статьи
статья (средняя группа) по теме

Кайсаканова Татьяна Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.21 КБ
Microsoft Office document icon statya2.doc43 КБ
Файл pdd.docx11.9 КБ

Предварительный просмотр:

                

Кайсаканова Т.А.

Сущность патриотизма и особенности патриотического воспитания в нашей стране на современном этапе.

Теоретический анализ специальной литературы о сущности понятия «патриотизм», позволяет придти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о его происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта.

В толковом словаре русского языка слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым жертвам и подвигам во имя их интересов». В переводе с греческого слово «патриотизм» (patriwvth) означает соотечественник, а «патриот» (patriv) - отечество. Таким образом, в данном исследовании под термином «патриотизм» понимается любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. В ходе работы со специальной литературой по данной проблеме можно было придти к выводу, что термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково – это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в школьном образовательном учреждении – это совокупность последовательных взаимодействий учителя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка

Анализ отечественной педагогической литературы показывает актуальность данной проблемы, неразрывность патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Таким образом, теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие «патриотизм» всегда связано с любовью к Родине, преданностью своему Отечеству, стремлением служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как устойчивая важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющиеся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношение к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющее, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития младших школьников.

Активной гражданской позиции личности, готовность ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существование и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Следовательно, патриотизм- это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служению Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальным интересам и устремлениями и выступающие как высшей смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме показывает, что патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Результаты теоретического анализа специальной литературы и собственные наблюдения в ходе практики позволяют выделить комплекс личностных качеств, которые составляют понятие «патриот». Это человек: а) которому не безразличны судьба своего народа и страны; б) который неравнодушен к событиям, происходящим в стране; в) который использует свои силы и способности на ее благо; г) который интересуется ее историей, знает и уважает ее культуру, традиции; д) который честно исполняет свой долг перед Отечеством.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально- экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса. Представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотического воспитания включает социальные целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т. е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально – экономическую, политическую., духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формированию у граждан общественно значимых ориентаций гармоничного сочетания личных общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службе.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальным интересом России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечение ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском общественно высокой активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития школьников.

На современном этапе развития нашего общества достижения указанной цели осуществление через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социального значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально – экономических, культурных правовых, и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечение реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

привитии граждан чувства гордости, глубокого уважение и почитание символов Российской Федерации- Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирование у граждан потребности служение Родине, ее зашиты как высшего духовного долга;

создание условий для усиление патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещение событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулирование информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учётом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенности их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Принципами патриотического воспитания являются:

принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним. необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду. методах творчества;

принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице и т.д.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Патриотизма формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание: сохранение национальных традиций и преемственности.

        

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания: духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие); пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики, семьи. Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа.                         В Древней Руси ведущая роль в воспитании детей принадлежала семье. Знаменитый историк В.О. Ключевский писал: «Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственною атмосферой, которой он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки». Проводилось строгое различие между книжной и духовной мудростью. На первое место ставились качества человека, и его нравственное развитие должно было опережать «книжное». К сожалению, эта традиция давно утрачена, а предпосылок для её возрождения весьма мало. Знание возводится в абсолютную ценность, а все остальное в человеке вторично и едва ли имеет определяющее значение в его оценке обществом. Однако профессионализма и эрудиции недостаточно для человеческого счастья. К ним должны быть приложены и другие качества из разряда духовно-нравственных – характер, суть, смысл жизни и мотивы деятельности, а главное – живые чувства добра, питающие светом и радостью душу. Не случайно Ф.М. Достоевский отмечал, что самое трудное – жить среди людей и остаться человеком. Им еще нужно стать, что требует немалых трудов от общества, семьи, образовательных учреждений, а главное – от самого себя.

Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в России, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена. Разумное реформирование современной системы образования сегодня, новации в системе образования должны определяться идеей исторической преемственности поколений. Эта задача обеспечения исторической преемственности поколений сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования. В связи с этим цель освоения традиции является главенствующей по отношению к цели передачи новым поколением основных знаний, умений и навыков. Освоение традиции в формах образования предполагает:

знание традиции;

опыт её освоения;

построение личного бытия.

Очень важно выполнение этих задач с переосмыслением роли педагога. Труд педагога должен быть направлен на духовно-нравственное становление личности. Со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.

Сегодня современный национальный воспитательный идеал определяется исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к  национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох с учетом духовно-нравственных ценностей, определенных в соответствии с законодательством. Поэтому национальный воспитательный идеал, к которому мы должны стремиться – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку « два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение». Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.                                         

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.



Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольника с ПДД. Детский сад №42.

Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев актуальность данной темы, я провожу в нашем детском саду систематически и планомерно занятия по ПДД.  В утренние и вечерние отрезки времени, на участке детского сада во время прогулок провожу игры с использованием световых сигналов светофора. Дети отгадывают и сами придумывают загадки на тему безопасности на дорогах. Рисуют виды транспорта, ситуации на дорогах, знакомые знаки дорожного движения не только на бумаге, но и  мелом на асфальте.
        Тема безопасности детей на дорогах для нас очень актуальна, так как автотранспорта развелось очень много, нет специализированных игровых площадок для детей, порой дети часто бывают предоставлены сами себе.
        Наши дети знают правила поведения на дорогах, умеют правильно вести себя в общественном транспорте, двигаться колонной  по обочине дороги или идти по тротуару, знают места для  езды на велосипедах, для катания на санках и коньках.
        Мои воспитанники знают виды транспорта и их назначение. Узнают и называют знаки дорожного движения. Четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, делают выводы и умозаключения. Хорошо ориентируются на участке детского сада. Дети знают свой домашний адрес, номер домашнего телефона, фамилию, имя, отчество своих родителей. Умеют правильно себя вести во внештатных ситуациях, возникающих в большом городе.
        Проведенные диагностики показали хорошие результаты знаний моих воспитанников, а это плоды моей творческой и целенаправленной работы.
        Систематически, раз в две недели, я провожу занятия по ПДД, программное содержание беру и перспективных планов, составленных на целый год.
        На музыкальных занятиях  поем с детьми песни на тему правил дорожного движения: «Курица на улице», «Песенка дорожных знаков», «Разрешается-запрещается», и др. Дети инсценируют выше указанные песни, с использованием атрибутов и масок.
        Ежеквартально в нашем детском саду проводим развлечения по правилам дорожного движения: «В стране дорожных знаков», «Красный, желтый, зеленый», «Правила движения».
        На родительских собраниях провожу педагогические чтения  по данному вопросу, с помощью папок-передвижек даю родителям полезную информацию, провожу консультации и тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...