"Использование разнообразных музыкальных видов детской деятельности в процессе интеграции образовательных областей"
статья по теме

Завьялова Татьяна Николаевна

 

Из опыта работы музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_vystuplenie.docx38.16 КБ
Microsoft Office document icon teatr_mody.doc2.85 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №21» г. Тобольска

«Использование разнообразных музыкальных видов детской деятельности в процессе интеграции образовательных областей»

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Завьялова Татьяна Николаевна

г. Тобольск 2012г

Слайд 1 – Заставка детского сада

Слайд 2:

- Добрый день, уважаемые коллеги!  Я рада видеть всех вас в нашем детском саду, в нашем зале.

Слайд 3:

-  Наш детский сад – наш добрый дом, в котором дружно мы живем!

- Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы на тему: Слайд 4:

 «Использование разнообразных музыкальных видов детской деятельности в процессе интеграции образовательных областей».

 Наш детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, которая обеспечивает разностороннее развитие детей от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям Слайд 5:

 – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных, личностных качеств детей в дошкольном возрасте решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.          

- Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии снижает Слайд 6: утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Приоритетность участия педагогов в занятии определяется тематикой и теми формами работы, через которые наиболее эффективно могут быть решены задачи закрепления и уточнения соответствующих знаний, умений и навыков детей.

Слайд 7:

 - Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие, изменяются  пропорции тела, нарастает мышечная масса, увеличивается масса мозга. Ребенок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

     

- Данная программа выделяет 10 образовательных областей Слайд 8:

 («Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация»), которые не должны реализовываться в образовательной деятельности  в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придет целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или несколько) в другую.

- При разработке образовательной области « Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребенка дошкольного возраста является: 

Слайд 9:

- Способом самовыражения;

- Способом познания и понимания окружающего мира;

- Универсальным способом жизнедеятельности;

Основные задачи педагогической работы в образовательной области

 « Музыка» ориентированы на создание условий для развития разнообразных качеств и способностей ребенка, а так же, освоение им музыкально – художественной деятельности.

Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы, так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Сейчас я хочу поделиться опытом, и рассказать, как проходит интеграция всех областей в нашем детском саду.

- Совместно с воспитателями мы планируем и проводим занятия в разных нетрадиционных формах: Слайд 10:

 в форме сказок, экскурсий, спектаклей, поиска, путешествий, фантазий, деловых игр, интегрированных занятий.

Слайд 11:

Занятие-путешествие

Путешествия привлекают детей тем, что вносят атмосферу неожиданности, непредсказуемости. Позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выражению у них чувств взаимопомощи, коммуникативных умений. 

Занятие-сказка

Самая любимая форма занятия. Дети всегда готовы играть в сказку. Это их способ познания мира. Сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому. Занятия, построенные в виде сказки помогают ребёнку познавать мир умом и сердцем, и выражать своё отношение к хорошему и плохому. 

Занятия-соревнования

 Основу составляет состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных педагогом. Форма проведения таких занятий самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час».

Занятия-экскурсии

Во  время экскурсий у детей появляются навыки грамотного поведения в

различных условиях: в природе, в быту. Предоставляется возможность общаться с различными объектами. Помогает закрепить умение ориентироваться в окружающей обстановке. 

Интегрированные занятия

Интегрированные занятия интересны своей структурой. Они включают в себя несколько образовательных областей, связанных между собой одним сюжетом.

Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объём информации. 

Слайд 12:

«Здоровье» и «Музыка» 

- В интеграции с данной областью, использую на своих занятиях физические упражнения под музыку, основные виды движений: марш, бег, прыжки. Разучиваем с детьми песенки, одновременно выполняя упражнения по тексту песни, а также включаю двигательные разминки, игровой стретчинг. Выполняя упражнения под музыку, у детей формируется чувство ритма, такта, красивая и правильная осанка.  

Слайд 13:

- С целью укрепления психофизического здоровья детей и воспитания в потребности здорового образа жизни, совместно с воспитателями и медицинской сестрой детского сада, были разработаны и  проведены ряд мероприятий: «Школа дыхания», « Школа движения», «Айболит в гостях у ребят», «Витамины – наши друзья» и другие. Эти мероприятия объединили в себе  элементы театрализации, слушания музыки, релаксацию, музыкотерапию, упражнения по лечебно физической культуре. Старались выполнять в соответствии с ритмом музыки различные упражнения с гимнастическими палками, обручами и одновременно следить за дыханием, осанкой. Использовались упражнения на профилактику плоскостопия, гимнастика для глаз.  Танцевальное, игровое и песенное творчество детей было направлено на формирование у них эмоциональной отзывчивости к музыке, развитию координации движений, чувства ритма, быстроты реакции в играх.

 Слайд 14:

«Безопасность» и «Музыка»

 - Я своей работе с детьми использую современные технические средства: м\м экран, интерактивную доску. Обучаю детей, как правильно пользоваться ими, на каком расстоянии ставить стульчики от экрана и т.д. Провожу беседы с детьми по соблюдению правил в подвижных играх, во время бега и т.д. Если во время занятия мы отправляемся в поход или путешествие, мы снова вспоминаем с детьми все правила  безопасности. Организовала досуги и развлечения по правилам дорожного движения. Приглашали сотрудников ГИБДД, а также школьников.

Слайд 15:

«Социализация» и «Музыка»

- В работе с детьми использую игры и игровые приемы, где дети учатся различать настроение музыки и передавать в своих движениях. Включаю упражнения и игры на формирование дружеских отношений между сверстниками. Обязательно на каждом занятии дети учатся давать оценку самим себе и действиям других. В старших группах провела занятия на тему « Где живет вежливость», « Помогите лесу». Дети научили волка, который был жадным и злым, стать добрым, вежливым и благородным.

Слайд 16:

- Область «Социализация» присутствует практически на каждом занятии. Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», « Бальное платье», « Рыцари и принцессы» и т.д.), конечно же, во всем помогает детям музыка.

Слайд 17:

«Коммуникация» и «Музыка» 

- Область коммуникация присутствует практически на всех музыкальных занятиях, использую в разных видах музыкальной деятельности. Например, после прослушивания музыки мы общаемся с детьми о характере и настроении музыки, составляем рассказы, рассматриваем иллюстрации; обсуждаем с детьми особенности выразительного исполнения песен и танцев. После выступления на праздниках, концертах, конкурсах, мы вместе с детьми просматриваем записи с выступлением. Детям очень нравится обсуждать свои выступления, смотреть на себя со стороны, замечать свои ошибки и достижения.

Слайд 18:

 - В разделе «Музыкально – ритмические движения» -  учимся с детьми общаться не словами, а жестами, движениями, мимикой. Дети просто обожают такие игры и упражнения, в которых используется данный вид общения.

Слайд 19:

- Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях способствует формированию у воспитанников личностных качеств: самоутверждение в коллективе, развитие коммуникативных способностей, мотивации успеха, что вносит разнообразие в жизнь детей и дарит им радость. Одним из видов театральной деятельности является игра -  драматизация – это маленький спектакль, как переходная форма от игры к искусству. Объединяя несколько видов искусств, создаю уникальные возможности для художественного развития детей. Использование игр – драматизаций способствует объединению музыкального движения, пения, художественного слова, мимики и пантомимы, при этом все они подчиняются одной задаче – созданию художественного образа. Исполняя роль, ребенок не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа.

Слайд 20:

Зная, какими возможностями обладают игры – драматизации, агрессивному ребенку предлагаю роль, которая требует ненасильственного поведения, а неуверенному – роли, где он преодолевает тревожность и страх. Именно в театрализованной деятельности у детей появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Результатом работы в данном направлении стали интегрированные развлечения с использованием элементов театрализации: «Муравей и стрекоза», « Мама для мамонтенка», «Под грибком», «Теремок наоборот» и другие.

Слайд 21:

«Познание» и «Музыка»

- Интегрируя с областью «Познание», знакомлю детей с музыкальными инструментами, композиторами, звуками, музыкальными терминами и т.д. Дети учатся различать музыкальные и немузыкальные звуки от окружающей среды. Данную область использую как часть занятия, а также провожу музыкальные киоски, гостиные. Для знакомства с новым материалом использую м\м экран, готовлю презентации, видеоролики, познавательные фильмы. Провела  блок  музыкальных интегрированных занятий на тему « Жизнь замечательных людей», где дети знакомились с биографией и творчеством композиторов.

Слайд 22:

- В рамках недели педмастерства провела для воспитателей открытое музыкальное интегрированное занятие « Игры со звуками», которое явилось одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства. Интересной находкой было включение творческих заданий для передачи настроения, характера музыки в пластике движений и игре на различных предметах (кубики, карандаши, киндеры, бумага, стульчики, стаканчики). Творческие исследования детей были направлены на достижение важных педагогических целей:

- изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых).

- приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений.

- исследование различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструментах.

- развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.

Слайд 23:

- Музыка является одним из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.), мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики, металлофоны – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.

- Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. Мною были разработаны и проведены следующие праздники:

Слайд 24:
Маленькие модницы – конкурс красоты;
Путешествие на голубом автобусе;
«Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!»;
Офицером стать хочу;
Любовь с первого взгляда;
Путешествие по морю профессий;
Мамин день;
Ловкие, сильные, смелые и другие

- При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.

- Особое внимание в наше время уделяется Слайд 25:

 инклюзивному или  по-другому интегративному воспитанию ребенка в детских дошкольных учреждениях. Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. В нашем детском саду воспитывается и обучается два ребенка инвалида: один ребенок с проблемами опорно-двигательного аппарата (косолапие), второй – с физическими недостатками (отсутствуют фаланги пальцев на правой руке). Четыре года назад ходил мальчик с диагнозом ДЦП. Планируя занятия на группах, где есть дети инвалиды, я конечно, же учитываю индивидуальные возможности этих детей, подбираю для них задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Дети  участвуют во всех видах музыкальной деятельности: танцуют, поют, участвуют в сценках, театральных постановках, играют по возможности на музыкальных и шумовых инструментах. Работает в нашем саду и консультативный пункт по направлению семейное воспитание. Через него я даю родителям консультации, провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации и т.д.

Слайд 26:

Диагностика

 музыкальных способностей детей за последние 3 года

Из приведенной диагностики видно, что уровень музыкальных способностей детей  стабильно повышается. Дети обладают достаточными знаниями и умениями в области музыкального воспитания благодаря использованию интегрированного подхода в организации образовательного процесса. Система интегрированных занятий носит здоровьесберегающий характер, производит реабилитационный эффект. О комплексном благотворном влиянии интегрированных занятий на ребенка, говорит и тот факт, что наши выпускники легко адаптируются в школе и успешно обучаются в ней.

Слайд 27:

- Не будем забывать, что ребенок воспринимает мир в единстве, целостно. Развивать эту целостность в гармонии, призваны интегрированные занятия.

Слайд 28:

Спасибо всем за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды по видам музыкальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей. ( Методический материал)

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руково...

Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания.

 Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания дает возможность для самореализации и самовыражения детей....

Консультация для педагогов на тему: «Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок...

Памятка для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной областифедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования «Физическое развитие»....

Буклет для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развит...