Значение формирования профессионального имиджа для педагога.
статья по теме

Процесс реформирования образования предполагает усиленное внимание не только к индивидуальности воспитанника, но  педагога, поощрению его творческих способностей. В действительности система проф. образования уделяет внимание повышению квалификации педагога, а формирование гармонически развитого субъекта, у которого качества знаний, которые удачно сочетаються с внешней привлекательностью, с адекватной самооценкой, развитой "Я- концепцией" остаються вне поле деятельностиобразовательных учреждений.Цель работы: определить важность формирования проф. имиджа для современного педагога.Раскрыть составляющие профессионального имиджа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_sovremennom_obshchestve1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Значение формирования профессионального имиджа для педагога.

   В современном обществе, интенсивно идут  процессы реформирования    образования и воспитания  детей, а  профессия педагога утрачивает былое значение. Если ранее образ педагога в сознании воспитанников, социального окружения, коллег устойчиво заключал в себе высокие профессиональные знания, безупречные личностные и этические качества, а также непреложный авторитет, то в наше время картина складывается иная.

   Это обусловлено несколькими факторами:

-экономический фактор,  от которого зависит социальный статус педагога;

- само отношение педагога к выбранной профессии;

- готовность педагога к самоанализу, постоянному совершенствованию, требующему непрерывной работы над собой для профессиональной реализации и достижения профессиональных вершин.

  Современная педагогика предполагает создание условий для развития индивидуальности личности. Формирование совокупности УДД, обеспечивающих умение  учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение воспитуемыми предметных знаний и навыков. Следовательно, современное образование предъявляет  принципиально новые требования и к личности педагога.

   Актуальность проекта: процесс реформирования образования предполагает усиление внимания к индивидуальности не только воспитанника, но и педагога, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но что в действительности система профессионального образования  уделяет достаточно внимания обучению  и повышению квалификации педагога,  но формированию гармонически развитому субъекта, у которого качество знаний удачно сочетаются с внешней привлекательностью, хорошими манерами, адекватной самооценкой, развитой «Я - концепцией» часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений.

Формирование индивидуального профессионального имиджа педагога можно рассматривать как один из путей повышения эффективности педагогической деятельности.

Цель проекта: определить важность формирования профессионального имиджа для современного  педагога.

Задачи проекта:

- раскрыть понятие и составляющие профессионального имиджа педагога;

- определить модель профессионального имиджа педагога с точки зрения родителей и педагогов.

  Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных учреждениях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись.

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем.

    Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

    Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности, стимулирует рост авторитета, расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания, выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.

    Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

    Опираясь на имеющиеся определения имиджа, можно выделить его основные составляющие. Наиболее значимые из них:

Внешний облик.

Вербальные и невербальные средства общения.

Внутреннее соответствие образа профессии, внутреннее «Я».

   Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе воспитанников, родителей и коллег. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых, перенимают их манеры, действия, подражают в поступках. И то, как внешне выглядит педагог (костюм, прическа, макияж, ухоженность рук) имеют большое значение. В манере одеваться должно, проявляться одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.

 

Правильный выбор одежды, прически, уместный аккуратный макияж, ухоженные руки- все это помогает добиться профессионального успеха.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е.  надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Классические направления в моде всегда были и остаются идеальными для составления имиджа педагога.  Настоящий педагог не станет подчеркивать свою привлекательность (имеется в виду, слишком открытая, декольтированная одежда, мини), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности  

    Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа педагога. Что и как говорит педагог, умеет ли словом настроить    внимание воспитанники на себя,  какие жесты и позы при этом демонстрируют, что происходит с его мимикой, как сидит. Стоит и ходит - все это влияет на восприятие ребенка. Для улучшения своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом, ведь умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

      В структуру речевого общения входят:

Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл информации.  

Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, медленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

Выразительные качества голоса - характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки – паузы; назализации – «хм», «э-э-э» и др.

   Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Следует отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуальное. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Отработка данных навыков будет совершенствовать имидж педагога

     Невербальные средства общения включают в себя:

1.Жесты, мимику, походку, позы, визуальный контакт (кинестатику);

2.Интонацию, громкость, тембр, паузы, вздохи, плач, т. е интонационные характеристики голоса (просодику и экстралингвистику);

3.Тактильные взаимодействия (токесику);

4.Ориентации, дистанцию, т. е  пространственную организацию общения (проксемику).

  Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания. Отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Важно помнить, что невербальное поведение – это проявление культуры личности. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе, а поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

  Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам.

  Создавая свой имидж, педагог тем самым совершенствуется. Из личностного внутреннего во внешнее продуктивное выступают оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность в компонентах педагогического процесса - в стиле общения со своими участниками целостного педагогического процесса, в эмоциональной реакции на поведение воспитанников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на занятиях и во многом другом.

 Внутренний образ - это, прежде всего культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

 Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение воспитанника на игровой уровень, умелая режиссура всего хода занятия.

  Таким образом, сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ним продуктивность - один из актуальных вопросов психологии и педагогики.

  Имидж педагога – это во многих отношениях, его социально- желательный образ, который рассматривается как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на воспитанников.

 Он раскрывается в двух планах: во первых с точки зрения требований к педагогу со стороны общества, во вторых с позиции педагога – каким он стремиться представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.

  Профессиональное самосознание -  ядро личности педагога, которое осуществляет  взаимосвязь и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.

   Профессиональное саморазвитие педагога требует от него способности развивать самостоятельность, творческую инициативу для развития его как профессионала в своем деле. Формирование индивидуального имиджа является неотъемлемой частью саморазвития педагога.

            Так насколько важно формирование профессионального имиджа для современного педагога?

  На базе  МДОУ ЦРР д/с Московской области  был проведен опрос, в котором участвовало 24 родителя воспитанников и 12 педагогов коллектива детского сада.

  Опрашиваемым предлагалось ответить на следующие вопросы:

На что вы обращаете внимание при первой встрече с педагогом?

Какие качества педагога вы цените больше всего?

Важно ли для вас как выглядит педагог?

Считаете ли вы, что педагог должен быть одеваться по последней моде?

Важны ли для вас личные качества педагога?

Интересует ли вас личная жизнь педагога?

Как вы считаете, влияет ли имидж педагога на ваше отношение к ДОУ?

В заключение предлагалось расположить данные вопросы в порядке важности (вначале наиболее важные):

Хороший педагог должен:

знать и владеть образовательными программами, уметь учить детей, владеть методикой;

быть эрудитом;

иметь хорошие взаимоотношения с детьми;

уметь держать дисциплину;

внешний вид;

заботиться о здоровье детей.

     В  сравнении результатов опроса родителей, по отношению к педагогам, и   педагогов, по отношению к коллегам, выяснилось следующее:

    В первую очередь и родители, и педагоги при первой встрече обращают внимание на внешний вид.

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии.

  Опрашиваемые сошлись в едином мнении, что педагог должен придерживаться демократического или классического стиля в одежде, педагог не обязан одеваться по последней моде, но должен соблюдать определенные требования: аккуратность, чистоту, опрятность, а также проявлять сдержанность при использовании косметики, аксессуаров.

  Из этого следует, что внешний облик педагога является его визитной карточкой, а также показателем культуры человека.

   Но, визуальная привлекательность оказывается на последнем месте при дальнейшем общении родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания детей, на первое место в дальнейшем ставят профессиональные качества педагога.

   Половина опрашиваемых родителей и половина опрашиваемых педагогов одним из важных компонентов  профессионального имиджа педагога считают речь и манеру общения, как с детьми, так и с окружающими взрослыми.

   Здесь уместно ввести понятие речевого этикета. Известный исследователь речевого этикета.  

  Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

  К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

  Речевой этикет-  это часть правил ритуализованного поведения человека в обществе, словесные (вербальные) формы выражения вежливых отношений между людьми в процессе общения, где имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз.

Грамотное использование речевого  этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

  Родителям хочется чтобы педагог не пренебрегал общением с ребенком, как речевым, так и эмоциональным: теплая улыбка, ласковый голос, мягкие замечания, дружеский жест- все это, безусловно, и с точки зрения педагогов оказывает большое влияние на воспитательный процесс чем сухая, сдержанная манера общения.

   Мнение педагогов таково: педагог должен постоянно заниматься саморегуляцией речи: речевой интонацией, отбора языковых средств и организацией смыслового содержания.

     По мнению родителей, образ педагога формируется из следующих личностных качеств:

доброта, доброжелательность, отзывчивость, чуткость;

любовь к детям, ласка, внимательность;

приветливость, вежливость, доброжелательность;

ответственность, справедливость, понимание;

    По мнению педагогов, человек, работающий с детьми должен обладать такими качествами личности как:

доброта, доброжелательность, ласка, отзывчивость;

забота, любовь к детям, уважение к детям;

воспитанность, открытость, внимательность, тактичность;

терпение, спокойствие;

ответственность, требовательность, аккуратность.

   А так же, не менее важные, профессиональные качества:

компетентность, профессионализм;

коммуникабельность, чувство юмора;

интерес к своей профессии.

Исходя из этого, следует, что педагог должен обладать положительными качествами в большой степени, чем любой другой человек. Но, к сожалению, идеальных людей, обладающих всеми добродетелями, не бывает. Главное для каждого педагога, найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать.

Общество, определяя требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но неизменными остаются такие качества, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен»- пишет В. М. Шепель.

   Таким образом, формируется следующая модель имиджа педагога, которая структурируется на совокупности взаимосвязанных компонентов:

внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-Концепция);

внешнего (вербальный, кинетический, средовой и общественный элементы);

процессуального (стиль руководства и стиль общения).

 

   Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информировании педагога о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа педагога для развития подрастающего поколения формирует ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение педагогом основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение педагога и его дальнейшее профессиональное совершенствование.

   Педагог-это не только профессия, это - жизненное кредо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношени...

Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...

Анкета для педагогов с целью изучения отношения педагогов к процессу формирования профессионального имиджа воспитателя детского сада.

Анкета для педагогов  с целью изучения отношения педагогов к процессу формирования профессионального имиджа воспитателя детского сада....

«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»

Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.Создание условий для осознания необходимости повышения собств...