Музыкальное занятие с детьми 6-7 лет "Осенние фантазии" 2012
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе (интегрированное занятие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum._osennie_fantazii.docx39.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Тема: «Осенние фантазии»

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе (интегрированное занятие).

Выполнила:

Муз. руководитель

МДОУ №42 комбинированного вида

Гусева М.А.

Октябрь 2012

        Занятие составлено на основе парциальных программ:

  • Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика – Синтез, 2008-96с
  • Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» -2-е изд., испр. и доп.-СПб; ЛОНРО, 200-220с.
  • Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».

Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Проблемные зоны:

  • Дополнить запас движений для танцевальной импровизации;
  • Дополнить музыкальный диалог для песенной импровизации «Разговор с эхо».

Дети могут различать разные эмоциональные настроения и воспринимать характер музыки в цветовой гамме. Радостную, светлую, солнечную музыку – в желтом, оранжевом, золотом цветах. Грустную, печальную, плачущую музыку – в сером, фиолетовом, коричневом цветах.

На занятии использованы методы музыкального образования:

  • Метод пластического интонирования;
  • Метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное, словесное, цветовое уподобление);
  • Метод размышления о музыке;
  • Метод создания композиций.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика (активные, вибрирующие звуки, релаксирующие звуки.
  • Кинез-терапия (упражнения на напряжение и расслабление)

Виды музыкально-творческой деятельности:

  • Музыкальная импровизация «танцующие руки» («Вальс» музыка А.Грибоедова).
  • Песенная импровизация («Разговор с эхо»).
  • Цветовое восприятие характера звучания музыки («Осенняя песня» П.И.Чайковского). Детям предлагается выбрать свой цвет к музыке и показать всем на цветном шарике.
  • Танцевальная импровизация с музыкальными инструментами и танцевальными атрибутами на определение музыкального жанра произведения и выражения его характера в движении.
  • Импровизация с красками – «Осенняя картинка» (домашнее задание).

Дидактическое обеспечение занятия:

  • Музыкальные инструменты и атрибуты для танцевальной импровизации (ложки, трещотки, платочки, колокольчики, ленты, шарфики цветные, тамбурины).
  • Музыкально-дидактическая игра: «Определи форму музыкального произведения»
  • «Цветные шарики».
  • «Разноцветный мячик».
  • «Музыкальные палочки».
  • Портреты композиторов.

Проектируемый результат:

Дети свободно исполняют разнообразные движения, точно передавая музыкальный образ. Процесс разучивания материала занимает меньше времени. Запас двигательных навыков и умений, необходимых для развития творческой фантазии в танцевальных импровизациях увеличился. Дети достаточно хорошо стали определять музыкальный жанр и виды танцев. Процесс работы над песней продвинулся вперед. Дети поют напевно, хорошо интонируя мелодию.


План занятия по таблице

Этапы занятия в соответствии с художественно-педагогическим замыслом

Задачи занятия, реализуемые на этом этапе

Методы музыкального образования - используемые

Виды деятельности

Музыкальный материал, используемый на занятии

1. Вход в зал. Вступительная часть. Упражнение на развитие слуха и голоса

Настроить детей на занятие в доброй, непринужденной обстановке.

Развитие голоса и ладового слуха

Метод пластического интонирования (с показом руками интонации музыки)

Пение (упражнение на развитие голоса и слуха)

Упражнение на развитие слуха «Добрый день»

2. Музыкально-ритмические движения

Развивать музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки, ее метроритмом. Развивать пластику движений, координацию, выразительность

Метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательный).

Музыкально-ритмические движения (упражнения)

Ходьба («Спортивный марш») музыка В.Соловьева – Седого), хороводный и дробный шаг («Пчелочка златая» р.н.п.). Поскоки и боковой галоп («Полька» музыка И.Дунаевского). Ходьба с хлопками на сильную долю («Физкульт-ура» музыка Ю.Чичкова).

3. «Звуковая картина» (продолжительность две минуты)

Подготовить голосовой аппарат к пению в игровой форме (оздоровительное воздействие)

Метод пластического интонирования

Упражнения на развитие динамического и звуковысотного слуха (пение интервалов – чистые кварта, квинта)

4. Двигательная импровизация

Развивать музыкальное мышление, творческое воображение, с пособность к импровизации при восприятии музыки

Метод пластического интонирования

Музыкально-ритмические движения (этюд)

Музыкальная импровизация «Танцующие руки» («Вальс» музыка А.Грибоедова).

5. Упражнение

Развивать голос и слух (ладовый, звуковысотный динамический)

Пение (упражнение на развитие голоса и слуха)

Упражнение на развитие голоса и слуха «Музыкальное эхо» музыка М.Андреевой

6. Песенное творчество

Развивать музыкальное мышление, творческое воображение, способность к песенной импровизации с небольшой поддержкой мелодии на фортепиано

Метод моделирования элементов музыкального языка

Песенное творчество (импровизация)

«Разговор с эхо»

7. Музыкально-дидактическая игра

Развитие ритмического слуха

Музыкально-дидактическая игра

«Ритмическое эхо»

8. Слушание

Развивать умение слушать, чувствовать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказываться о характере музыки. Развивать цветовое восприятие музыки, различать части музыкального произведения (форму)

Метод уподобления характеру звучания музыки (цветовое, словесное). Метод размышления о музыке

Слушание

«Осенняя песня» П.И.Чайковского

9. Танцевальное творчество

Развивать пластику движений, координацию, выразительность, способность к импровизации выбранного жанра с использованием атрибутов и музыкальных инструментов, присущих этому жанру

Метод создания композиций

Танцевально-игровое творчество

«Итальянская полька» С.Рахманинова, «Вальс» А.Грибоедова, «Пчелочка златая» (р.м.п.)

10. Пение (упражнение на развитие голоса и слуха)

Развитие голоса и ладового слуха. Работа над звукообразованием (артикуляцией)

Метод пластического интонирования

Пение (упражнения)

«Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз»), Пение на одном звуке: «ди, де, да, до, ду» с повышением по полутонам

11. Пение

Работа над песней: пропевание мелодической линии с дирижерским жестом педагога; пропевание скачков мелодии; развитие певческих навыков (дыхания, звукообразования, дикции, артикуляции, смыслового интонирования)

Метод пластического интонирования

Пение

«Ах, какая осень» музыка З.Роот

12. Музыкально-ритмические движения (пляска)

Развитие качественного исполнения движений под музыку. Развитие коммуникативных качеств детей при взаимодействии в паре

Метод уподобления характеру звучания музыки

Музыкально-ритмические движения (пляска)

«Пляска» под русскую народную мелодию «На горе калина»

13. Заключительная часть занятия

Подвести итог: попросить детей назвать музыкальные жанры; нарисовать дома «осеннюю картинку» и принести на следующее занятие


Ход занятия:

Дети свободно входят в зал без музыки.

Музыкальный руководитель (М. р.): «Ребята, какие вы сегодня красивые, радостные; расправьте плечики, встаньте прямо. К нам пришли гости, поздоровайтесь.

Музыкальная игра «Добрый день»

/развитие ладового слуха/

М.р.: «А сейчас будем весело двигаться под музыку. Слушайте музыку, она вам все подскажет».

Музыкально-ритмические движения:

  • Ходьба («Спортивный марш» музыка В. Соловьева-Седого).
  • Хороводный и дробный шаг («Пчелочка златая» р.н.м.).
  • Поскоки и боковой галоп («Полька» музыка Н. Дунаевского).
  • Ходьба с хлопками на сильную долю («Физкульт-ура» музыка Ю. Чичкова).

М.р.: «Ребята, какое сейчас время года? Послушайте, как об этой прекрасной поре пишут поэты:

Лес, точно терем расписной;

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной»

/«Листопад» Бунин Н. А./

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой,

Внешнюю леса красу…»

/«Осень» Майков А. И./

Звуковая картина

Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Воздух чистый, прозрачный, дышится легко. Подышим носиками: вдох-выдох, вдох-выдох (3-4 раза короткие активные вдохи и выдохи).

Дыхательное упражнение «Носики»

А теперь сделаем ветерок. Вдохнем и подуем на ладошку, воздух надо выпускать медленно.

Дыхательное упражнение «Свеча»

Вдруг подул легкий ветерок «С-с-с-с». Он дует то сильнее, то тише (< >).

Листики зашуршали «Ш-ш-ш-ш» (< >).

Деревья закачались «А-а-а-а». «Звуковая волна» (показ рукой вверх-вниз скачки на квинту, кварту, сексту).

Динамика переходит при скачке с пиано на форте. Вот и филин на суку нам кричит «У-у! У-у!» (скачки на кварту от пиано к форте, сопровождать движениями обеих рук.

Ворона прилетела и каркнула во все воронье горло: «Карр! Карр! Карр!»

Даже зайка испугался и по лесу он помчался, остановился, отдышался: «Ф! Ф! Ф!»

Положите руку на диафрагму и почувствуйте, как здесь все напряглось. Ежик испугался и свернулся в клубок (сжать напряженные пальцы обеих рук в кулачки).

Опять подул легкий ветерок «С-с-с-с», листики зашевелились и зашуршали «Ш-ш-ш-ш». Давайте представим, что наши руки превращаются в легкие ветерки, которые кружат осенние листья в причудливом танце. Вытянули руки вперед, напрягли их. А теперь расслабили и танцуем руками под музыку (Кинез-терапия).

Упражнение «Танцующие руки»

(«Вальс» муз. Грибоедова)

Варианты движений:

  • Руки вперед – вверх – в сторону – вниз плавно;
  • Встречные махи вверх-вниз;
  • «Птицы» - руки в стороны или, скрестив перед собой и др.

В.: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши фантазии. Ребята, а в лесу живет эхо. Оно отзывается на звук голоса.

М.р.: Голос поет громко. Как называется громкое звучание в музыке? /Форте/. А эхо как отзывается? /Тихо (пиано). Давай поиграем. Я буду петь, как голос в лесу, а вы будете отзываться, как эхо.

Упражнение на развитие голоса и слуха:

«Музыкальное эхо» музыка М. Андреевой

«А теперь давайте познакомимся с эхо, кто желает?»

Варианты песенного диалога:

  • Эхо, отзовись, - ответ…
  • Давай познакомимся…
  • Меня зовут…
  • Давай с тобой играть…
  • Ау! Ау!..
  • Как в лесу красиво…
  • До свидания, Эхо…
  • Мне пора домой… и др.
  • Осень золотая в гости к нам пришла.
  • Птицы улетели в теплые края.
  • Солнышко сияет.
  • Дождь грибной пошел.
  • Я нашла грибок.
  • Птичка пролетела
  • Зайка проскакал
  • Белка пробежала
  • Листик зашуршал

В. стучит за спиной палочками.

М.р.: «А это кто стучит в лесу? /Дятел/. Давайте повторим его стук. Я буду повторять на палочках (вон у пенечка веточки лежат), а вы за мной хлопочками повторяйте, а на следующем занятии поменяемся, вы будете повторять на палочках.

Упражнение на развитие ритмического слуха «Ритмическое эхо»

М.р.: Давайте отдохнем и послушаем музыку (напомнить о посадке). Я вам сыграю отрывок из музыкального произведения, которое написал П. И. Чайковский. Вы знаете этого композитора (показать портрет). Произведение называется «Октябрь», «Осенняя песня»

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…»

Как вы думаете, какой характер музыки в этом произведении?

Вариант ответа: музыка грустная, печальная, неторопливая, дождливая, плачущая.

Вариант ответа: но осенью бывает тепло, светит солнце; значит музыка может быть солнечной, светлой, радостной и веселой.

М.р.: Сядьте поудобнее и слушайте внимательно.

Исполняется «Осенняя песня» П. И. Чайковского (живое исполнение)

М.р.: Кто хочет ответить какая же музыка в произведении?

Вариант ответа: сначала музыка была грустная, печальная, плачущая, потом она стала немного веселее, солнечнее радостнее.

М.р.: Правильно мы назвали ее характер до прослушивания? /ДА/

М.р.: Молодцы! Значит в музыке изображены две осени. Одна -  печальная, с холодом и дождями; другая осень – теплая и солнечная. Как ее еще называют?

Дети. «Золотая осень».

М.р.: Почему?

Дети. Листочки на деревьях желтые, они блестят на солнце.

М.р.: Каким бы цветом вы раскрасили грустную, печальную, дождливую осень? /Предлагает выбрать цвет, используя цветные мягкие шарики, цветной мягкий мячик/

Дети выбирают серый, синий и фиолетовый цвет.

М.р.: А солнечную осень?

Дети выбирают желтый, оранжевый, золотой, красный цвет.

М.р.: Молодцы!

А сейчас мы снова будем фантазировать. У меня на столике разложены музыкальные шумовые инструменты и атрибуты к танцам. Кто хочет подобрать инструмент к музыке и выразить характер музыки в движении? /Вызывают 3-4 детей/ А остальные возьмут под стульчиками карточки и покажут выбранные инструменты и атрибуты на карточках (музыкально-дидактическая игра «Определи вид танца»). Предлагаются музыкальные произведения «Вальс» А. Грибоедова (импровизация с лентой, шарфом, колокольчиками), «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова (импровизация с тамбуринами), «Пчелочка златая» р.н.п. (импровизация с ложками, трещотками, платочками).

М.р.: А сейчас мы поиграем нашими губками, споем на одном звуке «ди, де, да, до, ду».

Упражнение на развитие голоса и музыкального слуха «Пение на одном звуке с повышением полутонам»

А теперь по лесенке пойдем. Упражнение на развитие голоса и ладотонального слуха «Лесенка» /Вот иду я вверх, вот иду я вниз/.

А вот и наша песенка. Играет вступление песни. Как она называется?

Дети. «Ах, какая осень».

Работа над песней: Пропевание мелодической линии с дирижерским жестом педагога, пропевание скачков мелодии, исполнение песни с аккомпаниментом. А теперь мы заведем хоровод под эту песню. Вспомним движения хоровода, которые разучивали на прошлом занятии. А Лидия Викторовна вам поможет.

Хоровод под песню «Ах, какая осень» муз. и сл. Роот

М.р.: Молодцы ребята. А теперь девочки платочки берите, а мальчики приглашайте свою подружку на танец. Слушайте музыку, она вам все подскажет, да не забывайте друг другу улыбаться.

Пляска под р.н.м. «На горе калина» (авт.)

Молодцы ребята. Не забыли поблагодарить друг друга за танец? Мальчики поклонились девочкам? Вы сегодня старались. Спойте дома маме и папе или бабушке, гостям песню «Ах, какая осень» и нарисуйте осеннюю картинку. Назовите ее и принесите свои рисунки в детский сад. Мы их рассмотрим и еще раз послушаем в исполнении на фортепиано «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Скажите гостям до свидания.

До свидания, ребята. Всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста: "Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры"

Интегрированное музыкальное  занятие по теме: «Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры» Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, с целью воспитани...

Презентация к музыкальному занятию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) "Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра"

Презентация поможет  наглядно познакомить воспитанников ДО с составом инструментов народного оркестра....

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЗАГАДКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФЕИ»

Ритм – важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей.Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы в...

Использование элементов музыкального языка в играх и упражнениях на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР.

Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. В своем выступлении я расскажу, как происходит передача информации на музыкальных занятиях невербальными способами (ж...

Конспект музыкального занятия с детьми старшей группы "Сказочная музыкальная фантазия"

Конспект музыкального занятия для детей 5 - 6 лет с использованием технологий - Игровой технологии  и ИКТ. В конспекте представлены виды деятельности - музыкально-ритмическая, восприятие музыки, ...

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...