Сообщение для воспитателей: «Восприятие музыки через музыкально-дидактические игры»
методическая разработка по теме

Дейкун Елена Викторовна

 

Сообщение для воспитателей:

«Восприятие музыки через музыкально-дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospriyatie_muzyki_cherez_muzykalno.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №9 «Колобок»

Сообщение для воспитателей:

«Восприятие музыки через музыкально-дидактические игры»

Подготовила и провела:

музыкальный руководитель первой категории Дейкун Е.В.

Восприятие музыки через музыкально-дидактические игры

 В музыкальном воспитании дошкольников принцип наглядности имеет особое значение. Сложность, многообразие музыки, особенность ее восприятия требует принимать вспомогательные средства, для создания более яркого музыкального образа.

Так, как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте,  в своей работе по слушанию музыки, я использую музыкально-дидактические игры.

Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное, (эмоционально – образное)  для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребёнка в атмосферу искусства должно быть неожиданным, загадочным.

Дидактические игры (вообще игра)  помогает справиться  с трудностями в работе. Дети с удовольствием отправляются  в театр, на лесной концерт и т.п.  Легко усваиваются такие понятия, как дирижер, солист, хор, дуэт,квартет…  

 

В игре все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не  задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру  чувствовать, анализировать, сопереживать… т.д. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимые для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии,  речевое общение, движение.

Игра (музыкально-дидактическая игра), соответствует потребностям растущего организма ребёнка, решает проблему  быстрого утомления. Дети устроены так, что им необходима   частая смена деятельности, если это вовремя не заметить или проигнорировать, то это   приведёт к утомляемости и  плохому   поведению.   Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от детей внимания, памяти, развитого мышления, знаний. Поэтому необходимо ребенка научить разбираться в особенностях музыки. Сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применение музыкально-дидактической игры и пособия, которое воздействует на ребенка комплексно, вызывает зрительную, слуховую активность, углубляет представление о средствах музыкальной выразительности, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

 При участии взрослого ребенок учиться фантазировать и участвовать в

процессе восприятия музыки, стремиться проявить себя в игре. Один и тот же образ ребенок сделает по-своему неповторимо, проявляя свое творчество и  восприятие. Музыкально-дидактическая игра, построена так, что дети не заметно для самих себя, в процессе игры учатся высказываться о музыкальных произведениях, отличают вокальную музыку от инструментальной, различают жанры, части музыкального произведения. Постепенно у ребенка накапливается определенный багаж, который несет в себе большое познавательное значение, вооружает новыми знаниями и более тесным общением с музыкой: настроения, чувства в музыки, а применение наглядности и процесс игры, помогает дать гораздо большее представление о музыки и при этом дети не чувствуют усталость, т.к. игра активизирует умственную деятельность ребенка, побуждая к проявлению творчества и самостоятельного отношения к музыке.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – развитие у детей музыкальных способностей, путем использования игровой формы, которая в процессе занятий позволяет в доступной форме привить детям любовь к музыке, научиться понимать ее. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание лично участвовать в игре.

Вывод:

Используя на занятиях по восприятию музыки дидактические игры, я еще раз убедилась в том, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Предлагаемые музыкально-дидактические игры, фрагменты занятий не являлись самоцелью, а лишь способствовали развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих. Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею. Я пришла к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству,  «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети,  как и взрослые, не любят, когда их принуждают что – либо делать. Невозможно  заставить  понимать музыку, … Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес. Опыт работы показал, что самое эффективное -  это ИГРА.  Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей понимать музыку, чувствовать ее настроение, характер.  Дети в игровом процессе  все успешны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация музыкального образования через музыкальные дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интере...

Доминантное занятие «Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»

Доминантное занятие«Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»       Подготовительная к школе группамузыкальный руководительЕлена Викторовна Титова...

"Развитие метрометрического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна. Обучая детей игре на детских музыкальных инстр...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...