Из опыта работы.
материал по теме

Представлен опыт работы воспитателя Шекуровой С. И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                          Из опыта работы.

Образование высшее, окончила филологический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Педагогический стаж работы в должности воспитателя - 13лет.

В 2007 году аттестована на I квалификационную категорию.

С начала своей трудовой деятельности – развитие речи дошкольников является основным направлением моей работы.

Овладение родным языком относится к одному из самых важных приобретений ребенка и рассматривается как основа воспитания и обучения детей на протяжении дошкольного и школьного периода.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

Выготский Л.С. писал: «Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Поэтому я выбрала основное направление в своей работе – развитие речи детей методами моделирования, ТРИЗ, через проектную деятельность.

Развитие речи детей в дошкольном детстве является процессом многоаспектным по своей структуре. Так этот процесс органически связан с познавательным развитием.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых особенностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка- дошкольника, который представляет больше возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Познакомилась с результатами исследований психологов, педагогов, лингвистов, которые создали комплексный подход в решении задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, О.С. Ушаков, Ф.А. Сохин, А.М. Страунинг).

Считаю, что эффективное проведение занятий по развитию речи в форме игры, то есть как живой разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей, вызывают неподдельный интерес, а также побуждают и активизируют речь. С младшего возраста на своих занятиях использую как словесные, так и наглядные игровые приемы. Они возбуждают у детей интерес к деятельности, обогащают мотивацию к обучению речи, создают положительный фон процесса и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Большую роль в развитии речи детей сыграло использование моделей, схем .Я пришла к выводу, что дети лучше усваивают образное содержание сказки. Элементами модели были картинки, затем они менялись символами – заместителями. В качестве символов – заместителей на начальном этапе работы использовала геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. Постепенно дети от  простого манипулирования элементами модели переходили к составлению пространственной динамической модели, которая непосредственно служит планом рассказа. Применяя модели, схемы на занятиях, я убеждалась, что у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление, творческое воображение, память – все это способствует полноценному развитию речи детей.

В старшем возрасте расширяется запас слов, активизируются слова, обозначающие качества и действия. Поэтому на занятиях продолжала использовать прием моделирования, предлагая детям составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия с помощью схем и графики.

Активно использовала в работе с детьми разных групп элементы ТРИЗ, работа показала, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находит оригинальные решения. Каждый день работы с детьми - поиск. На занятиях стараюсь не раскрывать истину, ребенок учится сам ее находить. Наводящими вопросами стараюсь подвести к тому, что он сам находит ответ. Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: как? откуда? зачем? для чего?

Постоянно стремлюсь открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии. Например, солнце- это хорошо, потому что светит, греет, радует.  Но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Тем самым научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте – это и есть основа ТРИЗ.

С этой целью на занятиях использую игры «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Чем связаны», «Чем похожи», «Да - нет».

Начала я с самого простого. Например, играла в игру «Что в круге». Рисовала на доске кружочки (или любую геометрическую фигуру) и при этом перечисляла: «Это яблоко, это груша, это слива…» Дети помогают называть недостающее. Затем обводила эти кружочки большим кругом и спрашивала: «А где это все бывает? Тогда круг – это что?» Давала детям возможность высказаться. Круг – это сад, корзина, магазин, рынок. Потом можно сказать, что это не фрукты, а птицы, цветы и т.д. Большой просмотр  для фантазии.  Главная цель игры -  показать детям, что разные предметы можно обозначать одинаковыми геометрическими фигурами, но как интересно детям самим познавать и делать выводы.

Затем предлагалось обозначать предметы не любой фигурой, а той которая формой напоминает их. Графическая аналогия подводит детей к понятию «свертывания» - умение выделять в образе самое главное, а в старшем дошкольном возрасте помогает развивать логическое мышление.

На занятиях со старшими дошкольниками использовала «метод фокальных объектов». Основная идея которого – расширение ассоциативных связей. Выбираем несколько объектов (2-3), у которых выявили специфические признаки, переносились на другой объект. Это такие игры, как «Путаница», «Отгадай секрет», «Давай поменяемся».

Не менее интересный метод «эмпатия».  На таких занятиях ребенок отождествляет самого себя с кем либо, и как следствие – умение сопереживать этому объекту. Эти игры «Обиженные вещи», «О чем не написано в книге».

Велика роль и художественной литературы на формирование личности ребенка. С этой целью мною был разработан долгосрочный художественно – речевой педагогический проект, посвященный творчеству К.И. Чуковского: «Наш друг Корней».

Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского, т. К. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Анализируя произведения К.Чуковского, дети понимают и чувствуют глубокое идейное содержание. Книги писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.

Данный проект предусматривает развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, а также активное владение речью, умение высказывать свои мысли и творчески самовыражаться.

Вся моя работа построена на определенных правилах, которых я стараюсь придерживаться:

  1. нет темы, на которую нельзя беседовать с детьми;
  2. давать возможность ребенку ошибаться и ошибаться самим – искать вместе выход;
  3. разговаривать с ребенком, а не только говорить самим;
  4. в воспитательно – образовательной работе должно быть равновесие между серьезной работой и игрой.

Я работала в школе,  в детском саду и всегда отмечала, что речь – основа развития не только дошкольника, школьника, но и основа содержания взрослого человека. Но основы формируются в раннем детстве. Именно поэтому я работаю над данной проблемой и вижу результативность моих усилий в виде доказательности, рассудительности, более богатого словарного запаса, а самое главное – желание рассуждать и правильно говорить у своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....