Развитие у детей пространственных представлений
методическая разработка по теме

Развитие у детей пространственных представлений

Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической функции свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно и ювелирно точно заниматься психическим развитием детей.

Для полноценного психического развития ребенка требуется пространственно – поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия.

В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию, строят сложные схемы образов.

Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

Движения глаз отрабатываются по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным (по диагоналям) направлениям, а также сведению глаз к центру. Каждое движение мы выполняем в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Сначала на расстоянии вытянутой руки, затем локтя и, наконец, около переносицы. Чтобы привлечь внимание детей, я использую какие – либо яркие предметы. Вначале освоения упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигают его самостоятельно.

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Для развития межполушарного взаимодействия я использую такие игры и упражнения как «Кулак – ребро - ладонь», «Лягушка», «Ухо – нос», «Перекрестное марширование», «Рисующий слон».

Большая часть двигательной коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Для нормального психического развития детей мы используем упражнения с языком, мимические движения, движения нижней челюсти.

От умения ориентироваться в пространстве зависит правильное написание цифр, печатание букв, скорость и качество чтения, качество выполнения рисунков, усвоения правил дорожного движения, качество выполнения упражнений на физкультурных и музыкальных занятиях. Формирование пространственных отношений происходит во время режимных моментов в течение всего дня.

Важным этапом формирования пространственных представлений являются двигательные диктанты и графические схемы.

Развитие пространственных схем мы начинаем с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. Актуальными являются игры «Проведи линию», «Поставь фигуру», «Муха», «Стрелки», «Соедини точки».

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения по конструированию и копированию «Графический диктант», «Я – конструктор», где ребенок из различных материалов с открытыми, а затем с закрытыми глазами превращает одни предметы, буквы, цифры, орнаменты в другие.

Данная работа имеет важное значение для подготовки ребенка к школе и его успешного обучения в ее стенах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_u_detey_prostranstvennyh_predstavleniy.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей пространственных представлений

Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической функции свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно и ювелирно точно заниматься психическим развитием детей.

Для полноценного психического развития ребенка требуется пространственно – поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия.

В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию, строят сложные схемы образов.

Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

Движения глаз отрабатываются по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным (по диагоналям) направлениям, а также сведению глаз к центру. Каждое движение мы выполняем в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Сначала на расстоянии вытянутой руки, затем локтя и, наконец, около переносицы. Чтобы привлечь внимание детей, я использую какие – либо яркие предметы. Вначале освоения упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигают его самостоятельно.

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Для развития межполушарного взаимодействия я использую такие игры и упражнения как «Кулак – ребро - ладонь», «Лягушка», «Ухо – нос», «Перекрестное марширование», «Рисующий слон».

Большая часть двигательной коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Для нормального психического развития детей мы используем упражнения с языком, мимические движения, движения нижней челюсти.

От умения ориентироваться в пространстве зависит правильное написание цифр, печатание букв, скорость и качество чтения, качество выполнения рисунков, усвоения правил дорожного движения, качество выполнения упражнений на физкультурных и музыкальных занятиях. Формирование пространственных отношений происходит во время режимных моментов в течение всего дня.

Важным этапом формирования пространственных представлений являются двигательные диктанты и графические схемы.

Развитие пространственных схем мы начинаем с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. Актуальными являются игры «Проведи линию», «Поставь фигуру», «Муха», «Стрелки», «Соедини точки».

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения по конструированию и копированию «Графический диктант», «Я – конструктор», где ребенок из различных материалов с открытыми, а затем с закрытыми глазами превращает одни предметы, буквы, цифры, орнаменты в другие.

Данная работа имеет важное значение для подготовки ребенка к школе и его успешного обучения в ее стенах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...

«Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»

В статье рассказывается о проблемах развития лексики и пространственных отношений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня...

Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении

Предлагается система работы по развитию речи и пространственных представлений сперспективным планом игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возрас...

«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»

Технология развивающего обучения:«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»...

Образовательный проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы «Школа умного карандаша»

Образовательный проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений  и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы «Школа умного карандаша...

Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей 6-7 лет «Графический серпантин»

Основная проблема проекта: Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет.Задачи:Развивающие:развивать у детей умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;развивать у детей умение выполнять уп...