1.   Повысить теоретический уровень сотрудников через:

    1. Семинары
    2. Консультации
    3. Работу творческих групп.
    1. Отработать практические умения посредством:
    1. Семинаров-практикумов
    2. Практических занятий
    3. Видеозаписей ситуаций
    4. Фотовыставок
    5. Смотров-конкурсов
    1. Создать в ДОУ атмосферу высокой культуры:
    1. Общения
    2. Дизайна
    3. Внешнего вида
    1. Обеспечить необходимую материально-техническую базу:
    1. Посуду, предметы сервировки
    2. Материал для практических упражнений по темам: «Подарок», «Украшение стола», «Одежда и мода» и т.д.
    3. Необходимые технические средства для записи и просмотра ситуаций, связанных с культурой поведения.

    Вариант опросника.

    1.   Что такое этикет и для чего он нужен?

    1. Хотели бы Вы лучше изучить правила этикета?
    2. С какого возраста нужно знакомиться с этикетом?
    3. Какая форма изучения правил этикета для Вас более приемлема:
    1. Самостоятельная (по книгам)
    2. Коллективная (семинары, практикумы, консультации).

         

          Спасибо за участие в обсуждении проблемы!

    Примерное содержание семинара «Хорошие манеры».

    Первый день

    Что такое этикет? Полистаем страницы истории.

    Сходство и различия понятий «этика» и «этикет».

    Приветствия. Тест «Общительный ли Вы человек?»

    Представления (разбор практических ситуаций).

    Второй день

    Наше поведение в общественных местах (разбор практических ситуаций).

    Умеем ли мы делать и принимать подарки (в том числе цветы).

    Третий день

    Идём в гости, принимаем гостей:

    1. Одежда и мода
    2. Сервировка стола (праздничного, к чаю, фуршет)
    3. Как рассадить гостей
    4. О разных мелочах.

    Работа с родителями.

    Успешное решение многих задач ДОУ невозможно без тесного контакта с семьёй. Для того чтобы у родителей возникло желание сотрудничать с детским садом по вопросам воспитания культуры поведения, необходимо увлечь их этой проблемой.

    Работа с родителями.

    1. Выставки литературы, фотоматериалов.
    2.  «Дни открытых дверей».
    3. Мини-консультации (устные, письменные).
    4. Групповые родительские собрания.
    5. Праздники и развлечения по теме.
    6. Проведение родительских пятиминуток в вечернее и утреннее время.

    Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники.

    Младшая группа

    1.  Сервировка стола и поведение за столом:

    1. уметь сервировать стол к чаю. Знать чайные принадлежности и уметь ими пользоваться
    2. сохранять правильную осанку во время еды
    3. пользовать бумажной салфеткой
    4. есть вилкой
    5. при помощи ножа намазывать на хлеб масло
    1. Культура внешнего вида: поддерживать опрятный вид (причёска, одежда, обувь и т.д.)
    2. Речевой этикет:
    1. без напоминания приветливо здороваться
    2. прощаться, употребляя выражение «до свидания»
    3. уместно употреблять слово «спасибо».
    1. Поведение в общественных местах: соблюдать правила поведения в транспорте (не разговаривать громко, не кричать, не капризничать; сидеть, не мешая другим).

    Средняя группа

    1.    Сервировка стола и поведение за столом:

    1. уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями
    2. уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки, ножи, ложки), пользоваться столовыми приборами
    3. есть при помощи ножа и вилки
    4. овладеть простейшими приёмами складывания тканевой салфетки, уметь ею пользоваться.
    1. Культура внешнего вида:
    1. поддерживать опрятный вид
    2. одеваться в соответствии с местом и событием.
    1. Речевой этикет:
    1. уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения
    2. пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации
    3. обращаться с просьбой, чётко её излагая.
    1. Поведение в общественных местах:
    1. соблюдать правила поведения в транспорте, не мешать другим; уметь обратиться с просьбой
    2. «на ходу» не есть; поддерживать чистоту и порядок на улице
    3. в театре между рядами проходить лицом к сидящим, в зрительном зале сидеть, не мешая другим (не есть, не шуршать фантиками и т.п.).
    1. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях: уметь красиво преподнести подарок, одновременно произнося слова поздравления.

    Старшая группа

    1.  Сервировка стола и поведение за столом:

    1. уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями
    2. знать, что едят вилкой, а что вилкой и ножом; уметь пользоваться этими приборами
    3. овладеть элементарными приёмами украшение праздничного стола (скатерть, салфетки, цветочные композиции).
    1. Культура внешнего вида:
    1. одеваться в соответствии с жизненными ситуациями
    2. быть опрятным, следить за чистотой обуви
    3. самостоятельно одеваться, причёсываться.
    1. Речевой этикет:
    1. приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.)
    2. первыми приветствовать старших
    3. уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым)
    4. уметь обратиться с просьбой, используя вежливые слова: «будьте добры», «не могли бы вы» и т.п.
    1. Поведение в общественных местах:
    1. знать правила поведения на занятиях в детском саду
    2. выполнять правила поведения в общественном транспорте
    3. на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде
    4. в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.
    1. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
    1. уметь выбрать, упаковать и преподнести подарок
    2. уметь познакомиться и познакомить
    3. уметь вести себя в гостях и принимать гостей.

    Подготовительная к школе группа

    1.   Сервировка стола и поведение за столом:

    1. знать разнообразные варианты сервировки стола; уметь пользоваться столовыми приборами; непринуждённо сохранять правильную осанку
    2. знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать
    3. владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
    1. Культура внешнего вида:
    1. одеваться в соответствии с модой, но с учётом своих индивидуальных особенностей и чувством меры
    2. поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке
    3. уметь самостоятельно причёсываться.
    1. Речевой этикет:
    1. уметь обратиться с просьбой
    2. знать правила ведения разговора по телефону
    3. во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.
    1. Поведение в общественных местах:
    1. уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе
    2. знать основные правила поведения в школе, библиотеке.
    1. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
    1. уметь представляться во время знакомства и представлять другого
    2. выбирать подарки и их преподносить
    3. уметь принимать гостей и быть гостем.

         Формулы вербального (словесного) общения, которыми

         может  овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста.

    Приветствие.

    Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад Вас (тебя) видеть, привет.

    Прощание.

    До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

    Извинение.

    Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

    Обращение.

    Скажите, пожалуйста; будьте добры; могли бы вы; вас не затруднит…

    Знакомство.

    Давайте познакомимся, меня зовут… Познакомьтесь, это…

     Этапы освоения правил поведения.

    1. Знакомство, корректировка имеющихся знаний – специально организованные занятия.
    2. Закрепление:
    1. сюжетно – ролевая игра
    2. дидактическая игра
    3. создание специальных ситуаций
    4. другие виды занятий
    5. праздники и развлечения
    6. режимные моменты
    7. традиции группы («сладкий стол», день рождения)
    8. радио журнал для детей
    9. мини – срезы знаний и навыков детей через игру «В царстве вежливых наук»
    1. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами

    Особое внимание следует уделить организации предметно – развивающей среды. «Столовый» этикет, например, требует разнообразия посуды, столовых принадлежностей (скатерти, салфетки, салфетницы, вазы и т.п). Для закрепление практических действий (упаковать подарок, сложить салфетку, сделать цветочную композицию для украшения стола и т.д.) целесообразно создать в группе «уголок этикета» со всеми необходимыми предметами, где дети в любое время могут поупражняться с воспитателем или самостоятельно.

             Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, воспитатель любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращается, предлагает присесть. Беседуя с родителями, педагог даёт образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».

    Тематический контрольявляется одной из форм контроля, применяемого в методической работе  ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченны...

    Самостоятельно разработанные диагностика и планирование работы по теме "Ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом и его пригородами".

    Планирование работы и методика диагностического исследования по теме"Ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом и его пригородами" в рамках основной общеобразовательной Программы "От рождения до ш...

    Круглый стол «Организация и планирование работы в ДОУ в соответствии ФГОС»

    ЦЕЛИ:ознакомить педагогов МБДОУ- д/скв № 8 «Теремок» с новым документом «Об утверждении ФГОС  дошкольного образования»,     обсудить  спорные моменты,  и выработать ...

    Организация и планирование работы на прогулках в зимний период

    Выступление на методическом объединении воспитателей...

    Консультация на тему Организация и планирование работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей

    Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...

    Организация и планирование работы на прогулках в зимний период

    Организация и планирование работы на прогулках в зимний период                   Важнейшей задачей дошкольных ...

    Рекомендации для воспитателей ДОУ по организации и планированию работы на прогулках в зимний период

    В данном материале даются методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по организации и планировании работы на прогулках в зимний период. Имеется образец планирован...