Из опыта работы "Верность традициям"
статья по теме

Крылова Татьяна Леонидовна

Экспериментальная деятельность в ДОУ на тему "Воспитание любви к родному краю средствами искусства хохломской росписи".Цель деятельности - формирование интереса детей к декоративному искусству хохломская роспись как части культурного наследия прошлого, его истокам; воспитание чувства любви к родному городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Верность традициям

 Наша Нижегородская область богата разнообразием народных художественных промыслов: городецкая роспись, резьба по дереву, Семеновская игрушка и, конечно же,  хохломская роспись.

 Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)

  Сегодня ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего ближайшего окружения, т.е. малой родины. Знакомство детей с искусством хохломской росписи – одно из направлений не только эстетического, но и патриотического воспитания. Дети в доступной форме  усваивают нравы и обычаи своего народа, получают определенный объем знаний о промысле, учатся видеть и понимать красоту, знакомятся с технологией изготовления и декоративными особенностями изделий. Искусство хохломской росписи является более близким для наших детей, так как мы живем в городе Семенове – столице золотой хохломы.

   В детском саду «Солнышко» с 2009 года педагоги работают в режиме экспериментальной деятельности по эстетическому направлению «Воспитание любви к родному краю средствами искусства хохломской росписи». Я вхожу в состав творческой группы детского сада.  Дети средней группы «Солнечные зайчики», на которой я  работаю,  были включены в экспериментальную деятельность.

  Моей целью деятельности   было  формирование интереса детей к декоративному искусству хохломской росписи как части культурного наследия прошлого, его истокам; воспитание чувства любви к родному городу, уважения к мастерам, создающим произведения искусства, чувства гордости за малую родину.

Для работы по данной теме определила следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к народной культуре;

- уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи;

- формировать навыки технического исполнения хохломской росписи;

- развивать творческое воображение о хохломской росписи;

- воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край, город умельцев – мастеров;

- создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.

   Реализации поставленных задач способствовало составление перспективного плана  с целью обеспечения системы последовательной работы по использованию хохломской росписи как средства развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Мною были разработаны занятия, развлекательные игровые упражнения, подготовлен дидактический, демонстрационный и развивающий материал. В группе оформлены уголки детского творчества, выставка изделий с разными видами хохломской росписи, стенд с фотографиями посещения музея и фабрики «Хохломская роспись», альбом с фотографиями по ознакомлению детей с профессиями по последовательности изготовления изделий.

   Образовательный процесс направлен  на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, выделять элементы, дети  учатся рисовать элементы росписи последовательно, составлять узоры из элементов хохломской росписи. Постепенно ребята приобретают способность образной эмоциональной оценки произведений искусства.

 Вовлекаю в работу по экспериментальной деятельности не только детей, но и их родителей. На родительских собраниях в группе были проведены консультации на темы «Знакомство детей с хохломской росписью», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Творчество и воображение». Периодически в уголке для родителей я помещала информацию на следующие темы «Семенов – край золотой хохломы», «У истоков хохломы», «Верность традициям малой родины» и др. Родители детей помогли оформить  альбомы со стилизованными образцами элементов росписи  и дидактические игры  по ознакомлению детей с хохломой. С их помощью  ребята  не только запоминают виды росписи, но и развивают мелкую моторику пальцев, мышление, внимание.

  Многие мамы детей, которые  посещают наш детский сад,  работают на ЗАО «Хохломская роспись». Пичужкина  Н.В. была приглашена на занятие, где показала свое мастерство по росписи хохломских изделий. Наблюдение за трудом художниц, составляющих узоры по мотивам народного искусства, рассматривание экспонатов-образцов – все это способствует формированию глубокого интереса детей к народному прикладному искусству и вызывает желание самих детей составлять красивые узоры.

  Большое влияние на детей оказывают экскурсии. Мы вместе с детьми посетили МТЦ «Золотая хохлома», Историко-художественный музей, ЗАО «Хохломская роспись». Конечно, мы не могли пройти мимо выставочного зала и познакомить детей со старинной росписью, с истоками золотой хохломы.

  Экскурсии учат детей замечать и оценивать то, что находится вокруг них, воспитывают интерес к мастерам - умельцам, бережное отношение и любовь к изделиям хохломской росписи, чувство гордости за малую родину.

 Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности. Они старались украсить изделия (панно, чаши, вазы) нарядной  росписью, превращая травинки  в затейливый узор с цветами и ягодами.

  Экспериментальную группу дети посещают  2 года (со средней группы). В течение этого времени дети не только получили новую для себя информацию, явились не только слушателями и созерцателями, но и соучастниками, активными творцами красоты. Работа по ознакомлению с искусством, развитию творческих способностей проводилась  в рамках эстетических, познавательных, музыкальных, кружковых занятий.

Крылова Т.Л.,

воспитатель

МБДОУ детский сад №6 «Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".

Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Сообщение из опыта работы: "Традиции дня".

Немаловажную роль в становлении личности играют традиции в воспитании детей....

Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Информация об опыте.Условия возникновения и становления опыта.Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традицио...

Презентация опыта работы "Традиции логопеда в ДОУ"

Логопедические традиции позволяют родителям по-новому взглянуть на работу логопеда в детском саду, а детям дают возможность получать дополнительные положительные эмоции для успешного развития....

Описание опыта "Лучшие традиции детско-взрослых мероприятий в дошкольном учреждении"

Модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взгля...