Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку
материал по теме

Отева Надежда Ивановна

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorcheskaya_masterskaya._po_doroge_v_skazku.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 146

города Тюмени

Утверждено:

Согласовано:

Заведующая  МАДОУ детский сад № 146

     ____________Торопыгина Е.П.

Программа дополнительного образования:

 «Творческая мастерская.

 По дороге в сказку»

Автор:

Педагог-психолог МАДОУ д/с № 146

Отева Надежда Ивановна

г. Тюмень, 2012 г.

Содержание:

Наименование разделов

Страницы

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи

4

3

Методические рекомендации

5

4

Учебный план

7

5

Учебно-тематический план

9

6

Содержание программы

12

7

Критерии оценки

18

9

Список литературы

20

10

Приложение 1

21

  1. Пояснительная записка

Программа «Творческая мастерская. По дороге в сказку» предназначена для работы с детьми от 2 до 4 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности  творческого мышления и воображения. А так же направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.

Программа включает в себя пальчиковые игры, сказки и творческую деятельность в зависимости от темы занятия. Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а так же по-другому взглянуть на окружающий мир.

Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

  1. Цель программы:

Развитие творческого мышления и воображения у детей, снятие эмоционального напряжения, тревожности и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Образовательно-развивающие:
  1. Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
  2. Развитие мелкой моторики;
  3. Расширение кругозора ребенка;
  4. Развитие у детей навыков общения со сверстниками;
  5. Сенсорное развитие;
  6. Развитие художественных способностей

  1. Оздоровительные:
  1. Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  3. Снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей;
  4. Повышение самооценки

  1. Воспитательные:
  1. Формирование у ребенка познавательного интереса;
  2. Обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам);

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, практический.

Средства реализации:

Во время занятий используются:

  1. Пальчиковые игры;
  2. Демонстрация сказки (кукольный театр либо презентация)
  3. Творческая деятельность;
  4. Музыкотерапия.

Способы организации:

Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю. Длительность встречи 15-20 минут. Программа включает 24 занятия.

3. Методические рекомендации

Программа построена по учебному плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить занятия. Содержание программы предусматривает включать в занятия пальчиковые игры, демонстрацию сказки и творческую деятельность по сказке.

Занятие строится по определенной схеме и

состоит из нескольких частей.

1. Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры.

2. Демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация).

3. Творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск «Мама и малыш»).

4. Ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).

При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется право корректировать занятия.

Материалы и оборудование

- краски (акварель, гуашь, пальчиковые), кисти, мелки, фломастеры, карандаши;

- белый и цветной картон, альбом, цветная бумага;

- пластилин, соленое тесто;

- листы бумаги формата А4;

- природный материал (листики, камушки, песок)

- стаканчики-непроливайки;

- ножницы (с закрытыми лезвиями);

- клей (карандаш, ПВА)

-  различный бросовый материал;

- фантики от конфет, пустые пластиковые бутылки, баночки из под йогуртов, спички и т.д.

  1. Учебный план

Разделы программы

Количество занятий

октябрь

Божья коровка и жуки

4

Божья коровка

Репка

Колобок

ноябрь

Курочка Ряба

4

Три поросенка

Гуси-лебеди

Волк и 7 козлят

декабрь

Теремок

4

Маша и медведь

Три медведя

Лисичка со скалкой

январь

Рукавичка

4

Мороз Иванович

12 месяцев

Снегурочка

февраль

Заячья избушка

4

Кот, лиса и петух

Под грибом

Пряничный домик

март

Кораблик

4

Три котенка

Лиса и журавль

Олино колечко

итого

24

  1. Учебно-тематический план

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

Пальчиковые игры

Червячок

Мухи

Помощники

Левая и правая

Сказка (либо потешка)

Божья коровка и жуки

Божья коровка

Репка

Колобок

Творческая деятельность

Жук на полянке

Точки на спинке у божьей коровки

Посадил дед репку

Колобок

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

Пальчиковые игры

Цыплята

Дом

Ракушки

Дом

Сказка (либо потешка)

Курочка Ряба

Три поросенка

Гуси-лебеди

Волк и 7 козлят

Творческая деятельность

Яичко простое и золотое

Домик для поросят

Яблонька; Речка-кисельные берега

Козленок на лугу

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

9 занятие

10 занятие

11 занятие

12 занятие

Пальчиковые игры

Дом

Мухи

Червячок

Помощники

Сказка (либо потешка)

Теремок

Маша и медведь

Три медведя

Лисичка со скалкой

Творческая деятельность

Строим теремок

Мишка косолапый

Угости мишку

Лисичка-сестричка

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

13 занятие

14 занятие

15 занятие

16 занятие

Пальчиковые игры

Кролик

Змейка

Зайцы

Левая и правая

Сказка (либо потешка)

Рукавичка

Мороз Иванович

12 месяцев

Снегурочка

Творческая деятельность

Кто в рукавичке живет

Укрась платочек

Снежинка

Снеговичок

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

17 занятие

18 занятие

19 занятие

20 занятие

Пальчиковые игры

Кролик

Змейка

Дом

Дом

Сказка (либо потешка)

Заячья избушка

Кот, лиса и петух

Под грибом

Пряничный домик

Творческая деятельность

Избушка для зайчика

Петя-петушок

Гриб

Домик

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

21 занятие

22 занятие

23 занятие

24 занятие

Пальчиковые игры

Ракушки

Левая и правая

Зайцы

Цыплята

Сказка (либо потешка)

Кораблик

Три котенка

Лиса и журавль

Олино колечко

Творческая деятельность

Кораблик

Котенок

Лиса и журавль

Укрась колечко

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

  1. Содержание программы

Пальчиковые игры (См. Приложение 1)

Цели и задачи:

- формирование интереса к занятиям;

- развитие воображения;

- развитие мелкой моторики.

Методы обучения:

Выполнение движений пальцами в сочетании со стихотворной формой.

Демонстрация сказки

- формирование интереса к занятиям;

     - создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

     - расширение кругозора ребенка

Творческая деятельность

Цели и задачи:

- формирование интереса к занятиям;

- создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

- развитие творческого мышления и воображения;

- снятие эмоционального напряжения, тревожности;

- обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам).

Методы обучения:

Наглядный, словесный, практически

Занятие 1 «Жук на полянке»

Материалы: заготовки основания – лапок жука из черного картона, зеленый стаканчик из-под йогурта, мягкий пластилин, клей

Ход работы: стаканчик – это травка, на которой живет жучок. Приклеить основание жука на стаканчик сверху, затем скатать шарик из пластилина – это тела жука и прилепить его на основание.

Занятие 2 «Точки на спинке у божьей коровки»

Материалы: картинки божьей коровки, черный мягкий пластилин, желтые и красные фломастеры.

Ход работы: раскрасить спинку божьей коровки желтым или красным фломастером. Сказать детям, что божья коровка потеряла свои пятнышки. Затем скатать шарики из черного пластилина и поместить их, расплющивая, на спинку божьей коровки.

Занятие 3 «Посадил дед репку»

Материалы: чёрный, жёлтый и зелёный мягкий пластилин, крышки из-под сметаны.

Ход работы: отщипываем кусочки черного пластилина (земля) и расплющиваем его на крышке из-под сметаны.  Катаем шарик из желтого пластилина, расплющиваем один конец шарика (репка). Катаем колбаску из зеленого пластилина (листик), расплющиваем ее, соединяем с жёлтым шариком и готовую репку прикрепляем на крышку.

Занятие 4 «Колобок»

Материалы: ватные диски, клей, фломастеры, цветной картон.

Ход работы: ватный диск (колобок) наклеить на цветной картон, фломастерами нарисовать глазки, нос и рот.

Занятие 5 «Курочка Ряба»

1 вариант -

Материалы: чёрный, коричневый, жёлтый мягкий пластилин, крышки из-под сметаны, горох (или любая крупа).

Ход работы: покормим курочку, отщипнем и расплющим на крышке из-под сметаны черный или коричневый пластилин (земля), вдавим в него горох (зёрнышки для курочки). Скатаем шарик из желтого пластилина (золотое яичко для деда и бабы, чтобы они не плакали), поместим на крышку.

2 вариант – «Яичко простое и золотое»

Материалы: крышки из-под сметаны, пластилин, желтый фломастер, вырезанные заготовки яиц из серебристого картона.

Ход работы: на пластилин прикрепить к крышке яичко серебристой стороной вниз (простое яичко); раскрасить заготовку яйца с нецветной стороны желтым цветом (золотое яичко)

Занятие 6 «Домик для поросят»

Материалы: листы, ватные палочки, гуашь.

Ход работы: нарисовать ватными палочками домик (для малышей можно обвести по контуру), нарисовать следы поросят, которые убегают от волка.

Занятие 7 «Яблонька, речка - кисельные берега»

Материалы: листы с изображением яблони (черно-белый вариант), ватные палочки, гуашь, картон, синий скотч, безопасные ножницы (с закрытыми лезвиями).

Ход работы: ватными палочками и красной гуашью рисуем яблоки (точечно); на картон приклеиваем полоски синего скотча (река-кисельные берега).

Занятие 8 «Козленок на лугу»

Материалы: зеленый стаканчик из-под йогурта, картинка козленка, картон, зелёный бросовый материал, клей.

Ход работы: приклеиваем козленка на зеленый стаканчик, стаканчик приклеиваем на картон; на картон приклеиваем зелёный бросовый материал (травка).

Занятие 9 «Строим теремок»

Материалы: листы, цветной скотч, ножницы.

Ход работы: наклеиваем на лист полоски цветного скотча так, чтобы получился домик (теремок). Можно приготовить контурное изображение домика на каждого ребенка.

Занятие 10 «Мишка косолапый»

Материалы: шишки, пластилин, доска для пластилина, картонная подставка.

Ход работы: катаем из пластилина шарики (голова, уши, хвост) и колбаски (лапы), прикрепляем пластилином на подставку.

Занятие 11 «Угости мишку»

Материалы: футляр от киндер-сюрприза, заготовки крыльев из оберточного материала, клей, фломастеры, крышка от сметаны, жёлтые и оранжевые круги из картона.

Ход работы: беседа с ребенком на тему «любимое лакомство медведя» и откуда берется мёд; фломастером нарисовать черные полоски на футляре от киндер-сюрприза (тело пчелы), приклеить крылья, нарисовать глазки, нос, рот (пчела); на крышку от сметаны наклеить жёлтый или оранжевый круг (чашка с мёдом).

Занятие 12 «Лисичка-сестричка»

Материалы: заготовки листов с клеевым контуром лисы (можно использовать канцелярский клей, клей ПВА или клей-карандаш), кисти, гуашь, пластилин.

Ход работы: красками  раскрасить лист (клеевой контур лисы будет выделяться), скатать из пластилина колбаску (скалка) и прикрепить на лист.

Занятие 13 «Кто в рукавичке живет»

Материалы: заготовки рукавички на каждого ребенка (в виде книжки), мышки, нарезанные полоски шерстяных ниток, клей.

Ход работы: наклеить мышку на внутреннюю часть рукавички, приклеить ей усы из шерстяных ниток.

Занятие 14 «Укрась платочек»

Материалы: белые кусочки х/б ткани квадратной формы (платочек), краски для ткани или фломастеры.

Ход работы: нарисовать снежинки, елочку или другой морозный узор на ткани.

Занятие 15 «Снежинка»

Материалы: листы бумаги или картона, синий скотч, безопасные ножницы.

Ход работы: наклеиваем полоски скотча на белую бумагу в виде снежинки (можно предварительно нарисовать для детей схему снежинки).

Занятие 16 «Снеговичок»

Материалы: круги разного размера из синего оберточного материала на каждого ребенка, клей, листы, фломастеры.

Ход работы: наклеиваем на лист бумаги круги – тело снеговика и ножки, рисуем глазки, нос-морковку, рот, пуговицы, ведро на голове.

Занятие 17 «Избушка для зайчика»

Материалы: треугольники из белых золотинок и квадраты из желтых золотинок, картинки зайчика на каждого ребенка, клей, листы.

Ход работы: наклеиваем желтую и белую золотинку на лист так, чтобы получился домик (треугольник  крыша, квадрат - основание), на желтую золотинку приклеиваем зайчика. Получилась избушка для зайчика.

Занятие 18 «Петя-петушок»

Материалы: черно-белые картинки с изображением петуха, пальчиковые краски, влажные салфетки.

Ход работы: пальчиковыми красками рисуем гребешок, сережки, хвост, желтой краской рисуем зернышки для петуха.

Занятие 19 «Гриб»

Материалы: картинки с изображением мухомора без точек, белый мягкий пластилин, паралоновые губки, зеленая гуашь, чашка с водой.

Ход работы: катать из белого пластилина шарики и расплющивать их на шляпке гриба; паралоновую губку обмакивать в воду и зеленую гуашь и рисовать травку, на которой растет гриб.

Занятие 20 «Домик»

Материалы: листы, треугольники из фантиков, клей, цветная изолента, ножницы, пластилин, макароны  в виде цветочков или других фигур.

Ход работы: наклеить треугольник из фантика на белый лист (крыша), из изоленты наклеить стены и пол (3 полоски изоленты), внутри домика на пластилин прикрепить макароны.

Занятие 21 «Кораблик»

Материалы: скорлупа от грецких орехов, зубочистки, мягкий пластилин, нарезанные белые прямоугольники из тонкой бумаги.

Ход работы: скорлупу  грецкого ореха заполнить пластилином, на зубочистку надеть прямоугольник и вставить в пластилин.

Занятие 22 «Котенок»

Материалы: листы с изображением черного силуэта кошки, вата, клей.

Ход работы: делаем аппликацию из ваты (отрываем кусочки ваты и наклеиваем на силуэт кошки) – получился пушистый белый котёнок.

Занятие 23 «Лиса и журавль»

Материалы: картинки лисы и журавля, прикреплённые на клейкую бумагу, белый картон, фломастеры, цветные карандаши.

Ход работы: показать детям, как отклеить картинку от основы и наклеить на лист; фломастерами и карандашами нарисовать солнце, травку, цветы.

Занятие 24 «Укрась колечко»

Материалы: вырезанные из картона кольца (окружности средней толщины), листы, клей, пластилин, макароны различной формы, крупа (гречневая, рисовая).  

Ход работы: наклеить кольцо на картон, на пластилин прикрепить макароны и крупу (украсить колечко).

  1. Критерии оценки.

Эффективность программы оценивается с помощью тестирования в начале и в конце программы и путем экспертной оценки родителями и педагогами. Предлагается следующая методика определения творческого развития детей. Детям читается русская народная сказка «Заячья избушка» Затем детям предлагается сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.

Процедура проведения

Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка» (См. Приложение 3). Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».

Техника проведения: у каждого ребенка есть все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 мин.

Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Критерии оценки

Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, МФ. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение. За основу ими были взяты следующие показатели:

- соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;

- полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);

- правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);

- адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;

- эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

В соответствии с данными критериями специалистами выделены качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.

0 уровень (очень низкий) -  воссозданные образы не соответствуют образам произведения;

1 уровень  (низкий) – изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи;

2 уровень (средний) – воссоздан отдельный эпизод;

3 уровень (высокий) – воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);

4 уровень (очень высокий) – воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества.

Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В результате был выявлен уровень состояния творческого воображения у детей на начальном этапе работы.  После проведенных занятий было проведено повторное тестирование детей по той же методике.

Список литературы

  1. Иванова И.Н. Основы психокоррекции и психотерапии: учебное пособие. Тмень: Издательство Тюменского Государственного университета, 2008. 260 с.
  2. Косинова ЕМ. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. -192 с.: ил.
  3. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС 1997. – 96 с.: ил. – (Основы художественного ремесла)
  4. Перепелюков Ю.Ю. Энциклопедия твистинга, 70 моделей, г. Ростов – на – Дону, 2011 г.
  5. Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adalin.mospsy.ru
  6. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.
  7. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.
  8. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.

Приложение 1

Пальчиковые игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

содержание программы "Творческая мастерская"

содержание программы занятия 1-26...

Образовательная программа «Творческая мастерская»

Программа развития творческих способностей у детей младшего возраста...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Районная программа творческой мастерской "Познаём мир"

В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимос...

Программа творческой мастерской "Страна фантазеров"

Этот материал поможет педагогам дополнительного образования в планировании работы кружков по художественно-эстетическому развитию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творческой мастерской «Сказки «Цифрограда»

Для детей старшего дошкольного возраста (Познавательно - речевое развитие)...