Игровые ситуации по сказкам для развития социально - коммуникативных навыков
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

                Игровые ситуации направлены на развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, основываются на сюжетах сказок, поступках сказочных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые ситуации по сказкам16.57 КБ

Предварительный просмотр:

        Каждый  день  мы  возвращаемся  в  мир  детства,  приходя  на  работу.  Каждый  день  к  нам  приходят  или  встречают  нас  чистые  детские  сердца.  Они  ждут  от  нас  внимания,  прощения  и  понимания.  Все  это  те  качества,  без  которых  не  может  состояться  настоящий  человек.  Примеры  поведения  взрослых  как  бы  сканируются  детьми,  и,  будучи  более  слабыми  и  беззащитными,  они  подстраиваются  под  нас.

        Сказки – это  неисчерпаемый  источник  вдохновения.  Сказки  укрепляют  иммунитет  доброты, нравственного  и  психического  здоровья.  Ведь  в  них  прослеживается  причинно -  следственная  связь,  понятная  детям,  воспитываются  настоящее  человеческие  чувства.  Герои  каждой  сказки  встречаются  со  злом  и  побеждают  его,  потому что  имеют  доброе  и  чуткое  сердце;  им  на  помощь  приходят  и  звери,  и  птицы,  и  даже  солнце.  

        Предлагаю вам игровые ситуации, направленные на развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетах сказок, поступках сказочных героев.

Пирамида добра

Дети встают в круг. «Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает - выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание». Начинает ведущий (например: «Я желаю вам быть дружелюбными и веселыми»). После того как все выскажут свои пожелания - возведут пирамиду добра, ведущий тихонько раскачивает ее и со словами: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Придумай сказке другой конец

Давайте вспомним, как закончилась сказка «Сивка-бурка», что произошло в конце. Подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивленные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают.) Давайте подумаем: как еще могла закончиться сказка? Как иначе могли поступить Иван, царь, царевна, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?».

Кто в доме главный?

Сейчас мы с вами немного пофантазируем. Представьте себе, что Иванушка и Елена Прекрасная поженились и у них родились дети, мальчик и девочка. Однажды сын спросил маму: "Кто в нашем доме самый главный?". Что ему ответила Елена Прекрасная?». Выслушав ответы детей, педагог обобщает их: «Главным, или главой семьи, является отец: он выполняет самые тяжелые дела по дому, кормит семью, заботится обо всех. Но главной является и мама: она главная по хозяйству в семье (убрать, покормить, пожалеть), и дети тоже главные. А кто главный в вашей семье? Надо ли слушаться родителей? Можно ли спорить с ними?

Как можно узнать настроение человека?

У меня сегодня отличное настроение. А у вас? Всегда ли оно у вас хорошее? Посмотрите на богатырей (рисунки детей) и скажите: у них одинаковое настроение? разное? Да, больной Илья Муромец печалится, грустит, а здоровый - радуется. Почему бывает грустно вам, вашим близким, вашим друзьям? Если у кого-то из ваших родных или друзей плохое настроение, как вы это заметите? Каким бывает лицо у такого человека? Как можно ему помочь? Как можно спросить о причине плохого настроения? Я принесла волшебную коробочку. В ней лежат конфеты «Хорошее настроение». Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям. (Пусть они избавятся от болезней. Пусть у всех никогда не будет бед. Пусть все будут добры, вежливы, пусть помогают друг другу. И многое другое.) И тогда все люди будут счастливы.

Как можно назвать человека по имени?

Когда я шла в детский сад, на скамеечке увидела Василину - девочку из соседней группы. Ее имя похоже на имя Василисы Премудрой. Девочка горько плакала. Когда я спросила, почему она плачет, Василина ответила, что дети называют ее Васькой, а ей это не нравится. Лучше бы ее называли ласково. Вы знаете, как ласково ее можно назвать? (Василинушка, Василисушка, Василиночка и т.д.) К каждому имени следует относиться с добрым чувством. Давайте подумаем, как можно назвать нас, наших знакомых, так чтобы им стало приятно, хорошо. Как мы можем обратиться к Саше? (Сашечка, Санечка, Сашуля, Сашуня и т.д.).

Мои поступки

Каждый совершает различные поступки, хорошие и плохие. Какие хорошие поступки совершают сказочные герои? А плохие? У меня в руках красные и синие кружочки. Я незаметно буду класть их на ваши ладони. Если вам попадет синий кружочек, вы вспомните свой плохой поступок и шепотом его назовете; если к вам попадет красный кружочек, то вы громко расскажете о своем хорошем деле. (Педагог делает так, чтобы каждый ребенок получил по красному и по синему кружочку.) О каких поступках говорить было легче? Почему? Какие поступки приносят радость вашим близким? Какие их огорчают? Если вы совершили плохой поступок и поняли, что кого-то обидели, огорчили, хорошо ли на душе у вас, спокойно ли? Да, по отношению к другим следует поступать так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Если бы я был волшебником

Дети стоят в кругу. У педагога в руках клубок. «Сейчас мы будем передавать клубок друг другу, оставляя кончик ниточки у себя; при этом мы должны сказать, какое чудо мы совершили бы для Хаврошечки, чтобы ей стало легче жить. Я начну первая. Если бы я была волшебницей, я бы подарила Хаврошечке еще больше терпения и верных друзей, а ты?».

Клубок передается любому ребенку - тот говорит о своем «волшебстве» и передает клубок другому. И так до тех пор, пока он не вернется к педагогу.

«Сейчас мы начнем разматывать нашу сеть и снова станем волшебниками, но наше волшебство теперь будет относиться к нам. Я опять начну первой. Если бы я была волшебницей, я бы сделала всех вас еще добрее, еще умнее, еще послушнее».

Игра заканчивается, когда клубок возвращается к педагогу.

Какими словами мы расскажем о близких?

Хаврошечка была сиротой, и ее воспитывали чужие люди, которые так и не смогли ее полюбить, но Хаврошечка все равно была с ними добра и ласкова. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. И у каждого из них есть имя. Давайте вспомним их имена. (Дети по кругу называют имена мам, пап, бабушек, дедушек.) И мы их любим. Почему? (Они добрые, ласковые, заботятся о нас.) Как вы обычно называете маму? (Мама, мамочка, мамуля.) Папу? (Папа, папочка, папуля.) Как вы обычно называете бабушку, дедушку? Как называют маму ее друзья, подруги? (Лена, Леночка.) Как называют папу его друзья? Как соседка называет бабушку и дедушку? (Анна Сергеевна, Иван Петрович.) Почему их так называют? (Они пожилые, старенькие, их нужно уважать.) Представьте, что вы пришли на день рождения к своей бабушке и поздравляете ее. Как вы к ней обратитесь? (Любимая, дорогая.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельности

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельностиСвоё сообщение я бы хотела начать со слов  Антуан де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роско...

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности

В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Развитие социально- коммуникативных навыков у младших дошкольников с помощью игровых образовательных ситуаций...

Статья для педагогов «Использование игровых заданий и упражнений в развитии социально–коммуникативных навыков»

Использование игровых заданий и упражнений в развитии  социально–коммуникативных навыков....