Здравствуй, зимушка - зима!
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Шостак Валентина Сергеевна

конспект о знакомстве с русским народным фольклором, с предметами быта старины, с народными играми. Связь детского сада с социальными институтами (библиотека).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области»

                            Конспект

   непосредственной        образовательной      

                        деятельности

                                                                                           

          «Здравствуй, зимушка-зима!»

                                                         

                                                                     Подготовила воспитатель

                                                                    Шостак  Валентина Сергеевна

                                                 

                                               Белгород  2011

Тип НОД: интегрированный

Вид НОД: обучающий, закрепляющий

Программное содержание: познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и козел»; формировать образную речь; обогащать словарь названиями предметов быта: колодец, коромысло. Воспитывать интерес к народному быту, уважение к труду, любовь к родному краю, к традициям и фольклору русского народа.

 Оборудование: выставка художественной литературы, куклы лиса и козлик, убранства русской избы, русский народный костюм хозяйки, магнитофон, макет колодца, коромысло, лошадка- самоделка для подвижных игр, бумага ножницы.

Методы и приемы: чтение художественной литературы, игра, хоровод, творческая деятельность, проблемно-поисковая ситуация, загадки.  

Предварительная работа: экскурсия в музей «Русская изба», знакомство с предметами быта.

Музыкальный ряд: русская народная песенка «Как на тоненький ледок», «Зима-зимушка пришла» на мотив русской народной песни « Как у наших у ворот».

Художественный ряд: русская народная сказка «Лиса и козел», потешка «Посылали молодицу…», загадки, приметы.

 Ход НОД:

Дети в играх- имитациях под задорную музыку играют в подвижные игры «Катаемся на санках», «Снежки».

Хозяйка: Ребята, сегодня 7 декабря - день Екатерины – санницы. Была такая на Руси царица, которая придумала этот праздник. В этот день все катались на санях и взрослые и дети. Считалось, если промчишься с горки – все заботы и тяготы слетят с души.

Хозяйка: - Ох, ребята, поиграли, накатались, замерзли наши щечки, ручки. Приглашаю вас в свою горницу погреться. Рассаживайтесь поудобнее.

Мы с вами уже встречались на посиделках. Какое время года было?

Дети: осень.

 А сейчас?

Дети: зима.

Да по календарю уже наступила зима  снежная, морозная. Сегодня  мы поговорим о зиме, о морозах, о снеге.

Приметы:

Зима снежная – лето дождливое .(урожайный год)

Декабрь студен, на всю зиму землю студит. (что означает это слово)

Зимой месяц кверху рожками – к морозу .(показать картинку)

     Сяду с вами я на лавку

И немножко посижу

Загадаю вам загадки

Кто смышленей погляжу.

Загадки:

Бел как мел, с неба прилетел

Зиму пролежит, а весною убежит. (снег )

   Невидимкой осторожно он является ко мне

И рисует как художник он узоры на окне. (мороз)

    В огне не горит и в воде не тонет. (лед)

 Стук в дверь.

Кто-то в гости к нам пришел? Это Любовь Ивановна, наш библиотекарь.

Соц. Институт – библиотека.

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел».

Вопросы к детям.

Хозяйка: Ребята о ком вы слушали сказку?

Дети: слушали сказку о лисе и о козле.

                 Какая лиса?

Дети: лиса хитрая.

                 Какой козел?

Дети: козел глупый.

                 А почему лиса упала в колодец?  

Дети: по сторонам засмотрелась.

Хозяйка: спасибо Любовь Ивановна вам за забавную сказку.

-Ребята, посмотрите на столе – удивления какой-то сундучок стоит. Давайте посмотрим, что в нем?

Русская народная песенка «Как на тоненький ледок!»

Хозяйка: Ванюша накатался, пить захотел.

(дает Ване кружку с водой )

Ой, вода заканчивается. Надо бы и по воду сходить. Раньше по воду ходили к колодцу с ведрами. А чтобы легче было носить ведра с водой, пользовались коромыслом. Посмотрите – это коромысло.

     (Хозяйка показывает, как носили ведра с водой на коромысле). Дает     коромысло поносить детям.

Чтение потешки.

     Посылали молодицу

Под горушку по водицу.

А водица далеко, а ведерко велико.

Наша Катя подрастет

Катя силы наберет.

Станет по воду ходить

Ведра красные носить.

Когда воду наберут из колодца обязательно его закрывали крышкой, чтобы туда ничего не упало. Водичка в колодце была прозрачной и студеной.(холодной)

 

Сегодня вода есть в каждом доме, квартире. Она течет из крана.

 «Сундучок удивления».

Игра «Прошлое и настоящее».

Цель: закреплять умения детей находить пару данному предмету по особым признакам (проблемно-поисковая ситуация).

Дом-изба

Чайник-самовар

Плита-печь

Ванна-корыто

Кран-коромысло.

(Дети находят пару своему предмету, в это время хозяйка раскладывает снежинки по кругу).

Хозяйка: посмотрю, как вы играли. Кто с кем дружит?

Пока вы играли с прошлым и настоящим,  ветер открыл дверь и к нам в горницу влетели волшебные снежинки. Они хотят танцевать.

Станьте каждый у одной снежинки.

  Игра-хоровод со снежинками

Зима-зимушка пришла

И снежинки принесла

Ах, снежинки хороши

С ними пляшут малыши

Мы снежинки поднимаем

И над головой качаем

Как снежинки хороши

Дружно пляшут малыши

Нет снежинок у ребят

За спиною тихо спят

Тише-тише не шумите

И снежинки не будите

Как снежинки хороши

С ними пляшут малыши

Покружись, покружись

А теперь всем поклонись!

Звучит тихая спокойная мелодия

Хозяйка: А теперь вы отдохнете

Ладошки протяните.

Настроение получите

(раздаю смайлики)

Хозяйка: Живут со мной в избушке две мышки: одна веселая, а другая грустная.

Хозяйка: Ребята, кому сегодня у меня в гостях понравилось, было интересно и весело, подарите свое настроение веселой мышке,

а если кому-то было грустно и скучно - то грустной.

(Угощение пряниками)

Спасибо,  что в гости зашли

    Список  использованной  литературы

         1.  Князева О.Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам     русской национальной культуры. – Спб.: Акцидент, 1997.

2.  Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. И дополн.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3.  Капранова Л.Н. Бабушкины забавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Составители Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина.Художники В.Н.Куров, Г.В.Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

5. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. – М.: Просвещение, 1972.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.

          «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...

Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации:  ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...

Перспективное планирование в старшей группе Зима «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь)

Перспективное планирование в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь). Четыре тематические недели с названием тем и методической литературой. 1)3.12-7.12 «Здравствуй, зимушка зима»; 2)10....

Праздник начала зимы. "Здравствуй, Зимушка - Зима"

Детей в музыкальном зале встречает Зима, которая увлекает их в свои игры. И все "переносятся" в зимний лес, где встречают зверят. Они выполняют задания от Зимы, с которыми с радостью справля...

Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)

Цель -  продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....

Здравствуй зимушка -зима. Зимующие птицы

Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Зимующие птицы. Цель:  Расширять представления детей о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном по...