Конспект игровой гостиной "Играя, готовимся к школе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Герасимова Галина Анатольевна

Конспект игровой гостиной для детей и родителей: "Играя готовимся к школе" "Поле чудес" посвящен вопросам подготовки к школе старших дошкольников с нарушением зрения". Наиболее важными для процесса обучения в школе функциями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения являются следующие: развитие ориентировки в микропространстве. развитие зрительно-моторной координации, развитие зрительного внимания, а также мелкой моторики и слухового внимания. В конспекте представлены игры, развивающие именно эти школьно-значимые функции зрительного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konspekt_pole_chudes1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся Кронштадского района Санкт-Петербурга.

Игровая гостиная для  детей и родителей:

«Играя, готовимся к школе».

                                     «Поле чудес»

        

                     Тифлопедагог Герасимова Г. А.

                       Воспитатели Богославская М. С.

                       Грузд  М.Б.      

                            Нач. шк. – д\с №662

                  г. Кронштадт.

                                 20 апреля 2011г.

        

 

Цели:         расширять информационное поле педагогической культуры родителей.

Задачи:      1. Познакомить родителей с возможностями использования игр по развитию зрительного    

        восприятия в целях подготовки детей с нарушением зрения к школе.

        

            2. Показать варианты игр, способствующих развитию у детей с нарушением зрения  

          наиболее важных для обучения школьно-значимых функций:

                   развитие зрительного внимания и зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза;

        развитие пространственной ориентировки (в макро и микропространстве);        

        развитие зрительно-моторной координации (точных, координированных движений руки и глаза).

                развитие слухового внимания;        

         

                   3. Вызвать у детей и родителей интерес к играм, доставить удовольствие родителям и детям

        от общения в процессе совместной игровой деятельности.

             

            4. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные

        технологии – мнемотехнику, ИКТ.

Оборудование:    Мультимедийный проектор для показа презентации, большой экран, на отдельном

                    столе сектора четырех цветов с разноцветными кружками с интересными заданиями    

        для родителей и детей, крутящаяся стрелка. Магнитофон с музыкой для физминутки,

        листы с заданиями, цифры для зрительной гимнастики, расположенные на стене.

        Маркеры для заполнения карт с заданиями, лазерная указка, две шкатулки, угощение.

Вступительное слово тифлопедагога:

Тифлопедагог:             Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы продолжаем серию встреч

        в нашей игровой гостиной. Сегодня мы пригласили Вас на игротеку, которая

        посвящена  вопросам подготовки детей к школе.

        Мы Вам уже неоднократно говорили о том, что научить ребенка читать, писать

        должна школа, а наша основная задача – развить у ребенка познавательные

        способности, любознательность, активность, умение слушать и слышать  

        взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу или образцу.

        

                       У детей с нарушением зрения процесс подготовки к школе имеет свои особенности.

        90 % информации воспринимается ребенком с помощью зрения, а когда зрение

        нарушено, окружающий мир воспринимается им искаженно. Поэтому для

        успешной подготовки детей с нарушением зрения к школе необходимо развить

        у них зрительное восприятие. Наиболее важными для процесса

        обучения в школе являются следующие функции зрительного восприятия: развитие                              

                        зрительной памяти и зрительного внимания, развитие ориентировки в микро и

        макропространстве, развитие зрительно-моторной координации, а также слухового                                   .                                     внимания и мелкой моторики.

                        Сегодня мы предлагаем Вам, уважаемые родители, поиграть вместе с детьми в    

        игры, развивающие именно эти школьно-значимые функции зрительного

                       восприятия.

        Ход занятия:

                                ( Родители сидят за столами в группе, входят дети, садятся за столы рядом с мамами)..

Воспитатель:         Ребята, вы смотрите дома телевизор? (Да.)

        Догадайтесь, в какой телевизионной передаче звучит эта музыка и кто

        ее ведущий. Посмотрите на экран.          

                                   Слайд№1(през-я №1)

                               .(включается музыкальная заставка из передачи «Поле чудес» и

        на экране появляется портрет Леонида Якубовича).

                   (это передача «Поле чудес», ведет ее Леонид Якубович).

        Слайд №2.(през-я №1)

Тифлопедагог:       (обращается к родителям и детям)   Уважаемые родители и дети! Мы хотим      

        предложить вам сейчас поиграть в нашу игру, которая тоже называется «Поле

        чудес». Вспомните, какие обязательные атрибуты присутствуют на

        каждой передаче «Поле чудес»? (ведущий, игровое поле с заданиями, стрелка).

        Ребята, подойдите, пожалуйста, к нам и встаньте вокруг игрового поля.

        Давайте его рассмотрим. (дети подходят к игровому полю, мамы сидят на местах).

        У нас на игровом поле есть сектора четырех цветов, крутящаяся стрелочка,

         разноцветные кружки с интересными заданиями, которые вы вместе с мамами

        будете выполнять. Количество кружков с заданиями соответствует количеству

        присутствующих здесь пар- мам с детьми, поэтому раскручивать стрелочку будет  

        каждая пара. Мы с Мариной Сергеевной будем ведущими. Итак, начинаем!

Воспитатель:                   . Присаживайтесь, пожалуйста, к своим мамам.

        (дети садятся за столы рядом с мамами).

Воспитатель:            Уважаемые игроки! Мы приглашаем к игровому полю Лику Гоменюк с мамой.

        Раскручивайте стрелочку и произносите слова:

                                           «Стрелка, стрелка покрутись, на кружке остановись»    

        (Лика с мамой раскручивают стрелку, она останавливается)

Воспитатель:        В каком секторе и на кружке какого цвета остановилась стрелка?

        (Лика отвечает, берет и отдает кружок ведущим, садится с мамой на место).

Тифлопедагог:                В этом кружке (называет цвет) у нас закодирована игра под названием

                        «Молчаливый диктант». Эта игра развивает ориентировку в микропространстве,

                зрительное внимание, зрительно-моторную координацию.

                                         Уважаемые игроки! На столах перед вами лежат

                          карты с клеточным полем. Сейчас дети возьмут те карты, на которых красный

                                      кружок нарисован в левом верхнем углу, а мамы возьмут карты, на которых

                                       красный кружок нарисован в правом верхнем углу..(дети и мамы берут карты и

                       кладут их перед собой.

                       

                                          Слайд №3 (през-я №1)

Тифлопедагог:               Уважаемые игроки-дети! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что на  

:                                       нем изображено? (Клеточное поле). Кто нарисован слева? (Мальчик) Что    

        нарисовано справа от поля? (игрушки) Чтобы отгадать, какая любимая игрушка у                            мальчика, нужно раскрасить карандашом клеточки в разных направлениях по          схеме, которую мы вам сейчас покажем, а мамам мы предлагаем раскрасить         

        клетки на своем клеточном поле по другой схеме и узнать, какую вещь мальчик

                        возьмет с собой в школу.

                                       

                                      Слайд №4.(през-я №1). Посмотрите, пожалуйста, на экран.

                                      Слева схема раскрашивания для  мам, а справа – для детей.

        Ребята! Объясните мамам, что обозначают цифры и стрелки на схемах.

                                       (количество клеток для раскрашивания и направления).

Тифлопедагог:              Возьмите красный карандаш и приступайте к работе.(дети и мамы выполняют

        задание).

        

Тифлопедагог:              А теперь мамы проверят задание у детей, а дети проверят у мам.

        (мамы и дети проверяют задание друг у друга)

        Молодцы! Все сделали правильно!

        

Воспитатель:        А сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз. Зажмурьте глаза столько раз,

        сколько звуков вы услышите. (стучит рукой под столом семь раз)

        Молодцы! Продолжаем нашу игру.

Воспитатель:                 Приглашаются для раскручивания стрелочки Аня с бабушкой.(они раскручивают

        стрелку, произнося слова: «Стрелка, стрелка, покрутись, на кружке остановись»).

        Стрелка останавливается на кружке. В каком секторе лежит кружок и какого он

        цвета? (Аня называет цвет)

Воспитатель:                   В этом кружке закодирована игра «Внимание». Она развивает у старших

                           дошкольников зрительное внимание, мелкую моторику, ориентировку в

        микропространстве.

                                           Слайд №5 (през-я №1)

                                           Уважаемые игроки! Посмотрите, пожалуйста, на экран.

        Что вы видите? (геометрические фигуры). Назовите их. (треугольник, квадрат,

        овал, прямоугольник, трапеция, пятиугольник)

        Как они расположены? (в ряд, потому что слева направо)

        А теперь постарайтесь запомнить все фигуры и нарисовать.

                                           Возьмите узкие листы        бумаги и маркеры, положите перед собой.

        Посмотрите еще раз на экран и после слов: «Раз, два, три- запомни и повтори»

        нарисуйте их на листах. (воспитатель произносит слова, файл с

        фигурами исчезает, появляется заставка «поле чудес», дети и мамы начинают  

        рисовать).

Воспитатель:        А теперь проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили        задание, (дети и

                                           мамы проверяют друг у друга задание; в это время на экране

        появляется ряд с геометрическими фигурами для проверки).

 

Воспитатель:        Чтобы ваши глаза отдохнули, я предлагаю вам, игроки, посмотреть вправо и

        влево столько раз, какую цифру я покажу (показывает лазерной указкой на         цифру 4 на стене). А теперь посмотрите вверх и вниз столько раз, (показывает на  

        цифру 5 на стене).

Воспитатель:        Продолжаем нашу игру. Для раскручивания стрелки приглашаем

        Сережу с мамой. (они раскручивают стрелку. Называют сектор и цвет конверта.

Тифлопедагог:        В этом кружке закодирована музыкально-двигательная пауза. Дети!

        Выходите все на середину группы, Давайте немного отдохнем и сделаем

        зарядку.

                                        (дети делают под музыку зарядку, потом садятся на места).

Тифлопедагог:            Молодцы! Мы продолжаем нашу игру. Раскручивать стрелку просим выйти

        Вову с мамой, (они раскручивают стрелку, называют сектор и цвет кружка).

        В этом кружке закодирована игра «посмотри и расскажи» Она развивает у

        будущих первоклассников зрительное внимание, зрительную память, речь.

        

                                          Уважаемые игроки! Какое сейчас время года? (весна) Давайте выучим

                                           стихотворение про весну. Я вам расскажу его, а вы повторите.

         (педагог рассказывает стихотворение,а дети сразу повторить не могут)  

                                         «К нам весна шагает быстрыми шагами,

        и сугробы тают под ее ногами.

        Черные проталины на полях видны.

        Видно, очень теплые ноги у весны.

Тифлопедагог:        Трудно сразу запомнить. Но есть один способ, с помощью которого это

        стихотворение можно легко и быстро выучить.  Слайд №1(през-я №2)

        

                                         Посмотрите, пожалуйста, на экран. Это таблица для запоминания

        стихотворения. В каждой клеточке этой таблицы зашифрована

        строчка стихотворения, или слово из него. Давайте все вместе расскажем наше

        стихотворение с помощью мнемотаблицы.(дети и мамы начинают рассказывать,        вместе с педагогом, но последние клетки в таблице пустые)

        Давайте предложим мамам зашифровать последнюю строчку стихотворения, а вы,

        ребята, им поможете. Возьмите мнемотаблицы с пустыми клетками и попробуйте

        нарисовать в них конец стихотворения. (мамы рисуют, а дети им помогают).

Тифлопедагог:        Ну, давайте посмотрим, что у вас получилось.(мамы показывают нарисованные

        картинки и объясняют, какие слова они зашифровали)..

Тифлопедагог:        А теперь давайте посмотрим, как зашифрована эта строчка у нас.

        Слайд №2 (през-я №2). и расскажем все стихотворение от начала до конца,

        опираясь на рисунки.(дети и мамы рассказывают по мнемотаблице стихотворение)

                

Тифлопедагог:        Молодцы! Продолжаем нашу игру. Для раскручивания стрелки приглашаются

        Катя с мамой, (они раскручивают стрелку, называют цвет сектора и цвет кружка).

        В этом кружке закодирована игра «Пожалуйста». Она развивает у детей с        нарушением зрения ориентировку в пространстве и слуховое внимание.

Воспитатель:        Уважаемые игроки! Выходите на середину группы и встаньте парами. Дети стоят

        напротив мам. Сейчас вы будете внимательно слушать игровые задания и

        выполнять их. Если в задании есть слово «пожалуйста», то это задание выполняют

        дети. А если в задании этого слова нет, то его выполняют взрослые.

         

                                      Задания: пожалуйста, вытянете в сторону правую руку.

        поверните голову вправо

                                                        поверните голову влево, пожалуйста.

        наклоните, пожалуйста, голову к левому плечу.

        повернитесь налево

        пожалуйста, повернитесь направо.

        поднимите вверх правую руку

        постойте на левой ноге, пожалуйста.

                                                        потрогайте правое ухо, пожалуйста

        закройте правой рукой левый глаз

        пожалуйста, спрячьте левую руку за спину.

Воспитатель:        Молодцы! Все были очень внимательны, присаживайтесь на свои

        места.

Тифлопедагог:        Продолжаем нашу игру. Приглашаем к игровому полю Антона с папой.

        (они раскручивают стрелку, говорят слова, называют цвет сектора и

        кружка).

        В этом кружке закодирована игра «Найди по плану».Она развивает у

        будущих первоклассников ориентировку в большом пространстве и

        зрительное внимание.

        Слайд №3 (през-я №2).

 Тифлопедагог:                          Уважаемые игроки! Перед вами на экране представлен план группы.

        Как вы думаете, что это такое  на плане? (показывает лазерной указкой на

        двери и окна ) (это окна и двери) А это что? (показывает на плане столы)

        (это столы). Правильно. Сейчас мы будем искать по плану группы

        конверты, в которых что-то лежит. Возьмите планы и найдите на них

        спрятанный конверт – он обозначен красным прямоугольником.

        Найдите в группе этот конверт по плану  (родители вместе с детьми ищут

        конверты, находят и достают оттуда буквы).

Тифлопедагог:                            Давайте из этих букв попробуем сложить слово.

        (дети складывают слово МОЛОДЦЫ! а мамы им помогают).

          А сейчас, в завершении нашей игры мы покажем вам две коробочки.

        Вы можете выбрать одну из них, и узнать, что в ней лежит.

        (дети выбирают правую коробочку и находят в ней угощение).

        Спасибо всем за интересную, плодотворную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поле чудес"к конспекту игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе"

Эта презентация "Поле чудес"( две части) для конспекта игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе" посвящена вопросам подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспекты занятий кружка "Готовимся к школе"

Данный материал содержит конспекты занятий кружка для старшей и подготовительной группы по подготовке к обучению в школе....

Конспект родительского собрания "Готовимся к школе вместе".

Конспект родительского собрания направлен на вовлечение родителей в диалог по вопросу подготовки к школе , созданию обстановки общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки....

Конспект игровой деятельности "Скоро в школу"

Данная игровая ситуация ориентирвана на детей подготовительной к школе группе. В процессе игры педагог с ребятами изучает многие вещи: какими были первые школьные сумки? что такое "Расписание?&qu...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

Конспект родительского собрания "Готовимся к школе" старшая группа

Материал был разработан с целью повысить грамотность родителей области развиавающей педагогики...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...