Опыт работы "Работа ДОУ с семьей"
статья по теме

Кузьмина Ирина Евгеньевна

В докладе представлен опыт работы по приобщению семей воспитанников к работе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dou_s_semey.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, но откликается на них только малая часть  родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость.

На мой взгляд, следовало бы  начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок.

  В то же самое время, в нынешних родителях тверже становится убежденность в значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собственной активности, ответственности за качество своей жизни. Вместе с тем, все больше меняется детский сад как социальное явление – он становится более открытым.

Я считаю, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость.

В нашем ДОУ работу с родителями мы начинаем еще до прихода ребенка в детский сад. Прежде всего, мы приглашаем их на индивидуальную беседу с психологом, где они могут уточнить, как заранее подготовить ребенка к посещению сада. Каждый год  у нас проводится День открытых дверей, на который мы также приглашаем родителей будущих воспитанников. В этот день родители могут посетить любой режимный момент в любой возрастной группе, пообщаться с администрацией ДОУ, получить консультации психолога, логопеда. Таким образом, родители заранее знакомятся с жизнью детского сада, его сотрудниками, педагогами.

Хорошей традицией стало проведение различных развлечений с участием родителей, в том числе и в качестве артистов. Это и День пиратов, Страна Витаминия, Масленица.

В младшей группе в прошлом году проходили адаптационные музыкальные занятия, благодаря которым, адаптационный период прошел достаточно мягко, одновременно познакомив родителей с жизнью детского сада.

Ежегодно в декабре мы проводим Снежный марафон добра. В этот период дети с помощью родителей могут зарабатывать баллы-снежинки за «добрые дела». Это может быть и ремонт мебели, заклеивание книг, шитье одежды для кукол, изготовление игр, так и помощь младшим, забота о животных и т.п.  В конце марафона, который длится около 3х недель, в каждую группу приходит Карлсон и угощает пирогами. Целью  данной работы было воспитание бескорыстной помощи, уважение к труду других людей.

Большая часть родителей моей группы  -  военнослужащие ВМФ, поэтому мы ввели традицию проводить развлечение с участием пап День Тельняшки, здесь папы и дети могли посоревноваться в ловкости, силе, смекалке.

Также ежегодно родители организовывали выступление детей для ветеранов ВОВ в госпитале ВМФ. Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания делает его намного эффективнее.

Каждую весну мы отмечали день рождения группы, заранее с детьми рисовали плакат – поздравление, готовили стихи. В этот день родители совместно с детьми выполняли различные хозяйственные дела (уборка участка, обработка клумбы, перенос песка в песочницу), затем проводилась игра для команд, а в заключении мы пили чай из самовара. Таким образом, мне одновременно удавалось сплотить коллектив родителей, дать им возможность понаблюдать за поведением детей в коллективе сверстников, решить хозяйственно-бытовые вопросы и просто хорошо провести время.

Удачной находкой в моей работе с родителями оказался метод проектов, который не только способствует развитию творческих способностей детей, формированию интереса и потребности к активной созидательной деятельности, но и  объединяет усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

   Считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Готовя проект «Сказки» в средней группе, я проводила индивидуальные беседы с детьми о роли  книги в семье. В результате выявилась проблема – недостаточный интерес детей к книге, снижение традиции семейного чтения художественной литературы, отсутствие семейной библиотеки.
Для решения этой проблемы предложила сочинить и оформить собственную сказку.   В рамках проекта родители вместе с детьми выбирали любимые сказки, которые мы читали в группе, обсуждали и организовали выставку «Моя любимая сказка». С помощью родителей оформила фотовыставку «Читающая семья». В это же время  я столкнулась с проблемой низкой мотивации родителей к активному участию в жизни детского сада. Для ее решения стала предлагать несколько различных заданий.
 Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задание. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими  и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могла предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Было предложено несколько заданий: изготовление атрибутов для театрального уголка, ремонт книг, создание иллюстраций к сказке.

В старшей группе, готовя проект «Дружба», целью которого было формирование дружеских отношений между детьми, выяснила, что данная тема очень волнует родителей. Поэтому при реализации проекта подготовила консультацию «Дружба в дошкольном возрасте», предложила родителям побеседовать с детьми о дружбе и друзьях, нарисовать портрет лучшего друга.   Результатом проекта стало родительское собрание, которое начала с показа НОД «В поисках города Дружбы». Дети  получили много положительных эмоций. Родители посмотрели, как дети ведут себя в коллективе, как отвечают на вопросы, разрешают проблемные ситуации. Затем провела беседу, где родители смогли поделиться опытом воспитания дружеских чувств. Таким образом, родители смогли увидеть результат совместной деятельности и обсудить его.

При работе над проектом «Мы за чаем не скучаем!» родители принимали участие на всех этапах:  на подготовительном – готовили атрибуты (кухонная утварь, чаи различных сортов, лекарственные растения, элементы костюмов), собирали информацию. На следующем этапе родители помогали в создании выставки «Посидим с чайком»», а детям было предложено узнать о традициях чаепития в их семье. Итогом данного проекта был праздник «Мы за чаем не скучаем!», где родители стали зрителями.

В ближайшее время планирую начать проектно-исследовательскую  деятельность с детьми подготовительной группы.  Для этого вместе с родителями собираю материал для оснащения мини лаборатории на темы «Вода», «Воздух», «Электричество». Готовлю материал для совместного оформления альбома «Круговорот воды в природе». Планирую выставку рисунков-плакатов «Электричество».

 Использование проектов  дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Практически все родители посещают родительские собрания.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

(с) Кузьмина И.Е., 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей...

Опыт работы"Сотрудничество с семьей при приобщение детей к трудовой деятельности"

Совместная работа сродителями по приобщению детей к трудовому воспитанию в семье.Отражение определенных условий,перечень проведенных мероприятий....

Инновационный опыт по теме "Моя семья"

Данным опытом хочу показать какими должны быть взаимоотношения в семье, что бы дети понимали что должна значит семь я в твоей жизни, и что ближе и дороже семьи и р одных ничего нет. Как бы не складыва...

Опыт взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников 1 младшей группы Тема: «Ум на кончиках пальцев».

Цель:-  Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в раннем возрасте.- Научить родителей проводить с детьми игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях.- Вовлечение семь...

Опыт работы по взаимодействию семьи и ДОУ

: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает свои...

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...