Гражданско- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
материал по теме

Данное сообщение к педагогическому совету на мой взгляд на одну из наиболее актуальных тем нашего времени, поскольку патриотизм в детях нужно развивать с самого раннего возраста и работать в данном направлении на протяжении  всего обучения ребёнка, дабы воспитать достойного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение25.58 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ


ТЕМА: «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


 Воспитатель д/с «Золотой улей»

Ковалёва Татьяна Александровна

с. Новониколаевка 2011г.

        

Развитие гражданско-патриотических качеств личности - процесс, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всё жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того как понимается гражданственность и патриотичность, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.  

        В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений воспитание патриотизма и гражданственности приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности, что было отмечено в обращении президента Д.А.Медведева, отражено в Концепции модернизации Российского образования и Национальной доктрине образования РФ, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Актуальность проблемы определила цель и содержание деятельности педагогов ДОУ – создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств к малой Родине как основы становления в будущем патриотизма и гражданственности, средства успешной социализации детей.

По определению Российской педагогической энциклопедии (1999), «патриотизм» – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов». Он проявляется в гордости за достижения страны, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к национально-культурным традициям. Развитие чувства любви и привязанности к родному дому являются первой ступенью гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Л.С. Выготский утверждал, что в развитии ребёнка тесно сплетены естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке), усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.

        Под воздействием окружающей социо-культурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих отношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т.е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданско-патриотического воспитания как важного аспекта государственной политики. Сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.

        Заметим, что до начала реформ программа дошкольного воспитания включала раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни» (как часть направления «Ознакомление с окружающим»), в рамках которого выдвигалась одна задача – патриотическое воспитание.

        Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определённое отношение к собственной стране и народам населяющим её; гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности в труде на благо социума. Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться по средством:

  1. Освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
  2. Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
  3. Организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей населённого пункта, области, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребёнка;
  4. Проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
  5. Организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
  6. Вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым).  

Естественно, что дошкольник ещё не разбирается в правовых, политических или социасоциально-экономических аспектах, однако соблюдение им элементарных правил правопорядка, представление о достижениях в области науки и искусства, почтение к государственным символам, знание имён людей, прославивших наше Отечество, составляют основу для развития таких качеств личности, как чувство собственного достоинства, уважение к историческому прошлому страны, гордость за своих соотечественников, внешний вклад в развитие человечества и мировой культуры.        При этом познавательный уровень выражается в знании атрибутов и символов страны; в элементарных представлениях об устройстве государства; в осознании своих «прав и обязанностей» как члена семьи, затем как члена детского коллектива в группе детского сада, а так же жителя села, района, области, гражданина России; в знании имён выдающихся соотечественников – учёных, изобретателей, путешественников, полководцев, поэтов, писателей, композиторов, художников, артистов, спортсменов и др.

        Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребёнок и что вызывает отклик в его душе. Конечно же это – игра и сказка. Знание и любовь устного народного творчества то же является аспектом гражданско-патриотического воспитания. Ведь именно в сказках познаются народные традиции, быт, характер, героизм, любовь к Отечеству. Благодаря сказкам ребёнок познаёт добро и зло, выбирает для себя любимого героя, оценивая его личностные качества. Народные игры и сказки – это истинное богатство и наследие любого народа нашей планеты.

        Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

Эффективным видом игровой практики в детском саду является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвке или по сговору.

Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм, например: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эта игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединённые одним сюжетом, например, «зимние игры» – игры со снегом; снежки, строительство снежных крепостей, взятие их. Вариантом игротеки может быть соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских  народных игр.

Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

         

Наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
        Придерживаясь точки зрения, что гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, можно упорядочить в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы.
Кратко рассмотрим каждую из них:
1) Так, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы, ярко представлен системой традиционного народного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой – собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т.д. В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок дает каждый день традиционного народного календаря – понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственно чистого отношения к земле – кормилице, матери.
2) Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семья. Такая система – тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…
Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека – детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную философию, выработанную народом: понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.
3) Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей. Эта память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелем истории и культуры; в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и солдатских песнях и т.п.
Понимание народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и создания одинаково убедительно отражены как в этических образах богатырей-заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов.
Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной "книгой", где "записана" народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая "книга", - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
4) Итак, очевидно: в дошедшем до нас наследии – есть все, что необходимо для гражданско-патриотического воспитания современных дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры. Оно развивается на следующей ступени нашими соотечественниками. Это воины и ученые, архитекторы и художники, писатели и композиторы, путешественники и космонавты – имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжает традиции своих бесчисленных безымянных предшественников.
Таким образом, я думаю, что традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Считаю, что успех этой работы также зависит от методического обеспечения, данных о том, какие представления, чувства, отношения, навыки поведения должны формироваться у детей в процессе прохождения той или иной темы ("Школа", "Библиотека", "Семья", "Путешествие по городам" и т.д.).
Основным видом деятельности дошкольника является игра. Ребенок, принимая ("примеряя") на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. (Например: сюжетно–ролевые игры "Дочки-матери", "Хозяюшки", "Семья", "Школа" и т.д.).
При этом дидактические игры планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов.  

        Воспитывая, будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель – создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

1.Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005, – 96 с.
2.«Истоки»: Базисная программа развития ребёнка дошкольника. 2-е
 изд. испр. и доп. М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– 303 с.
3.
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. – 1998. – №1142. – С.25-32.
4. Дошкольная педагогика / Петербургский научно-практический журнал. – 2006. – №6 (33) /ноябрь-декабрь/. – 72 с.
5.Управление ДОУ
: научно-практический журнал. – 2005. – Л (19). – 128.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др.-СПб.: Детство-Пресс, 2002.

5. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.

  6. Журнал "Ребенок в детском саду" N4, 2001; N5, 2001.

  7. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Обзор программ, методических разработок, литературы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Проектная деятельность в гражданско- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

 Патриотизм- многогранное по своему содержанию, сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Проблема патриоти...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...


 

Комментарии

Антонова Наталия Алекснадровна

Отличный материал! Многое возьму на вооружение