«Приобщение детей к истокам народной культуры»
материал (старшая группа) по теме

Климонтова Елена Владимировна

 

МБДОУ детский сад «Радуга»
«Приобщение детей к истокам народной культуры»
(из опыта работы)
Подготовила:
воспитатель
Климонтова Елена Владимировна
Умет 2012 г.Старая поговорка гласит: «Все новое-хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется 
человеком, как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую 
впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано, или поздно 
человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний 
день можно увидеть возрождение интереса к культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к 
их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться 
к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной деятельности человека, если его 
знакомить с родной культурой с раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном 
помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков-
тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. В своей работе с дошкольниками по 
приобщению к народной культуре и искусству поставила перед собой следующую цель:
Формирование основ культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к 
народным традициям.
Задачи.
1.Формировать основы национального самосознания и любви к отечеству.
2. Развивать интерес к русским традициям.
3. Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков (жилищем, предметов 
быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством. 
4. Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства, знакомить с 
особенностями национальных костюмов народов.
5. Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас.
6. Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.
Исходя их того, важным условием для развития детского творчества и поддержание интереса к 
культуре предков, служит развивающая среда. Особое внимание я уделила обогащению 
содержания окружающей среды. В ДОУ действует мини- музей «Русская изба». Наш мини-музей 
занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованиям настоящего музея. В его 
экспозиции многое сделано руками воспитателей, родителей, детей.
Так как невозможно представить себе русскую избу без печки, встала необходимость создать ее 
своими руками.Главная зона - «горница» , в нее поставили стол со скамейками, на стены повесили вышитые 
картины. Особый интерес у детей вызывает прялка. Дополнен интерьер народными «игрушками» 
выполненными детьми на занятиях по изобразительной деятельности. И еще одним из 
интересных моментов для детей является сундук. Как само пространство «мини – музея», так и 
его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной 
деятельности, развлечениях. Народное искусство я использую в непосредственно 
образовательной деятельности.
Осуществляется взаимосвязь изобразительное искусство с устным фольклором (потешки, загадки, 
песенки, сказки). Задача по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора 
художника Ю.Васнецова, решается во взаимодействии с изобразительной деятельностью и 
декоративной лепкой. При работе с детьми широко использую дымковскую, каргопольскую, 
филимоновскую игрушки. Очень нравится детям самостоятельно изготавливать поделки под 
дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и городецкой росписями. Погружение 
детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию 
различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей 
чувство прекрасного.
Перед тем, как приступить к выполнению творческих заданий, организуются с детьми экскурсии в 
музей «Русская изба». Все это делается для того, чтобы лучше познакомить с образцами 
народного искусства. Особенно любят дети сказки. В русской народной сказке заключенобогатое 
содержание в отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами 
выразительности. Особенно интересно проходит чтение сказок в музее, где четко можно увидеть 
обстановку русской избы, и ребенок чувствует себя очень комфортно и уютно, как «в сказке». Дети 
с удовольствием разыгрывают сказки и шуточные сценки. Известно, что сказка выполняет важную 
роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна умственная и творческая 
деятельность. В своей работе с детьми широко использую русские народные пословицы и поговорки. Через них 
у дошкольников формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание 
важности труда в жизни человека,почтительного отношения к его результатам. Знакомство с 
музыкальным фольклором осуществляется не только в образовательной области «Музыка», но и в 
повседневной жизни. Стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы», «Рождественский 
колядок» и т.д. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни , танцы, играют в 
народные игры. При проведении обрядовых праздников обращаю внимание детей на принципы 
изготовления и ношения русского костюма., провожу беседы с детьми о правильности поведения 
в тех или иных обрядовых действий. Ценность народного творчества в том, что с его помощью 
взрослые легко устанавливают эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их 
богатой выдумкой, остроумием заряжают своим веселым смехом, создают радостное настроение. 
Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку – это еще и маленькие 
театрализованные представления. Используя в играх считалки, присказки, приговорки ребенок 
связывает слово сдействием.
Проведение тематической беседы является очень важным при ознакомлении детей с традициями 
и культурой народа. Такие беседы проводятся как в непосредственно образовательной 
деятельности, так и в свободной деятельности детей, на протяжении всего дня. Использование 
элементов фольклора, ознакомление с подвижными народными играми проводятся во время 
утренней зарядки, на прогулке. Все работы детей по декоративно – прикладному искусству 
оформляются в виде разнообразных выставок, как в фойе детского сада, так и в групповых.
Активное участие по приобщению детей к традициям народной культуре принимают родители. 
Они являются инициаторами и активными участниками пополнения развивающей среды детского 
сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к 
образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных 
мероприятиях. В результате анкетирования родителей: 100%- по отзывам родителей- получили 
яркие впечатления от посещения музея, высказали желание пополнить экспонаты музея,100%-
удовлетворены полностью работой, проводимой педагогами в ДОУ по приобщению детей к 
народной культуре. В ДОУ имеется необходимая методическая литература, диски, книги для 
детей о народных промыслах. Диагностика уровня восприятия знаний детей старшего возраста 
показывает следующие результаты:
Высокий уровень восприятия-72%
Выше среднего уровня восприятия- 20%
Средний уровень восприятия-8%Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их 
творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Знакомя детей с изделиями народных 
мастеров, с народными традициями и фольклором, народными песнями, танцами, мы помогаем 
детям приобщиться к народной культуре. Соприкосновение с народным творчеством обогащает 
ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon obobshchenie_opyta.pdf454.81 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...