Я, мама, детский сад- собрание родительского клуба
методическая разработка по теме

Массарова Любовь Владимировна

Телевизор в жизни ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rod._sobranie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

педагог-психолог МДОУ №50

Массарова Л.В.

Родительское собрание клуба      

«Я, мама, детский сад»- средняя группа

Тема: «Телевизор в жизни  дошкольника»

 

Цели:

1. Обратить внимание  родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.

2. Определить наименования и количество передач для  просмотра детьми.

3. Определить уровень агрессивности детей при помощи анкеты

Вопросы для обсуждения:

1. Статистика о роли телевидения в жизни ребенка.

2. Влияние  телепередач  на формирование характера и познавательной  сферы ребенка.

Вопросы для  дискуссии.

1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов  обихода?

2. Какие  телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

3. Как, на ваш  взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором. Назовите возможные варианты.

План организации собрания

I. Вступительное слово воспитателя ( Л.В. Храброва)

Телевизор в жизни ребенка – это хорошо  или плохо? Сколько и что должны смотреть  дети?  Нужно ли включать телевизор, если мы  считаем, что передача ребенку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:

- две трети наших детей в возрасте от 3-7 лет смотрят телевизор ежедневно;

- время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов;

- 50% детей смотрят телепередачи подряд, без всякого выбора и исключений;

- 25% детей в возрасте от 3-7 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;

- 38% ребят в возрасте от 3-7  лет при определении рейтинга использования свободного  времени  на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

Сейчас многие родители жалуются, что дети не хотят читать. Такая ситуация наблюдается даже в тех семьях, где книги были всегда в почете, и семейная библиотека собиралась не одним поколением родственников. Ослабление привычки читать, снижает способность мыслить, поскольку именно чтение является комплексной ключевой способностью, обеспечивающей психическое, социальное и интеллектуальное развитие человека. И здесь речь идет не только о знаниях, но и воображении, памяти, интуиции, фантазии. Связана ли эта проблема с телевидением? Безусловно.

Термин «TV –kids» у американских психологов стал ассоциироваться с детьми, ставшими жертвами опустошительного воздействия телевидения на структуры мозга. Они полностью лишены творческого начала, воображения, неспособны нарисовать по памяти даже простейшие бытовые предметы, круг их интересов и интеллектуальные способности весьма ограничены.

Многие из родителей даже не задумываются о том, как влияет на ребёнка то, что он видит на экране. Наши ученые детям до двух лет не рекомендуют даже подпускать к телевизору, а немецкие врачи и того строже — пропагандируют телевоздержание до трех лет! Почему? Как отражается на детском здоровье и психике любовь к телевизору?

                         ( Слово психолога Массарова Л.В.)

1. Любовь к телевидению отражается на движениях.


Движение — жизнь! А для ребенка — это естественное состояние организма. Во время просмотра мультфильмов/передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока дитя сидит перед голубым экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе или телевизор и «посадочное место» находятся в нефизиологичной диспозиции, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе своего наследника
школьного учителя, посадившего его не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров — возможное состояние возбуждения и раздражительности. Так нервная система восполняет вынужденное бездействие повышенной активностью. Или, наоборот, после затяжных телесеансов у ребенка заторможены реакции — это связано с изменением сознания, трансом.

2. Любовь к телевидению отражается на речи.
Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития. Причина в том, считают они, что детская психика при просмотре передач больше направлена на визуализацию, чем на вербализацию. Последние исследования доказали: детям легче пересказывать услышанное, чем увиденное. Если ребенок
дошкольного возраста каждый день смотрит телевизор по одному часу, риск развития нарушений памяти увеличивается на 10%, утверждают американские педиатры. По статистике, многие дети в возрасте от двух лет проводят у телевизора более 10 часов в неделю! У 20% обследованных девятимесячных крошек, чьи родители использовали телевизор как няньку, медики обнаруживают запаздывание физического развития. Если теледозировка не снижается, то большинство детей к трем годам отстают в своем развитии на целый год, то есть говорят как двухлетние, и их дальнейшее развитие тоже под угрозой.
Что делать? Если уж смотреть, то с пользой. Каждый раз просите ребенка пересказать содержание просмотренного фильма и обсуждайте, что понравилось, а
что нет. Если малыш повторяет рекламные слоганы, не прерывайте его — это способствует развитию речевого аппарата. Но обязательно разъясните, что значит «Ваша киска купила бы «Вискас», и так ли это на самом деле.

3. Любовь к телевидению отражается на зрении.
Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы «ощупывая» вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы — нет! При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз.
Что делать? Учите детей соотносить увиденное на телеэкране с реальностью. Если малыш видит на экране мяч, дайте ему настоящий, позвольте осмотреть и пощупать, чтобы развивалось его пространственное и цветовое восприятие. Сводите ребенка в цирк или зоопарк после просмотра передачи о животных, чтобы детский ум оцепил, каков тигр на самом деле и какими цветами его раскрасила природа.

4. Любовь к телевидению отражается на пищеварении.
При просмотре увлекательной передачи у ребенка на 90% замедляются обменные процессы. Вот почему у «телевизионных» детей зачастую возникают разлады в работе желудочно-кишечного тракта. На ментальном уровне нарушение обмена веществ — это нарушение связей с окружающим миром, поэтому не удивляйтесь, если у телеребенка возникнут проблемы с общением». Кроме того, во время просмотра телевизора активизируются так называемые центры голода, пробуждающие аппетит. Но! Кушать-то зритель кушает, а центры головного мозга, ответственные за чувство насыщения, дремлют (мы ведь сосредоточены на телевизоре), в итоге
человек съедает в 3 раза больше. Лишние кило — расплата за совмещение двух меню: зрительского и пищевого.

5. Любовь к телевидению отражается на способности принимать решения
В реальной жизни маленький человечек учится этому в игре — выбирает роль доктора или няни, папы или мамы, моделирует жизненные ситуации и находит решения. С телевидением все иначе: ребенок наблюдает за отношениями героев фильма или мультика, но лишен возможности выбирать — все уже решили за него и предложили готовый продукт. К тому же с экрана в виде безобидных мультиков дети могут усваивать и замену исконных человеческих ценностей. Проанализировав
похождения популярного Шрека, учёные утверждают, что этот мультфильм формирует у детей неправильные стереотипы поведения мужчины и женщины. Герцог, который всегда должен быть героем, в мультике слаб и хил, от принцессы ждут нежности и женственности, а она оказывается сильной и мужественной (помните сцену, когда принцесса разбрасывает врагов направо и налево).
Что делать? Чаще предоставляйте чаду возможность больше общаться «живьем». Предложите поиграть во дворе или рассказать ситуацию, которая у него произошла с друзьями, спросите о принятом им решении. Проанализируйте с ребенком, правильно ли поступили киношные герои и почему.


6.
Любовь к телевидению порождает страх и агрессию.
Даже если в семье ведется строгий учет телевизионных просмотров, обратите внимание на невинные, казалось бы, художественные фильмы. По статистике, на долю такого кинематографа приходится больше половины всех транслируемых сцен насилия (57%). Если ребенок регулярно видит их по телевизору, нарушается его эмоциональное развитие, не формируется способность к состраданию и сочувствию.
Такие дети в школе часто слывут хулиганами, а в подростковом возрасте рискуют попасть в криминальную историю. У каждого третьего школьника, увидевшего по телевизору минутную сцену какого-нибудь ужаса, чувство страха (не всегда видимое!) остается в течение нескольких минут, а то и часов — такой ребенок может страдать неврозами, бессонницей, повышенной тревожностью.

7. Любовь к телевидению приводит к утрате чувства времени 
Результаты проведенных экспериментальных исследований показали, что если ребенок проводит перед телевизором много времени, у него замедляется восприятие длительности минуты — его субъективная минута больше 60 секунд вплоть до утраты чувства времени и выпадения из реальности. Кроме того, телевизионное время очень насыщенно, динамично, события сменяют друг друга с большой скоростью, за короткое время мы проживаем несколько жизней — «за себя и за того парня». Участие в яркой тележизни заманчиво, а реальность по сравнению с ней скучна. Это может привести к телезависимости. В Европе сейчас 5-6% детей, которых можно считать телезависимыми, они проводят у голубого экрана от 5 часов в сутки.
Что делать? Дозируйте время, проведенное у телевизора. Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте — огромный! Дети 3-6 лет — не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет. Школьникам 6-11 лет — не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей.

Слово воспитателя ( Л.В. Храброва)

Домашнее задание  родителям

1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

3. Какие передачи предпочитает?

4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять игрушки не собрал?», «Чем  ты  занимался, опять у телевизора  сидел?» и т.д.

         Вывод

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, дошкольники, по результатам  исследований, не могут четко определить, где, правда, а где  ложь. Они  слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.

Тест, показывающий уровень агрессивности

ребенка-дошкольника

         Цель исследования: узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка.

         Исходная ситуация: родителю выдается бланк с вопросами и бланк регистрации ответов.

         Инструкция: «Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще».

Вопросы теста:

1.Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей?

2.Верно ли что ваш ребенок не ломает игрушки?

3.Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?

4.Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы на пол?

5.Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо?

6.Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения?

7.Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет?

8.Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?

9.Замечаете ли вы, что, играя с близким человеком (бабушкой, сестрой) ребенок может причинить ему нечаянную боль?

10.  Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силы?

11.  Правда ли, что, играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?

12.  Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает «стрижка» ушей, волос, «лишних» деталей у кукол и других игрушек?

13.  Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?

14.  Бывает ли, что когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребенка?

15.  Верно ли, что, рассматривая книжку, он может вырвать страницу?

16.  Верно ли, что ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?

17.  Случается ли, что, находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенок толкает и пихает его?

18.  Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ваш ребенок употребляет бранные слова?

19.  Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?

20.  Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель?

Оценка

Сравните ответы с Ключом, приведенным ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало. 

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

5. да

6. нет

7. нет

8. нет

9. да

10.нет

11.да

12.да

13.нет

14.да

15.да

16.да

17.да

18.да

19.да

20.да

 

Обработка результатов 

0 – 5 баллов. По поводу агрессивности Вашего ребенка можете не беспокоиться. Подумайте лучше о том, всегда ли Ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей?

6 – 12 баллов. Это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях агрессия проявляется, и исключить или видоизменить эти ситуации.

13 и более баллов. Скорее всего, Вы не совсем правильно обращаетесь с ребенком. Если не получится понять, что именно вызывает агрессивность ребенка, то лучше разобраться в этом и психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий встречи в детско-родительском клубе "Мамы тоже были маленькими"

Цель: Помочь детям и родителям ощутить радость от совместной деятельности.Задачи:Образовательные задачи:1.   Закрепить умение использовать полифункциональный материал «Палочки Кюизенера...

Алгоритм подготовки и проведения родительского собрания (родительский клуб).

предлагаю вашему вниманию алгоритм подготовки и проведения родительского клуба...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Сценарий детско-родительского клуба входного дня "Мама, папа, Я - творческая семья"

Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке....

Детско-родительский клуб:"Физкультура вместе с мамой".

Цель: развитие взаимоотношений детей и родителей. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.Задачи:- развивать и у...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Презентация о поощрении и наказании как средстве коррекции детского поведения к "Родительскому клубу"

В легкой форме расскзывается о конфликтах и методах их разрешения, о правилах общения, о поощрениях и наказании детей....