Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Душа России"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Забродская Наталья Юрьевна

Береза -  символ России и истории нашей Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dusha_rossii.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание»  - «Душа России!»

Цель.Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России.
Задачи:
- познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
 

Формы работы:
-  беседы;
-  познавательные рассказы воспитателя;
-  интегрированные занятия;
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
- o использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
- музыкальные;
 

- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд).                                                                                                                         Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
   
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.

Мы с вами родились в России,

               В стране, где жара и мороз,

               Где небо то хмуро, то сине,

               В стране тонкоствольных берез!

 - Какое русское, какое очаровательное дерево - берёзка! Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза- это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка -  ряба и даже молоко, которое пьют по всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, быстро делающие любую тяжёлую работу.

(Фонограмма русской песни)

- А молодые берёзки, тоненькие. Пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. Смотришь на берёзу и слышишь хороводные песни,   звуки гармошки и балалайки, обязательно вспоминаешь всё близкое и родное, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое.

1 ребенок. – А я, когда произношу слова «русская берёзка», мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России – Сергей Есенин.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан

И её золотистые косы

И холщёвый её сарафан.

2 ребенок.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Воспитатель.

- В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.

Фонограмма военной песни «На безымянной высоте»

 Ребенок читает стихотворение 

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

Воспитатель.

- В годы войны берёза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М.Бубеннов.

«…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был  сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

 - Стоит! – изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие.

 И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Воспитатель:

- В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России. (Рассматривание фотографий и иллюстраций)

Воспитатель:

  1. Где бы ни росла русская  березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки.

Красавица — березка — это история нашей Родины!

Комплекс НОД детей старшего дошкольного возраста о березе по образовательным областям:
1. Познание
"Встреча с русской красавицей" - наблюдение на прогулке
"Береза - символ России" - занятие
"Символика нашей России" - интегрированное занятие
"Домашний доктор" - занятие о лекарственных свойствах березы
"Кто дружит с березой?" - занятие о взаимосвязи экологической системы
2. Художественно-продуктивная деятельность
"Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина
"Березовый сок" - аппликация

"Березовый вальс" - изготовление панно
"Моя березонька" - оформление альбома
3. Музыкальное развитие
"В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.Г. Вихаревой)
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)
"Ай да березка" - хоровод (муз. Т. Попатенко)
4. Художественная литература
Подбор и выставка художественной литературы о березе
П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения
С.Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения
5. Игровая деятельность
Игра по модели строения березы
Подв/игра "Карлики - великаны"
Подв/игра "Раз, два, три - к березе беги"

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "История Государственного флага России"

Дать детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни....

Информационно- творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста : «Россия - Моя Родина».

Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,...

Конспект ННОД для детей старшего дошкольного возраста «Россия- Родина моя»

Конспект ННОД для детей старшего дошкольного возраста«Россия- Родина моя»...

Информационно- творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста : «Россия - Моя Родина».

Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,...

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста "Наша Родина-Россия"

Конспект ООД в области речевого развития с детьми старшего дошкольного возраста "Наша Родина - Россия"...

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Направление работы по воспитанию у современных дошкольников чувств патриотизма и духовно-нравственных качеств является актуальным в образовательном процессе.На логопедических занятиях по темам  п...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Наталья Юрьевна,расшифруйте,пожалуйста,,что такое НОД? Каюсь,но знаю только математическое определение: НОД-наибольший общий делитель.Что обозначает у Вас? Конспект НОД,комплекс НОД?Мне материал понравился.Береза всегда была символом России,недаром каждый поэт этот образ использует в своих стихах.Воспитывать любовь к Родине и нужно начинать с таких ярких образов .

Забродская Наталья Юрьевна

Здравствуйте! НОД - непосредственная организованная образовательная деятельность детей

Гуля Наталья Владимировна

Раньше НОД просто называли простым и всем понятным словом "занятие". А теперь тем, что расшифровала Наталья Юрьевна. Приходится переводить с идиотского на русский. Теперь, не дай Бог, употребить это слово занятие, да ещё и при проверяющих!

Яковлева Маргарита Сергеевна

И значит,в названии работы лучше написать "Комплекс НОД"(хотя это слово тоже не очень звучит)?Ведь здесь не только конспект одного занятия,но и система работы над понятием.Боюсь оговориться,как там теперь у Вас это все прозывают?

Новоточина Наталья Андреевна

Это конспект. А Вы правильно подметили про комплекс. Ведь по новым ФГТ используется принцип интеграции.

Травушкина Надежда Владимировна

Как не крути, слово занятие всегда будет проскальзывать в работе с детьми. Мы можем писать в конспектах, в планах, употреблять это выражение на семинарах, педсоветах, но детям говорить:" Ребята, сейчас у нас будет непосредственно образовательная деятельность"- это просто не звучит. Детям всё равно ближе слово занятие.

Забродская Наталья Юрьевна

В дошкольном образовании много перемен, несомненно педагог должен грамотно оформлять свои материалы в связи с новыми требованиями