Сергий Радонежский - Святитель земли русской
статья по теме

Ананьева Галина Валентиновна

 

В образе Сергия Радонежского воплощается православная святость во всей её полноте. Сергий повторяет путь всех великих свидетелей православия с первых его веков. Он являет собой образ совершенного преображения человека Святым Духом. Он символизирует собой устремление к "жизни в Боге". Именно это делает Сергия Радонежского средоточием русского православия, именно это проложило столько дорог к Троице-Сергиевой лавре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»85 КБ
Office presentation icon sergiy.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

   Святитель Земли Русской

Велика и прекрасна сегодня Лавра преподобного Сергия, величественна  ее более чем шестисотлетняя история, бесценны духовные сокровища, ею  хранимые. Здесь — всюду благодатный покров ее устроителя и первого игумена,  и  тысячи тысяч людей, с верою притекающих к мощам Преподобного, обретали  и  обретают утешение и наставления.

Наверное, таково же было впечатление от обители Пресвятой Троицы и  сто с лишним лет назад у великого святителя Московского,  митрополита  Филарета, обратившегося  к  Лавре  преподобного  Сергия  с  проникновенными   словами: «Прости мне, великая Лавра Сергиева, что  мысль  моя  с  особенным  желанием устремляется в древнюю пустынь Сергиеву. Чту и  в  красующихся  ныне  храмах твоих  дела   святых...   Люблю   чин   твоих   богослужений,   и   ныне   с непосредственным   благословением   преподобного   Сергия   совершаемых,   с уважением взираю на твои столпы и стены,  непоколебавшиеся  и  тогда,  когда поколебалась, было,  Россия, знаю, что и  Лавра  Сергиева  и  пустынь  Сергиева есть одна и та же и тем же богата сокровищем,  то  есть  Божией  благодатию,  которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыни и еще обитает в  нем,  в его мощах, в его Лавре, — но  при  всем  том  желал  бы  я  узреть  пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою. Чтобы представить себе, что такое святость, молитвенность, вера

православная, надо обязательно приехать в лавру преподобного Сергия –в Сергиев Посад.

Она  отдалена от Москвы на 65 км – это направление Ярославской железной дороги,

час с небольшим на электричке.  Но если путник оказался здесь однажды, то его всегда будет тянуть

в эти места. В лавре бывают счастливые минуты, когда остаешься один, и в вековечной тишине,

созданной монастырскими стенами, кажется: не шум машин на шоссе слышен, а гудение старинного бора.

Чудится, что вот – вот прошел из своей кельи в Божий храм игумен монастыря и начал службу…

Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия,

игумена Радонежского, чудотворца.

Память его 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября)

Преподобный и Богоносный отец наш Сергий родился в 1314 году от Рождества Христова в городе Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии. По рождении он был назван Варфоломеем. От дня рождения сей дивный младенец по средам и пятницам не вкушал никакой пищи. Это было началом великого воздержания и поста, которые потом он показал в совершенном возрасте. Когда же ему исполнилось семь лет от рождения, он начал учиться грамоте, но учение, несмотря на все его старания, не давалось ему из-за плохой памяти. Это очень огорчало Варфоломея. Однажды, любя уединение и безмолвие, он пошел в лес и там увидел некоего инока, который стоял на молитве. Варфоломей приблизился к нему и остановился, ожидая, когда он кончит молитву. «Что надо тебе, чадо?» — спросил его инок. «Отдан я, отче, учиться грамоте, — отвечал отрок, — и плохо понимаю то, что говорит мне мой учитель. Об этом я очень скорблю и не знаю, что мне делать. Умоляю тебя, помолись за меня Богу, чтобы Он по молитвам твоим вразумил меня». Инок помолился, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, да даст тебе Бог понять все, что нужно для тебя, чтобы ты мог потом и других научить».

После сего он начал быстро преуспевать в учении.

Возрастая телом, он в то же время возрастал и духом: любил  пост и воздержание, избегал обыкновенных детских игр, прилежно читал слово Божие, научаясь той премудрости, начало которой есть страх Божий, и, таким образом, восходя от силы в силу, «возрастал в мужа совершенна».

 С течением времени родители его переселились из города Ростова на место, называемое Радонеж. По переселении сюда они вскоре умерли, оставив ему большое наследство. Раздав все бедным и не оставив ничего себе, он удалился в пустыню, построил там хижину и, пребывая в ней, весь отдался духовным подвигам и непрестанной молитве Богу.

Через несколько времени пришел к нему в пустыню один инок по имени Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, имея от роду 23 года. Несколько дней пробыл инок с Сергием и потом сказал ему: «Чадо, я ухожу отсюда, предав тебя в руки Божии», — а провидя будущее, прибавил: «На сем же месте будет некогда великая и славная обитель». Сказав это, инок помолился и ушел.

Оставшись один, Преподобный Сергий продолжал подвизаться в благочестивой жизни, умерщвляя плоть свою постоянным бодрствованием, постом и различными трудами. В зимнее время, когда от морозов расседалась земля, он, как бы бесплотный, не защищал себя одеждою от холода.

Не терпя его подвигов, бесы старались прогнать его с того места. Являясь ему в образе зверей или змей, они со всей свирепостью устремлялись на него, чтобы устрашить его. Преподобный молитвой прогонял их от себя и страх, наводимый ими на него, побеждал великодушием. Однажды ночью целый полк бесовский сделал нападение на него, и бесы с великой яростью кричали ему: «Уйди из сего места, уйди, чтобы не погибнуть тебе!» И когда они говорили это, большой пламень исходил из уст их. Он же, вооружившись молитвою, прогнал их и не чувствовал никакого страха, поя и славя Бога.

Скоро слава о нем начала распространяться повсюду, и многие из окрестных городов и селений, ради пользы духовной, начали приходить к нему, а иные даже желали жить вместе с ним, чтобы пользоваться его наставлениями.

Преподобный, с любовью принимал всех приходящих к нему. Сначала он построил небольшой храм, который был освящен во имя Святой Троицы, по повелению митрополита Московского Феогноста, а потом устроил монастырь, который в настоящее время называется Троице-Сергиевой Лаврой. По усиленной просьбе собравшихся к нему иноков, он принял священный сан, был рукоположен в него епископом Афанасием, и начал мудро пасти вверенное ему словесное стадо Христово. По принятии Преподобным священного сана, дьявол снова начал свои нападения на него. Преобразившись во множество змей, он вошел в его келью, так что вся она наполнилась змеями. Преподобный начал молиться, и бесы, подобно дыму, исчезли. С этого времени ему дана была от Бога власть над духами нечистыми, и они уже не смели приближаться к нему. Слух о нем продолжал распространяться все более и более и достиг даже отдаленных мест. По слуху пришел к нему из Смоленска один архимандрит, именем Симон, который принес с собой большое богатство и вручил его Преподобному, с тем, чтобы он построил более обширный храм, и самого себя отдал в полное послушание ему. При помощи Божией, на эти средства Преподобный Сергий скоро построил большой храм и распространил монастырь.

Однажды в монастыре случился недостаток в пище, и иноки, пробыв без нее три дня, предались великой скорби. По уставу же Преподобного, никто из них не мог выходить из монастыря, и даже для того, чтобы попросить себе хлеба у мирян. Иноки, мучимые голодом, начали роптать на него: «До каких же пор ты будешь возбранять нам выход из монастыря? Потерпим еще одну ночь, — говорили они, — а завтра уйдем отсюда, чтобы не умереть нам от голода». Преподобный утешал их, представляя им примеры из жизни святых Божиих, которые ради Господа терпели много скорбей, и в том числе голод, жажду и наготу. Утешая их, он указывал им на Промысел Божий, приводя слова Христовы: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их...» (Мф. 6, 26). «Если Бог питает птиц небесных, — говорил он, — то неужели Он не может напитать нас? Ныне настало для нас время терпения, а мы явились нетерпеливыми, не желая перенести кратковременного искушения, случившегося с нами. Если бы мы благодарно приняли его, то это принесло бы нам великую пользу. Ныне у нас на малое время случилось оскудение, а завтра будет изобилие всех благ». И это предсказание Преподобного исполнилось.

На другой день рано утром в монастырь прислано было одним неизвестным благодетелем множество печеных хлебов, рыбы и иных различных приготовленных яств. «Один христолюбец, — сказали принесшие пишу, — прислал с нами все это  (отцу) Сергию и живущим с ним братиям». Пищи этой было принесено так много, что после трапезы осталось еще на несколько дней. «Видите, — сказал Преподобный братии, — и подивитесь, — как Бог награждает за терпение, ибо Он не забывает убогих Своих до конца и никогда не оставит сего святого места и живущих в нем рабов Своих, служащих Ему день и ночь».

Преподобный Сергий, придя в пустыню, не без намерения поселился вдали от воды, а ради умножения труда, чтобы ношением воды утруждать свое тело. Когда же, по изволению Божию, в этом безводном месте умножилось число иноков и устроился монастырь, то отсутствие воды стало представлять много затруднений и неудобств. Поэтому многие из иноков начали роптать за это на Преподобного и говорили: «Зачем он избрал для себя это безводное место и для чего устроил здесь монастырь?» Преподобный на это отвечал им: «Я, братие, сначала хотел один жить тут в безмолвии, но так как Богу угодно было, чтобы на сем месте был монастырь, то Он даст и воду, только не изнемогайте в терпении, а с верою молитесь Ему. Если непокорным людям Он некогда источил из камня воду в пустыни, то тем более не оставит без воды вас, трудящихся ради Него». После сего, взяв с собою одного из иноков, он тайно пошел в одно место, которое было недалеко от монастыря и где никогда не было воды. Придя туда, он увидел на земле небольшое углубление, наполненное дождевой водой, и, преклонив колена, начал усердно молиться Богу. И вдруг, по его молитве, на этом месте образовался большой источник воды, который существует и доныне, и многие, с верою и благоговением почерпающие воду из него, получают различные исцеления.

Преподобный совершил много и иных различных чудес. Он даже воскрешал мертвых. Некоторый человек, живший близ монастыря, имел единственного сына, который сделался болен, и он понес его к Преподобному для исцеления. Больной отрок дорогой умер, и отец неутешно оплакивал его. Преподобный, увидев слезы отца, сжалился над ним и, помолившись, воскресил умершего отрока.

Различные чудеса, совершаемые Преподобным, прославили его. Князья, бояре и люди простые из разных городов и стран во множестве приходили к Преподобному для того, чтобы только увидеть его и насладиться беседой с ним.

Один поселянин-земледелец из отдаленной страны, слыша много о Преподобном Сергии, пожелал видеть его и, придя в его монастырь, спросил: где он находится?

Преподобный в это время был в саду и копал землю. Узнав о сем, поселянин пошел в сад, и, увидев там старца в поношенной и худой одежде, копающего землю, подумал, что его обманули, ибо надеялся видеть Преподобного в великой славе и почести. Вернувшись оттуда, он опять стал спрашивать о Преподобном. «Покажите его мне, — говорил он, — ибо я пришел издалека, чтобы видеть его!» Ему сказали, что он уже видел его в саду.

В это время Преподобный возвращался из сада. Поселянин, увидев его, отвернулся, чтобы не смотреть на него, и думал про себя: какого большого труда стоило мне прийти сюда, и мой труд оказался напрасным, потому что я надеялся видеть Преподобного, о котором так много слышал, в великой славе и почести. Преподобный, узнав его тайные мысли, позвал его к себе, обласкал, предложил ему пищу и сказал: «Не скорби, ибо скоро увидишь того, кого желаешь видеть!» Сейчас же после этих слов Преподобный получил известие о том, что к нему идет один из великих князей. Он тотчас встал и вышел навстречу князю, который шел со множеством своих слуг. Князь, увидев его, приблизился к нему и поклонился до земли, прося благословения у него. Он благословил его и с подобающей ему честью принял его к себе. Князь и Преподобный сели и начали беседовать, а все прочие почтительно стояли около них. «Кто этот старец, который беседует с князем?» — спросил поселянин одного из слуг князя, «Святой Сергий», — отвечал ему слуга. Получив такой ответ, поселянин начал укорять себя за то, что он ранее не поверил тем, которые говорили ему о Преподобном.  Не воздал ему должной чести и очень был пристыжен, всем происшедшим при нем.  Когда князь оставил монастырь, поселянин приблизился к Преподобному, стыдясь смотреть на лицо его, пал к его ногам и просил прощения в своем грехе против него. Преподобный с любовью, утешая его, сказал ему: «Не скорби, чадо, потому что ты один истинно думал о мне, считая меня за ни что, а все прочие ошибались, почитая меня великим». Так велико было смирение Преподобного Сергия! Он больше возлюбил гнушавшегося им поселянина, чем те почести, которые оказал ему посетивший его князь.

Однажды Преподобный, по своему обычаю, поздно вечером стоя на молитве, усердно молился Богу за учеников своих и вдруг услышал голос, звавший его по имени. Это очень удивило его, и он, сотворив молитву, открыл окно своей кельи, чтобы видеть того, кто звал его. Взглянув в окно, он увидел необыкновенно большой свет, идущий с Неба, так что ночь казалась ему светлее дня, и вторично услышал голос, который говорил ему: «Сергий, ты молишься о чадах твоих, и молитва твоя услышана! Посмотри, как много иноков, во имя Святой Троицы собирающихся к тебе!»

Преподобный посмотрел и увидел многое множество прекрасных птиц, сидящих не только в монастыре, но и кругом него,  и дивно поющих.  

Опять, в третий раз, неведомый голос говорит ему: «Подобно птицам, которых ты видишь такое множество, умножится стадо учеников твоих, и после тебя не уменьшится число их, и так же чудно и разнообразно, как эти птицы одеты перьями, они будут украшаться добродетелями, желая следовать по стопам твоим». Преподобный, смотря, удивлялся этому чудному видению и, желая иметь свидетеля этому, позвал к себе некоего Симона, который был недалеко от него. Симон очень удивился, что Преподобный в такое необычное время зовет его, поспешно пошел к нему, но не удостоился созерцать вполне это видение, а увидел только часть небесного света.

Преподобный рассказал ему обо всем, что он видел и слышал, и они оба вместе, радуясь, прославили Бога.

Спустя некоторое время пришли из Константинополя греки, посланные к Преподобному Святейшим Патриархом Филофеем, и передали ему от Патриарха благословение и дары: крест, параман, схиму и послание, в котором Патриарх хвалил его подвиги и советовал устроить в монастыре общежитие. Преподобный это послание представил всероссийскому Митрополиту блаженному Алексию и спросил его: «Как повелишь ты, Владыко святый?»

Митрополит отвечал ему на это, что и он тоже советует ему устроить общежитие. Преподобный так и поступил. Он учредил в своей обители общежитие, повелел строго соблюдать общежительный устав, не иметь своей собственности и не называть ничего своим, а по правилам святых отцов, иметь все общее.

Учредив в своей обители общежитие, он вознамерился, избегая славы от людей, уйти в какое-либо неизвестное место, чтобы там наедине, в безмолвии служить Богу. Избрав удобное время, он тайно оставил монастырь. Отойдя довольно далеко от монастыря, он нашел удобное для себя место близ реки, называемой Киржач, и поселился там. Иноки, увидев себя оставленными им, были в великой скорби и смущении, как овцы без пастыря, и начали усердно везде искать его. Узнав, где он находится, они пришли к нему и со слезами умоляли его возвратиться в монастырь, но он, любя безмолвие и уединение, не соглашался на это. Тогда многие из них, оставив Лавру, пришли к нему и поселились вместе с ним в пустыни, где потом был устроен монастырь и храм во имя Пресвятой Богородицы.

Иноки же, оставшиеся в великой Лавре, не желая жить в ней без него, обратились с просьбой к Митрополиту Московскому святителю Алексию о том, чтобы он повелел Преподобному возвратиться к ним. Митрополит послал к нему двух архимандритов просить его о возвращении в Лавру из опасения, чтобы иноки не разошлись без него, и святое место не оказалось бы пустым. Преподобный из послушания воле Митрополита оставил пустынь и возвратился в Лавру, к великому утешению иноков.

Епископ Пермский святой Стефан, питавший большую любовь к Преподобному, однажды совершал путешествие из своей страны в Москву. Проезжая в довольно дальнем расстоянии от Лавры, в которой намеревался быть на обратном пути, остановился против нее, помолился и, поклонившись Преподобному Сергию, сказал: «Мир тебе, брат духовный!»

В это время Преподобный Сергий, сидевший за трапезой вместе с иноками, никем не будучи уведомлен о сем, встал из-за стола, постоял немного, помолился, поклонился вдали находящемуся от Лавры епископу и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!» Иноки удивились сему, и некоторым из них казалось, что он видит видение. По окончании трапезы они спросили его о случившемся. Преподобный сказал им: «В этот час епископ Стефан, приезжавший в Москву, остановился против нашего монастыря, поклонился Святой Троице и благословил нас, грешных».

Потом некоторые из иноков узнали, что это действительно было так, и удивлялись дару прозорливости, данному Богом Преподобному.

Обитель Преподобного процветала добродетельными мужами, и многие из них за благочестивую жизнь были взяты в другие монастыри в игумены, а иные были поставлены даже епископами. Все они преуспевали в добродетелях, будучи наставляемы и руководимы искусным исполнителем заповедей Господних Преподобным Сергием, который, проходя равноангельское житие, всегда и во всем был образцом для своей паствы и за это, еще живя во плоти, удостоился иметь общение с бесплотными.

Однажды, когда он совершал Божественную литургию, Ангел Господень, сияющий, как солнце, в алтаре храма сослужил ему. Это ясно и с ужасом видели ученики его Исаакий молчальник и Макарий, особенно отличавшиеся благочестивой жизнью.

Святой Митрополит Алексий, находясь уже в преклонных летах и чувствуя приближение своей смерти, призвал к себе Преподобного Сергия и, взяв свой архиерейский крест, который носил на персях, украшенный золотом и драгоценными камнями, хотел было возложить его на Преподобного. Но он со смирением, поклонившись ему, сказал: «Прости меня, Владыко, ибо я от юности не был златоносцем, а в старости еще более желаю пребывать в нищете».

«Да будет тебе известно, — сказал святитель, — зачем я позвал тебя к себе и что намерен сделать. До сих пор управлял я Российской митрополией, врученной мне Самим Богом, теперь предвижу скорую мою кончину и желаю поэтому при своей жизни найти такого мужа, который бы после меня мог пасти стадо Христово, и такового не нахожу, кроме тебя одного».

Преподобный, услышав сии слова, смутился, потому что считал себя совершенно недостойным принять предлагаемый ему сан епископа, и сказал: «Прости меня, Владыко! Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил. Невозможно быть сему, ибо я грешный и худший из всех людей, а по сему как дерзну воспринять такой великий сан?»  Долго святитель склонял его к принятию архиерейского сана, но, любитель смирения, Преподобный оставался непреклонен. «Если не хочешь, Владыко святый, — сказал ему, наконец, с огорчением Преподобный,  — прогнать худость мою от пределов сих и от святыни твоей, то более не говори мне о сем».

После сих слов святитель Алексий, видя непреклонность Преподобного, не стал уже ничего более говорить ему об этом, опасаясь, что он удалится куда-либо из своего места и Москва лишится такого великого светильника. Утешив его, он с миром отпустил его в монастырь.

Через несколько времени святитель Алексий окончил свою земную жизнь, и снова князья и весь народ стали просить Преподобного принять сан святителя и быть преемником святителя Алексия. Он снова отказался от этой великой чести.

После святителя Алексия на престол митрополии Российской вознамерился взойти один архимандрит, по имени Михаил, который прежде своего посвящения дерзнул облачиться в святительские одежды и возложить на себя белый клобук. Подозревая Преподобного в том, что он будто бы тайно недоброжелательствует ему, и препятствует занять престол Российской митрополии. Желая сам быть митрополитом, начал вооружаться против Преподобного и его обители. Узнав об этом, Преподобный сказал своим ученикам: «Михаил, восстающий на мою обитель и на меня, не получит желаемого и не увидит Царствующего града, потому что побежден гордостью». И это сбылось: Михаил, отправившись в Царьград для посвящения, дорогой заболел и умер. На престол Российской митрополии был возведен святитель Киприан.            

В то время, по Божию попущению, случилось нашествие на Русскую землю татарского хана Мамая. Великий Князь Димитрий очень скорбел об этом. Преподобный воодушевил его, благословил и предсказал ему победу. «Иди, — говорил он ему, — против варвара и не сомневайся. При помощи Божией ты победишь его и невредимым вернешься в свое Отечество».                                                                                                              

Великий Князь, уповая на помощь Божию и на молитвы Преподобного, вступил в битву с татарами и победил их, так что Мамай с остатками своего войска едва спасся бегством.

Преподобный в то время, когда происходила решительная битва русских с татарами, стоял на молитве в своей обители вместе с иноками и, будучи прозорлив, сказал им, что Великий Князь Димитрий уже победил татар и, назвав по имени всех павших на поле брани воинов, совершил о них молитву. Великий Князь, возвратившись с поля битвы, пришел в обитель Преподобного и много благодарил его за то, что он помог ему своими прилежными к Богу молитвами.

Однажды Преподобный стоял ночью на обычном своем молитвенном правиле пред иконой Богоматери и молился за своих учеников и обитель. По прочтении акафиста Божией Матери он сел немного отдохнуть, а ученику своему Михею сказал: «Чадо, бодрствуй! Сейчас будет дивное и ужасное посещение нас». После сих слов вдруг послышался голос, говорящий: «Пречистая грядет!» Услышав это, Преподобный вышел из кельи в сени. Там осиял его необычайный свет, и в сиянии его он увидел Пресвятую Богородицу с двумя апостолами Петром и Иоанном.

Преподобный пал лицом на землю, будучи не в силах вынести сияния этого света. Пречистая, коснувшись его Своими руками, сказала ему: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя! Не скорби, ибо молитва твоя за твоих учеников и обитель твою услышана: отныне она будет изобиловать всеми благами не только при твоей жизни, но и по кончине твоей, ибо Я неотступно буду пребывать в ней, подавая ей все нужное, покрывая и сохраняя ее». Сказав это, Пресвятая Богородица стала невидима. Страхом и трепетом одержим был Преподобный. Придя в себя, он увидел ученика своего Михея от страха лежащим на земле, подобно мертвому, и поднял его. Поднявшись, Михей пал к ногам Преподобного и сказал: «Скажи мне, отче, ради Господа, что это было за чудное видение, при виде которого мой дух едва не разлучился с телом?» «Потерпи, чадо, — мог только ответить ему на это Преподобный, — ибо дух мой трепещет во мне от столь чудного видения». Сказав эти слова, он продолжал стоять в безмолвии, радуясь душой и удивляясь бывшему дивному видению. Спустя уже некоторое время он повелел ученику своему Михею призвать к нему еще двух его учеников: Исаака и Симона. Когда они пришли, он по порядку рассказал им о видении им Пресвятой Богородицы с апостолами и о том, что Она сказала ему.

Услышав о сем, они возрадовались и все вместе совершили молебное пение Богоматери. Преподобный весь остаток ночи провел без сна, размышляя о милостивом посещении Богоматери.

Преподобный Сергий дожил до семидесяти восьми лет, проведя всю свою жизнь в великом воздержании и трудах и совершив много чудес. За шесть месяцев до своей кончины он созвал иноков и игуменом над ними поставил ученика своего Никона, молодого летами, но совершенного в духовной жизни, а сам предался безмолвию. В сентябре 1392 года Преподобный заболел. Предчувствуя свою кончину, он снова призвал к себе иноков и много поучал их: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную".

Затем, преподав им благословение и прощение, он причастился Пречистых Христовых Тайн и предал святую душу свою в руки Божии. Это было 25 сентября. Честное тело его положено было в той обители, где он подвизался.

 Через тридцать лет после погребения, а именно 5 июля 1422 года, были обретены нетленными честные его мощи, от коих исходило неизреченное благоухание и много больных получало исцеление.

Не только тело Преподобного при обретении его оказалось нетленным, но и самые одежды, бывшие на нем, были невредимы, хотя гроб стоял в воде.

Очевидно, уже в скором времени в Троицкой обители стали почитать Сергия как святого. А в середине 15 века его имя было внесено в список общерусских святых. В это же время началось строительство церквей во имя преподобного Сергия. В 1422 году мощи святого были помещены в раку, где они и хранились в течение добрых 500 лет. В 1919 году Троицкая лавра была закрыта, а мощи преподобного Сергия были переданы одному из московских музеев. После войны, когда лавра была вновь открыта, мощи святого были возвращены в обитель.

В образе Сергия Радонежского воплощается православная святость во всей её полноте. Сергий повторяет путь всех великих свидетелей православия с первых его веков. Он являет собой образ совершенного преображения человека Святым Духом. Он символизирует собой устремление к "жизни в Боге".

Именно это делает Сергия Радонежского средоточием русского православия, именно это проложило столько дорог к Троице-Сергиевой лавре.

И доныне сей великий чудотворец помогает всем, с верою притекающим к нему, и совершает великие и бесчисленные чудеса во славу Христа Бога нашего, Которому честь и благодарение вовеки. Аминь.                                

 Память Преподобного Сергия Святая Церковь совершает в день его преставления, 25 сентября, и в день обретения честных мощей его, 5 июля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергей радонежский - собиратель земли русской

Уважаемые коллеги!!!!  Я посвятила эту статью памяти Сергея Радонежского. Здесь описана его библиография....

Презентация о Сергие Радонежском "Молитвенник земли русской"

Слайды с изображениями по теме "Житие Сергия Радонежского"...

Конспект образовательной деятельности в форме беседы в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский — святитель земли Русской»

Предварительная работа: Рассматривание с детьми серии картинок «Яичко к Пасхе», выделяя их характерные особенности росписи («крашенки», «писанки», «крапинки»). Беседа о празднике «Пасха». Рассматриван...

Доклад к презентации на тему: «Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский» Вторая младшая группа

Часовни, церкви, храмы.Что мы знаемО нашей русской дали вековой?      О чем ты думаешь?Про что ты вспоминаешьХрам русский, золотою головой?...

Тема: "Сергий Радонежский - собиратель земли русской".

Тема: "Сергий Радонежский - собиратель земли русской".Цели: - Воспитание бережного  отношения к историческому и культурному  наследию  России;- Воспитывать   интерес...

"Преподобный Сергий Радонежский - святой земли русской".

Закрепить и обобщить у детей представление о детстве, труде и добродетелях Преподобного Сергия Радонежского;Познакомить детей с картиной С. Ефошкина «Чудо о птицах» ;Закрепить навыки чтени...


 

Комментарии

Рябова Галина Георгиевна

Нельзя ли узнать источик статьи?

Ананьева Галина Валентиновна

Уважаемая Галина Георгиевна, этот материал изначально был составлен мною, как реферат по истории для Елецкого Государственного Университета. Основным источником является "ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО, ИГУМЕНА СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА. НАПИСАНО ПРЕМУДРЕЙШИМ ЕПИФАНИЕМ". Спасибо за проявленный интерес.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Галина Валентиновна! И допишите ,пожалуйста,с какой целью написана работа,для какого возраста ,где использовать ее. И если нетрудно,отредактируйте работу,все абзацы начинайте с красной строки.А материал хороший,просто Вы еще раз посмотрите ,какие секции есть на конференции.К какой секции подходит Ваш материал? Может быть,нужно немного доработать и отнести к классным часам? В сентябре,25 числа,можно как раз провести классный час о Сергии Радонежском.Презентацию сделать,вопросы к классу добавить.А если просто переписан материал,то это пока еще не методическая разработка.Успехов! До окончания конференции еще месяц,так что все можно успеть .

Ананьева Галина Валентиновна

Уважаемая Маргарита Сергеевна! Очень признательна Вам за вопросы и пожелания в отношении опубликованного мною материала. К сожалению, в заявленных секциях нет пункта о святых людях Руси. А имеющимися у меня сведениями о Великом Старце очень хотелось поделиться с уважаемыми участниками конференции, так как считаю, что этот материал имеет непосредственное отношение к обсуждаемой теме "ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ". Вы правильно поняли мое желание по поводу проведения классных часов. Выше, в предыдущем комментарии, я пояснила откуда располагаю этим материалом. Работая с детьми старшей группы детского сада, на занятиях по познавательному развитию (теперь это - непосредственно образовательная деятельность), стараюсь в доступной форме донести до своих воспитанников некоторые материалы участников данной конференции ("перерабатываю" понравившиеся публикации для нужного мне возраста). Буду очень рада, если и моя статья о Сергии Радонежском заинтересует участников конференции и они сочтут возможным воспользоваться ею.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Галина Валентиновна! Я как раз и хочу,чтобы Ваша работа стала "участницей" конференции.В таком виде,как у Вас,это просто материал к занятиям. Так можно взять любой материал о ком-либо ,благо в интернете чего только нет,подписать "мое" и все на этом. А Ваша заинтересованность историей говорит о том,что Вы -человек творческий.Так доведите работу до конца,дети старшей группы уже воспринимают такой материал.Подберите иллюстрации,сделайте небольшую презентацию,составьте на основе Вашего материала конспект.А материал у Вас хороший.А если и другие материалы используете исторические на занятиях,то можно разработать цикл бесед.Успехов Вам!