Культура поведения за столом
методическая разработка по теме

Щукина Анна Николаевна

Консультация для воспитателей о правилах поведения за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsul._dlya_vospit._kult.poved_._za_stolom.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

«О  ПРАВИЛАХ  ХОРОШЕГО  ТОНА  ЗА  СТОЛОМ»

Посуда.

  1. Столовые глубокие тарелки.
  2. Закусочные (для  бутербродов).
  3. Мелкие столовые тарелки.
  4. Десертные тарелки для сладких блюд (фрукты, ягоды).
  5. Креманки (для компота, мороженого).

     Тарелки нужно ставить на стол напротив стульев. От края стола до тарелки – 1,5 – 2 см.

      На расстоянии 5-12 см слева от тарелки – пирожковая (хлебница). Справа от тарелки нож,  лезвием к тарелке, ложка ,  слева -  вилка.  Если ножа нет, то ложка и вилка находятся справа. Расстояние между тарелкой и прибором 0,5 см. , чашка от тарелки находиться на расстоянии 0,5 см. Чашка, ручкой в лево,    обязательно ставить на блюдце. На блюдце следует положить чайную ложку ручкой вправо, т.е. в противоположную сторону ручки чашки.

Столовые приборы.

     Нож. С помощью него едят мясные блюда, пироги (кроме сладких), блины, помогают им захватить гарнир. Длина ножа равна диаметру тарелки.  Длина вилки должна быть равна длине ножа. Ближе к тарелке кладут те столовые приборы, которые не используются в первую очередь.

      Нож следует класть лезвием к тарелке, ложка – носиком вверх, вилка – зубцами вверх.

      Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать. Вилка кладется с левой стороны  в том случае, когда используется, но в отсутствии необходимости пользования ножом вилка кладется справа. После еды столовые приборы необходимо положить на тарелку параллельно, ручками влево. Под специи ложечка кладется к бортику тарелки выпуклостью вверх.

Столовое бельё.

  1. Скатерть.
  2. Салфетки.

      На стол следует постилать только чистые, хорошо отглаженные скатерти, лучше белые,  для стола сервированного к чаю  - цветные. Концы скатерти свисают на 25-30см.  Салфетки столовые: размер 46 на 46см. Салфетки чайные: размер 35 на 35см.  Салфетки следует положить на тарелку или  за тарелку в виде лилии, кораблика, колпачка. Во время еды ее следует положить на колени, сложив вдвое. Ею можно вытирать  пальцы, приложить (а не вытирать) ко рту.  После еды ее скатывают в шарик и кладут под бортик тарелки или на тарелку с приборами.

    На стол ставиться икебана или цветы.

Необходимые требования к сервировке стола.

  1. Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие).
  2. Эстетичность.
  3. Тематическая направленность. (Новый год – снежинки….)

Задача сервирующих стол – создать хорошее настроение и усилить аппетит.

Последовательность сервировки.

  1. Скатерть
  2. Тарелки.
  3. Чашки, стеклянная посуда.
  4. Салфетки.
  5. Приборы со специями.
  6. Цветы, икебаны.

ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  ЗА СТОЛОМ.

      По правилам первыми за стол садятся девочки. Помочь сесть им помогают мальчики, они должны подойти слева, взять за спинку стул, развернуть его спинкой к себе и со словами «Пожалуйста» ил «Прошу садиться» предлагают сесть. Девочки должны подойти и ждать, когда ей пододвинут стул.

      Сидеть нужно прямо, занимать стул полностью, прикасаясь к спинке. Не следует наклоняться над тарелкой, расстояние от груди до стола – 4 пальца ладони.

      Ноги согнуты под прямым углом, руки слегка прижаты к туловищу.  Не следует подпирать подбородок, щеки, раскачиваться на стуле.

Как пользоваться столовыми приборами.

       Вилку надо держать зубцами вверх, при этом ручка упирается в ладонь.  Если подано пюре или каша, то вилку следует держать как ложку, помогая ножом.

       Вилку и ложку при временном прекращении еды необходимо положить на бортик тарелки, а после еды – на тарелку параллельно ручками влево: нож острием влево, вилку – выпуклостью вверх.

       По этикету не принято говорить при употреблении горячих блюд. Нельзя делать замечаний, упрекать, заставлять есть до конца, а следует предлагать не навязчиво.

       Хлеб следует отламывать пальцами левой руки.

       Яичницу нужно есть с помощью вилки и ножа, котлету, рыбу, а также запеканку, рулеты только вилкой, без ножа; дичь и птицу едят с помощью ножа, сначала надо срезать мясо, оставшееся – взять в руку. Не следует разрезать весь кусок сразу.

        Суп сначала следует попробовать, убедиться горячий или нет.  Набирать 1\3 ложки, не накланяться вперед,  ложкой справа налево коснуться края тарелки боковой частью направить в рот. Не следует стучать ложкой о тарелку,  чавкать.  При поедании супа   тарелку наклонять от себя.

       Чай надо помешивать бесшумно. Варенье в чай не принято класть. Нельзя запрокидывать голову, отставлять мизинец. Косточки от компота положить сначала в ложку, а затем на блюдце.

     

ПРИЯТНОГО  АППЕТИТА!!!

Анкета для воспитателей

  1. С чего следует начинать воспитание культуры поведения детей за столом?   _____________________________________________________


  1. Какие методы и приемы в усвоении и выполнении правил сервировки является самыми эффективными? ________________________________

 


  1. Отчего зависит желание детей следовать правилам хорошего тона за столом? Какая роль в этом отводиться воспитателю?  __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие,  по-вашему, должны быть созданы условия в группе для успешной работы с детьми в данном направлении?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что, по-вашему, является препятствием в выполнении детьми правил сервировки хорошего тона за столом?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши планы работы на ближайший период по достижению результатов в данном вопросе? _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая помощь необходима Вам? Что нужно приобрести для группы? В чем  трудности методического плана? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество.

       

       Консультация для воспитателей

                       

Старший воспитатель

Щукина А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ для детей 3-4 лет...

Консультация "Культура поведения за столом"

Консультация "Культура поведения за столом"...

Консультация "Культура поведения за столом"

Консультация "Культура поведения за столом"...

«Сервировка стола. Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов.

«Сервировка стола.Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Консультация для педагогов детского сада "Формирование у дошкольников культуры поведения за столом, культуры еды"

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения.При этом имеет значение формирование у детей культуры питания, которая о...

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом....