РЕЧЕВАЯ КАРТА
материал по теме

Бикова Алия Курбангалеевна

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)

  1. Фамилия, имя, возраст        
  2. Школа        класс        1
  3. Домашний адрес
  4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
  1. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,
  2. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме чает неправильно произносимых звуков.
  1. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
  1. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
  2. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова с 1 года (1,5 лет): фразовая речь с 1,5—2 лет.
  3. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа рата без патологии.
  4. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в огороде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили (смеши вает и заменяет звуки; р-л, ж—з, с—т).

а) Словарный запас (количественная и качественная харак теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы).


б)        Грамматический строй: типы употребляемых предложений,
наличие аграмматизма. Привести примеры.
В пределах воз растной нормы.

в)        Произношение и различение звуков:

  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р - горл., р—л, с—т, з-т (жа-ножа — жаноза, шаша—шаса, лалек—ралек);
  2. различение оппозиционных звуков:        ра-ла-ла (лаЗ) та—да-та + ка—ка—га + са—са—ша (шаЗ) ла—ра-ла (лаЗ) да-да-та + га — га — ка + ша — ша—са (шаЗ) са—са—за (са—ся—ся) па—па—б а + за-жа—за (за—за—жа) за—за—са   (зя—ся—ся)     ба—па—ба   +   жа—жа—за     (жаЗ);
  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо тоцикле; апельсиновый морс.

С Правильно произносит слова с различным звукослоговым составом.)

г) темп и внятность речи:        

12.        Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:

Вата   —   какой   1-й   зв.?   в;   2-й?*—   а;   3-й?   т;

4-й? — а.

Сушки назови 1-й зв. с, 3-й зв. — с.

Плащ назови 2-й зв.? а, последний ?

Книга  —  сколько  слогов?  —  2;   назови  1-й слог   кни;

2-й ? га.

Сколько звуков в 1-ом слоге? 2; назови их к, н.

13.        Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись менных работах учащихся — диктантах, изложениях, со чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:

  1. воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И...), слоги (ПА, НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...);
  2. воспроизводит только отдельные печатные буквы.

14.        Чтение:

а)        уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

  1. называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);
  2. называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р, но не читает;
  3. читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;

б)        ошибки при чтении:        

в)        понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе дом текст.

15.        Проявление заикания:

а)   причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):

б)   сформированность языковых средств:

в)   особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

г)   адаптация к условиям общения:

  1. Краткая характеристика ребенка по педагогическим на блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри тичен к своему дефекта.
  2. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).

 


Логопедический пункт

при общеобразовательной школе №        

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)

  1. Фамилия, имя, возраст:     Петров Ваня, 7 лет
  2. Школа       № 1     класс       1
  3. Дом. адрес        
  4. Дата зачисления на логопедический пункт      18.09
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.
  6. Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
  7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.

  1. Состояние слуха   проверяется при необходимости.
  2. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2—2,5 годам, фразы к 4—5 годам. Речь непо нятна окружающим.

 

  1. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж ность): Строение N. Подвижность с трудом удержи вает заданную позу и испытывает трудности в переклю чении с одной артикуляционной позиции на другую.
  2. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос кем работает?), «Не знаю» (про папу).

Словарный запас (количественная и качественная харак теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый слабый, лежит не лежит, воро на — ворота и т.д.

Грамматический строй: типы употребляемых предложений,

наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись

беседы и связного высказывания):

Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

На деревьев появились первые листочки.

Мн. ч., Им. п. деревы, глазы, крыли...

Мн. ч., Род. п. тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-

лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.

Произношение и различение звуков:

  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек — ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;
  2. различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).

Темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.


12.        Уровень сформированности навыков анализа и синтеза

звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? «2». 1-й звук? «П». 2-й звук? — «А». 3-й звук? «А». Назови последний звук. «А». Назови 1-й звук. «Т». Назови 3-й звук. «А».

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись менных работах учащихся — диктантах, изложениях, со чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
  2. Чтение:

а)        уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

  1. знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
  2. знает все буквы, но не читает;
  3. читает слоги и односложные слова;
  4. читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло ва; путает некоторые буквы;

б)        ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях)
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.

в)        понимание прочитанного. Варианты:

  1. с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва ет только с помощью вопросов;
  2. основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
  3. испытывает некоторые затруднения.

15.        Проявление заикания: не заикается.

а)        предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);

б)        сформированность языковых средств;

в)        особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);

г)        адаптация к условиям общения.


Краткая характеристика ребенка по педагогическим на блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само контроля и самостоятельности.

Заключение логопеда. Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II-III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо менту выпуска учащихся из логопедического пункта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...