Перспективное планирование по социально-личностному развитию
материал по теме

В материале представлено перспективное планирование на год  (по месяцам) по социально-личностному развитию детей для всех возрастных групп.  Планирование составлено  по разделам: "Ребёнок и взрослый", "Ребёнок и сверстники", "Отношение ребёнка к самому себе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по социально – личностному развитию детей  1 младшая группа.

месяц

1. Ребёнок и взрослые

2. Ребёнок и сверстники

3. Отношение ребёнка к самому себе

сентябрь

Учить детей проявлять интерес к взрослым и их действиям. Различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям.

  1. Беседа «Что надо делать осенью и весной  на улице, огороде?»
  2. Игра «Угостим гостей овощами

и фруктами»

Беседа «Посадим деревья на даче»

Учить различать, узнавать и называть детей на картинках.

  1. Беседа «Что делают дети на улице на прогулке»
  2. Дидактическая игра «Назови имя друга»
  3. Чтение З. Александрова «Прятки»

       

Учить ребёнка знать своё имя.

  1. Игра с мячиком «Как тебя зовут?»

октябрь

Учить детей вместе с воспитателем рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеётся, плачет), различать по выражению контрастные эмоциональные состояния.

  1. Игровая ситуация «Мишутка потерял сапожки»
  2. Беседа «чего испугался мальчик?»
  3. Рассматривание картинок из серии «Наша Таня», беседа по ним.
  4. Д\и «Спрячь зайку»
  5. Чтение р.н.с. «Козлятки и волк»
  6. Русская народная песенка «Уж как я ль свою коровушку люблю»
  7. А.Барто «Девочка-рёвушка» (стих)

Учить различать и называть части лица.

  1. Чтение потешки: «Водичка, водичка»

Развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного.

  1. Творческая игра «Угадай, кто это?»
  2. Д/и «Большая и маленькая неваляшки» (игры с матрёшками»
  3. Стихотворение В.Берестова «Больная кукла»

Учить детей узнавать дом, в котором они живут.

  1. Игровая ситуация: «Какой дом на картинке похож на тот, где ты живёшь?»

ноябрь

Развитие потребности в общении со взрослыми, доброжелательности к ним, учить узнавать на картинках семью, называть членов семьи.

  1. Игра «Назовём картинки в любимой книжке»
  2. Беседа «Моя семья»

Воспитание положительных действий и поступков детей по отношению друг к другу.

  1. Игровая ситуация: «Расставим мебель в кукольной комнате»
  2. Чтение: «Помогите»
  3. Рассматривание картинок с трудовыми действиями детей.
  4. Игровая ситуация: «Оденем куклу на прогулку»
  5. «Найди кроватку для игрушки»
  6. Чтение «Друзья» (глава из книги Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»)
  7. Игра «Научим куклу раздеваться после прогулки»

Учить детей знать свои игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.

  1. Чтение: А. Барто «Зайка»
  2. Игровая ситуация: «Попроси игрушку рассказать о себе»
  3. Игровая ситуация «Зима. Оденем куклу на прогулку»
  4. Чтение и заучивание стихов А. Барто «Лошадка», «Слон», В.Берестова «Котёнок», З.Александрова «Мой Мишка»

декабрь

Учить детей показывать, называть основные части тела, лица человека, его действия.

  1. Беседа «Мои умные помощники»
  2. Чтение: Е. Пермяк «Про нос и язык»
  3. Лепка «Как будем лепить куклу»

Учить ребят показывать и называть детей и их действия.

  1. Рассматривание книг и иллюстраций («Ладушки», «Айболит», «Мыши водят хоровод»)
  2. Подвижные игры «Каравай», «Кто у нас хороший?»

Учить детей знать членов своей семьи.

  1. Игра с мячиком «Как зовут меня, моих папу, маму, бабушку, дедушку?»

январь

Учить детей повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное состояние (дядя смеётся, мама огорчена, кукла радуется)

  1. Дидактическая игра «Запомни моё лицо»
  2. Игровая ситуация: «Успокоим куклу. Узнаем, почему она плачет. Поможем ей»

Учить проявлять интерес к выражению лиц детей. Вместе с воспитателем рассматривать ярко выраженные эмоциональные состояния детей.

  1. Игровая ситуация: «Кукла Катя хочет кушать. Чем её покормить?»
  2. Беседа: «Какие подарки принёс Дед Мороз?»

Узнавать себя в зеркале, на фото.

  1. Игра «Расскажи по фотографии»
  2. Игра с зеркалом «Кто это?»

февраль

Показывать и называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей о детях.

  1. Занятие-этюд «Любящие родители» Игровая ситуация «Как Машеньку одеть в гости (на праздник, на прогулку)»

Учить детей обращать внимание на хорошие действия и поступки друзей в группе.

  1. Игровая ситуация «Расставим мебель в кукольной комнате»
  2. Подвижная игра «Забрось мячик в корзину»
  3. Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (отрывок)

Учить отвечать на вопросы о членах семьи.

  1. Игровая ситуация «Что делает мама? Где папа? Расскажи о своём брате, сестре»

март

Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают).

  1. Игровая ситуация «Сошьём кукле новое платье»
  2. Игровая ситуация «Машенька хочет купаться»
  3. Чтение: «кто скорее допьёт»

Учить детей узнавать своих сверстников и называть их по именам.

  1. Беседа «Узнай себя, своих друзей на фото»
  2. Словесная игра «Скажи ласково»
  3. Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Учить проявлять настойчивость в освоении трудного действия.

  1. Игровая ситуация «Оденься сам», «Застегни рубашку»
  2. Игра «Собери пирамидку, башенку»

апрель

Учить различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчёркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.

  1. Беседа «Как мама и папа встречали гостей»
  2. Игровая ситуация «Помоги взрослому разбудить куклу»
  3. Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»

Развивать у детей умение откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться совместным танцам, музыке. Учить детей рассматривать картинки, называть ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника (смеётся, радуется, плачет).

  1. Игровая ситуация «Догадайся, почему плачет мальчик?»
  2. Дидактическая музыкальная игра « Угадай, на чём играю»
  3. Хороводная игра «С платочками»
  4. По примеру воспитателя проявлять сочувствие к сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить сладости).

Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить самостоятельно положительное действие.

  1. Игра «Успокой куклу», «Помоги взрослому»
  2. Чтение потешек «Лаская ребёнка», «При плаче ребёнка»

май

Формировать потребность задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях.

  1. Чтение: А. Костецкий «Бабуся»
  2. Беседа «Что мама и папа делают весной?»
  3. Игра «Ласковые слова»

  1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Учить ребят проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к игрушкам, животным (не обижать кукол, не пугать животных).

  1. Игровая ситуация «Кукла устала, готовим на неё постель»
  2. Игровая ситуация «Выбираем игрушки для прогулки»

Учить детей говорить о себе с положительным чувством: «Я – хороший», «Толя – хороший».

  1. Чтение: «Хозяюшка», «Кораблик»
  2. Чтение «Помощница»
  3. Р.н.песенка «Наша Маша маленька»

Перспективный план работы по социально – личностному развитию детей 2 младшая группа № 1

месяц

1. Ребёнок и взрослые

2. Ребёнок и сверстники

3. Отношение ребёнка к самому себе

сентябрь

Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.

  1. Беседа: «Какие взрослые люди тебя окружают в жизни?»

Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, причёска, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга.

  1. Рассматривание иллюстраций «Дети идут в школу»
  2. Чтение И.Муравейка «Я сама»

Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.

  1. Игра-драматизация «Наша Маша маленька»  
  2. Игра «Весёлые колокольчики»
  3. Д/и «Покажи и назови»

октябрь

Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональные состояния людей (радость, веселье, гнев).

  1. Дидактическая игра «Живые картинки»
  2. Рассматривание книжки «Солнечные зайчики» (развитие эмоций)

Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет).

  1. Дид/упражнение «Делай, как я»
  2. Игра в кругу «Зеркало» (развитие эмоций)

Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу, своих воспитателей и няню.

  1. Дидактическая игра «Ответь на вопросы»
  2. Д/игра «Взрослые и дети»

Воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.

  1. Упражнение «Запомни движение»
  2. Д/игра «Мой дом»

ноябрь

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке.

  1. Беседа о маме.
  2. Рассматривание альбома «Мама, мамочка, мамуля…»
  3. Беседа «Какая твоя мама»

Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию.

  1. Игровая ситуация «Дети играют»
  2. Д/упражнение «Собери хоровод друзей»

Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом.

  1. Д/игра «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол»
  2. Д/и «Угостим куклу чаем»

декабрь

Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя).

  1. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность.

  1. Дид/игра «Мальчик или девочка?»
  2. Игры-эстафеты «Самый быстрый и ловкий»

Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей.

  1. Рассматривание своей одежды

Учить детей быть внимательными.

  1. Игра «Летает – не летает»
  2. Игра «Кто лучше слышит»
  3. Игра «Съедобное – несъедобное»

январь

Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами.

Игра-беседа «Поможем кукле»

Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Занятие «Кукла Таня собирается в гости»
  2. Дид/упр-е «Мишка и ёжик в гостях у зайца»»

Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.

  1. Дидактическая игра «Мой день»
  2. Рассматривание фотоальбома «Моя семья»

февраль

Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
  2. Дидактическая игра «Домашние хлопоты»
  3. Беседа «Моя семья и другие люди»

Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.

  1. Упражнение «Знакомство»
  2. Дидактическая игра «Воспитанные девочки и мальчики»
  3. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (поступки)

Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств.

  1. Рассматривание книги «Тело человека» (энциклопедия для детей)
  2. Беседа «Что для чего»

март

Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать её хорошими поступками.

  1. Утренник «8 марта»
  2. Беседа «Как мы поздравим маму»
  3. Беседа «Праздник 8  марта»
  4. Чтение Г. Виеру «Мамин день»
  5. Рассматривание альбома «Мама, мама, мамочка»
  6. НОД «Мамы всякие нужны» (окружающий мир)

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях.

  1. Подвижная игра «Танцоры и музыканты»
  2. Прослушивание грамзаписи «Если добрый ты…»
  3. Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь – скучно…»

Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми.

  1. Рассказывание «Что я умею делать»
  2. Слушание песенки «К нам гости пришли»

Формировать понятия о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других.

  1. Чтение С. Михалкова «Песенка друзей»

апрель

Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей.

  1. Игровая ситуация «Мама сердится»

Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону.

  1. Игровая ситуация «Как мы разговариваем друг  с другом»

Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то надо подойти и успокоить его.

  1. Беседа «За что меня можно похвалить»
  2. Дидактическая игра «Учимся помогать товарищу»
  3. Беседа «Хорошо и плохо»
  4. Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»  (отрывок)

Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания.

  1. Дидактическая игра «Где мы бывали и что мы видали»

Учить детей игровым приёмам произвольного расслабления.

  1. Упражнение «На берегу»

май

Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими.

  1. Игра-упражнение «Пожалуйста»
  2. Дидактическая игра «Собираем цветы»

Учить детей понимать отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые взрослыми (нельзя обижать, причинять боль другим).

  1. Беседа: «Какие бывают привычки»
  2. Этюд «Котята»

Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.

  1. Игра «Я люблю свою лошадку»

Перспективный план работы по социально – личностному развитию детей, средняя группа

месяц

1. Ребёнок и взрослые

2. Ребёнок и сверстники

3. Отношение ребёнка к самому себе

сентябрь

Углублять представления о людях: понимать различия взрослых по полу и возрасту; учить сравнивать разные ярко выраженные состояния людей, изображённых на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.

  1. Дидактическая игра «Отбери картинки»
  2. С/р игра «Детский сад»
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Семья»
  4. Беседа «Мой дом»
  5. С/р игра «Магазин»

Дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках. Учить детей различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния детей. Учить элементарным правилам культурного поведения в среде детей.

  1. Дидактическая игра «Мы – разные»
  2. Игра-беседа «Кто мы?»
  3. Ситуация «Помоги другу»
  4. Ситуация «Как развеселить друга»
  5. Чтение И. Сигерд «Палле – один на свете»

Учить детей знать своё имя, фамилию, возраст.

  1. Игра с мячом «Ответь на вопрос»

Познакомить с основными правилами этикета, учить культурно вести себя за столом.

  1. Занятие «Мы дежурим по столовой»
  2. Д/и « Угадай по описанию»

октябрь

Продолжать учить детей различать людей разного возраста и пола, учить выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.

  1. Дидактическая игра «Опиши картинку»
  2. Чтение С. Баруздин «Кто построил этот дом»

Формировать представления о правилах поведения в общественных местах.

  1. Рассказ-беседа: «Мы у врача»
  2. С/р игра «В магазине

самообслуживания»

Углублять представления о детях грудного, дошкольного и школьного возраста. Различать и сравнивать одежду совсем маленьких и старших детей.

  1. Дидактическая игра «Угадай, кто это?»
  2. Дидактическая игра «Кто что носит»
  3. Дидактическая игра «Угадай, кто позвал»
  4. Наблюдение на прогулке за одеждой людей»

Учить детей знать свою улицу, двор, дом, квартиру.

  1. Беседа-рассказ: «Где ты живёшь?»
  2. Игра с мячом «Назови свою улицу (дом и т.д.)
  3. С/р игра «Автобус»
  4. Дидактическая игра «Назови и опиши»
  5. Дидактическая игра «Кто где живёт»

ноябрь

Учить детей знать членов семьи и ближайших родственников, воспитывать в детях любовь, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Учить понимать, что к взрослым надо обращаться по имени и отчеству, на «Вы».

  1. Рассматривание фотографий, составление рассказов о семье» «Семейная фотография»  
  2. Составление рассказа  «Хочу быть таким, как папа»
  3. С/р игра «Семья»
  4. Беседа «Сердце матери лучше солнышка греет»

Формировать у детей представление о дружбе мальчиков и девочек. Воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам; учить девочек благодарить мальчиков за их помощь.

  1. Подвижная игра «Лужа»
  2. П/и «Ручеёк»

Учить детей осознавать некоторые свои умения (умею рисовать), знания (знаю сказку) и то, чему научился (строить дом). Развивать способность оценивать свои желания.

  1. Рассказы детей: «Что я умею?»
  2. Беседа «Моя мечта»
  3. Беседа: «Когда я вырасту»

декабрь

Учить детей сравнивать людей разного возраста и пола, выделяя при этом некоторые их особенности. Воспитывать чувство семейной сплочённости.

  1. Игровая ситуация «У нас в гостях бабушка»
  2. Рассказ-беседа «Папа и дедушка»

Учить детей знать имена мальчиков и девочек, а также уменьшительно-ласкательные имена и формы обращения к маленьким детям.

  1. Игра с мячом «Передай мяч»
  2. Дидактическая игра «Назови ласково»
  3. Д/ игра «Общий круг»

Познакомить детей с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.

  1. Беседа: «Мы пришли в гости»
  2. Игровая ситуация «День рождения куклы»
  3. Дидактическая игра «Оденем куклу на праздник»

Дать детям представления о некоторых особенностях своего организма, о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть, нос – дышать).

  1. Дидактическая игра «Посылка от обезьянки»

январь

Учить детей узнавать взрослых людей в разных изображениях (на фото, картине, в скульптуре), учить рассматривать композиции, отражающие сюжеты общения, совместных дел, любви и нежности детей и взрослых.

  1. Рассматривание семейных фотоальбомов.
  2. Составление рассказа по картине «Семья»

Формировать у детей понятия о дружбе. Учить представлять, чем можно помочь, чем порадовать другого в случае огорчения. Формировать положительные чувства через улыбку.

  1. Беседа «Что такое дружба»
  2. Дидактическая игра «Как пожалеть товарища»
  3. Д/игра «Не забывай о товарищах»
  4. Беседа «Как играть, не ссориться»
  5. Дидактическая игра «Мишка обидел куклу»
  6. Игровая ситуация «Поделись игрушкой с товарищем»
  7.  С. Прокофьев «Сказка про Ойку-плаксу»

Дать детям представления о своей внешности, возрасте, о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки и чувства.

  1. Упражнение «Обезьянка»
  2. Игровая ситуация «Почему так?»

февраль

Учить детей видеть проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Учить детей из набора фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей, составлять семью, отражая при этом разные сюжеты из жизни семьи.

  1. Д/игра «Настроение»
  2. Д/игра «Моя семья» (с использованием плоскостных фигурок).

Учить дружескому общению детей разного возраста, мальчиков и девочек. Учить детей быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; знать, что в детском саду все игрушки общие, у всех равные права на них. Учить беречь игрушки, тогда они дольше служат детям.

  1. П/игра «Найди свою пару»
  2. Игра «Устроим кукле комнату»
  3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Учить детей осознавать некоторые свои состояния, желания (скучно, радостно). Учить детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде, жестами.

  1. Д/игра «Жизнь в лесу»
  2. Д/игра «Муравьи»

март

Учить детей узнавать и называть людей отдельных профессий. Учить отвечать на вопросы о своей семье, о братьях и сёстрах. Воспитывать чувство любви к маме, желание помогать ей в её работе по дому.

  1. Беседа «Кто дома ухаживает за детьми»
  2. П/игра «Курица и цыплята»
  3. Заучивание стихов о маме.
  4. Утренник к 8 марта.
  5. Дидактическая игра «На кого ты похож?»
  6. Дидактическая игра « У кого кто?»
  7. С/р игра «Семья»

Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг к другу (в жизни, на картинках, в литературе), выражать к ним своё положительное отношение. Выделять плохие поступки.

  1. П/игра «Зайка»
  2. Игровая ситуация  «Уроки вежливости»
  3. Беседа «Добрые поступки»

Развивать у детей зрительную и эмоциональную память.

  1. Д/игра «Запомни и назови»
  2. Д/и «Чего не стало?»
  3. Д/и «Передай движение»

Учить детей выразительным движениям и жестам.

  1. Игровая ситуация «Мишка и зайка»
  2. Игра-имитация «Мы – обезьянки»

       

апрель

Учить детей объяснять факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным. Учить детей проявлять интерес к действиям и словам воспитателя.

  1. Рассказывание «Моё любимое домашнее животное»
  2. Беседа «Такие разные животные»

Учить детей видеть негативные действия детей, рассуждать о них вместе с воспитателем, высказывать своё отношение. Учить понимать, что детям бывает грустно, одиноко, если сверстники не приглашают их в игру.

  1. Ситуация: «Как бы ты поступил?»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.

  1. Рассказы детей: «Каким я был, какой я сейчас, каким я буду»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»

май

Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к старшим.

  1. Рассказывание из личного опыта «Как я помогаю маме»
  2. Игровая ситуация «Бабушка заболела»

Продолжать учить детей быть внимательными к своим товарищам по группе. Учить понимать, что если дети будут внимательны к своим товарищам, то и они станут внимательны к ним.

  1. Упражнение «Будь внимателен к друзьям»
  2. Развлечение «День рождения»
  3. Изготовление подарков именинникам.

Учить детей с помощью взрослого устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием.

  1. Игровая ситуация «Почему Колобок ушёл от дедушки с бабушкой?»
  2. Беседа «Почему поссорились лиса и волк?»

Перспективный план работы по социально - личностному развитию детей, старшая группа.

месяц

1. Ребёнок и взрослые.

2. Ребёнок и сверстники.

3. Отношение ребёнка к самому себе.

сентябрь

Учить детей иметь представление о развитии человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Учить детей понимать, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.

  1. Д/и «Доскажи словечко
  2. Д/и «Угадай настроение»

Закрепить представления детей о детях разного возраста и пола. Формировать понятие о том, что все дети отличаются друг от друга.

  1. Чтение Н.Носова «Незнайка и друзья»
  2. Беседа «Мой любимый детский сад»
  3. Д/и «Здравствуй - прощайся»

Учить детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, адрес, членов семьи, место работы родителей.

  1. Беседа: «Расскажи о себе»
  2. Беседа: «Где ты живёшь?»
  3. Занятие «Моя семья»
  4. Д/и «Телефонный разговор»

октябрь

Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.

  1. Рассматривание фотоальбомов.
  2. Беседы о профессиях родителей
  3. Беседа «Мы варили борщ»

 

Иметь представление о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательными, чуткими, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно. Уметь научить другого тому, что умеешь сам. Играть дружно, быть справедливым.

  1. Беседа «Как нужно вести себя в заведениях культуры»
  2. Игровая ситуация «Поделись игрушкой с другом»
  3. Ситуативная беседа «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе»

Учить детей заботиться о глазах и ушах. Дать сведения о их назначении и условиях их нормального функционирования.

  1. Ситуативный разговор «Какие звуки вы услышали?»
  2. Беседа «Чистота и здоровье»
  3. Беседа «Витаминка»

ноябрь

Учить детей выделять возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска). Учить детей понимать, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Воспитывать умение общаться со взрослыми.

  1. Составление описательных рассказов по картинкам.
  2. Беседа: «Как мы играем в детском саду»
  3. Беседа: «Будь внимательным к старшим

Учить детей понимать, что самые младшие дети (братья и сёстры) нуждаются в заботе и внимании старших детей.

  1. Беседа: «У меня есть старший брат»
  2. Изготовление подарков малышам.
  3. Беседа «С кем я живу»
  4. Беседа «Моя бабушка»

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Знать особенности своего организма и здоровья.

  1. Беседа: «Мой день дома»
  2. Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «Сильный ветер», «Гномики на озере», «Гномики резвятся»

декабрь

Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к членам семьи, дать представления о том, как проявляется забота взрослых к самим детям. Учить проявлять заботливое, вежливое отношение к старшим.

  1. Ситуация «Мама заболела»
  2. Беседа: «Откуда я знаю, что меня любят»
  3. Ситуация «Сестрёнка плачет»
  4. Беседа «Мои увлечения и увлечения родителей»
  5. Беседа «Традиции нашей семьи»
  6. Изготовление праздничных открыток»

Учить детей культуре общения мальчиков и девочек. Учить понимать, почему нужно выполнять правила, объяснять детям их гуманистический смысл.

  1. Беседа: «Наши отношения»
  2. Упражнение «Приглашение на танец»
  3. Беседа «Как вести себя дома, чтобы всем было приятно и хорошо»
  4. Д/игра «Кто что делает»

Развивать у детей знания о себе, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

  1. Беседы: «Мой возраст», «Что я знаю о себе? Какой я?»
  2. Творческая игра «Угадай, кто это?»
  3. Упражнение «Кто я?»
  4. Упражнение «Зеркало»

январь

Дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким.

  1. Беседа: «Профессии моих родственников»
  2. Игра-рисование «Маленький парикмахер»
  3. Беседа: «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время»
  4. Д/и «Кто больше назовёт действий»
  5. Д/и «Ателье»

Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.

  1. Беседа: «с кем бы я хотел дружить?» Сюжетно-ролевая игра «Семья»
  2. Изготовление орденов «За благородный поступок»
  3. Беседа «Как надо играть с товарищем»
  4. Беседа «Кого мы называем скромным»
  5. Беседа «Послушай, что о тебе скажут друзья»

Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание избавиться от них.

  1. Игра-драматизация «Девочка чумазая»
  2. Беседа «Чистота и здоровье»
  3. Психогимнастика «Угадай, какое у меня настроение»
  4. Чтение А. Барто «Девочка-чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр»

февраль

Учить детей понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

  1. Д/и «Как Буратино стал вежливым»
  2. Занятие «Изучим правила вежливости»
  3. Игра-драматизация «Добрый день»
  4. Изготовление подарков папам, дедушкам.

Учить детей знать конкретные способы и приёмы распределения ролей, игровых материалов. Учить понимать детей, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей.

  1. Игра-соревнование «Рыцарский турнир»
  2. Игра-соревнование «Петушки»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Салон красоты», «Военные ученья»

Учить детей проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему.

  1. Сочинение «Кем я буду, когда вырасту»
  2. Этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот какой малыш»
  3. Этюд «Зайчики»
  4. Чтение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
  5. Беседа-сочинение «Если был бы я…»

март

Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Учить детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых.

  1. Занятие «Чем можно порадовать маму»
  2. Д/и «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»
  3. Обсуждение стихотворения «Если был бы я девчонкой»
  4. Беседа «Как мы поздравляем маму в детском саду»
  5. Изготовление праздничных досочек для мамы в подарок
  6. Беседа «Как я помогаю дома»
  7. Беседа «Почему нужно помогать»
  8. Рассматривание альбома «Наши мамы»

Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

  1. Игра-драматизация рассказа «Три товарища»
  2. П/и «Вспомни имена своих друзей» Занятие «Наша группа»
  3. Этюд «Странная девочка»
  4. Беседы: «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги»
  5. Беседа «Что взяла – клади на место»
  6. Д/и «Назови имя своего друга»
  7. Этюд «Если девочке трудно, кто поможет?2
  8. Чтение В.Катаев «Цветик-семицветик»

Воспитывать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

  1. Беседа «как тебя называют?» Игра-упражнение «Передай другому»

Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

  1. Д/и «Радио»
  2. Д/и «Зеркало»
  3. Ситу4ация «Кто уступит?»
  4. Беседа «Вспомним правила вежливости»
  5. Беседа «Что значит быть добрым?»
  6. Беседа-рассуждение «Как и за что мы благодарим окружающих»
  7. Разговор «Хорошо – плохо»

апрель

Учить детей интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких.

  1. Беседа «Что ты знаешь о маме (папе) маленькой (маленьком)?»

Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.

  1. Д/и «Где это можно купить?»

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях.

  1. Этюд «Котята»
  2. Д/и «Не поделили игрушку»

Дать детям представление об их собственных эмоциях. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.

  1. Д/И «Передай настроение»
  2. Беседа «Как настроение?»
  3. Д/и «Определи настроение детей» (с помощью моделей)

май

Учить детей понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. Учить стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены героические поступки старших.

  1. Чтение и заучивание стихов о войне, о Победе.
  2. Праздник «День Победы»
  3. Целевая прогулка к памятнику воинам. Погибшим в ВОВ, возложение венков.
  4. Разучивание стихов о войне
  5. Д/и «Собери военную машину»
  6. Просмотр Парада Победы на Красной площади в Москве

Учить детей показывать хороший пример, заботиться о малышах, помогать взрослым. Учить понимать, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку; быть несправедливым по отношению к слабому.

  1. Этюд «Капризуля»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка»
  3. Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»
  4. Рассказывание из личного опыта «Как я помогал (а) маме стирать бельё (печь пироги)»

Учить детей выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству.

  1. Игры-экспериментирования.

Учить детей выразительным движениям и жестам.

  1. Д/и «Ожившие игрушки»
  2. Игры-имитации «Правила гигиены», «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт?»
  3. Д/и «Птенцы»
  4. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
  5. П/и «Море волнуется»

июнь

Учить детей понимать, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование; благодаря усилиям людей осуществляется охрана природы. Учить детей рассуждать, выражать себя в разных социальных ролях.

  1. Беседа «Откуда хлеб на столе?»
  2. Рассматривание репродукций картин, фотографий городов.
  3. Экскурсия по городу.
  4. Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Космонавты», «Ателье»

Дать детям представления о возможных негативных последствиях для других детей своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).

  1. Занятие «Что такое хорошо, что такое плохо и почему»

Выражать своё отношение к поступкам сверстников. Учить контролировать своё поведение в общении друг с другом, подавлять чувство страха.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Как побороть страх»
  2. Этюд «Ночные звуки»

Учить детей пробовать свои силы в освоении новых действий, способов, приёмов. Учить культурному поведению за столом.

  1. Д/и «Я умею пользоваться столовыми приборами»

Учить детей проявлять интерес к родному городу. Знать некоторые сведения из его истории, о его достопримечательностях, главных улицах.

  1. Сочинение «За что я люблю свой город?»
  2. Рисование «Моё любимое место в городе Рассказово»
  3. Беседа «Наш город»

Перспективный план работы по социально – личностному развитию  детей, подготовительная к школе группа.

месяц

1. Ребёнок и взрослые

2. Ребёнок и сверстники

3. Отношение ребёнка к самому себе

сентябрь

Учить детей обобщать разные изображения людей по возрастному или половому признаку, по профессии. Учить с помощью картинок воссоздавать последовательность возрастного развития человека.

  1. Дидактическое упражнение «Разложи правильно»
  2. Д/и «Определи возраст по порядку»
  3. Д/и «Кому что нужно для работы»
  4. Беседа «Чему учат в школе»

Иметь представления о детях разного возраста и пола (малыши, дошкольники, школьники), о некоторых характерных особенностях их внешности, одежды, любимых занятиях. Продолжать учить детей понимать эмоциональное состояние сверстников, выраженных в мимике, пантомиме, действиях.

  1. Д/и «Радио»
  2. Дидактическое упражнение «Различи возраст»
  3. Упражнение «Что не так»
  4. Д/и «Определи настроение»
  5. Д/и «Кто больше заметит небылиц»
  6. Беседа «Скоро в школу мы пойдём»

Иметь представление о школе, жизни школьников. Проявлять стремление к школьному обучению.

  1. Экскурсия в школу.
  2. Беседа «День знаний в школе»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Учить вежливо вести телефонный разговор.

  1. Игра-драматизация «Телефон»
  2. Творческая игра «Алло! Алло!»
  3. Беседа «Что такое телефонный разговор?»
  4. Чтение И.М. Яснов «Я учусь писать слова»
  5. Дидактическая игра «Собери портфель для школы»

октябрь

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочённости, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним. Дать представления о способах поддержания родственных связей.

  1. Беседа «Традиции моей семьи»
  2. Д/и «Маленькие помощники»
  3. Ситуация «Я пишу письмо бабушке»
  4. Беседа «Любимые занятия моей семьи»
  5. Ситуация «Я пришёл к тёте в больницу»

Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям, чувство взаимопомощи.

  1. Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
  2. Д/и «Разговор сквозь стекло» 
  3. Д/и «Позовём сказку»
  4. Беседа «Хорошо – плохо»
  5. Беседа «Будьте как дома»
  6. Беседа «Правила честности»

Формировать у детей представления о сходствах и различиях между мальчиками и девочками. Дать представление о том, что внешность является и показателем воспитанности человека. Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек.

  1. Д/и «Защитники девочек»

Прививать детям хорошие привычки.

  1. Чтение: «Азбука вежливости»
  2. Д/и «Не обзывайся»
  3. Беседа «Избавляюсь от вредных привычек»

ноябрь

Дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким.

  1. Беседа «Что делают наши мамы и папы»
  2. Занятие «Что мы знаем о маминой работе?»
  3. Беседа «Я горжусь трудом своих родителей»
  4. Сочинение «Как я помогал маме (папе)
  5. Чтение М. Ясков «Я рисую маме»
  6. Беседа «Чему меня научила мама»
  7. Беседа «Где работают наши мамы»

Побуждать детей проявлять интерес к событиям жизни детей разного возраста. Дать знания о том, в чём конкретно может проявляться внимание и забота старших детей о малышах (в помощи, в обучении, в положительных примерах).

  1. Экскурсия в младшую группу.
  2. Помощь в одевании детей на прогулку.
  3. Изготовление подарков малышам.
  4. Беседа по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой»
  5. Дидактическая игра «Угадай профессию»

Дать детям представления о роли органов чувств. Развивать слухоречевую память.

  1. Беседа «Чтобы глаза видели»
  2. Беседа «…А уши чтобы слышали»
  3. Аппликация «Цвета радуги» по стихотворению А. Вегнер
  4. Д/и «Наши помощники»
  5. Д/и «Эхо», «Испорченный телефон»
  6. Упражнение «Кто больше знает имён»
  7.  Дидактическая игра «Назови ласково»

декабрь

Учить детей выполнять правила поведения по отношению не только к близким, к воспитателю, но и к незнакомым людям. Воспитывать умение общаться со взрослыми.

  1. Беседа «Как быть послушным»

Учить правилам поведения в общественных местах.

  1. Д/и «Магазин игрушек»

Обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверстников в группе. Учить детей понимать необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение).

  1. Беседа  «Мои товарищи»
  2. Рисование «Мой лучший друг»
  3. Занятие «Кого можно назвать другом»
  4. Игра-инсценировка «Катание на санках»
  5. Чтение: Л. Толстой «Два товарища»
  6. Беседа «Мои друзья»

Учить детей понимать значение укрепления здоровья, необходимости занятий спортивными упражнениями. Знать возможные травматические ситуации, опасные для здоровья. Обучать детей приёмам произвольного расслабления.

  1. Беседа «Чего больше всего боятся зубы?»
  2. Д/и «Научим куклу Машу чистить зубы»
  3. Упражнение «Отдыхаем»

январь

Учить детей понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома – любящая мать, на работе – умелая труженица, в свободное от работы время – туристка, спортсменка и т.д. Знакомить с культурными традициями семьи, любимыми занятиями членов семьи.

  1. Беседа «Что ты знаешь о своих родителях?»
  2. Беседа «Моя семья, моя родословная»

Познакомить детей с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.

  1. Беседа «Ура! Гости!»
  2. Беседа «Накрываем на стол и угощаем»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
  4. Беседа «И гости не подведут»
  5. Беседа «Приглашение на чай», контрольные задания
  6. Беседа «Что такое дружба»
  7. Беседа «Кого мы называем хорошим человеком»
  8. Чтение Н.Кузнецова « Мы поссорились с подружкой»
  9. Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»
  10. Дидактическая игра «Цветок доброты»

Воспитывать у ребёнка чувства самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей.

  1. Занятие «Меня зовут…»
  2. Занятие «А это мой портрет»
  3. Беседа: «Каким я вижу себя»
  4. Беседа: «Каким видят меня друзья»
  5. Д/и «Что есть у игрушки?»
  6. Творческая игра «Кто здесь кто?»
  7. Чтение Е.Серова «Добрый великан»

февраль

Учить детей понимать, что недопустимо проявление грубости, чёрствости к своим близким, к воспитателю, к другим людям. Раскрыть значение вежливых слов.

  1. Беседа «Добрые слова»
  2. Д/и «Поиски добрых слов»
  3. Беседа «Что значит быть вежливым?»
  4. Игра-драматизация по стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово»

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор и конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях. Воспитывать у мальчиков мужественность, выносливость.

  1. Беседа «На меня в обиде мама»
  2. Игра «Петушки»
  3. Игра-состязание «Кто сильнее»
  4. Игра-соревнование «Рыцарский турнир» Обсуждение с мальчиками отрывка из «Рассказов о Суворове и русских солдатах» С. Алексеева
  5. Беседа по рассказу В. Железникова «Рыцарь»
  6. Чтение Н.Дурова «Заботливая подруга»
  7. Беседа «Умеешь ли ты дружить?»

Учить детей понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Учить детей средствами пантомимы изображать себя – свою внешность, движения.

  1. Беседа «Мои мысли»
  2. Сочинение «О чём я люблю думать»
  3. Беседа «Что я умею»
  4. Этюды на осознание собственных ощущений: «Гномики в лесу», «Мы медведя испугались», «Гномики отдыхают», «Развеселим дедушку»
  5. Беседа «О чуткости и равнодушии»
  6. Беседа «Что значит быть добрым»

март

Воспитывать чувства любви и уважения к маме, желание помогать ей в работе по дому, радовать её подарками, изготовленными собственными руками и добрыми делами.

  1. Утренник «8 марта»
  2. Игра-драматизация «Найди свою маму»
  3. Беседа 2Всегда ли люди жили семьями?»
  4. Беседа «Традиции нашей семьи»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, прививать положительные черты характера.

  1. Чтение: «Добрый поступок Вани»
  2. Беседа «Общение мальчиков с девочками»

Формировать навыки грамотного письменного общения.

  1. Беседы «Мой друг», «Я или мы», «Драться или договариваться?»
  2. С/р игра  «Детский сад»

Развивать у детей способность оценивать свои желания, дать понять детям, что настроение зависит от его желаний и ситуаций.

  1. Беседа «Я имею право»
  2. Упражнение: «Каким я хочу видеть себя?»
  3. Творческая игра «Я волшебник»
  4. Игра-инсценировка «Зайчики и волк»
  5. Чтение О. Дриз «Добрые слова»

апрель

Развивать умение вежливо общаться со взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

  1. Беседа «Язык мой!»
  2. Беседа «Как вести себя во время разговора»
  3. Беседа «Кому и как можно подражать»

Учить детей замечать у своих сверстников положительные черты характера и хорошие поступки. Закреплять умение играть дружно.

  1. Д/и «Упрямое зеркало»
  2. Рисование «О мальчиках и девочках»
  3. Д/и «Выбери партнёра»
  4. Д/и «Запрещённое движение»

Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом.

  1. Беседа «Кто придумал этикет?»
  2. Беседа «За столом»

Учить детей задавать вопросы о жизни, смерти, о событиях в мире, о взаимоотношениях и действиях людей; проявлять интерес к своей родословной.

  1. Беседа «Кого из родственников ты знаешь?»

Учить детей интересоваться устройством игрушек, механизмов, содержанием книг.

  1. Сюжетно-ролевые игры «Ремонтная мастерская», «парикмахерская»
  2. Рассказывание: «Какие книги я люблю читать»

май

Познакомить с многообразием народов мира (представители белой, чёрной, жёлтой рас); некоторыми особенностями их внешнего вида, национальной одеждой, типичными занятиями.

  1. Дидактическое упражнение «Определи людей разных национальностей»
  2. Беседа «Люди разных народов»

Учить понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков.

  1. Утренник «День Победы»
  2. Чтение художественной литературы о войне

 Иметь представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях. Учить детей понимать, что нельзя дразнить других детей, давать прозвища.

  1. Чтение: И. Мазнин «Давайте дружить»

 Дать детям представления об их собственных эмоциях. Обучать передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

  1. Беседа «Моё настроение»
  2. Беседа «Мои чувства»
  3. Беседа «Как ты себя чувствуешь?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития

Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...