Деятельностный подход в ДОУ.
статья по теме

Деятельностный подход  - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_dou.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов детских образовательных учреждений на тему:   

«Деятельностный подход»

           

                                                   Подготовила воспитатель первой                                                                                                                                                    

                                             квалификационной категории

                                         Колыгина Галина Сергеевна

                                          Воркута 2012

(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов)  

"В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность внутри, которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Основные принципы деятельностного  подхода:

*Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

*Деятельность является движущей силой развития ребенка.

*Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец).

В качестве основной цели ставить развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные). Решать задачи развития ребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.
За результаты освоения Программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода. Исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, когда преемственность понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ.
Ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие.  Исходить из принципа создания равных условий развития детей в дошкольном возрасте для эффективной подготовки их к школе, вместо принципа «создание равных стартовых возможностей». Прохождение детей через образовательный процесс в ДОУ никак не ведет к равным стартовым возможностям, поскольку у них все равно будет разная зона ближайшего развития на момент начала обучения в школе. Создание равных условий развития означает, что все дошкольники будут иметь возможность получить обязательный минимум дошкольного образования (инвариантная часть основной общеобразовательной программы).

При работе с детьми необходимо опираться на возрастные закономерности развития детей дошкольного возраста. Ниже приводятся основные закономерности психического развития дошкольника, на которых должна базироваться новая программа, с обоснованием, почему так важно учесть ту или иную закономерность при построении дошкольной развивающей программы.

1. Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста.

 Качественный, генетический, возрастной, культурно-исторический, личностный, мотивационный и деятельностный  подходы к развитию ребенка.

Обоснование.
В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.
Игра способствует  произвольному и волевому развитию ребенка, а именно:
- В игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на результат действия (получение итога, как в продуктивном действии), а на его процесс и связанные с ним способы его осуществления.

- В ролевой игре в коллективе детей рождается произвольное поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

- В игре дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования и учатся им подчиняться; подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли (иначе говоря, игра как бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка). И это очень важно, ибо для истинной воли, как раз характерно, что объективно существующее требование, правило, или социальная норма выполняются не по внешнему принуждению, а по собственному желанию, как бы в порядке самопринуждения. Игра как раз требует от ребенка самопринуждения.
В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно  в сюжетно-ролевой игре  высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.
Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение. Игра помогает ребенку учиться сочувствию, которое он проявляет в играх-драматизациях.
Фактически игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка.
2. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли); взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник. (Культурно-исторический подход к развитию ребенка).
Обоснование.
Поняв способ построения игры, ребенок  начинает делать это самостоятельно, т.е. осуществляется принцип активности и инициативности в развитии. Сюжетно-ролевая игра не должна быть педагогически организованным процессом, когда детям задается сюжет и расписываются роли, при этом инициатива детей сведена к минимуму и воспитателя не интересует, хочется ребенку в это играть или нет (именно так задавалась игра в традиционной педагогике советского периода). При такой организации игры может не возникнуть игровая мотивация, без которой игра не будет являться деятельностью. Только свободная игра, когда сюжет рождается в голове ребенка, и он действует в игре исключительно по своей воле, это не мешает ему сообразовывать свои действия с действиями других участников игры, т.е., когда игра имеет смысл, и по сути дела становится самодеятельностью, только такая игра будет способствовать психическому и личностному развитию ребенка.

3. Необходимость полноценного развития в дошкольном возрасте всех специфически детских видов деятельности помимо игры (принцип амплификации развития): познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность (включая трудовую), чтение детям художественной и научно-популярной литературы, полноценное общение с взрослыми, сверстниками, природой. Качественный, генетический, возрастной, культурно-исторический, деятельностный, личностный мотивационный  подходы к развитию ребенка.

Обоснование.
Каждый из этих видов деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Если в игре ребенок действует в воображаемой ситуации, то занимаясь указанными видами деятельности, он получает реальный жизненный опыт, необходимый ему для психического и физического развития. Так, познавательно-исследовательская деятельность способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности и др.

Занимаясь продуктивной деятельностью, он приобретает различные умения и навыки, при этом также развивается его мышление. К продуктивной деятельности относится и детское творчество.

Правильно организованная трудовая деятельность помимо приобретения жизненно необходимых умений и навыков, способствует воспитанию у детей необходимых моральных и нравственных качеств. Личностное, нравственное развитие ребенка происходит в результате получения им реального опыта переживаний в конкретной трудовой деятельности и в результате реального общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками), а не на учебных занятиях по нравственному воспитанию (в том числе и патриотическому). Воспитанию ребенка в трудовой деятельности следует придавать ничуть не меньшее значение, чем его интеллектуальному развитию".

Таким образом, очень кратко: Деятельностный подход  в ДОУ это:
1
.Игра, как ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста.
2.
 продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация...)
3
. труд (различные его виды ручной труд в том числе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками

Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...

"Использование деятельностного подхода в ОД при формировании ОБЖ"

Опыт работы на ГМО воспитателей групп среднего возраста дошкольных образовательных учреждений...

буклет "Деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольников"

В буклете дается определения деятельностия, деятельностного подхода, виды деятельности. Также представлены принципы деятельностного подхода....

Деятельностный подход к развитию речи ребенка.

Статья из опыта работы по созданию педагогических условий развития речевой деятельности  у детей старшего дошкольного возраста на основе педагогичесой технологии программы "Детство"...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....


 

Комментарии

Хазиева Юлия Николаевна

Большое спасибо, замечательная консультация!