Приемы и принципы работы на занятии с детьми РДА.
методическая разработка по теме

Приемы и принципы работы на занятии с детьми РДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и принципы работы на занятии с детьми РДА.

        Синдром детского аутизма характеризуется нарушениями в развитии коммуникации и социальной адаптации.

        Развитие речи аутичных детей также своеобразно. Нарушено развитие коммуникативной функции речи, характерны существенные затруднения в самостоятельном построении развернутого речевого высказывания. Вместо этого ребенок использует речевые штампы, называя себя при этом во втором или третьем лице. Таким образом, то что в норме является материалом для организации целенаправленного речевого действия, у аутичных детей становится средством аутостимуляции. Часто получается так, что аграмматизмы, смазанность, трудность произвольной организации речи, невозможность диалога сочетаются со сложной правильной речью при аутостимуляции.

        Развитие мышления обнаруживает те же тенденции. При конкретности, буквальности и фрагментации в понимании окружающего аутичные дети в рамках стереотипной игры могут проявлять способность к символизации, эти стереотипные интеллектуальные игры могут быть достаточно изощренными, но при этом они не являются настоящим активным взаимодействием со средой.

        Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, разрешению поведенческих проблем, освоения им навыков социального взаимодействия. Поэтому индивидуальная коррекционная работа предваряет организацию аутичного ребенка в более формальной учебной обстановке.

        При формировании учебного процесса следует придерживаться следующих принципов:  

- сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к занятиям.

- зафиксировать время и место занятия, что послужит основой будущего стереотипа учебного поведения

- постепенно закрепить определенную последовательность действий при подготовке к занятию и действий связанных с завершением занятия

- в конце следует обязательно похвалить ребенка.

        Эти простые, на первый взгляд, меры в организации учебного процесса приобретают в случае раннего детского аутизма особое значение: освоение навыков поведения на занятии даётся такому ребенку значительно труднее, чем собственно учебные навыки.

        Что касается содержательной стороны занятия, то следует использовать следующие приемы:

- необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия

- каждое упражнение и задание обыгрывается, привязывается по возможности, к интересам ребенка

- занятие легче проводить, если его элементы связанны единым  сюжетом

- используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление (эмоциональное поощрение, игрушка конфета)

        Сейчас будут представлены фрагменты занятия по развитию речи. Лексическая тема:  «Деревья».

Занятие начинает с артикуляционной гимнастики, чтобы уменьшить количество оральных аутостимуляций, снизить их напряженность и подготовить органы артикуляции к произвольному произнесению звуков речи. Для этого я использую картинки- схемы, которые определяют действия.

1-ый фрагмент «Артикуляционная гимнастика»

        Ребенок будет с удовольствием делать упражнения, если включить элементы игры (шарик лопнул).

        Обязательно следует использовать в работе с детьми с РДА «глобальное чтение». Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком0 не вычленяя отдельных букв.

2- ой фрагмент «Глобальное чтение»

Глобальное чтение опирается на зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь, мышление, зрительное внимание и память ребенка с РДА.

Обязательно следует использовать во время занятие динамическую паузу, но обязательно нужно связывать её с общей темой, так как смена положения, смена деятельности может повлечь полную потерю внимание, ребенок «выключится из темы занятия.

3-ий фрагмент «Физ. минутка»

 Речь аутичного ребенка страдает аграмматизмами, нарушением ее морфологической стороны. На данном занятии я ставила цель: закрепить умение использование предлога «на» и использование при этом существительных в предложном падеже с правильным окончанием

4-ый фрагмент «Работа с предлогом»

В этой работе использовался игровой прием –ребенок закрываети  открывает глаза, а белочка прыгает – но здесь видно, что Ваня, принимая условия игры не «доигрывает» ситуацию, хотя этот игровой приём и стимулирует внимание и речь.

Исследования показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности точных движений пальцев рук. Сложность распределения мышечного тонуса сказывается и на ручной моторике аутичного ребенка.

5-ый фрагмент «Пальчиковая гимнастика»

Следует помнить, что при проведении пальчиковой гимнастики, как чести занятия, следует ориентироваться на заданную изначально тему.

6-ой фрагмент

В конце занятие следует обязательно подвести итоги, обязательно похвалить, т.е. эмоционально простимулировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы вне занятий с детьми старшей группы

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы вне занятий с детьми  старшей группы...

«Приемы и методы работы над интонированием с детьми дошкольного возраста».

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики....

Сообщение на областной методической неделе "Использование методов и приемов нейропсихологии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ"

Последние годы педагоги компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, находятся в поиске наиболее эффективных методов и приемов работы. Это объясняется рядом фактов.Во-первых: на сегодняшни...

Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотив...

Методическая неделя. Инновационные приемы и методы работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихологические игры-эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ....

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...