Перспективные планировании
методическая разработка по теме

Сарыглар Шораана Леонидовна

Планировании для д\с "Салгал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Детское экспериментирование»

 Перспективное планирование в старшей группе

Сентябрь – октябрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

 и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Поиск воздуха
  2. Живая змейка
  3. Воздух занимает место
  4. Реактивный шарик
  5. Подводная лодка
  6. Сухой из воды
  7. Свеча в банке
  8. Почему не выливается
  9. Чем пахнет воздух

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Рисование

  1. Тема: «Рисование мыльными пузырями»
  2. Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Смешарик»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с песком»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Песчаный конус
  2. Свойства мокрого песка
  3. Волшебный материал
  4. Где вода?
  5. Ветер – ветерок
  6. Песчаная буря
  7. Своды и тоннели

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Рисование

  1. Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
  2. Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).
  3. Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Январь – февраль

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  1. Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
  2. Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Откуда берётся вода?
  2. Какая бывает вода?
  3. Есть ли у воды форма?
  4. Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
  5. Ручеёк
  6. Фонтан
  7. Подводная лодка

Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Рисование :

  1. Тема:«Волшебная вода» (колорит).
  2. Тема:«Чудесный букет» (монотипия).
  3. Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому).

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Зачем деревьям корни?
  2. Тонет не тонет
  3. Имеет запах или нет?
  4. Какая поверхность коры у деревьев?

Кора от разных деревьев, веточки деревьев, пробки, «чудесный» мешочек, вода, банка, посуда из дерева, различные предметы из дерева

Рисование

  1. Тема: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев)
  2. Тема: «Чудо дерево» (оттиск корой)
  3. Тема: «Это чудное мгновенье» (тиснение)

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Парящий самолёт
  2. Рисует магнит или нет
  3. Быстрые кораблики
  4. Притягивает- не притягивает

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Рисование

  1. Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)
  2. Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Темы

игр-

экспериментов

Программное содержание

Материалы и оборудование

Сентябрь

4 неделя

«Экскурсия

в детскую лабораторию»

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Октябрь

1 неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Ширма  с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями;

чеснок в футляре,

 кусочек апельсина; поролон с духами,

лимон.

Октябрь

2 неделя

«Почему все звучит?»

Подвести  детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.

Октябрь

3 неделя

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Октябрь

4 неделя

«Вода принимает форму»

Показать детям опыт, в котором  вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.

Ноябрь

1 неделя

«Какие предметы могут плавать?»

Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы.

Ноябрь

2 неделя

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой,  стаканчики, вода, ложки, поднос.

Ноябрь

3 неделя

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Ноябрь

4 неделя

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство -  невидимость

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Декабрь

1 неделя

«Воздух работает»

Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Декабрь

2 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков.

Декабрь

3 неделя

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Декабрь

4 неделя

«Свет повсюду»

Показать значение  света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер); искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик,   свеча, настольная лампа.

Январь

1 неделя

«Свет и тень»

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Январь

2 неделя

«Замерзшая вода»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Январь

3 неделя

«Тающий лед»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

Январь

4 неделя

«Разноцветные шарики»

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

Февраль

1 неделя

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Февраль

2 неделя

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.

Февраль

3 неделя

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Февраль

4 неделя

«Где вода

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Март

1 неделя

«Водяная мельница»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.

Март

2 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске.

Март

3 неделя

«Угадай-ка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; с песком, шарики из разного материала.

Март

4 неделя

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист.

Апрель

1 неделя

«Солнечные зайчики»

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

Зеркала.

Апрель

2 неделя

«Что растворяется

в воде»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.

Апрель

3 неделя

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.

Апрель

4 неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность.

Совки,  различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

Май

1 неделя

«Игры с песком»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.

Май

2 неделя

«Фонтанчики - радуга»

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Пластиковые бутылки с дырочками.

Май

3 неделя

«Солнце дарит нам тепло»

Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла

Май

4 неделя

Диагностирование детей



Предварительный просмотр:

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста

Тема

Содержание

Цель

Форма организации

Вода

Д/Упражнения:

«Помоем ручки», «Умоем куклу»,

«Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п.

Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща.

Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты.

«Водичка, водичка»

Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.

Режимные моменты

«Напоим кукол»

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Часть занятия

«Чистые ручки»

Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Игра

«Помощники»

Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой.

Режимные моменты

«Найди пингвиненка»

Дать представление о том, что вода прозрачная.

Опыт

«Прятки»

Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной.

Опыт

«Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

Часть занятия

«Будем пить»

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Режимные моменты

«Что получиться?»

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Опыт

«Вкусная водичка»

Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Опыт

«Заморозим»

Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

Опыт

«Разогреем»  

Дать представление о том, что лед может превращаться в воду.

Опыт

«Теплая, холодная»

Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной.

Часть занятия

«Куда делась вода?»

Выявить процесс испарения воды.

Опыт

«Откуда берётся вода?»

Познакомить с процессом конденсации.

Опыт

«Высушим»

Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Часть развлечения

Песок

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Игра

«Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Опыт

«Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Часть занятия

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Игра

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке

Воздух

 

«Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден.

Игра

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Опыт

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Опыт

«Буря в стакане»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Игра

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Игра

«Лодочка плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Часть занятия

«Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Наблюдение на прогулке

Камни

 

 

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт

«Легкий – тяжелый»

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Часть занятия

«Теплый –  холодный»

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт

«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Часть занятия

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт

«Твердый – мягкий»

Дать представление о том, что камни твердые.

Опыт

Бумага

«Бумажные листочки»

Дать представление о том, что бумага легкая.

Опыт

«Тонкая – толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Опыт

«Порвем бумагу»

Дать представление о том, что бумага может рваться.

Опыт

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Опыт



Предварительный просмотр:

Средняя группа

«Вместе дружная семья»

В средней группе продолжается работа по воспитанию любви к маме, начатая в младшей группе. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок может позаботиться о маме и о других членах семьи.

В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о  младших, младшие пытаются помогать старшим.

Детям даются первоначальные знания о родственных отношениях в семье —каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа — тоже дочь и сын бабушки и дедушки.

В средней группе воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Необходимо вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности— накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

Большая работа в этом плане проводится с родителями во время индивидуальных бесед и консультаций. Без помощи родителей решить  поставленную задачу невозможно.

«Детский сад»

Дети проводят в детском саду больше времени, чем в семье, поэтому, работая по данной теме, необходимо показать детям прежде всего, что детский сад похож на  семью: как и в семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые.

Воспитатель знакомит детей с трудом сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает, что с каждой группой работают воспитатели, помощники воспитателей, объясняет, что делает медсестра.

Дети посещают помещения других групп. Воспитатель привлекает детей к заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки и др. Много целевых прогулок можно организовать по участку детского сада. Воспитатель учит детей ориентироваться на территории детского сада, обращает внимание на все новое, что появляется на участке: посадили новые кусты, заасфальтировали дорожки и т.д. Подводит детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей, причем люди старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в детском саду было интересно. Поэтому ко всему нужно относиться бережно.

«Труд взрослых»

Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых, прежде всего сотрудников детского сада. Воспитатель должен подчеркнуть, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Он напоминает, что в младшей группе дети узнали о работе воспитателя, помощника воспитателя, медсестры. Детей знакомят с трудом повара, работников прачечной.

Кроме этого, необходимо познакомить детей с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им знакомы и понятны, например почтальон, продавец.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение.

Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и экскурсии.

Рассказывая о труде людей, воспитатель стремится вызвать в детях желание помогать взрослым в повседневной жизни: хорошо вытирать ноги при входе в помещение, тогда помощнику воспитателя будет легче мыть полы; чисто мыто руки, тогда работникам прачечной будет легче отстирать полотенца и т.д.

Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, в которых закрепляются знания о труде взрослых.

Необходимо обратить внимание детей на то, что от того, как человек будет выполнять свою работу, зависит качество предметов, которые нас окружают. Поэтому любую работу нужно выполнять хорошо.

Чтобы сделать какой-либо предмет, человек затрачивает много времени и сил, следовательно, ко всему, что нас окружает, надо относиться бережно.

«Родное село»

В средней группе детям еще трудно представить себе село, потому что их жизнь в основном ограничивается тем местам, где они живут.

Поэтому, проводя целевые прогулки, воспитатель прежде всего знакомит детей с близлежащими улицами. Он обращает внимание на то, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть номер. Постепенно дети подводятся к необходимости знать свой домашний адрес. Проводя наблюдения, воспитатель постоянно говорит о названии села, и дети его запоминают.

Во время таких прогулок рекомендуется обращать внимание детей на все положительное, что происходит вокруг. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству села это работа дворников, уборка снега, посадка зеленых насаждений и т.д. Постепенно дети начинают понимать, что они тоже жители  села и могут что-то сделать, чтобы их родное село был красивым и чистым — не сорить, посадить семена цветов на участке в детском саду и в доме.

 «Наша Родина»

Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной — вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.

Прежде всего воспитатель знакомит детей с природой России. Он показывает детям иллюстрации с изображениями лесов, полей, рек, морей, гор, подчеркивая, что России — страна красивая и большая. Он беседует с детьми о том, где они провели лето, и обращает их внимание на то, что все дети были в разных городах, селах и видели, какая красивая наша страна. Желательно показать детям и красоту, созданную руками русских мастеров, — это храмы, архитектурные памятники разных городов России и т.д. Воспитатель подчеркивает, что все это создано руками талантливых русских мастеров.

Необходимо обратить внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие тоже могли этим любоваться.

В средней группе знакомят детей с тувинским национальным костюмом. Для этого в группу приносят кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы.

Воспитатель рассматривает с детьми костюмы, обращая внимание на некоторые новые названия.

В дальнейшем, рассматривая иллюстрации к русским народным сказкам, воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты герои сказок. Особенно хороши иллюстрации к русским народным сказкам художника Е.Рачева.

Приобщая детей к русской культуре, воспитатель рассказывает им русские народные сказки, предлагает послушать в грамзаписи русские народные песни, заучивает русские народные потешки, знакомит с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, матрешками, хохломскими изделиями. Таким образом, к концу года у детей складывается представление о России как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Перспективный план по патриотическому воспитанию в средней группе

п\п

№1

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

I неделя

«Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье).

II неделя

«Моя семья» (любимые занятия родителей и других членов семьи).

III неделя

Беседа о младших членах семьи. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и беседа по её содержанию.

IV неделя

Беседа «Помощники» (об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи).

Октябрь

I неделя

Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».

II неделя

Экскурсия по детскому саду (знакомство с помещениями детского сада и его сотрудниками).

III неделя

Посещение группы раннего возраста (воспитание заботливого отношения к малышам).

IV неделя

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада

Ноябрь

I неделя

Проект «Письмо в сказочную страну» (знакомство с профессией почтальона).

II неделя

Рисование «Мой детский сад».

III неделя

Рассматривание иллюстраций о природе России. Чтение стихотворения о березе.

IV неделя

Как звери готовятся к зиме.

Декабрь

I неделя

«Мы следопыты» (природа родного края).

II неделя

Беседа «Родное село».

IV неделя

Целевая прогулка по близлежащей улице (закрепить название улицы, на которой находится детский сад).

Январь

II неделя

Рисование «Украсим улицы села».

III неделя

Природоохраняемая акция «Покормим птиц зимой».

IV неделя

Беседа о красивых местах села.

Февраль

I неделя

Создание с детьми фотоальбома «Родное село».

II неделя

«На земле, в небесах и на море» (беседа об армии, о родах войск).

III неделя

«Папы, дедушки – солдаты» (беседа о государственном празднике «День защитника Отечества»).

IV неделя

Спартакиада «К защите Родины готов!»

Март

I неделя

Фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

II неделя

Беседа «Моя мама лучше всех».

III неделя

Чтение Н. Артюховой «Трудный вечер» (воспитание заботливого отношения к маме).

IV неделя

Рассматривание дымковских игрушек и рассказ воспитателя о них.

Апрель

I неделя

Рассматривание изделий хохломской росписи, рассказ воспитателя о данном виде прикладного искусства.

II неделя

Акция «Природа просит защиты» (бережное отношение к природе родного края).

IV неделя

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Май

I неделя

Рассказ воспитателя «День Победы».

II неделя

Рисование «Салют победы».

III неделя

Знакомство детей с флагом Республика Тыва.

IV неделя

Знакомство детей с флагом России

Старшая и подготовительная к школе группы

«Вместе дружная семья»

Со старшими дошкольниками продолжается работа, начатая в средней группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи.

В старшем дошкольном возрасте следует уделить внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны помогать им: помыть посуду, постирать какие-то свои мелкие вещи, подмести пол, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание следует уделить заботе о престарелых членах семьи — бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.

Впервые детей знакомят с родословным древом. Воспитатель проводит эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал, воспитатель показывает детям, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.

В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики —мужчинам, девочки — женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место в группе девочке, в транспорте женщинам и девочкам, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких и девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др.

«Детский сад»

Старших дошкольников продолжают знакомить с детским садом. Особое внимание уделяется обучению детей умению ориентироваться в помещениях детского сада. Воспитатель дает детям поручения сходить в методический кабинет, на кухню, предлагая на словах объяснить, как туда войти. Следует обратить внимание на знакомство старших дошкольников с сотрудниками детского сада. В этом возрасте желательно познакомить с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщика, кастелянши. Ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники.

Следует постоянно возвращаться к разговору о труде сотрудников детского сада, предлагая детям сходить на кухню, в прачечную и поблагодарить сотрудников за их заботу о детях.

«Труд взрослых»

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд — это проявление заботы людей друг о друге. Особенно ярко это видно на примере труда хлеборобов, поэтому в пособии предлагаются различные виды работ по знакомству детей с трудом в деревне: занятия, чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения.

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая ее значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

«Родной город - Кызыл»

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется и усложняется работа по знакомству с родным городом.

Воспитатель знакомит детей с этим названием главных улиц, объясняет его происхождение, рассказывает о главных улицах, предприятиях, достопримечательностях города.

Усложняется работа по знакомству детей с историей родного города.

Знакомя детей с достопримечательностями города, желательно связать эту работу с историей России, чтобы дети понимали — история родного города неразрывно связана с историей их страны.

 «Родная страна»

Основная задача в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с родной страной — вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории. В этой работе можно выделить следующие направления:

—дать элементарные сведения об истории страны и ее символике; о борьбе народа против захватчиков в разные периоды истории;

— показать, что Россия — страна большая, богатая. Познакомить с картой страны, показать, как читать карту, что карта может рассказать о природе страны и ее богатствах;

— рассказать детям, что Россия — страна многонациональная, воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

— познакомить детей с различными традициями обычаями тувинцев народа, с его культурой;

— рассказать детям о людях, прославивших Родину и свой родной город.

В старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям, что в мире много стран, в каждой стране свои традиции, своя культура. Познакомить детей с картой, глобусом, научить их находить границы своей страны, других стран, находить главные города разных государств. Подвести детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты — Земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на этой планете.

Перспективный план по патриотическому воспитаннию старшей группе

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

I неделя

Беседа с детьми о летнем отдыхе (страна большая, наш город её часть).

II неделя

Беседы о профессиях родителей.

III неделя

«Дружная семья» (рассматривание фотоальбомов «Семейные традиции»).

IV неделя

Целевая прогулка вокруг детского сада (закрепление названий ближайших улиц).

Октябрь

I неделя

Создание макета «Дорога от детского сада до школы».

II неделя

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Родной селе» (закрепление знаний о родном селе).

III неделя

Изготовление фотоальбома «Достопримечательности столицы Тувы».

IV неделя

Проект «Изготовление герба села».

Ноябрь

I неделя

«Наш кожуун – Барун-Хемчик» (беседа, рассматривание карты Республики Тыва).

II неделя

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир Детского сада).

III неделя

Рассматривание альбома «Звери родного края Республики Тыва».

IV неделя

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете», посвященных дню матери.

Декабрь

I неделя

 «Удивительный – камень «Чонар - Даш»» (рассматривание предметов народно-прикладного искусства.).

II неделя

Природоохранная акция «Не рубите ёлочку».

Январь

III неделя

Рассматривание и развешивание кормушек для птиц, изготовленных совместно с родителями.

IV неделя

Природоохранная акция «Берегите птиц».

Февраль

I неделя

«Тувинский национальный праздник - Шагаа» (празднование Шагаа).

II неделя

Беседа «Наша армия» (воинские профессии).

III неделя

Акция «Подарки для защитников Отечества».

IV неделя

Праздник « День защитника Отечества».

Март

I неделя

Фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

II неделя

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 марта.

III неделя

«Наша Родина – Россия» (рассматривание карты России).

IV неделя

Беседа «Кызыл – главный город нашей Республики».

Апрель

I неделя

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

II неделя

Беседа «Путешествие в космос».

III неделя

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны».

Май

I неделя

Тематический праздник «День Победы».

II неделя

«Наш кожуун» (рассматривание карты Республики Тыва).

III неделя

Рассказ воспитателя о символике Республике Тыва.

IV неделя

Беседа «Люди, каких национальностей населяют нашу Республику».

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

I неделя

Беседа с детьми о летнем отдыхе (страна большая, наш город её часть)

II неделя

Рассматривание семейных фотоальбомов. Знакомство с родословным древом

III неделя

Рассматривание рисунков гербов семьи, которые дети выполнили совместно с родителями.

IV неделя

Посещение детей групп раннего возраста при одевании на прогулку. Игры с ними во время прогулки.

Октябрь

I неделя

Оформление альбома «История детского сада».

II неделя

Рисование с детьми плана детского сада.

III неделя

Экскурсия по близлежащим улицам. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

IV неделя

«Я и мой город» (беседа о достопримечательностях родного города).

Ноябрь

II неделя

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с поэтами и писателями родного города.

III неделя

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

IV неделя

Музыкальный досуг, посвященный Дню матери.

Декабрь

I неделя

Беседа «Наш кожуун – Барун-Хемчикский».

II неделя

Проект «Символика Барун-Хемчикского кожууна»

III неделя

Изготовление плакатов «Сохраним красавицу елку».

Январь

I неделя

Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой».

II неделя

Беседа «Наша родина – Россия».

III неделя

Беседа «Москва – столица России».

Февраль

I неделя

Беседа о памятниках защитникам Отечества.

II неделя

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

III неделя

Беседа «Верные друзья пограничников – собаки».

IV неделя

Чтение З. Александрова «Дозор».

Март

I неделя

Фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

II неделя

Праздник «Наши мамы».

Апрель

I неделя

Рассказ о национальных традициях русского народа –хлебосольстве.

II неделя

Беседа «Путешествие в космос».

III неделя

Чтение А.Неходы «Летчики».

IV неделя

Акция «Никто не забыт» (изготовление подарков для ветеранов ВОВ).

Май

I неделя

Беседа «Они сражались за Родину».

II неделя

Встреча с ватерами ВОВ. Вручение подарков.

III неделя

Рассказ педагога о Героях Советского Союза.

IV неделя

Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны – Куулар Б.Д.  Вручение подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...