Главные вкладки

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Душа России"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Забродская Наталья Юрьевна

    Береза -  символ России и истории нашей Родины

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dusha_rossii.doc25.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание»  - «Душа России!»

    Цель.Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России.
    Задачи:
    - познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
    - развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
     

    Формы работы:
    -  беседы;
    -  познавательные рассказы воспитателя;
    -  интегрированные занятия;
    - чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
    - o использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
    - музыкальные;
     

    - художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд).                                                                                                                         Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
       
    Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.

    Мы с вами родились в России,

                   В стране, где жара и мороз,

                   Где небо то хмуро, то сине,

                   В стране тонкоствольных берез!

     - Какое русское, какое очаровательное дерево - берёзка! Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза- это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка -  ряба и даже молоко, которое пьют по всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, быстро делающие любую тяжёлую работу.

    (Фонограмма русской песни)

    - А молодые берёзки, тоненькие. Пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. Смотришь на берёзу и слышишь хороводные песни,   звуки гармошки и балалайки, обязательно вспоминаешь всё близкое и родное, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое.

    1 ребенок. – А я, когда произношу слова «русская берёзка», мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России – Сергей Есенин.

    Я навек за туманы и росы

    Полюбил у берёзки стан

    И её золотистые косы

    И холщёвый её сарафан.

    2 ребенок.

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Воспитатель.

    - В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.

    Фонограмма военной песни «На безымянной высоте»

     Ребенок читает стихотворение 

    Я помню, ранило берёзу

    Осколком бомбы на заре,

    Студёный сок бежал, как слёзы,

    По изувеченной коре.

    За лесом пушки грохотали,

    Клубился дым пороховой,

    Но мы столицу отстояли,

    Спасли берёзу под Москвой.

    Воспитатель.

    - В годы войны берёза была символом непобедимой Родины.

    Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М.Бубеннов.

    «…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был  сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…

    А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

     - Стоит! – изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие.

     И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

    Воспитатель:

    - В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России. (Рассматривание фотографий и иллюстраций)

    Воспитатель:

    1. Где бы ни росла русская  березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки.

    Красавица — березка — это история нашей Родины!

    Комплекс НОД детей старшего дошкольного возраста о березе по образовательным областям:
    1. Познание
    "Встреча с русской красавицей" - наблюдение на прогулке
    "Береза - символ России" - занятие
    "Символика нашей России" - интегрированное занятие
    "Домашний доктор" - занятие о лекарственных свойствах березы
    "Кто дружит с березой?" - занятие о взаимосвязи экологической системы
    2. Художественно-продуктивная деятельность
    "Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина
    "Березовый сок" - аппликация

    "Березовый вальс" - изготовление панно
    "Моя березонька" - оформление альбома
    3. Музыкальное развитие
    "В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.Г. Вихаревой)
    "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)
    "Ай да березка" - хоровод (муз. Т. Попатенко)
    4. Художественная литература
    Подбор и выставка художественной литературы о березе
    П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения
    С.Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения
    5. Игровая деятельность
    Игра по модели строения березы
    Подв/игра "Карлики - великаны"
    Подв/игра "Раз, два, три - к березе беги"

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

    У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

    Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

    «Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

    Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "История Государственного флага России"

    Дать детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни....


     

    Комментарии

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Наталья Юрьевна,расшифруйте,пожалуйста,,что такое НОД? Каюсь,но знаю только математическое определение: НОД-наибольший общий делитель.Что обозначает у Вас? Конспект НОД,комплекс НОД?Мне материал понравился.Береза всегда была символом России,недаром каждый поэт этот образ использует в своих стихах.Воспитывать любовь к Родине и нужно начинать с таких ярких образов .

    Забродская Наталья Юрьевна

    Здравствуйте! НОД - непосредственная организованная образовательная деятельность детей

    Гуля Наталья Владимировна

    Раньше НОД просто называли простым и всем понятным словом "занятие". А теперь тем, что расшифровала Наталья Юрьевна. Приходится переводить с идиотского на русский. Теперь, не дай Бог, употребить это слово занятие, да ещё и при проверяющих!

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    И значит,в названии работы лучше написать "Комплекс НОД"(хотя это слово тоже не очень звучит)?Ведь здесь не только конспект одного занятия,но и система работы над понятием.Боюсь оговориться,как там теперь у Вас это все прозывают?

    Новоточина Наталья Андреевна

    Это конспект. А Вы правильно подметили про комплекс. Ведь по новым ФГТ используется принцип интеграции.

    Травушкина Надежда Владимировна

    Как не крути, слово занятие всегда будет проскальзывать в работе с детьми. Мы можем писать в конспектах, в планах, употреблять это выражение на семинарах, педсоветах, но детям говорить:" Ребята, сейчас у нас будет непосредственно образовательная деятельность"- это просто не звучит. Детям всё равно ближе слово занятие.

    Забродская Наталья Юрьевна

    В дошкольном образовании много перемен, несомненно педагог должен грамотно оформлять свои материалы в связи с новыми требованиями