Семинар-практикум "Сущность развивающего обучения"
материал по теме

Куракина Татьяна Григорьевна

Активировать знание педагогов о сущности развивающего обучения, о структурных компонентах деятельности и развивающего занятия. Помочь воспитателям применять теоретические знания при составлении конспектов развивающих занятий. Активировать мыслительную деятельность. Развивать педагогический кругозор. Поддерживать организованность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum-_shk._molod._pedagoga.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Тема: Сущность развивающего обучения. 

Цели и задачи: активировать знание педагогов о сущности развивающего обучения, о структурных компонентах деятельности и развивающего занятия. Помочь воспитателям применять теоретические знания при составлении конспектов развивающих занятий. Активировать мыслительную деятельность. Развивать педагогический кругозор. Поддерживать организованность.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Оборудование: схемы, таблицы, кроссворд.

Ход семинара.

1 часть. Организационный момент. 

Приветствие. Сообщение темы, задач. Подчеркнуть значение темы для применения теоретических знаний в практике.

2 часть. Изложение темы.

Сущностью и содержанием развивающего обучения является развитие личности ребенка, его творческой активности, и прежде всего (какое развитие?) умственное развитие, которое предопределяет развитие всех других сторон личности и тесно связано (с каким воспитанием?) с нравственным, трудовым, физическим воспитанием.

И.Г. Песталоцци, который по праву считается основоположником развивающего обучения, считал, что основной целью развивающего обучения является умственное развитие ребенка:

 а) это возбуждение ума детей к активной деятельности.

б) это развитие познавательных способностей.

Перечислите, что это за способности?

(мыслить, делать выводы, запоминать и т.д.);

в) выработка у детей умение логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.

К.Д. Ушинский тоже четко сформировал сущность развивающего обучения. Он писал, что оно состоит в развитии умственных способностей ребенка, его наблюдательности, мышлений, памяти, воображении, фантазии и рассудка.

Усова экспериментально доказала, что при активном руководстве каждого ребенка в процессе обучения обеспечивается высокий уровень развития всех детей. Это значит, что развивающее обучение вооружает их эффективными способами приобретений значений и умений: воспитывает умственную активность и развивает интерес к знаниям.

Лев Семенович Выготский доказал, что обучение ведет развитие и должно вести.                И это полностью зависит от кого? (от педагога). Чтобы развивать дошкольников надо помнить, что такое развивающее обучение. Это обучение, построенное на двух уровнях развития: зона актуального развития (это, что ребенок может сам, без помощи взрослого) и зона ближайшего развития (это то, что ребенок может с нашей помощью).

По мнению Л.С. Выготского принцип обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к еще более трудному, от абстрактного к еще более конкретному, т.е. обучение должно ориентироваться (как вы думаете, на какой день?) не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Дети по уровню развития разные и поэтому нам, воспитателям важно оказывать разные меры помощи.

Давайте, вспомним,  для детей особо развитых какую меру помощи мы применяем?  Да, 1-ую меру помощи: «Ты молодец, у тебя получится». Т.е. важен эмоциональный настрой. Для детей менее подготовленных? 2-ая мера помощи: «Вспомни, как мы это делали?». 3 мера помощи для другой группы детей: «Я начну, а ты продолжи», «Сделай, как я».

Идеями развивающего обучения продолжают заниматься Ананьев, Л.В. Занков, В.В. Давыдов. Они доказали, что развивать детей можно только в процессе чего? (деятельности).

Деятельность – это процесс активности, при котором цели и мотивы совпадают. Основным показателем деятельности является преобразование.

Д.        

    мотивация           задача                   способ

Структурные компоненты деятельности: мотив, цель или задача и способ.

Существует три типа мотивации:

  1. Игровая (помощь игрушке).
  2. Общение (помощь взрослому).
  3. Мотивация личностной заинтересованности. Т.е. мотивация, которая основана на компетенции и значимости самого ребенка

Что такое мотив? (побуждение к определенной деятельности)

Что такое задача? (это цель, заданная в конкретных условиях)

Что такое способ? (это метод, т.е. как мы это будем делать? что делать?). (Это специальные схемы, понятия, формы модели, описание).

Задание. Придумайте, примеры 3-х типов мотивации.

Вопрос: От чего зависит развивающий эффект занятия? (от способов обучения и от характера задания).

Давайте вместе с вами разберем компоненты развивающего занятия.

  1. Формирование мотивации.
  2. Ввод учебной или игровой задачи.
  3. Принятие задачи ребенком.
  4. Поиск нового способа.
  5. присвоение нового способа.
  6. Рефлексия. (Что нам, удалось сегодня, чего не удалось вчера)

Чтобы составить конспект развивающего занятия необходимо продумать:

  1. Какую мотивацию мы будем, формировать у детей: (игровую, мотивацию общения, или мотивацию личностной заинтересованности).
  2. Как лучше поставить перед детьми игровую или учебную задачу? Какие этапы решения этой задачи.
  3. Есть цель и условия, препятствующие достижению цели. Ребенку необходимо проанализировать условия, т.е. понять, что мешает достижению цели, а дальше найти способ решения задачи: преобразовать свой прошлый опыт или открыть для себя новый способ.
  4. Надо продумать, какие признаки, сведения о понятиях, способе действия надо раскрыть на         данном занятии, что я о них знаю, что знают дети. На какие значения и умения детей следует при этом опираться. Подумать, какие трудности могут возникнуть у детей, какие ошибки они могут допустить.
  5. Какие средства, методы, приемы, формы можно использовать для решения задачи.
  6. Как эффективнее использовать содержание данного занятия для развития детей.
  7. Подумать, какие условия надо создать детям, чтобы развивать их познавательные интересы и чтобы дети самостоятельно мыслили, общались между собой, смогли совместно находить решение задачи, становиться  партнерами в совместном поиске.

- Как вы считаете, что будет для ребенка полезнее, если вы новый способ хорошо объясните, растолкуете или когда ребенок сам откроет этот способ, сам пройдет путь развития методом проб и ошибок?

Когда каждый ребенок откроет для себя способ – это называется эвристические знания, мышления. Воспитатель для этого должен уметь отодвинутся на 2-ой, 3-ий план, надо уметь «стать в тень» и, предоставить детям самим добывать знания.

Например:  Чтение записи двухзначных чисел. Просим ребенка посчитать до 4-х и дальше. Дети чаще всего считают, запоминая механически. Надо объяснить, что знать – это русское, старинное слово, что означает 10. 1 на 10(дцать)= 11. в числе 10, сверх этого десятка – единица. А в числе 13, сколько над дцать – 3, все число – 13. Каждое число стоит на своем месте, здесь – единицы, здесь – десятки. Знакомя детей с последующим и предыдущим числом, дает возможность им самим открыть это. Давайте вслушаемся в это слово по-сле-дую-щее, а после чего идущее? Объяснить, что только в числовом ряду на единицу отличаются числа.

Давайте придумаем название числа, которое стоит перед ним (предыдущее). Через эвристические методы ребенок хорошо усваивает материал. 50% детей путают в использовании терминов, если не идут эвристическим путем. Ребенок мыслит «Я нашел!».

Что такое проблемная ситуация? (это та, ситуация в которой нельзя использовать способы, знакомые по прошлому опыту).

Необходимо продумать проблемные ситуации или творческие задания на моделирование. Очень важно, чтобы дети в результате деятельности творчески мыслили, самостоятельно ставили и решали задачу, выходили за пределы ситуации. Находили не стандартные решения, чтобы реализовать задуманное. Очень важно осуществлять гибкое руководство, постоянно ориентироваться на каждого ребенка: поощрять поиск, не оставлять без внимания ни одного высказывания, внимательно относится к ответам и рассуждениям детей.

Мой опыт показал, что дети 2-ой младшей группы и даже 1-ой младшей уже способны свободно ориентироваться в условиях практических задач, самостоятельно находить выход в проблемно-игровых ситуациях. Давайте представим ситуацию проблемного характера, заданную в младшей группе. Игра «Достань мяч!»  Задание: найти и достать спрятанный мяч. Вначале воспитатель прячет мяч так, что его легко можно достать, а затем кладет на высокий шкаф. Задача и цель – достать мяч и условие, которое препятствует достижению цели (лежит высоко, не дотянуться). Дети подпрыгивают, становятся на цыпочки.

Воспитатели анализируют условия, направляет поиск. Дети подставляют стул, находят пачку, так вырабатывается самостоятельность мышления. Воспитатель создает условия для интеллектуального развития.

Цель программы «Детство» – развитие умственных и творческих способностей детей. Эта программа требует от воспитателя педагогического мастерства и творческого подхода. Необходимо определить уровень подготовленности детей. Планы знаний помогают нам спроектировать различные развивающие ситуации. Мы определяем для себя продолжительный ход занятия. Когда мы отбираем программный материал, то мы акцентируем внимание на средства, которые необходимы для решения познавательных и творческих задач, подбираем ситуации, которые эмоционально значимы для детей и проблемно интересны.

Задание педагогам.

Предлагаю использовать компоненты развивающего занятия. Анализируем занятия. После анализа предлагаю педагогам кроссворд для закрепления темы.

Кроссворд.

Задание к кроссворду.

По вертикали: 1) Что является основным показателем деятельности? (преобразование)

По горизонтали:  2) От чего зависит развивающий эффект обучения? (способ). 3) Процесс активности, при котором цели и мотивы совпадают? (деятельность). 4) Как называется ситуация, в которой нельзя использовать способы, знакомые по прошлому опыту детей? (проблемная). 5) Цель заданная в конкретных условиях? (задача) 6) Что побуждает детей к определенной деятельности? (мотивация). 7) Одна из форм обучения развивающего занятия? (игра).

 

ИТОГ.

Так как вы быстро решили кроссворд можно сделать вывод о том, что вы хорошо разобрались с темой семинара. Я благодарю Вас за активность.

Я считаю, что эта тема сложная, требует самостоятельной проработки. Поэтому Вам домашнее задание. Написать развернутый конспект развивающего занятия, провести это занятие и сделать письменный анализ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...

Технология развивающего обучения Программа обучения детей восприятию музыки

Технология развивающего обученияПрограмма обучения детей восприятию музыки...