Доклады
материал на тему

Шалыгина Наталья Александровна

Доклады из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

«Воспитательное значение патриотизма»

Махачкала

Воспитательное значение патриотизма громадно:

это школа, в которой человек развивается

 к восприятию идеи о человечестве.

М. Салтыков – Щедрин.

Суть патриотизма - особое отношение к своей стране плюс этническая и национальная толерантность.

Вопросы создания национальной системы образования, воспитания патриотизма особую остроту приобретают в переломные моменты развития нашего государства.

Во многом актуальность проблемы обусловлена государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Так что же такое патриотическое воспитание? В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания,  чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».    

С. А. Козлова выделила основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам, чтобы они научились ценить, любить и беречь свою родину.

  1. Знания о себе, своей семье, роде, на основе которых у детей формируется чувство любви, привязанности к родным, чувство защищённости.
  2. Знания о природе (её разнообразии и красоте) должны вызывать у дошкольников чувство восхищения и желание её сохранить.
  3. Знания о людях, живущих в нашей стране (о роде их занятий, о людях, прославивших страну своими подвигами, изобретениями, творчеством). На основе этих знаний формируется гордость за родину, за своих соотечественников.
  4. Знания о людях разных национальностей, имеющие особую значимость для формирования толерантности.
  5. Знания об искусстве, народном творчестве, обычаях, о родном и государственном языках носят практический характер и вводят ребёнка в мир культуры своей страны.
  6. Знания о географии и символике страны, родного города расширяют кругозор дошкольника, способствуют формированию представлений о России, малой родине, своём микрорайоне и т.д.
  7. Знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живём.

Знания обогащают чувства ребёнка. Он начинает ценить то о чём больше узнаёт. Важно, чтобы ребёнок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрёл опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живёт. И на этой основе в последующем «вырастет» чувство любви к родине.

По мнению С. А. Козловой, базой формирования патриотизма должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной.

Мир семьи рассматривается как сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

И этот блок - блок «Я и моя семья» содержит вопросы соответствующего содержания:

  1. Ты доволен своей семьёй? Почему ты так считаешь?
  2. Что ты любишь делать дома?
  3. Как ты думаешь, зачем нужны родители?
  4.  Что ты делаешь вместе с родителями?
  5. Как вы отдыхаете в семье в выходные дни?
  6. Чем чаще всего заняты родители (папа/мама) дома?
  7. Чему могут радоваться твои родители (папа/мама)?
  8. Как ты думаешь, чего не хватает твоим родителям (папе/маме)?

9.        Когда ты вырастешь, то хотел бы, чтобы у тебя была семья, похожая на
твою?

Любой край, область, даже небольшая деревушка неповторимы. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о том, чем славен родной край.

Родной город... надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  1. Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  2. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
  3. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Блок «Я и моя страна» содержит вопросы соответствующего содержания:

  1. Как называется страна, в которой ты живёшь? Какие ещё страны ты знаешь?
  2. Как ты думаешь, Россия - большая страна?
  3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал?
  4. Если бы тебе предложили выбрать страну, в которой ты хотел бы жить, какую бы ты выбрал? (Перечислить несколько стран: США, Германия, Турция, Испания, Франция, Англия, Россия.) Почему?
  5. Люди каких национальностей живут в России? Назови их.
  6. Если среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой? Что ты можешь о них рассказать?
  7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности (расы)? Почему?
  8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?
  9. Ты любишь свою страну? Почему?

10.        Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять
желания только для своей страны или для своего города, какие бы три
желания ты загадал?

Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет предметно – развивающая среда, назначение которой – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

 Неоценимую помощь в нравственно – патриотическом воспитании может оказать музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребёнка. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Для этого в развивающей среде детского сада необходимо создать зоны, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления в музейной педагогике.

  1. Музей народного быта «Русская изба», «Дагестанская сакля», где могут быть представлены одежда, предметы быта. Дети узнают о народных промыслах,  знакомятся с  художественным и речевым творчеством народа.
  2. «Студия изо - искусства», где дети имеют возможность получить  изобразительные навыки и умение рисовать предметы  народного промысла, знакомить с  декоративно – прикладным искусством народов России, с творчеством художников.
  3. Экологическая зона- «Мы – друзья природы». Цель экологической зоны: формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ним. Занятия, проводимые в этой зоне. дают детям знания о природе, вызывают интерес к её явлениям, воспитывают понимание всего живого и желание сохранить его.
  4. «Уголок боевой славы». В нём представлены боевое обмундирование, головные уборы разных родов войск, вещи, принадлежащие участникам ВОВ: ордена, медали, письма солдат с фронта, альбомы, фотографии.

Быть патриотом – значит принимать близко к сердцу интересы своей страны, чувствовать себя ответственным за всё, что в ней происходит. Отношение к родной стране, её культуре, истории, языку, природе передаётся от родителей к детям. Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться  в сотрудничестве с родителями, с другими образовательными учреждениями и общественностью.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природу, мир животных дома (детского сада, родного края). Труд людей, традиции, общественные события и эпизоды, к которым привлекают детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен сам хорошо его знать, продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное, так как любой край, деревня, город славны своей историей, памятниками, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что  их город – частица Родины, что во всех местах, больших и маленьких,  есть много общего:

  1.  Люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины и др.);
  2. Соблюдаются традиции;
  3. Живут люди разных национальностей, вместе трудятся и помогают друг другу;
  4. Люди берегут и охраняют природу;
  5. Люди отмечают общие профессиональные и общественные  праздники;

При проведении занятий и игр необходимо способствовать проявлению разумной смелости, решительности, использовать игры военных сюжетов, занятия из  серии «Разведчики», которые вызывают желание подражать военным, быть выносливыми, смелыми.

Серьёзную помощь в патриотическом воспитании может оказать музыка. Особая тема бесед на музыкальных занятиях – тема Родины. Темы занятий повторяются возрастных группах. В зависимости от возраста детей содержание сообщаемых им знаний, задач воспитания конкретизируются в боле мелких темах.  Поскольку главная цель этих сообщений – формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, то следует продумать форму занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу.

Тематическое планирование помогает правильно дозировать познавательный материал. Рациональная дозировка материала во многом определяет качество его усвоения.

Таким образом, патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного воспитания, но и трудового, умственного, эстетического, физического воспитания.

Схема и последовательность работы по патриотическому воспитанию может быть представлена следующей схемой:

Семья

Детский сад

Родная улица,

район

Родной город

Страна, её столица,  символика

Права и обязанности (Конституция)



Предварительный просмотр:

Зам. зав. МДОУ № 65

Шалыгина Н. А.

Махачкала

 «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»

С.Т. Шацкий

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

В свете современных требований у ребёнка дошкольного возраста  должны быть развиты произвольное внимание, мыслительные и психические процессы, которые невозможны без овладения ребёнком основами элементарной математики  богатствами родного языка

«Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного”   Аристотель

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дети сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должны уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких элементарных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.  Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель – сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, – которая увлекает его.

Задачи, решаемые при использовании занимательного материала:

  1. Развития воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  2. Формирование символической функции сознания;
  3. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
  4. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
  6. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды.

Формы и методы представления занимательного материала:

1. Совместная игра воспитателя с ребенком;

2. Самостоятельная деятельность детей;

3. Математические праздники и развлечения;

4. Занятия (в соответствии с учебным расписанием);

5. Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

6. Чтение математических сказок

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала

(далее описание дид.игр.)

Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие его познавательных способностей, охране его психического и физического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения, то личностно-ориентированная модель взаимодействия  взрослого и ребёнка происходит из такой         трактовки: воспитывать: значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.

Но приобщение ребёнка к миру человеческих ценностей невозможно без овладения ребёнком всеми богатствами родного языка. Вопросами речевого развития детей занимались такие педагоги, как Ушинский, Тихеева, Усова, и др.

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. Он считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.

В современной практике детского сада широко используются дидактические игры по развитию речи. Они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Примерная классификация дидактических игр.

Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.

Игры – типа «угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

Игры – типа «чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.

Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.

Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

                       (далее описание дид.игр.)

Часто в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит о том, что кто-то очень способен к овладению родной речью, даже талантлив, а вот другие – ну совсем.. . .Нередко слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца. И тут же звучит объяснение: «Одному дано, а другому – нет». Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что  умственные  способности можно развивать независимо от их исходного уровня. Отмечено, развитие речи- основа умственного развития, развития творческих способностей.

Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся знания.

Проблемой развития речевых, творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители.

Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Практически все они представляют набор отдельных упражнений и заданий, не выстроенных в целостную систему, и, по существу, проводят тренинг, делая основной акцент на выполнение заданий типа: «Придумай, составь, найди различия и т.д.». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь творчество должно давать яркий, необычный и новый результат.

Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют. Прививая детям вкус к творчеству, они, однако, не дают осознанных инструментов для творчества.

В этом смысле РТВ (развитие творческого воображения) и ТРИЗ (теория изобретательских задач) даю уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. «Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ И ТРВ, утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?

Основанная на объективных законах развития окружающего мира, ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила, овладевает методами борьбы с психологической инерцией при решении творческих задач. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Они универсальны и могут применяться в детских садах, школах при преподавании традиционных дисциплин, а также в высших учебных заведениях. Дети старших возрастов, овладея инструментами ТРИЗ, делают настоящие изобретения в технике, пишут фантастические рассказы. Малышам сложнее: они еще не знают физики, химии, черчения, не владеют письменной речью. Зато играть, сочинять интересные загадки, сказки, истории, оригинальные и не похожие на сказки соседа по парте, малышам очень нравится. Игра – самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех занятиях и даже тем воспитателям, которые не прошли специальное обучение по ТРИЗ, но имеют желание и заинтересованнность в творчестве своих воспитанников.

СОДЕРЖАНИЕ ИГР

Цель: систематизация и выделение существенных свойств предметов, деление объектов на группы по заданному основанию. Формирование умения выбирать основание для классификации предметов с противоположными свойствами по заданным признакам.

Игра «Аукцион» или «Укрась слово».

Воспитатель показывает какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагает детям по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой?, что делает?. Если ребёнок  повторяет уже сказанное или затрудняется ответить, он садится. В конце игры остается один победитель.

Игра «Цепочка».

(Проводится в кругу). Воспитатель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ребёнок возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное).Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием ,и бросает мяч следующему ученику. И т.д.

Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.

Игра «Поезд».

Дети  называют любые слова. Воспитатель  выкладывает слова-картинки на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство.  

Пример: слова :  игра- лягушка – карандаш – и т.д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д.

Игра «Паутинка».

Цель: учиться находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления.

Ведущий называет два предмета (явления). Играющие по очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны.

Игра «Четвертый лишний».

На мольберте – рисунки с изображением предметов. Нужно исключить лишнее и доказать почему. (Например, изображены: яблоко, апельсин, банан, помидор. Классический вариант ответа: «Помидор – лишний. Это овощ , а все остальное фрукты).

Цель игры: продемонстрировать, что могут быть и другие варианты. Лишним может стать любой предмет в зависимости от того, по какому признаку (или основанию) проводится сравнение.

Можно очертить круг вокруг рисунков (слов). Тот, кто лишний, выходит из круга. Нужно объяснить, почему он становится «лишним».Возможные основания для сравнения: цвет, стоимость, вкус, где растёт, количество букв в обозначенном слове и др. Главное, чтобы не было пересечения признака ни с одним из тех, «кто в кругу».

Игра «Теремок»

На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для «приобретения билетов в сказочную страну» ( или на машину времени , или в страны Загадок,. Сказок).

В теремке живет ….Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.

Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.

Игра «Превращение»

Представить, что класс заколдовали и превратили например в (море, лес, город, стройка, театр и т.д.). Каждая группа получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.

Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных. …). Перечисляется , что в классе похоже на перечисленные объекты.

Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности.

Ведущий называет предмет или явление, а играющие приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:

в пространстве : глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь.

во времени : утро – восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т.д.

б) Ассоциации по подобию:

Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т.д.

Море – пустыня, остров, государство.

Подобного цвета – зола, кот, ночь, ручка, волос.

Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник

Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер.

в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты)

экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга.

 (Комар летел с фонариком, который был похож на собаку, шерсть у собаки – как солома. Из соломы можно сплести пальто и пришить воротник из лисицы. Эта лисица живёт во дворе, внутри которого играют на барабане).

Данные игры– лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, развития речи, научить детей приёмам прикладной диалектики.

Все эти игры можно  использовать  на уроках Фантазии. Кроме того, элементы этих приёмов можно использовать на прогулке, в свободное от занятий время.

Такой подход к воспитанию и обучению детей повышает интерес детей, их самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

На современном этапе работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы видим проблему, что особенности возраста не позволяют нашим воспитанникам самостоятельно находить ответы на математические вопросы. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но я полагаю, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключить воображение ребенка.

В существующих методиках по формированию математических представлений очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически.

Выход из создавшейся ситуации я вижу в активном применении на занятиях по математике и развитии речи технологий ТРИЗ, т.к. возможность создать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как воображение и мышление. А технология ТРИЗ занимается именно развитием творческого потенциала, что благотворно будет влиять на формирование элементарных математических представлений.

Я убедилась в эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по после эпизодического применения новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, я незаметно для него одновременно и развивала у него воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формировала математические способности и понятия.

Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.

Считаю, что наиболее продуктивными  являются такие приемы и методы:

1. Мозговой штурм.

Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.

Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.

2. Морфологический анализ.

Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.

3. “Синектика”.

Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту.

Символическая аналогия - использование символов, сравнений для характеристики объекта.

Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.

4. Системный оператор.

Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.

Методы и приемы ТРИЗ используемые на занятиях по математике увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.

Но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила:

  1. Изучить методы и приемы ТРИЗ
  2. Тщательно продумать, как организовать обучение детей
  3. Для обучения ребенка создать комфортную обстановку
  4. Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей
  5. Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей
  6. Использовать нетрадиционный материал
  7. Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.

Кроме того, методы ТРИЗ учат детей:

  1. Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка;
  2. Формулировать свой ответ;
  3. Оперировать математической терминологией;
  4. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтороль;
  5. Справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей;.

Литература

  1. Дидактические игры в детском саду,                       А.И.Сорокина
  2. Чего на свете не бывает        ,                                        О.М.Дьяченко, Е.А.Агаева
  3. Ступеньки творчества или развивающие игры         Б.П.Никитин
  4. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова
  5. Давайте поиграем                                         А.А.Столяр
  6. Математика для дошкольников                             Т.И.Еофеев
  7. Развитие логического мышления детей                Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов
  8. Математика  от трех до семи                         (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов)
  9. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.
  10. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с.
  11. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. – СПб: “Детство-Пресс”,2000.
  12. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: “Детство-Пресс”,2001.

Приложение 2.

Рекомендации к организации уголка занимательной математики

Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия – “Уголок занимательной математики”.

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Задачи “Уголка занимательной математики”:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: “Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

6. Обеспечение единства воспитательно–образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропаганда среди родителей

занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.

При формировании у детей математических представлений через занимательный материал можно выделить несколько этапов, каждый из которых можно условно отнести к определенному возрасту детей.

Этапы формирования математических представлений:

1.Младший дошкольный возраст:

  1. знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;
  2. обучение способов обследования предметов (наложение, приложение), подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);
  3. способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;
  4. учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый;
  5. приобщение к математической сказке.

2.Средний дошкольный возраст: этап связан с приобретением детьми умений и знаний по:

  1. различению геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);
  2. классификации фигур;
  3. выделению пространственных отношений вверх-вниз, направо-налево, назад-вперед; осуществлению опредмечивания созданного объекта по словесной схеме (отгадывание загадок);
  4. расположению предметов в убывающем порядке (5-6 размеров предмета);
  5. выкладыванию картинки из 4-6 частей.
  6. формированию произвольного внимания, активного включения в сюжет математической сказки.

3.Старший дошкольный возраст:

  1. на данном этапе происходит углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур;
  2. развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи;
  3. свободно общаться со взрослым по поводу игр и заданий;
  4. овладение играми на передвижение, шашечного хода;
  5. отгадывание задач-шуток, головоломок, математических загадок;
  6. развитие любознательности, находчивости, смекалки при активном участии в математической сказке.

Приложение 3

Дидактические игры по развитию речи.

 

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

 

«Режим дня»

8-10 сюжетных  или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кому угощение?» ( употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

 

«Повторяй за мной»

Где то собаки рычали,

РРРРРР.

В стойле коровы мычали.

МУМУМУМУМУ,

В комнате мухи жужжали

ЖЖЖЖЖЖ.

Мимо машины бежали

ТРРРРРРРР.

Гудели от ветра все провода,

ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Капала в кухне из крана вода

ДИНЬ.

Перекликались в ночи поезда

УУУУУУУУУУУУ.

Листья на ветру шумели

ТСССССССС.

Змеи в лесу шипели

ШШШШШШШШШШШ.

А комары всё пели

ЗЗЗЗЗЗЗ.

Непоседа мячик днём и ночью

Успокоится не хочет

ПАМ ПАМ ПАМ

Куклы кашляют в постели,

Днём мороженное ели

КХ КХ.

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что  (кто) может скакать? И т. д.

 

«Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1.   Внешний вид;

2.   Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 

«Живые звуки»

«Рано утром на лугу заиграла дудочка,

Ду ду ду.

Услышали дудочку коровы рогатые,

Му му му.

Услышали коровок козочки беленькие,

Ме ме ме.

Услышали козочек овечки белые,

Бе бе бе.

Услышали овечек уточки серые.

Кря кря кря.

Услышали уточек лягушки болотные,

Ква ква ква.

Услышала лягушек лошадка весёлая.

Игого игого.

Услышали весь этот хор пчёлки медовые.

Жу жу жу.

Услышала пчёлок туча небесная,

Кап кап кап.

На этом концерт и закончился.

Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

 

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

 

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

  

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 

«Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.



Предварительный просмотр:

                                               

                 

                       

                       

«Организация  педагогического  процесса,

направленного   на  развитие   гражданственности,

путём   приобщения   дошкольников   к    истории,

культуре  и  традициям  родного города»

                                          зам. зав. МДОУ № 65

                                                                                     Шалыгина Н. А.

                        На берегу седого Каспия у  подножья горы  

                        Тарки-Тау стоит наш город Махачкала.

                        В октябре  2007 года  он отметил своё

                        150-ти  летие.

                         Педагогический коллектив    

                        МДОУ № 65 со своими воспитанниками        

                        проводит активную  работу по изучению истории                                

                        родного города.  Идея воспитания

                        гражданственности и патриотизма,  

                        приобретая всё большее общественное

                        значение, становится задачей

                        государственной важности. Современные  

                        исследователи в качестве

                        основополагающего фактора интеграции

                        социальных и педагогических усилий

                        по  патриотическому и гражданскому

                        воспитанию дошкольников рассматривают

                        национально – региональный компонент.

                        При этом акцент делается на воспитание

                        любви к родному городу, к природе и

                        культуре малой Родины.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Любовь к Родине – чувство, которое мало поддаётся изменению. Это чувство закаляется, развивается постепенно. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим,  природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае – Дагестана.

В течение последних лет коллектив нашего учреждения работает над такими задачами, как:

  1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
  2. Расширение представлений о своём родном городе, родном крае, стране, столицах Дагестана и России,
  3. Знакомство с символикой Дагестана и России (герб, флаг, гимн)
  4. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     

 Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут.

       Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Начиная со 2 мл. гр. мы планируем и проводим  тематические занятия «Моя семья», «Что я знаю о себе», «Мой детский сад», «Наши улицы», «Путешествия по Махачкале», «Мой край», «Моя столица» и др.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о родном городе, о своём крае, причём темы повторяются в каждой группе, изменяется только объём и содержание познавательного материала.  Детям в силу их возрастных психологических особенностей хочется полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке, аппликации. Так, у нас возникли коллективные работы «Герб Махачкалы», «Флаги Дагестана и России»; дети с большим удовольствием разучивают стихотворения о Родине, о Кавказе, о символике.

 При планировании и проведении работы  по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников на краеведческой основе     учитываем следующее:

  1. Ознакомление дошкольников с родным городом Махачкалой должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, основанный на базовой программе.
  2. Введение краеведческого материала должно проходить по принципу «от более близкого ребёнку к менее близкому -  культурно – историческим фактам»
  3. Развитие музейной педагогики (связь с культурным наследием прошлого и настоящего)
  4. Планирование творческих игр («Мой город», «Рыбаки Каспия», «Чабан  Рабадан» и др.),   составление  рассказов, изготовление поделок, аппликация, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству  города, охрана  природы.
  5. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, Навруз Байрам, Ураза Байрам, Новый год и другие праздники), познакомиться с жителями Махачкалы – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т. п.
  6. Создание такой развивающей  среды в группе, которая способствует развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского и дагестанского быта, предметы декоративно – прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), которая позволила бы «удовлетворять потребность ребёнка в познании окружающего мира».

Стимул развития  детский любознательности дают экскурсии по городу. Дети побывали в краеведческом музее, на площади им. В. И. Ленина, посетили памятные места нашего города.

         При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом  мы учитываем  следующие принципы:

  1. Принцип историзма.

 Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни)

  1. Принцип гуманизации.

 Мы встаём на позицию ребёнка, учитываем его точку зрения, не игнорируем  его чувства и эмоции, видим в ребёнке полноправного партнёра, а так же ориентируемся  на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, родному краю, Отчизне.

  1. Принцип дифференциации.

Это создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста ребёнка, его пола, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеем, школой и школьным музеем.

Хочется отметить, что  проводимая работа становится более продуктивной только при активном взаимодействии детского сада и семьи. Так, занятия, праздники, экскурсии, викторины с участием родителей создают у детей мощную мотивацию к познанию,  являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо; эмоциональный настрой, который всегда присутствует в такого рода мероприятиях, способствует стимулированию познавательной деятельности детей, вызывает огромное желание узнать как можно больше.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом  мы   помним следующее:

  1. Сопровождаем рассказ наглядным материалом: фотографии, репродукции, схемы, рисунки.
  2. Обращаемся  к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно.
  3. Не называем  дат,  так как они затрудняют восприятие материала. Используем  такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы», или «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете».
  4. Используем  знакомую детям лексику, объясняем значение незнакомых слов  

Занятия по ознакомлению дошкольников с родным городом   проводим 1-2 раза в месяц. Это означает - любое познание города ребёнком за счёт рассмотрения дома, улицы, района обогащает знания детей, пополняя их жизненный опыт.

         Так, с малышами дом можно рассматривать как место жизни и труда взрослых, а со старшими детьми – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический опыт, памятник архитектуры.

         Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственного воспитания дошкольников:

  1. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  2. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Дагестана.
  3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастность к этому.
  4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе)
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении, отражать это в своей деятельности.

         Современное ДОУ является  социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности. И нам, дошкольникам, важно, чтобы для каждого нашего воспитанника  детство было ярким началом их жизненного пути.

 



Предварительный просмотр:

Зам. зав. МДОУ № 65

Шалыгина Н. А.

Махачкала-2009 г

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Как  же развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные проявления от возраста? Как происходит понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, в чем они проявляются?

Эмоция - есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию

Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Эта потребность может удовлетворяться не только положительными, но и отрицательными эмоциями. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться все время, пока опасность не устранена.

Жизнь современного человека немыслима без отрицательных эмоций, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

Чем младше дошкольник, тем в больше степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания.

Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей».

С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

- к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

- к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделённым;

- к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

2. При специально организованной деятельности  (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы  дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут положительными, отрицательными, ориентировочными.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...